12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Унжина Наталья Петровна566
Люблю свою работу!
Россия, Нижегородская обл., Ковернино
7

Проект урока русского языка в 6 классе на тему «Урок-путешествие в галактику «Глагол» (урок по теме «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»)



МОУ Ковернинская средняя общеобразовательная школа №1

Проект урока русского языка в 6 классе на тему

Урок- путешествие в галактику «Глагол»

(урок по теме «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»)

Базовый учебник: Русский язык: учебник для 6 класс общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-путешествие.

Цель урока: повторение известных сведений о глаголе, получение новых знаний о наклонении глагола, раскрытие особенностей глаголов в изъявительном наклонении, применение полученных знаний через использование игровых технологий на уроке.

Задачи:

Обучающие:

закрепить знания о глаголе, полученные ранее;

сформировать представление о грамматической категории наклонения и раскрыть особенности глаголов в изъявительном наклонении;

продолжать работу по развитию орфографических и речевых умений.

Развивающие: способствовать развитию творческих способностей и самостоятельности учащихся, образного мышления.

Воспитывающие: заинтересовать обучающихся темой «Космос», воспитывать уважительное отношение к культуре учебного труда, пробудить интерес к русскому языку.

Оборудование:

компьютер, мультимедиапроектор;

презентация;

Методы и приемы работы: эвристический метод (создание проблемной ситуации, фронтальный опрос, индивидуальная работа), исследовательский метод (подготовка учащимися сообщений, творческие работы учащихся), репродуктивный метод (сообщение учителя, пропедевтическая беседа), метод творческого чтения (написание мини-сочинения, выразительное чтение стихотворения).

Ход урока:

Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Введение в тему _____________________________________________________________________ 5 мин.

Формы организации учебной деятельности

Рассматриваемые вопросы

Время

Слово учителя

Выразительное чтение стихотворения

Пропедевтическая беседа

Словарная работа

Фронтальный опрос

Люди изучали космос еще в древнем мире. Наблюдали за звездами, составляли календарь. У каждого фараона, царя одним из ценных уважаемых советников был звездочет, который составлял гороскоп. Люди верили и верят в силу влияния звезд на судьбу.  Было сделано много открытий и много открытий еще впереди. Одно из знаковых событий – это первый полет человека в космос. Полет Юрия Гагарина состоялся 12 апреля 1961 года.

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики. Это особенный день – день триумфа науки и всех тех, кто сегодня занимается космической отраслью. Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. В этом году во всём мире отметят 51 годовщину со дня полёта человека в космос. С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения, самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. Луна и звёзды всегда притягивали. Они заставляли мечтать, раздумывать... Сегодня на уроке русского языка и мы совершим путешествие в космос. (слайд 1)

Ребята, вы любите мечтать? Тогда я думаю, что вам будут близки строчки стихотворения Э.Барковой «Я мечтаю», которое подготовил____________________

Я мечтаю о звёздных полётах,

Намечаю маршруты путей,

Межпланетным я стану пилотом,

Только б вырасти мне поскорей.

Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

Знаю я, что минута настанет -

В дальний рейс поведу звездолёт.

В космос летят космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты? (Лингвистика – языкознание. Значит, лингвисты – знатоки языка).

Космос… такой далёкий и такой загадочный. Как хотелось бы полететь в космическое пространство, где все необычно, все иначе, все имеет совершено другие формы… Начинаем путешествие в космическом пространстве. Поехали!..

Что мы можем встретить в космическом пространстве? Правильно, планеты, звезды, метеориты, спутники и другие космические тела. Все это Вселенная…Во Вселенной находится бесконечное множество галактик. Галактика – это огромная звездная система. Самая известная Галактика называется Млечный путь. Мы же с вами посетим галактику под названием «Глагол».

Вспомните, каким образом летали герои в мифах, сказках? (Ковёр-самолёт, ступа Бабы-Яги, летающий корабль, Вакула на чёрте, конь Пегас, Икар и Дедал и др.) (слайд 2)

А современные люди на чём могут отправиться в космическое путешествие? (Космический корабль, ракета). Сегодня мы с вами тоже экипаж космического корабля.(слайд 3) Давайте откроем наши бортовые журналы и запишем:

Одиннадцатое апреля

Классная работа

Что же значат эти слова: космос и галактика.(слайд 4)

КОСМОС (греч. Космос – вселенная), то же, что Вселенная, – мир в целом, бесконечный во времени и в пространстве и бесконечно разнообразный по формам.

ГАЛАКТИКА (позднегреч. Galaktikos — молочный, млечный, от греческого gala — молоко) – гигантская звездная система.

Какие синонимы можно подобрать к данным словам? Придумайте однокоренные слова с корнем космос (космический, космонавтика, космонавт, космолет, космодром, космология).

Где можно узнать значение слова? Какие толковые словари вам известны?

5 мин

Повторение пройденного материала________________________________15 мин

Формы организации учебной деятельности

Рассматриваемые вопросы

Время

Создание проблемной ситуации

Ответы учащихся

Сообщения учащихся

Индивидуальный практикум

Фронтальный опрос

Какие грамматические категории свойственны глаголу? (вид, спряжение, переходность, возвратность, время, число, лицо, род, наклонение). (Слайд 5)

Какой из этих признаков нам еще не знаком? Он и будет темой нашего урока. Запишите тему: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение». Какие вопросы у вас возникли? (Что такое наклонение? Постоянный или непостоянный признак?) Каковы цели нашего урока?

Цель нашего путешествия: закрепить знания о глаголе, полученные ранее; получить сведения о грамматической категории наклонения и раскрыть особенности глаголов в изъявительном наклонении, учиться применять знания на практике.

Перед нами планеты и созвездия в галактике «Глагол». Именно по ним нам и предстоит сегодняшнее путешествие. (Слайд 6)

Какое значение имеет данная галактика во всей Вселенной? Как мы найдем ее среди других галактик?

Созвездие «Спряжение» (Слайд 7)

Один из учащихся рассказывает «Легенду о Млечном пути». После этого ребятам предлагается несколько глаголов из данной легенды, у них необходимо определить спряжение.

Ребята, в тетрадях вы записываете только спряжение глаголов. У вас должен появиться код – секретный пароль нашего экипажа.

изучал I

решили II

видели II

сверкать I

хотеть P

оставили II

Комета «Переходность» (Слайд 8)

Один из учащихся рассказывает сообщение о кометах. После этого ребятам предлагается несколько существительных, к которым необходимо подобрать переходные или непереходные глаголы.

Звезда (вижу звезду, дотянуться до звезды)

Солнце (люблю солнце, радоваться солнцу)

Метеорит «Вид»

Один из учащихся рассказывает сообщение о метеоритах.

Волшебное послание из космоса. В небольшой коробочке – листочки с написанными на них глаголами. Образовать видовую пару и объяснить, какое действие обозначено этим глаголом: кратковременное или длительное.

Туманность «Время» (Слайд 9)

Один из учащихся рассказывает сообщение о туманностях.

Задание. Даны слова, встретившиеся в сообщении: Принимать

быть

дать

называть

означать

говорить

Выберите 3 глагола и составьте с ними словосочетания или предложения, употребив их в разных временах.

Через несколько минут нам предстоит встреча с новой планетой. Давайте немного отдохнем, чтобы с новыми силами взяться за новый материал.

Физкультминутка "Скафандр космонавта" (слайд 10 )

Космонавтам нужен особый космический костюм - скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.

На голове у космонавтов шлем. Удобно ли он сидит? (наклоны и повороты головы).

Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу).

Сапоги космонавта на очень плотной подошве. Не жмут ли? (ходьба на месте, прыжки).

На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом. Легко ли вам дышится? (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох) Молодцы!

4 мин

3 мин

2 мин

2 мин

2 мин

2 мин

Объяснение нового материала______________________________________8 мин

Формы организации учебной деятельности

Рассматриваемые вопросы

Время

Чтение лингвистической сказки учителем

Планета «Наклонение» (слайд 11)

В одной большой стране жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: «Если бы да кабы». Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям: «Принеси! Сделай!» Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.

Давайте запишем в тетрадь, глаголы каких наклонений встречаются нам в языке.

Записать в тетрадь классификацию.(слайд 11)

Ребята, какой это признак глагола: постоянный или непостоянный? (слайд12)

Показ цифрового образовательного ресурса на тему «Изъявительное наклонение глагола»

Ребята, какой отличительный признак глагола в изъявительном наклонении? (слайд 13)

8 мин

Закрепление нового материала__________________________________ 5 мин.

Формы организации учебной деятельности

Рассматриваемые вопросы

Время

Самостоятельная работа,

опрос обучающихся

Запись выводов в тетрадь

Индивидуальный опрос

Из текста выписать глаголы изъявительного наклонения и определить их морфологические признаки. (Слайд 14)

Космический корабль оторвался от Земли.

Скоро начнется его полет в открытом космосе.

Космонавты уже видят мерцающие звезды.

Делается вывод о том, что в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, в прошедшем времени – по числам и родам (в ед.ч).

Выполнение теста по данной теме (рабочие тетради в конце урока собираются). (слайд 15)

1.В каком ряду глаголы относятся к одному виду?

а) люблю, придумывал, работать, спел;

б) заснул, открылся, бегите, ищу;

в) вспомню, покорми, прошелся, увижу;

г) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем.


 

2. Определите время глаголов в предложениях.

1. Солнце жгло.

2. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно.

3. Завтра трубы затрубят, завтра громы загремят.

а) настоящее время;

б) будущее время;

в) прошедшее время.


 

3. Действие реально происходит во времени. Какому наклонению соответствует данное суждение?

а) Повелительное наклонение;

б) условное наклонение;

в) изъявительное наклонение.

4. Укажите глагол в изъявительном наклонении.

а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал;
г) сделал бы.

5. Как изменяется глагол в настоящем времени?

а) По лицам и числам; б) по лицам и родам; в) по числам; г)по родам.

  1. мин

Подведение итогов урока_____________________________________5 мин

Формы организации учебной деятельности

Рассматриваемые вопросы

Время

Слово учителя

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Рефлексия

Ребята, я очень хочу, чтобы и сейчас, через 50 лет в России совершались такие поступки, которые вновь и вновь вызывали бы интерес к России, к русскому языку. Думаю, что Юрий Алексеевич Гагарин даже не задумывался, на каком языке произнести первые слова на космической орбите. Он произнёс их на своём родном русском языке! Этот язык и останется первым языком космоса!

Вы хорошо поработали на уроке. Наша экспедиция оказалась очень плодотворной. И вашу работу я хотела бы оценить (выставляются оценки).

Домашнее задание у вас будет творческим. Я предлагаю вам составить памятку для своего космического экипажа “Как надо себя вести, чтобы полёт прошёл успешно”.

У вас на партах лежат небольшие смайлы, отражающие отличное настроение, грустное и равнодушное. При выходе прикрепите свой смайл на доску, как свидетельство того, что мы с вами побывали в путешествии по звездному небу. (Слайд 16)

А сейчас наш урок закончен, всем спасибо. До свидания.(слайд 17)

5 мин.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (3)

Грибанова Ирина Эдуардовна, 13.11.16 в 18:46 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за хороший урок!
Унжина Наталья Петровна, 13.11.16 в 20:20 0Ответить Пожаловаться
Пожалуйста! Рада, что материал оказался полезным.
Селиванова Галина Геннадьевна, 11.04.24 в 21:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо,Наталья Петровна! Мне урок понравился. все ясно и понятно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.