12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Темченко Лариса Александровна65
Россия, Пермский край, Пермь

Обобщающий урок по теме «Почвы России»

Класс: 8

Конспект урока составила: Темченко Лариса Александровна учитель биологии и географии МАОУ «СОШ 81»

г. Пермь, 2016 год

Цель урока: обобщение знаний по теме «Почвы России», развитие умений сравнивать, анализировать и делать выводы.

Задачи:

- образовательная: повторение и закрепление темы;

- развивающая: развитие мышления, памяти, внимания, умения работать с информацией;

- воспитательная: умение работать в коллективе, выслушивать мнения одноклассников; бережное отношение к почвам.

Урок проводится среди учащихся 8 класса.


 

Итоговому уроку по теме «Почвы России» предшествуют уроки:

1 «Почвы России, образование почв»

На уроке дается понятие «Почва»; рассматриваются факторы почвообразования (оформление в виде схемы).

Изучается состав почвы: учитель проводит несколько опытов, учащиеся наблюдают и отвечают на вопросы учителя.

Почва нагревается над спиртовкой, идет дым.

Вопрос классу: о чем может свидетельствовать дым?

Предполагаемый ответ учеников: о том, что горит органическое вещество!

Бросить в воду комочек почвы и понаблюдать за ней.

Вопрос классу: что вы заметили и о чем это может нам сообщить?

Предполагаемый ответ учеников: пузырьки, говорят о том, что в почве есть воздух!!

Влажная почва нагревается, над ней держится стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.

Вопрос классу: о чем говорит этот опыт?

Предполагаемый ответ: это говорит о наличии минеральных солей.


 

Состав почвы так же можно оформить в виде схемы.


 


 

Знакомство со свойствами почвы, понятие «Плодородия».

Учащиеся знакомятся с основателем русской школы почвоведения В.В. Докучаевым (сообщение одного ученика).

2 «Типы почв»

На уроке рассматриваются основные типы почв, где каждому типу дается краткая характеристика. Урок сопровождается презентацией.

3 «Охрана почв и почвенные ресурсы»

4 Итоговый урок по теме проходит в виде игры.

Материалы и оборудование:

- Ноутбуки для каждой команды

- Карточки для записи ответов

- Задания для команд

Ход урока

1 Перед началом урока учитель скидывает папку с заданиями на ноутбуки для каждой команды, и раздает карточки для записи ответов.

2 В начале урока класс делится на группы по 2-3 человека

3 Учитель разъясняет ход работы, и учащиеся приступают к выполнению заданий.

Игра состоит из четырех заданий. Учащиеся открывают в папке текстовый документ с тестом из 10 вопросов. Ответы заносятся в бланк ответов.


 

ФИ учащихся группы

1

ответ

2

ответ


 

1 задание: Тест по теме почвы.

1.Выберите верное определение почвы.

а) совокупность органических веществ, сформировавшаяся в результате биохимического превращения органических остатков.

б) природное тело, образовавшееся в результате взаимодействия всех компонентов природы, обладающее плодородием

в) научно обоснованная совокупность мероприятий, направленных на улучшение свойств почвы и повышение её плодородия

г) разрушение наиболее плодородных горизонтов почвы

 

2 Кто из русских ученых выделил почвы из других частей земной коры как «особое естественноисторическое тело»?

а) Н.И. Вавилов

б) В.И. Вернадский

в) В.В. Докучаев

г) Б.П. Алисов

 

3 От чего зависит плодородие почвы?

а) от содержания в ней гумуса

б) от материнской породы

в) от движения воздушных масс

г) от выпадения осадков

 

4 В какой природной зоне почвы почти не развиты?

а) в тундре

б) в тайге

в) в степях

г) в арктических пустынях

 

5 В состав почвы не входит…

а) глина

б) перегной

в) камни

г) воздух

д) вода

 

6 Из чего состоит почва?

а) Воздуха, воды, перегноя, песка, глины и солей;

б) Воздуха, воды, перегноя, корней растений, песка, глины и солей; животных обитающих в почве;

в) Микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве.

г) Все варианты верны

 

7 . В каких природных зонах почвы эксплуатируются человеком в большой мере?

а) в тундре

б) в тайге

в) в степях

г) в полупустынях

 

8 У каких почв верхний горизонт имеет более белесый цвет?

а) черноземных

б) каштановых

в) подзолистых

г) арктических

 

9 Какие почвы типичны для степной зоны?

а) подзолистые

б) пойменные

в) каштановые

г) черноземы

 

10 Материнская порода - это горизонт:

а)А1 б)А2; в) В; г) С.


 

2 задание

Учащимся выдается рисунок почвенного профиля. На рисунке подписать названия почвенных горизонтов.

3 задание

Учащиеся открывают папку «почвенный профиль». По почвенному профилю определяют тип почвы. Каждая картинка имеет номер, поэтому ответ записывают следующим образом: 1- арктические почвы, 2 – черноземы и т. д.

1____________________ 5_______________________

2 ___________________ 6_______________________

3 ___________________ 7_______________________

4 ___________________ 8_______________________

4 Задание

Для работы понадобятся папки: Почвы, растительный мир, животный мир, природные зоны, почвенный профиль. Каждой группе нужно соотнести картинки: Почва -почвенный профиль – природная зона – растения – животные.

Например: Арктические почвы - почвенный профиль – тундра – лишайники - тюлени. Но! Все картинки подписаны цифрами, значит, ответ будет выглядеть следующим образом: 2 – 4 – 1 – 8!

1 ) ____________________________________________

2 ) ____________________________________________

3) _____________________________________________

4 ) _____________________________________________

5 ) _____________________________________________

6 ) _____________________________________________

7) _____________________________________________

8) ______________________________________________


 

В конце урока учитель собирает бланки с ответами (проверить, чтобы каждый бланк был подписан). Команда набравшая наибольшее количество баллов получает оценку «5», команда, занявшая второе место – «4» и команда с наименьшим количеством баллов получает оценку «3».

(Критерии оценивания каждый учитель может придумать свои)


 

Материалы для работы

1 Почвенный профиль

1 2 3 4 5 6 7 8


 

2 Почвы

1 2 3 4

5 6 7 8

(Картинки почвенных профилей и почв, учащимся показываются на 2 уроке, т.е. картинки должны быть знакомы)

3 Растения

1 2 3 4

5 6 7

8 9 10

11 12 13 14

( Картинок с растениями больше чем типов почв. Учащиеся могут выбрать одну картинку либо несколько)

4 Животные

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10 11

12 13 14 15

16 17 18 19


 


 

20 21 22 23

5 Природные зоны

1 2 3

4 5 6

7 8 9

10 11 12


 

13 14 15


 

Примечание: Учитель может подобрать для урока другие картинки, и другое количество!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.