12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила Телушкина34

Главный секрет эффективного

родительского собрания в детском саду

Л.В. Телушкина,

воспитатель первой

квалификационной категории

МДОУ № 42 «Родничок»

Ярославского муниципального района

Ярославской области

Родительское собрание остается одним из самых распространенных способов взаимодействия семьи и детского сада. Родительские собрания, дни открытых дверей, открытые занятия для родителей, совместные с родителями мероприятия  — это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе. И это не просто формальный подход к установлению контакта между воспитателем и родителями детей. Это не только способ встретиться с третьим звеном образовательного процесса – родителями – для обсуждения успехов и неудач воспитанников. Здесь педагог поможет матери или отцу решить проблемы в воспитании ребёнка, подскажет действительно эффективные приёмы взаимодействия с ним, предупредит о подводных камнях, подстерегающих родителей, которые не всегда компетентны в вопросах детской психологии, физиологии, социологии. Но всегда ли это действительно так? К сожалению, часто после родительского собрания можно видеть недовольных родителей, считающих, что они очередной раз потеряли время; или «выжатых как лимон» педагогов, не получивших обратной связи об успешности своей деятельности.

Родительское собрание. С какими мыслями воспринимает педагог это словосочетание?

- Что? Опять? Кому это нужно? Опять придут одни и те же?

ИЛИ

- Ура! Наконец-то! Отлично! Я хочу … (сообщить, рассказать, поделиться, ознакомить, а может быть, и посоветоваться, объединить усилия), я смогу … (понять, узнать, скоординировать) и т.д.

Уже от настроя педагога по отношению к собранию, его теме многое зависит. Зависит, как оно будет подготовлено, насколько воспитатель сможет заинтересовать родителей, какие методы проведения выберет и будет ли удовлетворен его результатами. И если при втором типе ответов еще могут быть варианты, то при первом – вероятность неудовлетворенности будет практически всегда 100% - ной.

Как раз с этой стороной вопроса работать легче всего, так как педагог, как любой сознательный человек, в состоянии сформировать свое отношение к данному виду деятельности в позитивном ключе, если этого еще нет. Могут помочь понимание необходимости проведения родительского собрания, ответственное отношение к своей работе, желание применить освоенные педагогические технологии, осознание возможности получить помощь в понимании индивидуальных особенностей своих воспитанников, надежда на установление более тесного контакта с родителями, аутотренинг, в конце концов. Я считаю, что знание и владение множеством способов проведения родительских собраний, информированность о применимости конкретных технологий и методик для решения поставленных задач помогает педагогу быть уверенным в своих возможностях и педагогической компетентности, а значит, быть более стрессоустойчивым, следовательно, уже более оптимистично настроенным по отношению к родительскому собранию. Следовательно, с целью повышения эффективности проведения родительских собраний для воспитателя важно пополнить свою методическую копилку активными, актуальными, инновационными технологиями работы с родителями.

К сожалению, у родителей словосочетание «родительское собрание» тоже не всегда вызывает большой интерес и стремление придти в детский сад. Многие родители считают собрания потерей времени и пустой болтологией. Пассивная позиция слушателя, физическая усталость после рабочего дня, одни и те же темы (если у тебя не первый ребенок в этом детском саду) работают на желание родителей найти любые причины такие собрания не посещать.

Современный Интернет пестрит статьями, сообщениями, рекомендациями, как провести эффективное родительское собрание. Многие из них представляют действительно содержательный и качественный материал по теме и дают разностороннее представление о методах и вариантах оптимизации данного вида деятельности педагога. В основном, они касаются правильной организации самого собрания, использования активных методов передачи информации и активизации позиции родителей.

Все они хорошо работают, когда родители уже пришли на собрание. В качестве же перечисления основных рекомендаций по обеспечению высокой явки родителей останавливаются на своевременном (за две недели) информировании о дате и месте проведения собрания и подготовке красочных приглашений. Этого вполне достаточно, если собрание с данными родителями не первое, а первое прошло на очень высоком уровне, с учетом всех предлагаемых рекомендаций и технологий.

Как же привлечь родителей на первое родительское собрание? Надо оговориться, что все рассматриваемые в дальнейшем приемы будут необходимы в случаях, если

- собрание проводится для родителей, у которых второй или последующий ребенок посещает данный детский сад. Обычно, если ребенок, первый или единственный, только начал ходить в детский сад, родители с большим желанием и интересом идут на первое родительское собрание (работает принцип новизны).

- ранее у родителей имелся негативный опыт посещения родительских собраний у данного педагога или в данном детском саду;

- существуют более значимые и срочные дела;

- родитель уверен, что знает все, что необходимо для воспитания своего ребенка (а организационные вопросы, да и другие, можно решить лично с воспитателем).

Итак, поделюсь своим опытом. Я начинаю работу по подготовке к первому родительскому собранию задолго до него. Заключается она в налаживании взаимодействия с родителями. Уже на первой встрече с ними (за 2 – 3 месяца до того, как ребенок начнет ходить в детский сад – в нашем детском саду есть такая практика) я рассказываю об основных умениях и навыках ребенка, которые помогут ему быстро и безболезненно адаптироваться к детскому саду. Основная цель данного сообщения, помочь родителям осознать их возможности повлиять на благополучность пребывания ребенка в ДОУ. То есть помочь им понять, что они могут сделать за это время, чтобы помочь ребенку.

Вторым шагом является анкетирование, с целью выявления наиболее востребованных форм и тем родительских собраний (Приложение 1). Мы просим подписать анкету (если родители готовы к этому), потому что данные полученные с ее помощью можно использовать для проведения индивидуальной работы с родителями. По результатам анализа ответов понятно, насколько родитель готов занимать активную позицию на собраниях, какие темы наиболее интересны именно ему. Во втором вопросе анкеты мы предлагаем дистанционные способы проведения собрания. Обстановка в мире, связанная с пандемией, потребовала от педагогов поиска новых подходов к организации взаимодействия с родителями, расширения списка умений по владению техникой и различными информационно - коммуникационными технологиями (например, использование площадки ZOOM).

И вот когда уже выбрана тема первого родительского собрания, составлена четкая повестка встречи, настает время индивидуального мотивирования родителей, чья потребность в собрании мала. В качестве основных форм такой работы я использую индивидуальные беседы и индивидуальные поручения по подготовке к собранию. В ходе беседы можно еще раз отметить важность обсуждаемых вопросов и значимость мнения конкретного родителя на собрании. А поручения могут быть не только содержательные (подготовить сообщение, например), но и организационные (поручить следить за временем на собрании, подготовить бейджи). Смысл таких поручений заключается в том, что человек с большим желанием заканчивает дело, в которое уже что-то вложил. Важно отметить, что воспитатель рад встретиться с родителями не только в формате общеорганизационной встречи, но и индивидуальной. Если кто-то из родителей проявит желание, требуется сразу обозначить дату и место встречи. А также, «эффект заражения» никто не отменял. Когда малоактивный родитель видит интенсивную подготовку, заинтересованность самого воспитателя и активность других родителей, это может перевесить чашу весов на сторону его присутствия на собрании. В процессе подготовки к собранию можно провести небольшие самотестирования родителей, результатом которых будет их понимание необходимости посещения собрания именно для них (Приложение 2).

Итак, применение активных методов проведения родительского собрания становится эффективным, когда на собрании присутствуют родители. Работу над явкой родителей необходимо начинать задолго до первого родительского собрания. Очень многое в этом процессе зависит от индивидуального взаимодействия с каждым конкретным родителем.





Список источников:

https://classuper.ru/blog/kak-effektivno-provodit-roditelskie-sobraniya

https://mega-talant.com/blog/5-uprazhneniy-kotorye-sdelayut-roditelskoe-sobranie-effektivnym

https://pedsovet.su/metodika/6847_igry_dlya_sobrania_v_sadu

https://pedsovet.su/publ/72-1-0-4261

https://pedsovet.su/publ/72-1-0-1012

https://zen.yandex.ru/media/mamamobil_ru/test-proverte-naskolko-horosho-vy-znaete-svoego-rebenka-5eda3be320aa1076cdbda079





Приложение 1.

АНКЕТА

Уважаемые родители, просим вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы помогут нам организовать наше взаимодействие более эффективно. Если вы считаете для себя возможным, пожалуйста, подпишите анкету. В любом случае информация будет использована только в обобщенном виде.

1. Считаете ли Вы проведение родительского собрания необходимым способом взаимодействия родителей и детского сада?

1) Да.

2) Нет.

3) Предпочитаю получать всю информацию посредством средств связи (например, мессенджер).

4) Предпочитаю индивидуальные беседы с воспитателем и консультирование у специалистов детского сада.

2. Какая форма проведения родительского собрания для вас наиболее приемлема?

1) Очная, сообщение воспитателем необходимой информации.

2) Очная, семинар (готов подготовить сообщение и выступить с ним на собрании).

3) Очная, круглый стол (готов подготовиться по повестке собрания, чтобы обсудить поставленные вопросы).

4) Очная, деловая игра (готов активно решать вопросы на самом собрании).

5) Дистанционная, сообщение воспитателем необходимой информации.

6) Дистанционная, семинар (готов подготовить сообщение и выступить с ним на собрании).

7) Дистанционная, круглый стол (готов подготовиться по повестке собрания, чтобы обсудить поставленные вопросы).

3. Какие области вопросов для вас наиболее интересны?

1) Особенности организации учебно-воспитательного процесса (режим дня, организация занятий).

2) Психологические особенности ребенка (таланты и способности, пассивность, агрессивность, конфликтность, повышенная возбудимость).

3) Возрастные особенности ребенка (возрастные кризисы, что должен ребенок знать и уметь к определенному возрасту)



Приложение 2.



Тест: Проверьте, насколько хорошо вы знаете своего ребенка

Кажется, мы знаем о наших детях абсолютно все, ведь именно мы их носили 9 месяцев, рожали, а потом ночами качали и от ОРВИ лечили. Однако есть вопросы, о которых мы не задумываемся каждый день. Действительно ли вы знаете своего ребенка?


Попробуйте ответить на эти вопросы:

Я всегда знаю, что делает мой ребенок после пробуждения.

Я знаю, какая у него любимая игрушка.

Я знаю, что его может опечалить.

Я знаю, чего он боится больше всего.

Я всегда знаю, по какой причине нервничает мой ребенок.

Я знаю, кем хочет стать мой ребенок в будущем.

Я знаю любимую сказку моего ребенка.

Я знаю, чего не может мой ребенок, даже если очень старается.

Я знаю, что успокоит моего ребенка, когда он плачет.

Я знаю любимое блюдо моего ребенка.

Я знаю, что он не любит есть больше всего.

Я знаю, какой у него любимый питомец.

Я знаю, какое мороженое он любит больше всего.

Я знаю его лучшего друга?

Я знаю, что он ненавидит делать.

Я знаю, что он рисует чаще всего.

Я знаю его любимую песню.


Подсчитайте, пожалуйста, количество положительных ответов.

0-6 ответов

Кажется, вы сосредоточены на домашних обязанностях, работе и уделяете ребенку мало внимания, особенно с эмоциональной стороны. Дети быстро растут, если вы хотите играть не последнюю роль в его жизни, участвуйте в ней прямо сейчас.

7-11 ответов

Вы знаете то, что должны, но некоторые вещи ускользают от вашего внимания. Не переживайте, наверстать упущенное легко, вам поможет разговор, совместные выходные или получение дополнительной информации.

12-17 ответов

У вашего ребенка нет секретов от вас. Ему очень повезло! Если вы и можете сделать что-то большее, то только для себя.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 03.11.20 в 12:00 1Ответить Пожаловаться
Ценный практический материал! Благодарю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.