Конспект грамматического занятия «Звук и буква О»
Конспект фронтального занятия.
Тема: «Звук и буква О»
Цели и задачи:
1. Обучающая.
1) Дать понятие звук и буква О
2) Повторение произношения звука А, У, И, П, П”, К
3) Выработка правильного артикуляционного положения при звуке О
4) Научить выделять звук И из потока звуков
5) Закрепление понятия гласные
6) Обучение выделять первый звук из слов
7) Дифференциация звука П – П”
8) Расширение и активизация словаря детей
9) Обучение детей образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами
2. Коррекционно-развивающая
1) Развитие мышления, на основе выкладывания схем слогов
2) Развитие общей и мелкой моторики
3) Развитие фонематического слуха на основе игры «Поймай звук»
4) Развитие умения дифференцировать звук и букву
3. Воспитательная
1) Воспитание аккуратности при письме
2) Воспитание прилежания
3) Тренировка осанки при письме
Используемый материал: картинки (волк, осел, обезьяна, утка, акула, остров, облако, осы); картинки со звуками П – П”; письмо; сундук с орехами; кукла Иван и кукла Оля; песенка Чунга-чанга. Раздаточный материал: пуговицы, символы звуков.
Ход занятия.
Организационный момент
Логопед: Здравствуйте! Садитесь на свои места, будьте готовы, сегодня у нас необычное занятие.
1. Введение в новую тему
В стране звуков пропала одна из фей, а вместе с ней пропал звук и буква, и поэтому Ивана отправили на поиски пропажи. А еще к нам пришло письмо из красного замка от феи Анны, давайте его прочитаем. (читается письмо)
«Дорогие дети, прошу вас помочь Ивану в поисках. Только знайте, что дорога будет сложной. Будьте осторожными!»
- Вы согласны помочь Анне и Ивану?
Дети: Да!
2. Актуализация ЗУН на основе повторения ранее изученного
Логопед: И вот мы в месте с Иваном отправляемся в дремучий лес. А какой лес называют дремучим?
Дети: Темный, густой, в котором можно заблудиться.
Логопед: Правильно! Вот наш Иван и заблудился, и начал кричать… Как кричат в лесу, когда заблудятся?
Дети: Ау – ау – ау .
Логопед: Вышел ему на встречу волк (вывешивается картинка волка). И завыл... Как воет волк?
Дети: У-у-у…
Логопед: И говорит: «Я тебя не пропущу, пока ты не назовешь мне слова, которые начинаются на звук У». Дети, давайте поможем Ивану вспомнить слова!
Дети: Утюг, улитка, удочка, уши …
Логопед: Молодцы! Пошел Иван дальше, а на встречу ему Осел (вывешивается картина ослика) И начал кричать… Как кричит ослик?
Дети: Иа-иа-иа ...
Логопед: Говорит Ивану: «Я тебя не пропущу, пока ты из всех звуков которые я буду называть не поймаешь только звук И». Дети, давайте приготовим наши ладошки и будем ловить только звук И. (А, П, И, У, С, И, Ы, И)
Логопед: Все правильно поймали, помогли Ивану! Идет он дальше, а на встречу ему обезьяна.(вывешивается рисунок обезьяны) Говорит: «Не пропущу тебя пока ты не разложишь эти картинки, в одну коробочку со звуком П, в другую коробочку со звуком П”». Сейчас вы будите по одному выходить, брать рисунок и если в его названии есть звук П, то класть его в коробочку с пальмой, а если в слове есть звук П”, то кладете в коробочку с петухом.
(Дети по одному выходят к доске)
- Молодцы, все правильно сделали! Вот вышел Иван из леса и перед ним океан, а вдали виднеется остров. Тут на помощь приплыла к нему утка. Сел он на утку и поплыл. А на встречу ему акула. (вывешивается рисунок акулы) И говорит: «Не пропущу я тебя дальше, пока не выложишь ты мне схему слога АК». Давайте быстренько возьмем наши квадратики и на столе выложим слог АК. Сколько звуков в этом слоге?
Дети: Два.
Логопед: Какой звук стоит первым?
Дети: А!
Логопед: Звук А какой? Какого цвета квадратик будем брать?
Дети: Звук А гласный, берем красный квадратик.
Логопед: Какой звук стоит вторым?
Дети: Второй звук К.
Логопед: Звук К какой? Какого цвета нам нужен квадратик?
Дети: Звук К согласный, берем квадратик синего цвета.
(Дети выкладывают красный и синий квадратик)
Логопед: Какой же слог вы выложили у себя на столах?
Дети: АК.
Логопед: Умнички! Вы помогли Ивану и в этот раз.
3. Физ. Минутка
Логопед: Вот мы с вами и добрались до острова. Представьте, что вы стоите на нем. Сейчас мы с вами отдохнем. Вставайте со стульчиков и повторяйте все движения за мной.
Выполняются не сложные движения под музыку «Чунга-Чанга».
4. Изучение нового материала.
Логопед: Садимся на свои места. Иван на острове увидел странных насекомых - Сы. (показывается рисунок с осами) Может, я не правильно назвала, может какого-то звука не хватает в начале?
Дети: Это же Осы!
Логопед: А кто же это тогда - Слик? (показывается рисунок ослика)
Дети: Ослик!
Логопед: А над островам летает Блак! (показывается рисунок облака)
Дети: Это же Облако.
5. Закрепление полученных знаний
Логопед: Какой звук стоит в начале этих слов?
Дети: Звук О.
Логопед: Так вот какой звук пропал из красного замка. Посмотрите в зеркала. Что делают, губы, язык, когда мы произносим звук О?
Дети: Рот открыт, губы вытянуты, язык внизу.
Логопед Нам что-нибудь мешает его произносить?
Дети: Нет!
Логопед: Мы можем его петь и тянуть, значит, он какой?
Дети: Гласный.
Логопед: Каким квадратиком мы обозначаем гласные звуки? Поднимите его.
Дети: Красным. (дети поднимают квадратик красного цвета)
Логопед: Сейчас я буду называть вам слова, а вы поднимайте квадратики лишь тогда, когда услышите слово со звуком О.
(Аист, Ослик, Утка, Остров, Океан, Лак, Осы, Стул)
Логопед: Вы все правильно услышали! Звук О живет в букве О. Посмотрите на эту букву, на что она похожа?
Дети: На овал, колесо…
Логопед : Молодцы! А сейчас попробуйте выложить букву О из пуговиц.
(дети из пуговиц выкладывают у себя на столах букву О)
Логопед: Теперь напишем букву О в тетрадях.
6. Итог
Логопед: Пока мы с вами писали букву О, Иван нашел сундук, но только он не открывается. Для того чтоб сундук открылся надо вспомнить всех кого видел Иван, и назвать их ласково.
Дети: Волчонок, ослик, обезьянка, уточка, акулочка, облачко, островок.
Логопед: Вот сундучок и открылся. А оттуда вышла фея Оля.
- Спасибо вам дети, за то, что спасли меня. Я угощаю вас орехами.
7. Домашнее задание
Логопед: А на какой звук начинается слово орехи?
Дети: О
Логопед: Дома вам надо будет нарисовать слова со звуком О. Иван и Оля прощаются с нами и обещают еще раз придти к нам в гости.
Дети: До свидания!
Дементьева Ирина Михайловна
Гарапшина Индира Рамилевна