Обобщающий урок географии в 8 классе по теме «Почвы России»
Обобщающий урок по теме «Почвы России»
Класс: 8
Конспект урока составила: Темченко Лариса Александровна учитель биологии и географии МАОУ «СОШ 81»
г. Пермь, 2016 год
Цель урока: обобщение знаний по теме «Почвы России», развитие умений сравнивать, анализировать и делать выводы.
Задачи:
- образовательная: повторение и закрепление темы;
- развивающая: развитие мышления, памяти, внимания, умения работать с информацией;
- воспитательная: умение работать в коллективе, выслушивать мнения одноклассников; бережное отношение к почвам.
Урок проводится среди учащихся 8 класса.
Итоговому уроку по теме «Почвы России» предшествуют уроки:
1 «Почвы России, образование почв»
На уроке дается понятие «Почва»; рассматриваются факторы почвообразования (оформление в виде схемы).
Изучается состав почвы: учитель проводит несколько опытов, учащиеся наблюдают и отвечают на вопросы учителя.
Почва нагревается над спиртовкой, идет дым.
Вопрос классу: о чем может свидетельствовать дым?
Предполагаемый ответ учеников: о том, что горит органическое вещество!
Бросить в воду комочек почвы и понаблюдать за ней.
Вопрос классу: что вы заметили и о чем это может нам сообщить?
Предполагаемый ответ учеников: пузырьки, говорят о том, что в почве есть воздух!!
Влажная почва нагревается, над ней держится стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.
Вопрос классу: о чем говорит этот опыт?
Предполагаемый ответ: это говорит о наличии минеральных солей.
Состав почвы так же можно оформить в виде схемы.
Знакомство со свойствами почвы, понятие «Плодородия».
Учащиеся знакомятся с основателем русской школы почвоведения В.В. Докучаевым (сообщение одного ученика).
2 «Типы почв»
На уроке рассматриваются основные типы почв, где каждому типу дается краткая характеристика. Урок сопровождается презентацией.
3 «Охрана почв и почвенные ресурсы»
4 Итоговый урок по теме проходит в виде игры.
Материалы и оборудование:
- Ноутбуки для каждой команды
- Карточки для записи ответов
- Задания для команд
Ход урока
1 Перед началом урока учитель скидывает папку с заданиями на ноутбуки для каждой команды, и раздает карточки для записи ответов.
2 В начале урока класс делится на группы по 2-3 человека
3 Учитель разъясняет ход работы, и учащиеся приступают к выполнению заданий.
Игра состоит из четырех заданий. Учащиеся открывают в папке текстовый документ с тестом из 10 вопросов. Ответы заносятся в бланк ответов.
ФИ учащихся группы |
|
1 |
ответ |
2 |
ответ |
… |
… |
1 задание: Тест по теме почвы.
1.Выберите верное определение почвы.
а) совокупность органических веществ, сформировавшаяся в результате биохимического превращения органических остатков.
б) природное тело, образовавшееся в результате взаимодействия всех компонентов природы, обладающее плодородием
в) научно обоснованная совокупность мероприятий, направленных на улучшение свойств почвы и повышение её плодородия
г) разрушение наиболее плодородных горизонтов почвы
2 Кто из русских ученых выделил почвы из других частей земной коры как «особое естественноисторическое тело»?
а) Н.И. Вавилов
б) В.И. Вернадский
в) В.В. Докучаев
г) Б.П. Алисов
3 От чего зависит плодородие почвы?
а) от содержания в ней гумуса
б) от материнской породы
в) от движения воздушных масс
г) от выпадения осадков
4 В какой природной зоне почвы почти не развиты?
а) в тундре
б) в тайге
в) в степях
г) в арктических пустынях
5 В состав почвы не входит…
а) глина
б) перегной
в) камни
г) воздух
д) вода
6 Из чего состоит почва?
а) Воздуха, воды, перегноя, песка, глины и солей;
б) Воздуха, воды, перегноя, корней растений, песка, глины и солей; животных обитающих в почве;
в) Микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве.
г) Все варианты верны
7 . В каких природных зонах почвы эксплуатируются человеком в большой мере?
а) в тундре
б) в тайге
в) в степях
г) в полупустынях
8 У каких почв верхний горизонт имеет более белесый цвет?
а) черноземных
б) каштановых
в) подзолистых
г) арктических
9 Какие почвы типичны для степной зоны?
а) подзолистые
б) пойменные
в) каштановые
г) черноземы
10 Материнская порода - это горизонт:
а)А1 б)А2; в) В; г) С.
2 задание
Учащимся выдается рисунок почвенного профиля. На рисунке подписать названия почвенных горизонтов.
3 задание
Учащиеся открывают папку «почвенный профиль». По почвенному профилю определяют тип почвы. Каждая картинка имеет номер, поэтому ответ записывают следующим образом: 1- арктические почвы, 2 – черноземы и т. д.
1____________________ 5_______________________
2 ___________________ 6_______________________
3 ___________________ 7_______________________
4 ___________________ 8_______________________
4 Задание
Для работы понадобятся папки: Почвы, растительный мир, животный мир, природные зоны, почвенный профиль. Каждой группе нужно соотнести картинки: Почва -почвенный профиль – природная зона – растения – животные.
Например: Арктические почвы - почвенный профиль – тундра – лишайники - тюлени. Но! Все картинки подписаны цифрами, значит, ответ будет выглядеть следующим образом: 2 – 4 – 1 – 8!
1 ) ____________________________________________
2 ) ____________________________________________
3) _____________________________________________
4 ) _____________________________________________
5 ) _____________________________________________
6 ) _____________________________________________
7) _____________________________________________
8) ______________________________________________
В конце урока учитель собирает бланки с ответами (проверить, чтобы каждый бланк был подписан). Команда набравшая наибольшее количество баллов получает оценку «5», команда, занявшая второе место – «4» и команда с наименьшим количеством баллов получает оценку «3».
(Критерии оценивания каждый учитель может придумать свои)
Материалы для работы
1 Почвенный профиль
1 2 3 4 5 6 7 8
2 Почвы
1 2 3 4
5 6 7 8
(Картинки почвенных профилей и почв, учащимся показываются на 2 уроке, т.е. картинки должны быть знакомы)
3 Растения
1 2 3 4
5 6 7
8 9 10
11 12 13 14
( Картинок с растениями больше чем типов почв. Учащиеся могут выбрать одну картинку либо несколько)
4 Животные
1 2 3
4 5 6 7
8 9 10 11
12 13 14 15
16 17 18 19
20 21 22 23
5 Природные зоны
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
Примечание: Учитель может подобрать для урока другие картинки, и другое количество!