12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Онищук Лидия Александровна690
Учитель географии. Стаж работы более 30 лет. Являюсь участником конкурсов разного уровня. Я сама и мои ученики являются победителями, призерами многих конкурсов.
Россия, Смоленская обл., Смоленск
2

Урок: «Зональные типы почв». Практическая работа «Типы и свойства почв различных природных зон», 8 класс

Тема урока: Зональные типы почв. 8 класс.

Цель: Формирование представлений о зональном распределении почв по территории страны и их особенностях.

Задачи:

Предметные:

- давать определения терминов, понятий по тематике урока;

- выявлять и называть особенности зональных типов почвы;

- выявлять взаимосвязь между зональными типами почв и видами мелиоративных работ;

- читать и анализировать тематические карты;

- описывать зональные типы почвы и почвенные ресурсы;

- давать характеристику зональных типов почвы;

- обозначать на контурной карте географические объекты.

Личностные:

- сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;

- понимание и осознание особенностей зональных типов почв;

- использование знаний о зональных типах почв в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья;

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- находить достоверные сведения в источниках информации;

- обобщать тематический материал;

- формулировать выводы;

- составлять описания на основе достоверных источников информации;

- устанавливать причинно- следственные связи;

- составлять характеристику явления или объекта.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- планировать учебную деятельность;

- самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение;

- понимать позицию другого.

Личностные УУД:

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях;

- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;

- понимать эмоциональное состояние других;

- осознавать и проявлять себя гражданином России.

Тип урока: изучение новой темы с выполнением практической работы.

Оборудование: учебник, атлас, проектор, презентация.

УМК: Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

Ход урока

I.Организационныймомент.

Приветствие. Подготовка к уроку.

II.Опрос домашнего задания.

III.Изучение новой темы:

Откройте тетрадь запишите тему урока : Зональные типы почв.

Исходя из темы, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать. Какие вопросы будем рассматировать. Что вы сегодня должны узнать на уроке.

Сегодня на уроке вы узнаете:

1. Чем знаменит В.В.Докучаев.

2. Какие типы почв характерны для территории России.

3. В чем состоит особенность размещения почв.

4. Какие почвы обладают наибольшим плодородием.

5. Что такое почвенные ресурсы.

6. Как человек может восстановить почвы.

А в конце урока, попробуйте найти ответ на вопросы:

1. В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему?

2. Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»?

Откройте почвенную карту Росси в атласе. Назовите почвы. (примерные ответы). Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Восточно- Европейской равнины. В горах почвы изменяются, следуя закону высотной поясности от подножья к вершине. Типы почв соответствуют типу растительности.

Одновременно мы с вами в течение объяснения новой темы, будем выполнять практическую работу. Запишите в тетради: Практическая работа № 16 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования». Работу будем выполнять в виде составления таблицы.

Типы и свойства почв различных природных зон

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

1 Арктическая пустыня

часто отсутствуют или арктические

крайне мало

Не плодородная

Мало тепла и растительности

2. Тундра

тундрово- глеевые

мало

Маломощные, имеют слой глеевой

Вечная мерзлота,

переувлажнения, недостаток кислорода, их толщина не превышает несколько сантиметров.

Леса

Занимают больше половины нашей территории. Под лесами формируются несколько типов лесных почв.

3. Тайга Восточно- Европейской равнины

подзолистые под северными таежными лесами

мало 1-2%

при избыточном увлажнении идет промыв почв, образуется подзол.

Промывные, кислые, малоплодородные

Высокая влажность, , кислые, растительные останки - хвоя

4.Тайга Восточной Сибири

таежно- мерзлотные

мало

Малоплодородные, холодные

Вечная мерзлота, почвообразование замедлено. Промыва в этих почвах нет.

5. Смешанные

дерново- подзолистые

больше, чем в подзолистых

Более плодородные

Промыв весной, больше растительных остатков

6. Широколиственные

серые лесные

4-5%

Более плодородные

Промыв весной, больше растительных остатков

7.Степи

черноземы, каштановые

10-12%

Самые плодородные почвы, зернистая структура

Много растительных остатков ежегодно, много тепла

8. Полупустыни

бурые полупустынные, серо- бурые, а иногда образуются солончаки. Повышение содлержание солей.

гумуса в этих почвах не так уж и мало, но эти почвы сухие, плотные и бесструктурные.

Засоление почв. Это снижает плодородие.

Сухой климат, разреженный растительный покров, недостаток влаги. При искусственном орошении земли можно получать высокие урожаи.


 

Вывод: (самостоятельно) Процессы почвообразования во многом зависят от климатических условий местности. Климат закономерно сменяется по направлению с севера на юг. В этом направлении происходит и смена почв. Впервые это доказал русский ученый В.В.Докучаев более 100 лет назад. Им было установлено наличие зональных типов почв, которые закономерно сменяют друг друга с севера на юг. Они соответствую главным природным зонам нашей страны.

Почвенные ресурсы. Прочитайте в учебнике на стр. 181- 182

IY. Закрепление

1. Что такое почвенные ресурсы? (почвы, способные обеспечивать развитие растений.

2. Что является главными разрушителями почвенного слоя? (вода и ветер)

3. Что такое эрозия? Виды эрозий.

4. Что такое мелиорация?

5. Что такое рекультивация?

6. Почему надо охранять почву? И как их надо охранять?

7. Почему при перемещении с севера на юг плодородие почв сначала растет, а потом снижается?

В начале урока, я задала вам вопрос, на который просила ответить к конце нашего урока.

В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему? (предполагаемый ответ)

Рекордным плодородием обладают черноземные почвы. Толщина гумусового горизонта может превышать 1м. Здесь достаточно тепла, влаги и перегноя.

Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (примерный ответ)

Под хвойной растительностью – почвы подзолистые, под травами – черноземы.

Y.Рефлексия.

1. Вам все было понятно при изучении темы и выполнении практической работы.

2. Вы справились с заданием?

3. Кто сегодня был самым активным во время урока?

4 У кого, что не получилось и есть вопросы?

YI. Выставление оценок. Оценки всем будут выставлены за выполнение практической работы.

YII. Домашнее задание. Параграф 29, повторить 28

 Творческое задание. .Написать эссе на тему 1.«Можно ли создать искусственную почву».

2. К чему всю свою жизнь стремился В.В.Докучаев.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Грибанова Наиля Гадельжановна, 31.01.18 в 15:14 0Ответить Пожаловаться
Познавательная работа !
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.