Статья на тему «Что делать, чтобы ваш ребенок вырос успешным»
Работая в детском саду, мне часто приходится общаться не только с детьми, но и их родителями. Наши встечи проходят в виде семинаров, собраний и консультаций. На них мы обсуждаем различные темы, связанные с развитием и воспитанием детей. В ходе таких встреч участники рассказывают о своих переживаниях, обсуждают волнующие их проблемы, делятся друг с другом опытом, находят поддержку. Многие родители поднимают вопрос о том, какие качества нужно формировать и развивать в ребенке, чтобы он вырос успешным. В этой статье я постараюсь ответить на этот вопрос и дать рекомендации по формированию у ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет) составляющих успешности - активности и уверенности в себе.
По определению О.В Хухлаевой «успешность – это умение человека реализовывать те потенциальные способности, которыми наделила его природа».[2, с.7] Другими словами, успешность – это самореализация. Успешный человек уважает себя, ставит перед собой цели и достигает их. Он активен и уверен в себе. Задача родителей и педагогов – создать условия для формирования у детей этих качеств. Один из сензитивных периодов развития активности и уверенности в себе - ранний возраст. В это время закладываются основы будущей личности. Е.К.Лютова, Т.Б.Монина утверждают, что «именнов первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться» [1, с.6].
В раннем возрасте ребенок овладевает ходьбой, что увеличивает поле его активности. Он стремится исследовать все, что встречается на его пути. Иногда это бывает небезопасно. Поэтому задача родителей, не подавляя активности ребенка, постепенно приучать его к ограничениям, нормам и правилам. По совету английского детского психоаналитика Дональда Винникота «стоит снизить количество потенциальных требований ребенка (поднять вверх предметы, которые ребенку нельзя брать, завязать шкафы, не водить в магазины и, возможно, обходить их стороной; гулять в одежде, которую легко постирать)». [2, c.23] Вводя ограничения, например, не подходить к плите, к розеткам, надо простыми словами объяснять ребенку, почему нельзя это делать. А, по возможности, лучше показать. Например, дать прикоснуться ребенку к стакану горячего чая и сказать: «Горячо». Важно, чтобы ограничений было немного. Только те, что необходимы для безопасности ребенка.
В раннем возрасте надо деликатно приучать ребенка к горшку: хвалить за успех и не ругать за промахи. Если малыша наказывать за мокрые штанишки, он начнет чувствовать себя виноватым и потеряет уверенность в себе.
Часто ребенок раннего возраста становится капризен, открыто агрессивен. Относитесь к этому с пониманием: малыш пробует «силу своего «я», возможность влияния на окружающую действительность». [2, c.32] Используйте игры, в которых ребенок может проявить агрессию, не накапливая ее внутри и не нанося ущерба окружающим. Прекрасно подойдут игры с песком, где можно строить, а потом разрушать; игры в зоопарк, цирк, в которых малыш вместе со взрослыми будет рычать, драться, визжать.
Важно уделять внимание развитию речи ребенка. Он должен научиться использовать речь для общения.
В заключении, хочется напомнить еще об одном важном правиле на пути развития успешности: почаще хвалите своего ребенка, говорите, что вы его любите и цените. Пусть он всегда чувствует вашу любовь и поддержку.
Список использованной литературы
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком(период раннего детства). – СПб.: Речь; М., Сфера, 2008. – 176с.:ил.
Хухлаева О.В. В каждом ребенке – солнце: Психология ребенка от 0 до 11. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2018. – 314с. – (Мы и наши дети).