Проект урока русского языка в 6 классе на тему «Урок-путешествие в галактику «Глагол» (урок по теме «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»)
Пояснительная записка к презентации
МОУ Ковернинская средняя общеобразовательная школа №1
Проект урока русского языка в 6 классе на тему
Урок- путешествие в галактику «Глагол»
(урок по теме «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»)
Базовый учебник: Русский язык: учебник для 6 класс общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-путешествие.
Цель урока: повторение известных сведений о глаголе, получение новых знаний о наклонении глагола, раскрытие особенностей глаголов в изъявительном наклонении, применение полученных знаний через использование игровых технологий на уроке.
Задачи:
Обучающие:
закрепить знания о глаголе, полученные ранее;
сформировать представление о грамматической категории наклонения и раскрыть особенности глаголов в изъявительном наклонении;
продолжать работу по развитию орфографических и речевых умений.
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей и самостоятельности учащихся, образного мышления.
Воспитывающие: заинтересовать обучающихся темой «Космос», воспитывать уважительное отношение к культуре учебного труда, пробудить интерес к русскому языку.
Оборудование:
компьютер, мультимедиапроектор;
презентация;
- Презентация по теме "Наклонение глагола"
PPT / 7.12 МбПрезентация по теме "Наклонение глагола"
PPT / 7.12 Мбвыставка литературы на тему «Космос»;
словари;
высказывания о космосе;
цифровой образовательный ресурс (ЦОР) с сайта «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (school-collection.edu.ru) на тему «Изъявительное наклонение глагола»;
видеоролик о космосе;
творческие работы учащихся;
небольшая коробка с заданиями;
смайлы-звезды (отличное настроение, грустное, равнодушное).
Методы и приемы работы: эвристический метод (создание проблемной ситуации, фронтальный опрос, индивидуальная работа), исследовательский метод (подготовка учащимися сообщений, творческие работы учащихся), репродуктивный метод (сообщение учителя, пропедевтическая беседа), метод творческого чтения (написание мини-сочинения, выразительное чтение стихотворения).
Ход урока:
Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)
Введение в тему _____________________________________________________________________ 5 мин.
Формы организации учебной деятельности |
Рассматриваемые вопросы |
Время |
Слово учителя Выразительное чтение стихотворения Пропедевтическая беседа Словарная работа Фронтальный опрос |
Люди изучали космос еще в древнем мире. Наблюдали за звездами, составляли календарь. У каждого фараона, царя одним из ценных уважаемых советников был звездочет, который составлял гороскоп. Люди верили и верят в силу влияния звезд на судьбу. Было сделано много открытий и много открытий еще впереди. Одно из знаковых событий – это первый полет человека в космос. Полет Юрия Гагарина состоялся 12 апреля 1961 года. 12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики. Это особенный день – день триумфа науки и всех тех, кто сегодня занимается космической отраслью. Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. В этом году во всём мире отметят 51 годовщину со дня полёта человека в космос. С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения, самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. Луна и звёзды всегда притягивали. Они заставляли мечтать, раздумывать... Сегодня на уроке русского языка и мы совершим путешествие в космос. (слайд 1) Ребята, вы любите мечтать? Тогда я думаю, что вам будут близки строчки стихотворения Э.Барковой «Я мечтаю», которое подготовил____________________ Я мечтаю о звёздных полётах, Намечаю маршруты путей, Межпланетным я стану пилотом, Только б вырасти мне поскорей. Всё о жизни Сатурна узнаю, С марсианами дружбу сведу, По пути на Луне побываю, К дальним звёздам дорогу найду. Небо синее ласково манит И к бескрайним просторам зовёт. Знаю я, что минута настанет - В дальний рейс поведу звездолёт. В космос летят космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты? (Лингвистика – языкознание. Значит, лингвисты – знатоки языка). Космос… такой далёкий и такой загадочный. Как хотелось бы полететь в космическое пространство, где все необычно, все иначе, все имеет совершено другие формы… Начинаем путешествие в космическом пространстве. Поехали!.. Что мы можем встретить в космическом пространстве? Правильно, планеты, звезды, метеориты, спутники и другие космические тела. Все это Вселенная…Во Вселенной находится бесконечное множество галактик. Галактика – это огромная звездная система. Самая известная Галактика называется Млечный путь. Мы же с вами посетим галактику под названием «Глагол». Вспомните, каким образом летали герои в мифах, сказках? (Ковёр-самолёт, ступа Бабы-Яги, летающий корабль, Вакула на чёрте, конь Пегас, Икар и Дедал и др.) (слайд 2) А современные люди на чём могут отправиться в космическое путешествие? (Космический корабль, ракета). Сегодня мы с вами тоже экипаж космического корабля.(слайд 3) Давайте откроем наши бортовые журналы и запишем: Одиннадцатое апреля Классная работа Что же значат эти слова: космос и галактика.(слайд 4) КОСМОС (греч. Космос – вселенная), то же, что Вселенная, – мир в целом, бесконечный во времени и в пространстве и бесконечно разнообразный по формам. ГАЛАКТИКА (позднегреч. Galaktikos — молочный, млечный, от греческого gala — молоко) – гигантская звездная система. Какие синонимы можно подобрать к данным словам? Придумайте однокоренные слова с корнем космос (космический, космонавтика, космонавт, космолет, космодром, космология). Где можно узнать значение слова? Какие толковые словари вам известны? |
5 мин |
Повторение пройденного материала________________________________15 мин
Формы организации учебной деятельности |
Рассматриваемые вопросы |
Время |
Создание проблемной ситуации Ответы учащихся Сообщения учащихся Индивидуальный практикум Фронтальный опрос |
Какие грамматические категории свойственны глаголу? (вид, спряжение, переходность, возвратность, время, число, лицо, род, наклонение). (Слайд 5) Какой из этих признаков нам еще не знаком? Он и будет темой нашего урока. Запишите тему: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение». Какие вопросы у вас возникли? (Что такое наклонение? Постоянный или непостоянный признак?) Каковы цели нашего урока? Цель нашего путешествия: закрепить знания о глаголе, полученные ранее; получить сведения о грамматической категории наклонения и раскрыть особенности глаголов в изъявительном наклонении, учиться применять знания на практике. Перед нами планеты и созвездия в галактике «Глагол». Именно по ним нам и предстоит сегодняшнее путешествие. (Слайд 6) Какое значение имеет данная галактика во всей Вселенной? Как мы найдем ее среди других галактик? Созвездие «Спряжение» (Слайд 7) Один из учащихся рассказывает «Легенду о Млечном пути». После этого ребятам предлагается несколько глаголов из данной легенды, у них необходимо определить спряжение. Ребята, в тетрадях вы записываете только спряжение глаголов. У вас должен появиться код – секретный пароль нашего экипажа. изучал I решили II видели II сверкать I хотеть P оставили II Комета «Переходность» (Слайд 8) Один из учащихся рассказывает сообщение о кометах. После этого ребятам предлагается несколько существительных, к которым необходимо подобрать переходные или непереходные глаголы. Звезда (вижу звезду, дотянуться до звезды) Солнце (люблю солнце, радоваться солнцу) Метеорит «Вид» Один из учащихся рассказывает сообщение о метеоритах. Волшебное послание из космоса. В небольшой коробочке – листочки с написанными на них глаголами. Образовать видовую пару и объяснить, какое действие обозначено этим глаголом: кратковременное или длительное. Туманность «Время» (Слайд 9) Один из учащихся рассказывает сообщение о туманностях. Задание. Даны слова, встретившиеся в сообщении: Принимать быть дать называть означать говорить Выберите 3 глагола и составьте с ними словосочетания или предложения, употребив их в разных временах. Через несколько минут нам предстоит встреча с новой планетой. Давайте немного отдохнем, чтобы с новыми силами взяться за новый материал. Физкультминутка "Скафандр космонавта" (слайд 10 ) Космонавтам нужен особый космический костюм - скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры. На голове у космонавтов шлем. Удобно ли он сидит? (наклоны и повороты головы). Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса). Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу). Сапоги космонавта на очень плотной подошве. Не жмут ли? (ходьба на месте, прыжки). На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом. Легко ли вам дышится? (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох) Молодцы! |
4 мин 3 мин 2 мин 2 мин 2 мин 2 мин |
Объяснение нового материала______________________________________8 мин
Формы организации учебной деятельности |
Рассматриваемые вопросы |
Время |
Чтение лингвистической сказки учителем |
Планета «Наклонение» (слайд 11) В одной большой стране жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: «Если бы да кабы». Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям: «Принеси! Сделай!» Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем. Давайте запишем в тетрадь, глаголы каких наклонений встречаются нам в языке. Записать в тетрадь классификацию.(слайд 11) Ребята, какой это признак глагола: постоянный или непостоянный? (слайд12) Показ цифрового образовательного ресурса на тему «Изъявительное наклонение глагола» Ребята, какой отличительный признак глагола в изъявительном наклонении? (слайд 13) |
8 мин |
Закрепление нового материала__________________________________ 5 мин.
Формы организации учебной деятельности |
Рассматриваемые вопросы |
Время |
Самостоятельная работа, опрос обучающихся Запись выводов в тетрадь Индивидуальный опрос |
Из текста выписать глаголы изъявительного наклонения и определить их морфологические признаки. (Слайд 14) Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начнется его полет в открытом космосе. Космонавты уже видят мерцающие звезды. Делается вывод о том, что в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, в прошедшем времени – по числам и родам (в ед.ч). Выполнение теста по данной теме (рабочие тетради в конце урока собираются). (слайд 15) 1.В каком ряду глаголы относятся к одному виду? а) люблю, придумывал, работать, спел; б) заснул, открылся, бегите, ищу; в) вспомню, покорми, прошелся, увижу; г) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем.
2. Определите время глаголов в предложениях. 1. Солнце жгло. 2. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. 3. Завтра трубы затрубят, завтра громы загремят. а) настоящее время; б) будущее время; в) прошедшее время.
3. Действие реально происходит во времени. Какому наклонению соответствует данное суждение? а) Повелительное наклонение; б) условное наклонение; в) изъявительное наклонение. 4. Укажите глагол в изъявительном наклонении. а) Отдохните; 5. Как изменяется глагол в настоящем времени? а) По лицам и числам; б) по лицам и родам; в) по числам; г)по родам. |
|
Подведение итогов урока_____________________________________5 мин
Формы организации учебной деятельности |
Рассматриваемые вопросы |
Время |
Слово учителя Инструктаж по выполнению домашнего задания Рефлексия |
Ребята, я очень хочу, чтобы и сейчас, через 50 лет в России совершались такие поступки, которые вновь и вновь вызывали бы интерес к России, к русскому языку. Думаю, что Юрий Алексеевич Гагарин даже не задумывался, на каком языке произнести первые слова на космической орбите. Он произнёс их на своём родном русском языке! Этот язык и останется первым языком космоса! Вы хорошо поработали на уроке. Наша экспедиция оказалась очень плодотворной. И вашу работу я хотела бы оценить (выставляются оценки). Домашнее задание у вас будет творческим. Я предлагаю вам составить памятку для своего космического экипажа “Как надо себя вести, чтобы полёт прошёл успешно”. У вас на партах лежат небольшие смайлы, отражающие отличное настроение, грустное и равнодушное. При выходе прикрепите свой смайл на доску, как свидетельство того, что мы с вами побывали в путешествии по звездному небу. (Слайд 16) А сейчас наш урок закончен, всем спасибо. До свидания.(слайд 17) |
5 мин. |
Грибанова Ирина Эдуардовна
Унжина Наталья Петровна
Селиванова Галина Геннадьевна