12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гулина Наталья Ивановна215
Россия, Тверская обл., Торжок

Урок. – Главные типы почв России и закономерности их распространения.

Цель: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

Продолжить формирование навыков анализировать тематические карты методом наложения, аккуратно и четко заполнять контурную карту.

Способствовать развитию познавательного интереса, прививать любовь к природе. Формировать умение контролировать и оценивать ход и результаты учебной деятельности, воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей.

Тип урока комбинированный.

Оборудование: карты России: физическая, климатическая, почвенная, атласы, контурные карты, учебники, тетради.

Ход урока.

I Организационный момент. Объявление целей урока.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (за правильный ответ ученик получает жетончик)

Дать определение:

почва –

почвенный раствор –

почвенный горизонт –

механический состав почв –

структура почвы –

перечислить факторы, влияющие на формирование почвы.

что называется почвенными профилем?

какие горизонты в нем выделяются?

от чего зависит плодородие почвы?

II. Изучение нового.

В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом».

Почва – это величайшее природное богатство. Наша с вами задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны. Предположить возможности их хозяйственного использования.

Для этого 5 экспедиций отправляется в различные уголки нашей необъятной Родины.

1.) «Начальники» экспедиций получают карточки задания, определяют территорию по географическим координатам тип климата, как одного из

факторов почвообразования, выясняют тип почв по почвенной карте.

Карточки – задания для участников экспедиций.

67,5˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – субарктический климатический пояс тундрово-глеевые почвы

58˚с.ш. 35,5˚в.д. (Тверь) – умеренно континентальный климат умеренного пояса дерново-подзолистые почвы.

62˚с.ш. 129˚в.д. (Якутск) – резко-континентальный климат умеренного пояса мерзлотно-таежные почвы.

44˚с.ш. 42˚в.д. (Ставрополь) – юг умеренно -континентального типа климата умеренного пояса черноземы.

46˚с.ш. 48˚в.д. (Астрахань) – резко континентальный климат умеренного пояса каштановые и бурые полупустынные почвы.

2).Работа в группах.

Составляют характеристику почвы по плану.

Название почвы

Основные условия образования почвы:

а) соотношение тепла и влаги;

б) характер растительных остатков.

3. Особенности почвенного профиля:

а) Степень выраженности отдельных горизонтов;

б) Мощность гумусового горизонта, содержание гумуса.

в) вывод о плодородии почвы.

Область распространения (для какой природной зоны характерен этот тип почв)

3.) Выступление представителей «экспедиций».

В это время уч-ся заполняют таблицу в тетради.

Название почвы

Основные условия образования

плодородие

Область распространения.

III Закрепление.

Какова основная закономерность размещения почв по территории нашей страны?

Какие типы почвы преобладают в нашей стране?

Какие почвы самые плодородные?

Как используется почва человеком?

Все ли типы почв пригодны для сельскохозяйственных работ?

Более подробно мы узнаем об этом на следующем уроке.

(при наличии времени) Нанесите на к\к черноземы, подзолистые и дерново-подзолистые почвы.

IV. Подведение итогов.

Начальники экспедиций оцените работу участников.

Сдайте листы контроля учителю.

Лист контроля

Руководитель экспедиции: ______________________(Ф.И.)

Состав группы

Виды работ

Опрос по вопросам домашнего задания

Работа по вопросам плана характеристики типа почвы

Опрос по вопросам закрепления

Итог

4

Задание на дом. Интегрированное в учебном модуле 4.

Модульный урок по теме

«ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ПОЧВ РОССИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ».

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала.

УЭ-0

Интегрирующая цель: определить типы почв России, выяснить закономерности их распространения, предложить возможности их хозяйственного использования.

Внимательно прочитай цель урока.

УЭ-1

Цель: Проверить знание материала предыдущего урока.

Заполни схему.

Факторы почвообразования.

Дай определение:

а. Почва –

б. Почвенный раствор –

в. Почвенный горизонт –

г. Механический состав почв –

д. Структура почвы –

е. Почвенный профиль –

 

Дополни схему, подписав название почвенных горизонтов:

А1

А2

В

 

С

От чего зависит плодородие почвы?

Все закрыть.

УЭ-2

Цель: Самостоятельно изучить типы почв России и познакомиться с районами из распространения.

Какие из основных закономерностей наблюдаются в размещении почв на равнинах и в горах?

Дай характеристику типов почв по плану.

Название почвы.

Основные условия образования почвы:

а) соотношение тепла и влаги;

б) характер растительных остатков.

3) Особенности почвенного профиля:

а) степень выраженности почвенных горизонтов;

б) мощность гумусового горизонта, содержание гумуса;

в) вывод о плодородии почвы.

4) Область распространения данного типа почвы (природная зона).

Результаты оформи в таблицу:

Название почвы

Основные условия образования

Плодородие

Область распространения

       

Работаем с учебником § 23.

Ответ на этот вопрос на стр.137

Используем:

1)карты: климатическую, почвенную, природных зон;

2) текст учебника стр.138-139, стр.140-141 рис. 64

3) таблица «Типы климатов России» в тетради

За консультацией обратитесь к учителю.

Для справок:

Содержание гумуса в %:

*Тундрово-глеевые до 1,5

*Подзолистые и дерново-подзолистые 1,5-2

*Черноземы 6-10

*Каштановые 3-5

*Бурые полупустынные 1

*Мерзлотно-таежные до 1,5

УЭ-3

Цель: подведение предварительных итогов, выявить степень усвоения нового материала.

Какова основная закономерность размещения почв на территории России?

Какие типы почв преобладают на территории нашей страны?

Какие почвы самые плодородные?

Как используется почва человеком?

Нанеси на контурную карту черноземы, подзолистые и дерново-подзолистые почвы.

На вопросы отвечаем устно.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И АКТИВНЫ!

Используй почвенную карту атласа.

УЭ-4

Цель: предварительная оценка, подведение итогов урока.

Оцени свою работу на уроке.

Домашнее задание:

Если за работу на уроке ты получил оценку:

«5» - подготовь дополнительное сообщение о мерах по улучшению плодородия почвы.

«4» - повтори § 23.

«3» и ниже – выучи § 23, перескажи его и ответь на вопросы после § на стр. 142

Если ты получил:

5 жетонов – «5»

4 жетона – «4»

3 жетона – «3»

2 жетона – старайся!

Будь внимателен и активен!

ДНЕВНИК!!!

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

Опубликовано


Комментарии (2)

Хлюпина Татьяна Леонидовна, 07.02.16 в 11:08 0Ответить Пожаловаться
Не понятно какое отношение к первой части разработки имеет вторая часть? Это д/з как пишет автор? Но это же весь урок?
Панкова Ирина Николаевна, 08.02.16 в 16:17 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Леонидовна, полностью согласна с Вашим замечанием! Оцениваю тольку первую часть. Со второй частью не все ясно. Если это д\з, то очень большое, по сути - это самостоятельное изучение параграфа. Я подозреваю, что учитель попытался объединить две разработки одного урока в один.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.