Голосеменные растения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия культуры мира»
Открытый урок по биологии на тему:
«Голосеменные растения».
7 класс.
Провела:
учитель биологии
МБОУ ГКМ
Челебова А.Я.
2023 г.
Задача урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности голосеменных растений, их практическим значением в жизни человека.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют свои знания о характерных признаках и многообразии голосеменных растений.
Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнения в их строении и жизнедеятельности.
Основные понятия урока: голосеменные, саговниковые, гинкговые, пыльца, семязачаток, семя, эндосперм.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, медиаресурсами электронного приложения к учебнику, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений по сравнению с высшими споровыми растениями.
Ход урока
1.Организационный момент.
Встаньте все красиво
С гостями поздоровайтесь учтиво
Тихо сядьте, спины прямо
Все легонечко вздохнем
И работать мы начнем.
2. Проверка домашнего задания.
Тест на 2 варианта. ПРИЛОЖЕНИЕ
ОТВЕТЫ: СЛАЙД 2
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1в | б | б | а | б | в | б | а | б | в | а |
| ||||||||||
2в | б | б | б | а | а | в | а | в | б | в |
3. Актуализация знаний, постановка темы и задач урока.
ИСКУССТВО и БИОЛОГИЯ.
-На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин – будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.
Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.
Перед нами картина Шишкина. Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал СЛАЙД-шоу3
- Ребята, какие деревья изображал И.И. на картинах? (сосны, ели).
Он создаёт много картин, в сюжетах которых обращается к жизни русского леса. Шишкина называли "царем леса", и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.
-О чем же пойдет речь на уроке, что вам предстоит узнать? (ответы учащихся)
СЛАЙД4Тема: Голосеменные растения.
Задачи: изучить строение, распространение , размножение и значение
голосеменных.
4. Первичное усвоение знаний.
Постановка проблемного вопроса: каковы преимущества в строении, процессах жизнедеятельности и размножении голосеменных растений по сравнению с высшими споровыми?
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. –стр.56- выписать признаки голосеменных растений.
СЛАЙД 5 Проверка результатов работы.
Признаки растений отдела голосеменных.
Исключительно наземные деревья, кустарники, лианы,
чаще вечнозелёные растения.
2. Размножение посредством семян.
3. Гаметофит развивается на спорофите.
4. Мужские гаметы доставляются к женским по пыльцевой трубке.
5. Оплодотворение происходит без участия воды.
6. Семена имеют запас питательных веществ.
Вывод: Голосеменными эти растения называют потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхностях чешуй шишек.
- Как вы думаете, в чем преимущество голосеменных по сравнению с папоротниками?
(наличие семян)
- А что же такого имеет семя, чего нет у споры?
- спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование.
- запас питательных веществ в эндосперме.
- зародыш надежно защищен. СЛАЙД 6
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.( подняли все руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад)
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
(Дети садятся за парты).
Классификация голосеменных СЛАЙДЫ 7-10
Размножение голосеменных- составить схему. ПРИЛОЖЕНИЕ
СЛАЙД 11 Проверка схемы и беседа по ней.
Значение голосеменных- Электронное приложение к учебнику В. В. Пасечника
« Линия жизни. Биология 7 класс» М.:Просвещение,2011г
5. Первичное закрепление знаний и умений.
Фронтальный опрос:
В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?
Каково строение женской и мужской шишек сосны?
Чем отличается строение женской шишки от мужской?
Как происходит опыление и оплодотворение у сосны?
Какими способами распространяются семена сосны?
В чем состоит эволюционное преимущество семенных растений перед споровыми?
Решение творческих биологических задач.
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
- Это хвойный лес?
- Хвойный.
- А где хвоя?
- Опала.
- По чьей вине?
- Природы.
- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!
Придется ли леснику отвечать за гибель леса?
Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?
6. Домашнее заданиеСЛАЙД 12
Изучить § 16, ответить на вопросы в конце параграфа.
Подготовить сообщение или презентацию о многообразии голосеменных.
7.Рефлексия, подведение итогов урока.СЛАЙД 13
Выскажитесь, используя фразы:
Без наших хвойных растений …
Наша тайга для планеты Земля – это …
Нужно беречь и охранять лес, т.к. …
Наш хвойный лес дает нам …
Я в нашем сосновом лесу летом …
Хвойный лес это среда …
Настроение на уроке…
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 вариант.
1. Где происходит оплодотворение у споровых? А. В воздухе Б.В воде В.В клетке растения
2. Как называются первые наземные растения?А. Маршанция Б.РиниофитВ. Сфагнум
3. Тело мхов подразделяется на:
А.Стебли и листья Б.Листья и корни В. Стебли, листья, корни
4. Плауны это:A. Однолетние растения с ризоидами
Б. Многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями
В. Многолетние растения с ризоидами
5. Хвощи имеют: А. Ризоиды Б. Ползучий стебель В. Корневище
6. Заросток папоротника это:
А. Спорофит Б. Гаметофит В. Маленькое растение папоротника
7. В жизненном цикле папоротников преобладает :
А. Спорофит Б. Гаметофит В. Обе формы развиваются одновременно
8. Вайи это: А. Побеги плауна Б. Листья папоротника В. Листья мха
9. Весенние побеги хвоща:
А. Зеленые, ветвистые без спорангиев Б. Бурые тонкие гаметофиты
В.Бурые со спороносными колосками
10. Хвощ – показатель того, что почва: А. Кислая Б. Щелочная В. Нейтральная
2. вариант.
1. Заросток папоротника это:
А. Спорофит Б. Гаметофит В. Маленькое растение папоротника
2. Плауны это:A. Однолетние растения с ризоидами
Б. Многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями
В. Многолетние растения с ризоидами
3. Как называются первые наземные растения?А. Маршанция Б. РиниофитВ. Сфагнум
4. Тело мхов подразделяется на:
А.Стебли и листья Б.Листья и корни В. Стебли, листья, корни
5. Хвощ – показатель того, что почва: А. Кислая Б. Щелочная В. Нейтральная
6. Весенние побеги хвоща:
А. Зеленые, ветвистые без спорангиев Б. Бурые тонкие гаметофиты
В.Бурые со спороносными колосками
7. В жизненном цикле папоротников преобладает :
А. Спорофит Б. Гаметофит В. Обе формы развиваются одновременно
8. Где происходит оплодотворение у споровых? А. В воздухе Б.В воде В.В клетке растения
9.. Вайи это: А. Побеги плауна Б. Листья папоротника В. Листья мха
10. Хвощи имеют: А. Ризоиды Б. Ползучий стебель В. Корневище
Жизненный цикл сосны(разрезать на карточки)