Урок русского языка в 4 классе «Разноспрягаемые глаголы ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ»
Урок русского языка в 4 классе по теме
«Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ»
Цели: Организовать деятельность, направленную на знакомство с приемами спряжения глаголов «бежать», «хотеть» и их правильного употребления в речи.
Задачи: Закреплять знания о способах определения спряжения глаголов.
Формировать умение правильно писать безударные личные окончания.
Познакомить детей с разноспрягаемыми глаголами;
Развивать устную и письменную речь.
Формируемые УУД:
Личностные: Принятие ценности родного языка через изучение конкретных языковых примеров.
Предметные: познакомить с разноспрягаемыми глаголами на материале упражнений учебника.
Регулятивные: Формирование навыков контроля и самоконтроля.
Развитие познавательной активности, умения наблюдать, сравнивать и делать выводы.
Формирование эмоционально-положительного отношения к предмету.
Методы: практические, словесные, работы с информационными источниками, работа в паре.
Приемы: стимулирования мотивации, проблемная ситуация, самооценки.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки, учебник, тетрадь для самостоятельных работ
Ход урока
Этапы урока |
Содержание этапов урока |
Формирование УУД |
|
1. Орг. момент |
Начинаем наш урок, Надеюсь он пойдет вам впрок. Постарайтесь все понять. Ответы полные давать. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение. Что без меня предметы? - О чем же это стихотворение? - Да, вы, верно, отгадали тему урока: "Глаголы". Сегодня мы продолжим работу над темой "Глагол", посмотрим, как вы подружились с этой частью речи. Обязательно узнаем что - то новое. Так, что будьте внимательны. -Как вы думаете, что может рассказать о себе глагол? Работа с кластером Часть речи. Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? И др. Изменяется по временам, числам, лицам, родам (в пр.в.). В предложении чаще всего бывает сказуемым. -Молодцы! Оценивание. |
Личностные: внутренняя позиция школьника Регулятивные: составлять план и последовательность действий |
|
2 Минутка чистописания Контроль внимания в форме сличения результата своих действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. |
-Букву, которую мы будем писать, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах: А________В Ж_______И О_______Р
Б З ? (Буква П) Напишите цепочку, которая состоит и буквы П и личных окончаний глаголов 1 спряжения, сначала ед.ч, потом мн.ч (кроме 1 лица ед.ч) Пешь пет пем пете пут пют Рядом цепочку, которая состоит из буквы П и личных окончаний глаголов 2 спряжения. Пишь пит пим пиите пат пят Оценивание |
Личностные: учебно-познавательная мотивация Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. |
|
3. Словарная работа. Этап работы над открытым заданием. А) словарная работа (работа со словарями, словообразование) |
Слово, с которым мы познакомимся сложное. Для этого в каждом слове выделите букву, являющуюся орфограммой : суп, чугун, лестница, земля, шалаш, пенал, каска, грустный, улов, шил, леса. (Путешествие). Как образовано это слово? ( сложением двух основ) - Объясните значение слова . Каким способом можно путешествовать? ( пешком, на транспорте) С какой целью совершают путешествие? (для отдыха, ознакомление с новой местностью, городами, странами) Скажите полностью значение слова путешествие. ПУТЕШЕСТВИЕ - это передвижение пешком или на транспорте для отдыха и ознакомления с новой местностью, городами, странами. (зачитать ) - Запишите его в тетрадь, образуйте родственный ему глагол в начальной форме. Разберите по составу. Оценивание. |
||
4. Работа в тетради на печатной основе. Работа в паре. |
Будем работать в паре. Откройте тетрадь на стр. 61 упр. 63 Прочитайте рассказ С. Георгиева «Ёжик-непоседа». Вставьте пропущенные орфограммы. Подберите синонимы к слову СПОЗАРАНКУ. - Определите спряжение глагола ПУТЕШЕСТВОВАТЬ. Проверка работы – сравнить с образцом Оценивание. |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в паре. |
|
5. Физминутка. |
Встаньте дружно из-за парт И скорее стройтесь в ряд! Повернитесь вправо-влево, Поработаем ногами:1, 2, 3. Поработаем руками:1, 2, 3. Улыбнемся: день хороший И похлопаем в ладоши. |
||
6. Сообщение темы, постановка цели, задач Выход на целеполагание через создание образовательной ситуации. Самостоятельная постановка учебных целей учащимися, составление плана и последовательности действий. |
Ребята, обратите внимание на тему урока. Прочитайте. - Вы видите, что тема урока открыта не вся. Работа с Обратным словарем. Откройте Обратный словарь сначала на -АТЬ, а потом на – ЕТЬ. Найдите глаголы, напечатанные крупными буквами и выделенные жирным шрифтом. Сколько их? (2) ТЕМА: ……глаголы:..БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. Чтобы открыть слово, мы должны провести небольшое исследование. Наверное, эти глаголы какие-то особенные. Вы бы хотели узнать почему? Все глаголы имеют постоянную категорию- 1 или 2 спряжение. Давайте поставим цель на урок: (Познакомиться со спряжением глаголов БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ) Определим задачи урока: 1) узнать особенности спряжения глаголов БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ, 2) учиться правильно употреблять формы этих глаголов в речи; 3) учиться правильно писать безударные личные окончания родственных глаголов; . |
Личностные: самостоятельность и личная ответственность Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познаватель-ные: формулировать поставленные цели, пользоваться инструкциями. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии
|
|
6. Изучение нового материала. Этап работы над открытым заданием. Б) Спряжение глаголов, с дальнейшим анализом и выводом о разноспрягаемости глаголов БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ |
-Попробуйте определить спряжение этих глаголов. -Ничего не получается? Да, эти глаголы особенные. Эти глаголы называются РАЗНОСПРЯГАЕМЫМИ глаголами. Значит тема нашего урока: Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. Давайте вместе посмотрим, как они спрягаются (учебник стр.131 таблица) Давайте проспрягаем эти глаголы (работа на доске). -Посмотрите на личные окончания глагола БЕЖАТЬ. Какие окончания? (Они ударные). Поэтому нужно запомнить сами формы. Некоторые малыши иногда говорят неправильно: ты побегешь, они бежат. Но вы, конечно, таких речевых ошибок уже не делаете! -Посмотрите еще раз внимательно на личные окончания глагола БЕЖАТЬ. К какому спряжению относятся почти все его формы? ( ко 2 спр. ) -А какая форма имеет окончание другого спряжения? (Форма 3л.,мн. ч.)
-А вот у глагола ХОТЕТЬ - все напополам. Как вы это понимаете? (ед.ч. он спрягается как глагол 1 спр., мн.ч. - 2 спр.) -Какая форма глагола не будет у вас вызывать затруднение? -Почему? (мн.ч. - ударное) Почему написание глагола в ед. ч. вызывает трудности? (безударные окончания) Их надо запомнить! Выполнили мы 1 задачу: узнать особенности спряжения глаголов БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ? (да, ставим +) Оценивание. |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество Личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в различных ситуациях. Регулятивные: составлять план и последователь-ность действий, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия по ходу выполнения, устанавливать соответствие результата с целью.
|
|
7. Закрепление. В) сравнение с культурно-историческим аналогом (систематизация полученной продукции) |
-Форма глагола ХОТЕТЬ с трудом осваивают малыши. Они часто делают ошибки в выборе глагольной формы. А) Чтение интриги по учебнику стр.132. - Прочитайте текст. Это диалог или монолог? Почему? - Посоветуйтесь с соседом по парте и скажите какие речевые ошибки допустила Оля? Итог. – Для чего нужно запомнить личные формы глагола ХОТЕТЬ? Выполнили мы 2 задачу: учиться правильно употреблять формы этих глаголов в речи? Оценивание. Б) – Как вы думаете, глаголы, образованные от глагола ХОТЕТЬ с помощью приставок, тоже разноспрягаемые? Проверим это.(по вариантам спрягают глаголы ЗАХОТЕТЬ и РАСХОТЕТЬ) Взаимопроверка по доске Итог. – Что вы можете сказать о спряжении глаголов, образованных от разноспрягаемых глаголов с помощью приставок? Выполнили мы 3 задачу: учиться правильно писать безударные личные окончания родственных глаголов? Оценивание. |
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле, вносить необходимые коррективы в действия Познавательные: синтез и установление аналогий, обобщение Коммуникатив-ные: задавать вопросы, вести устный диалог |
|
8. Итог урока. Этап рефлексивного осмысления результатов урока. Оценка учебной деятельности. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |
(рефлексия, оценивание, объяснение домашнего задания). - Что вы узнали нового? - Что было сложно? - Почему глаголы называются разноспрягаемыми? - Какие формы слов запомнили? - Достигли ли мы цели урока? - Какие задачи были решены на уроке? Какие еще предстоит решить? САМООЦЕНКА ИТОГОВАЯ - понял сам и могу объяснить - понял сам, но затрудняюсь объяснить - не понял, нужно потренироваться. Отметки. 10. Домашнее задание. Дифференцированное: 1 Базовый уровень-Учебник стр. 134.№ 101 2) повышенного уровня Р.Т. с. 62-63 упр. 64 |
Регулятивные: определять качество и уровень усвоения материала Коммуникатив-ные: адекватная оценка собственного поведения и действий. Личностные: способность к саморазвитию. Познавательные: обработка и анализ информации |
1. Лингвистическая сказка
- А какие еще глаголы относятся к этому разряду, вы узнаете, послушав лингвистическую сказку об одном иностранце.
В деревню Петушково - Гребешково в гости к бабушке Феодосье приехала внучка Маша с мужем-англичанином. В подарок они привезли настоящего английского крольчонка. И надо же так случиться, что в первый же день кролик убежал в лес. А так как кролик был английский, то по-русски он не понимал. Приютила его добросердечная крольчиха, но лишь три слова выучил её новый английский сыночек: «хотеть, есть, дать». Вот проснется утром малыш и сразу морковке. Пальчиком показывает: «Хотеть! Есть! Дать!». Потом на капусту: «Хотеть! Есть! Дать!». И снова: «Хотеть! Есть! Дать!». Репку углядел: «Хотеть! Есть! Дать!». Как откажешь малышу? Сидит прожорливый и уплетает за обе щеки. «Ну и аппетит же у него! – удивляются многие другие зайцы. – Гляди, зайчиха, он и тебя слопает!». А зайчиха отмахивалась: «Растет он. Не обижайте зря». Вот узнал крольчонок, где в лесу малинник, «Хотеть! Есть! Дать!» - сказал он и отправился по малину. Зайчиха отпустила: волк в ту пору ушел из леса. Давно его не видали. Вот набивает кролик рот малиной и вдруг видит: серый хвост в кустах мелькает, желтые глаза горят, зубы страшные щелкают. Заголосил кролик да как припустил! Мчится и думает: как это по-русски сказать, чтобы всех об опасности предупредить? А волк позади зубами щелкает. Тут кролик и вспомнил слово да как закричит: «Бежать! Бежать! Бежать!». Все звери переполошились. «Бежать!» - кричит кролик оленятам. «Бежать!» - лосятам кричит. А сам в норку и дверь за собой захлопнул перед самой мордой серого. Так кролик всех зверей в лесу спас. С тех пор его так и зовут: кролик ХОТЕТЬ-ЕСТЬ-ДАТЬ-БЕЖАТЬ. Вот и вся история.
- Назовите глаголы, которые относят к разноспрягаемым.