12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Епифановская Светлана Михайловна149
Работаю учителем начальных классов 26 лет, являюсь руководителем районного методического объединения.
Россия, Вологодская обл., деревня Слуда
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок русского языка в 4 классе по теме

«Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ»

Цели:  Организовать деятельность, направленную на знакомство с приемами спряжения глаголов «бежать», «хотеть» и их правильного употребления в речи.

Задачи: Закреплять знания о способах определения спряжения глаголов.

Формировать умение правильно писать безударные личные окончания.

Познакомить детей с разноспрягаемыми глаголами;

Развивать устную и письменную речь.

Формируемые УУД:

Личностные: Принятие ценности родного языка через изучение конкретных языковых примеров.

Предметные:  познакомить с разноспрягаемыми глаголами на материале упражнений учебника.

Регулятивные: Формирование навыков контроля и самоконтроля.

Развитие познавательной активности, умения наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Формирование эмоционально-положительного отношения к предмету.

Методы: практические, словесные, работы с информационными источниками, работа в паре.

Приемы: стимулирования мотивации, проблемная ситуация, самооценки.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки, учебник, тетрадь для самостоятельных работ

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапов урока

 

Формирование УУД

1.            Орг. момент

Начинаем наш урок,

Надеюсь он пойдет вам впрок.

Постарайтесь все понять.

Ответы полные давать. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду - все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.

- О чем же это стихотворение?

- Да, вы, верно, отгадали тему урока: "Глаголы". Сегодня мы продолжим работу над темой "Глагол", посмотрим, как вы подружились с этой частью речи. Обязательно узнаем что - то новое. Так, что будьте внимательны.

-Как вы думаете, что может рассказать о себе глагол? Работа с кластером

Часть речи.

Обозначает действие предмета.

Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? И др.

Изменяется по временам, числам, лицам, родам (в пр.в.).

В предложении чаще всего бывает сказуемым.

-Молодцы! Оценивание.

 

Личностные:

внутренняя позиция школьника

Регулятивные:

составлять план и последовательность действий

2 Минутка чистописания

Контроль внимания в форме сличения результата своих действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

-Букву, которую мы будем писать, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:

А________В Ж_______И О_______Р

 

Б З ?

(Буква П)

Напишите цепочку, которая состоит и буквы П и личных окончаний глаголов 1 спряжения, сначала ед.ч, потом мн.ч (кроме 1 лица ед.ч)

Пешь пет пем пете пут пют

Рядом цепочку, которая состоит из буквы П и личных окончаний глаголов 2 спряжения.

Пишь пит пим пиите пат пят

Оценивание

 

Личностные:

учебно-познавательная мотивация

Познавательные:

узнавать, называть и определять объекты и явления

Регулятивные:

выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

3. Словарная работа.

Этап работы над открытым заданием.

А) словарная работа

(работа со словарями, словообразование)

Слово, с которым мы познакомимся

сложное. Для этого в каждом слове выделите букву, являющуюся орфограммой : суп, чугун, лестница, земля, шалаш, пенал, каска, грустный, улов, шил, леса. (Путешествие).

Как образовано это слово? ( сложением двух основ)

- Объясните значение слова .

Каким способом можно путешествовать? ( пешком, на транспорте) С какой целью совершают путешествие? (для отдыха, ознакомление с новой местностью, городами, странами)

Скажите полностью значение слова путешествие.

ПУТЕШЕСТВИЕ - это передвижение пешком или на транспорте для отдыха и ознакомления с новой местностью, городами, странами. (зачитать )

- Запишите его в тетрадь, образуйте родственный ему глагол в начальной форме. Разберите по составу.

Оценивание.

   

4. Работа в тетради на печатной основе.

Работа в паре.

Будем работать в паре.

Откройте тетрадь на стр. 61 упр. 63 Прочитайте рассказ С. Георгиева «Ёжик-непоседа».

Вставьте пропущенные орфограммы.

Подберите синонимы к слову СПОЗАРАНКУ.

- Определите спряжение глагола ПУТЕШЕСТВОВАТЬ.

Проверка работы – сравнить с образцом

Оценивание.

 

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в паре.

5. Физминутка.

Встаньте дружно из-за парт

И скорее стройтесь в ряд!

Повернитесь вправо-влево,

Поработаем ногами:1, 2, 3.

Поработаем руками:1, 2, 3.

Улыбнемся: день хороший

И похлопаем в ладоши.

   

6. Сообщение темы, постановка цели, задач

Выход на целеполагание через создание образовательной ситуации.

Самостоятельная постановка учебных целей учащимися, составление плана и последовательности действий.

Ребята, обратите внимание на тему урока. Прочитайте.

- Вы видите, что тема урока открыта не вся.

Работа с Обратным словарем.

Откройте Обратный словарь сначала на -АТЬ, а потом на – ЕТЬ.

Найдите глаголы, напечатанные крупными буквами и выделенные жирным шрифтом. Сколько их? (2)

ТЕМА: ……глаголы:..БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ.

Чтобы открыть слово, мы должны провести небольшое исследование. Наверное, эти глаголы какие-то особенные. Вы бы хотели узнать почему? Все глаголы имеют постоянную категорию- 1 или 2 спряжение.

Давайте поставим цель на урок: (Познакомиться со спряжением глаголов БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ)

Определим задачи урока:

1)  узнать особенности спряжения глаголов БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ,

2) учиться правильно употреблять формы этих глаголов в речи;

3)  учиться правильно писать безударные личные окончания родственных глаголов;

.

 

Личностные:

самостоятельность и личная ответственность

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познаватель-ные: формулировать поставленные цели, пользоваться инструкциями.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии

 

6. Изучение нового материала.  

Этап работы над открытым заданием.

Б) Спряжение глаголов, с дальнейшим анализом и выводом о разноспрягаемости глаголов БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ

-Попробуйте определить спряжение этих глаголов.

-Ничего не получается? Да, эти глаголы особенные. Эти глаголы называются РАЗНОСПРЯГАЕМЫМИ глаголами. Значит тема нашего урока: Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ.

Давайте вместе посмотрим, как они спрягаются (учебник стр.131 таблица)

Давайте проспрягаем эти глаголы (работа на доске).

-Посмотрите на личные окончания глагола БЕЖАТЬ. Какие окончания? (Они ударные). Поэтому нужно запомнить сами формы. Некоторые малыши иногда говорят неправильно: ты побегешь, они бежат. Но вы, конечно, таких речевых ошибок уже не делаете!

-Посмотрите еще раз внимательно на личные окончания глагола БЕЖАТЬ. К какому спряжению относятся почти все его формы? ( ко 2 спр. )

-А какая форма имеет окончание другого спряжения? (Форма 3л.,мн. ч.)


 

-А вот у глагола ХОТЕТЬ - все напополам. Как вы это понимаете? (ед.ч. он спрягается как глагол 1 спр., мн.ч. - 2 спр.)

-Какая форма глагола не будет у вас вызывать затруднение?

-Почему? (мн.ч. - ударное)

Почему написание глагола в ед. ч. вызывает трудности? (безударные окончания)

Их надо запомнить!

Выполнили мы 1 задачу:  узнать особенности спряжения глаголов БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ? (да, ставим +)

Оценивание.

 


 

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество

Личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в различных ситуациях.

Регулятивные: составлять план и последователь-ность действий,  осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия по ходу выполнения, устанавливать соответствие результата с целью.

 

7. Закрепление.

В) сравнение с культурно-историческим аналогом (систематизация полученной продукции)

-Форма глагола ХОТЕТЬ с трудом осваивают малыши. Они часто делают ошибки в выборе глагольной формы.

А) Чтение интриги по учебнику стр.132.

- Прочитайте текст. Это диалог или монолог? Почему?

- Посоветуйтесь с соседом по парте и скажите какие речевые ошибки допустила Оля?

Итог. – Для чего нужно запомнить личные формы глагола ХОТЕТЬ?

Выполнили мы 2 задачу: учиться правильно употреблять формы этих глаголов в речи?

Оценивание.

Б) – Как вы думаете, глаголы, образованные от глагола ХОТЕТЬ с помощью приставок, тоже разноспрягаемые?

Проверим это.(по вариантам спрягают глаголы ЗАХОТЕТЬ и РАСХОТЕТЬ)

Взаимопроверка по доске

Итог. – Что вы можете сказать о спряжении глаголов, образованных от разноспрягаемых глаголов с помощью приставок?

Выполнили мы 3 задачу:  учиться правильно писать безударные личные окончания родственных глаголов?

Оценивание.

 

Регулятивные:

использовать установленные правила в контроле, вносить необходимые коррективы в действия

Познавательные: синтез и установление аналогий, обобщение

Коммуникатив-ные: задавать вопросы, вести устный диалог

8. Итог урока.

 Этап рефлексивного осмысления результатов урока.

Оценка учебной деятельности. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

(рефлексия, оценивание, объяснение домашнего задания).

- Что вы узнали нового?

- Что было сложно?

- Почему  глаголы называются разноспрягаемыми?

- Какие  формы слов запомнили?

- Достигли ли мы цели урока?

- Какие задачи были решены на уроке? Какие еще предстоит решить?

САМООЦЕНКА ИТОГОВАЯ

- понял сам и могу объяснить

- понял сам, но затрудняюсь объяснить

- не понял, нужно потренироваться.

Отметки.

10. Домашнее задание.

Дифференцированное:

1 Базовый уровень-Учебник стр. 134.№ 101

2) повышенного уровня Р.Т. с. 62-63 упр. 64

 

Регулятивные:

определять качество и уровень усвоения материала

Коммуникатив-ные:

адекватная оценка собственного поведения и действий.

 Личностные:

способность к саморазвитию.

Познавательные:  обработка и анализ информации

1. Лингвистическая сказка

- А какие еще глаголы относятся к этому разряду, вы узнаете, послушав лингвистическую сказку об одном иностранце.

В деревню Петушково - Гребешково в гости к бабушке Феодосье приехала внучка Маша с мужем-англичанином. В подарок они привезли настоящего английского крольчонка. И надо же так случиться, что в первый же день кролик убежал в лес. А так как кролик был английский, то по-русски он не понимал. Приютила его добросердечная крольчиха, но лишь три слова выучил её новый английский сыночек: «хотеть, есть, дать». Вот проснется утром малыш и сразу морковке. Пальчиком показывает: «Хотеть! Есть! Дать!». Потом на капусту: «Хотеть! Есть! Дать!». И снова: «Хотеть! Есть! Дать!». Репку углядел: «Хотеть! Есть! Дать!». Как откажешь малышу? Сидит прожорливый и уплетает за обе щеки. «Ну и аппетит же у него! – удивляются многие другие зайцы. – Гляди, зайчиха, он и тебя слопает!». А зайчиха отмахивалась: «Растет он. Не обижайте зря». Вот узнал крольчонок, где в лесу малинник, «Хотеть! Есть! Дать!» - сказал он и отправился по малину. Зайчиха отпустила: волк в ту пору ушел из леса. Давно его не видали. Вот набивает кролик рот малиной и вдруг видит: серый хвост в кустах мелькает, желтые глаза горят, зубы страшные щелкают. Заголосил кролик да как припустил! Мчится и думает: как это по-русски сказать, чтобы всех об опасности предупредить? А волк позади зубами щелкает. Тут кролик и вспомнил слово да как закричит: «Бежать! Бежать! Бежать!». Все звери переполошились. «Бежать!» - кричит кролик оленятам. «Бежать!» - лосятам кричит. А сам в норку и дверь за собой захлопнул перед самой мордой серого. Так кролик всех зверей в лесу спас. С тех пор его так и зовут: кролик ХОТЕТЬ-ЕСТЬ-ДАТЬ-БЕЖАТЬ. Вот и вся история.

- Назовите глаголы, которые относят к разноспрягаемым.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.