Методические разработки по чтению для 1 класса «Гласный звук [о], буквы О, о»
Урок 15 (с. 24 - 25)
Тема |
Гласный звук [о], буквы О, о. Взаимопомощь |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [o], буквами О, о, развития речи |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Знают особенности произнесения звука [о], его характеристику; буквы О, о как знаки звука [о]; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений |
Личностные результаты |
Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы. Познавательные: общеучебные – используют сюжетные картинки, материал собственных наблюдений для решения учебной задачи; логические – соотносят рисунок и схему, осуществляют классификацию предметов, слого-звуковой анализ слов, характеризуют звук [о]. Коммуникативные: оказывают взаимопомощь в учебном труде |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Звук [о]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы О, о |
Образовательные ресурсы |
Картинки с изображением окуней, лука, капусты, картошки, морковки, свеклы; кусочки проволоки |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать А поможет всё узнать Наша любознательность. – Проверим готовность |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка |
Фронтальная. Словесный. Звуковая игра, беседа |
– Как гудит сильный ветер? – Как шумят деревья? – Как фыркает ежик? – Как рычит собака? – Что мы сейчас произносили? |
Произносят звуки. Отвечают на вопросы. – Звуки |
Воспроизводят по памяти звуки, наблюдаемые в природе. Различают гласные и согласные звуки |
Фронтальный. Устные ответы |
III. Актуализация опорных знаний |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какие бывают звуки? – Как вы их различаете? – Какой гласный звук и какую букву вы уже знаете? |
– Гласные и согласные. Объясняют. – [а], А |
Привлекают ранее полученные знания |
Фронтальный. Устные ответы |
IV. Постановка учебной задачи
|
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– Сегодня мы познакомимся с новым звуком [о] и буквой О, обозначающей его на письме |
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слова окуни (учебник с. 25) |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, работа с картинкой и схемой, объяснение учителя |
Учитель показывает картинку – Кто это? – Как вы узнали, что это окуни? – Слово окуни делится на слоги, определим ударный слог. В первом слоге только один гласный звук; второй слог – слияние; третий – тоже слияние. Стрелочка указывает на первый квадрат схемы слова. Звук, обозначенный квадратом, и будет изучаться на этом уроке. Хором произнесем первый слог. – Вслушаемся, как произносится этот звук: о-о-о. Какой он, гласный или согласный? – Почему? – Звук произносится с голосом. Какова особенность звука [o]? – Определите ударный слог в слове окуни. – Измените слово так, чтобы – Звук [о] на письме обозначается буквой О. Давайте найдем ее О похожа на кольцо, На окружность, на яйцо |
Рассматривают картинку. – Окуни. – На туловище поперечные полосы. Рассматривают схему слова, выполняют задания учителя, отвечают на вопросы. – Гласный. – При произнесении звука выдыхаемый воздух в полости рта не встречает преград. – При его произнесении губы слегка вытягиваются вперед и округляются. – Окунь. Высказывают свои предположения |
По внешним признакам определяют объект. Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделяют звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают за особенностями произнесения звука [о]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [о] гласный. Находят букву О на «ленте букв». Высказывают свои ассоциации (на что похожа буква О). Узнают, сравнивают и различают заглавную и строчную, печатные и письменные буквы О, о, моделируют букву о из проволоки |
Фронтальный. Устные ответы. Осуществление слого-звукового анализа слова |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
О – легка, проста, овальна, О запомним моментально! О – окно, огонь, обман, Озеро и океан, Остров, осень, одеяло… Слов на О совсем не мало! Т. Синицина – Из кусочков проволоки сделайте букву О |
Из проволоки делают букву О |
||||
2. Отгадывание загадок про овощи |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Отгадывание загадок, беседа |
1. Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает 2. Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко. Ведь, правда, вкусная … . 3. Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … . 4. Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. 5. Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … . – Как одним словом назвать эти растения? |
Отгадывают загадки, отгаданные овощи показывают на картинках. 1. Лук 2. Картошка 3. Капуста 4. Морковь 5. Свекла – Овощи |
Осуществляют классификацию предметов по определенному признаку. При отгадывании загадок используют материал собственных наблюдений. Распознают овощи на картинках |
Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3. Слого-звуковой анализ слова овощи (учебник, с. 25) |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой |
Проводится слого-звуковой анализ слова овощи аналогично работе со словом окуни |
Работают по схеме |
Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы |
Физкультминутка |
Коллективная. Словесный, практический |
– В какое время года собирают овощи в огороде и на полях? – Осенью с деревьев опадают листья. – Покажите, как падают листья. – Как красиво вы кружитесь, – Его подхватил ветерок, и он закружился вместе с другими листьями. Но вот ветер стих, и кленовый лист стал плавно опускаться и попал к кроту на огород |
– Осенью. Под музыку дети кружатся, бегают, плавно поднимая и опуская руки |
Умеют слушать музыку и выполнять движения в такт. Активно участвует в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Игра «Кто больше найдет слов со звуком |
Парная. Словесный, наглядный, практический. |
– Что вы видите на картинке? – Найдите на картинке слова – Какое время года изображено? Почему так думаете? |
Рассматривают картинку. – Подсолнух, огород, дом, окно, крот, бочка, картофель, лопата. |
Находят слова со звуком [o] на картинке. Работают в паре, называют слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивают результаты совместной работы |
Парный, индивидуальный |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5. Развитие связной речи учащихся. Составление рассказа по картинке «В огороде у крота» |
Беседа, составление рассказа, предложения |
– Чем занимается крот? – Что находится в подвале у крота? – Составьте рассказ по картинке. – Составьте предложение по схеме |
Отвечают на вопросы учителя и товарища, составляют рассказ. По схеме составляют предложение, например: Крот выкапывает лопатой морковь |
Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют рассказ по сюжетной картинке, используют схему для составления предложения |
Устные ответы, рассказ по картинке |
6. Работа с пословицами (учебник, с. 24) |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказ |
– Как вы понимаете смысл пословицы «Кто скоро помог, тот дважды помог»? – Вспомните ситуации из своей жизни, когда вы оказали помощь людям, нуждающимся в ней. – Как вы понимаете слово «взаимопомощь»? – Почему так говорят: «При солнце тепло, при матери добро?», «Нет больше позора, чем не выполнить уговора?» |
Слушают пословицу, отвечают на вопросы, приводят примеры жизненных ситуаций |
Объясняют смысл пословиц и поговорок, высказывают свое мнение. Рассуждают о взаимопомощи. Приводят примеры ситуаций, когда людям требуется помощь. Строят высказывания о своей готовности помогать людям. Объясняют значение слова «взаимопомощь» |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ |
7. Нахождение буквы О в словах (учебник, с. 24, 25) |
Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, чтение |
– Найдите буквы О в пословицах, посчитайте их. – Прочитайте стихотворение Ф. Бобылева «Окунек». Найдите слова с буквой О |
Работают в паре. Находят буквы О, считают их. Читают стихотворения, проверяют друг друга |
Находят буквы О и слова с буквой О в текстах на страницах «Азбуки». Осуществляют взаимопроверку |
Парный, индивидуальный. Устные ответы |
8. Дидактическое упражнение. «Найди рисунок к схеме» (учебник, с. 25) |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Дидактическое упражнение |
– Рассмотрите рисунки и схему. |
Рассматривают рисунки. – Окунь |
Анализируют схему, определяют соответствие между схемой и словами, обозначающими предметы |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
9. Слого-звуковой анализ слова сом |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Произнесите слово сом. Что вы можете сказать о звуке [с]? – Что можно сказать о букве О? |
– Звук [с] – твердый. – Буква О обозначает твердость предшествующего звука |
Различают звук [о] |
Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка |
Коллективный. Практический |
Учитель катит обруч. О – как обруч, захочу – По дороге покачу. – Назовите слово на букву О |
Называют слово, которое начинается с буквы О и пробегают в обруч |
Осуществляют профилактику утомления. Приводят примеры слов с буквой О в начале слова |
Коллективный. Правильное выполнение задания |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Какому звуку, какой букве был посвящен урок? Найдите букву на «ленте букв». Почему буква О расположена на красном фоне, рядом с буквой А? – Чему учились на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогли на уроке? – Спасибо за урок |
– Гласному звуку [o], буквам О, о. Находят букву на «ленте букв». – На красном фоне располагаются гласные буквы. Обе буквы (А и О) показывают твердость предшествующих согласных. Отвечают на вопросы учителя |
Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. Устанавливают причинно-следственные связи |
Фронтальный. Устные ответы |
Презентация к уроку "Гласный звук [о], буква О, о."
PPSX / 8.38 Мб
Буква О
WMV / 1.34 Мб