Урок русского языка в 4 классе «Глаголы - исключения»
Технологическая карта.
Урок русского языка в 4 классе. Глаголы – исключения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты обучающихся.
Предметные :
- познакомить с глаголами – исключениями;
- запомнить глаголы – исключения;
- учиться находить глаголы – исключения среди других глаголов.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности, задачи с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий по алгоритму;
- оценивать правильность выполнения своего действия;
- контроль по эталону с целью обнаружения ошибок.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
-умение работать в паре.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке;
- делать выводы о результатах совместной работы.
Личностные результаты обучающихся:
- готовность к сотрудничеству;
- воспитывать активность личности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности. | Говорят : «Улыбка дарит радость и хорошее настроение». Улыбнитесь друг другу. | | ||||||||||||||
Актуализация знаний. -актуализация изученных способов определения спряжения глаголов | Урок начнём с народной мудрости. Прочитаем пословицу. На доске. Кто много вид…т и слыш…т, тот много зна…т. - Как вы её понимаете? Сегодня на уроке будем следовать этой пословице. Умение видеть и слышать поможет нам многое узнать. - Над какой темой работали на уроках русского языка? - Назовите глаголы в пословице. - Какая орфограмма встретилась в глаголах ? - Вспомним способы проверки безударных личных окончаний глаголов по алгоритму ( алгоритм на доске). На доске.
| Правописание безударных личных окончаний глаголов. Определяют спряжение глаголов по неопределённой форме глагола и по форме 3 лица множественного числа | ||||||||||||||
Выявление места и причины затруднения. -фиксация затруднения в выполнении учебного действия | - Что заметили? - Как такое может быть? Встречались раньше с этим? О ? бозначим наше затруднение на доске.- Какой глагол не вызывает сомнения? ( учитель убирает с доски глаголы: знать, знает и вписывает в пословицу в окончание букву Е) | У одного глагола разное спряжение. Знает. Значит, в безударном окончании глагола пишем букву Е. | ||||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения. - обдумать способ выхода из затруднения - сформулировать тему, задачи урока | - Как быть с глаголами, которые вызвали затруднение? Ваши предложения. На уроке я помогу вам разобраться с этим затруднением. В русском языке есть такие слова, которые не подчиняются принятым правилам. -Как можно назвать эти глаголы? Ученые назвали такие слова глаголы – исключения. Как и предложил … . Эти глаголы нужно – запомнить! - Как вы думаете, только ли эти два глагола являются исключением? - Где мы можем проверить ваше предположение? - Откройте учебник на стр. 124. Прочитайте правило самостоятельно. - Сколько глаголов - исключений? - Сколько глаголов – исключений на – ать? - Сколько глаголов – исключений на – еть? - Наши глаголы, которые вызывали сомнения , к какому спряжению относятся? ( зачёркиваем на доске 1 спр. И подписываем у глаголов 2 спр.) - Значит, какую гласную напишем в безударном окончании глаголов ? Нашу проблему решили. -Кто понял, почему это глаголы – исключения? - Что новое появилось на уроке? Вот вы и назвали сами тему урока. - Сформулируйте задачи урока. | Спросить у учителя. Обратиться к учебнику. Наверное что – то новое должны узнать про такие глаголы. Протестанты. Неподчинялки. Глаголы – исключения. В учебнике. 11 4 7 Ко 2 спряжению. Гласную – и ( вписать в пословицу). В начальной форме на – ать, -еть, а относят их ко 2 спряжению. Глаголы – исключения. 1.Запомнить глаголы – исключения. 2.Находить их среди других глаголов. 3.Правильно писать безударное окончание глаголов – исключений. | ||||||||||||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - зафиксировать построенный способ действия в речи и на доске | - Запомнить глаголы – исключения нам поможет рифмованное стихотворение, которые лежит у каждого на парте.
- Поможет нам стихотворение запомнить глаголы – исключения? Посмотрите, как народная мудрость привела нас к открытию новых знаний. - Поупражняемся в определении спряжения глаголов и будем учиться находить глаголы – исключения. - Возьмите на парте и положите перед собой карточку зелёного цвета. Два глагола учитель на доске рассуждает и пишет.
Вывод: поучились находить глаголы – исключения. Физминутка для глаз. - Вернёмся к нашей пословице. - Где возникла трудность? - Опираясь на новое правило, мы сможем проспрягать два глагола? - К какому спряжению относятся данные глаголы – исключения из пословицы? - Зная спряжение. Какую гласную букву будем писать в безударном окончании глаголов? - Что значит проспрягать? - Заготовим таблицу. - Будьте внимательны. Эта работа поможет вам выполнить домашнее задание. Учитель задаёт дополнительные вопросы и оценивает ученика. - Что такое глагол? - Как изменяется глагол? Физкультминутка. | Дети читают хором. Да. После учителя 4 человека по 3 глагола объясняют у доски, дети записывают в тетрадь. Дети выполняют. В написании безударного личного окончания глаголов. Да. Ко 2 спряжению. Гласную - и. Изменить глагол по лицам и числам. Ученик идёт к доске выполнять задание.
Отвечает на вопросы. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Попробуйте самостоятельно проспрягать глагол – исключения «слышит». - К какому спряжению относиться глагол – исключения? Проверьте себя по эталону. - Оцените свою работу по критериям. «5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибки - Кто допустил больше ошибок? Поднимите руку. Не оценивайте себя. Будем учиться на следующих уроках продолжать такую работу. - Поднимите руку. Кто не сделал ошибок? Молодцы! Вы усвоили данный материал. | Ко 2 спряжению. Проверяют по эталону. | ||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности. - возвращение к поставленным учебным задачам – удалось их решить в ходе урока или нет. | Вернёмся к теме урока. Прочитаем её. - В ходе урока, какие учебные задачи мы решали? ( учитель напротив каждой задачи ставит знак «+») На следующем уроке продолжим учиться писать правильно безударные личные окончания глаголов – исключений. - Каким для вас сегодня был урок? | Дети называют. | ||||||||||||||
Домашнее задание. | Выучить глаголы – исключения. Проспрягать глаголы: дышать, смотреть. Образец выполнения работы смотрите в классной работе. | Дети записывают в дневник. | ||||||||||||||
9*** Включение в систему знаний и повторения. Дополнительный материал за рамками программы. Предполагает выявление границ применения нового знания. | Русский язык богат фразеологизмами. - Что такое фразеологизм? С глаголом исключением «держать» связано много устойчивых выражений. Работать будете в паре. На карточке соединить фразеологизм с его значением.
- Кто готов прочитать, что получилось? Вот какой интересный глагол – исключение «держать». Я надеюсь, вы будете фразеологизмы с глаголом – исключением « держать» применять в своей речи. - Об одном фразеологизме мне хочется вам рассказать; «Держать камень за пазухой». Историю этого фразеологизма я узнала из фразеологического словаря. ( показывает учитель словарь) - У кого есть желание воспользоваться литературой и найти фразеологизмы с другими глаголами – исключениями, тех ребят я оценю дополнительной отметкой. Вот такое вам творческое задание. | Дети дают определение. Работают в паре. Дети читают. |
Волкова Светлана Ивановна