Головные уборы солдат русской и советской армий XIX–XX веков
Головные уборы солдат русской и советской армий XIX–XX веков.
По приказу императора Александра II был создан музей истории военной формы одежды. Мы рассмотрим форменные головные уборы, которые носили солдаты между двумя отечественными войнами – 1812 и 1941–1945 годов.
Гренадёрка
В России со времён Петра I, с 1700 года, и вплоть до Екатерины II конусовидные гренадерки носились только в армейских полках, в гвардии они имели вид кожаных шапок с круглой тульей, горизонтальным назатыльником и небольшим вертикальным налобником.
К началу XIX веке конусовидные гренадерки с медным налобником практически выведены из употребления. В России единственным полком, носившим гренадерки вплоть до 1914 года при парадной форме, был лейб-гвардии Павловский полк, получивший данное отличие за мужество и стойкость, проявленные в войне с Наполеоном в период 1806—1807 годов. Эту награду воспел А. С. Пушкин во вступлении к поэме «Медный Всадник»: «…сиянье шапок этих медных, насквозь простреленных в бою».
Гренадерки, обшитые мехом чёрного медведя (амурского), носили гренадеры Роты дворцовых гренадер Вооружённых сил России имперского периода.
В начале XIX века с приходом к власти Александра I из армейского обмундирования изымают гренадерку, которая была распространена при Павле I, с 1796 по 1798 год. Эту конусовидную шапку из ткани с каркасом на основе проволоки или китового уса носили гренадеры – солдаты части пехоты или артиллерии, предназначенные для штурма вражеских укреплений. Форма головного убора позволяла гренадеру свободно метать гренады (гренадки, ручные гранаты), чего нельзя было сделать в треуголке.
Гренадёрка.
Гренадер пехотного полка русской армии 1700 — 1732 годов.
Барабанщик Лейб-Компании, с 1742 до 1762 года.
Бараба́нщик — музыкант, играющий на ударных музыкальных инструментах и, в частности, на барабане или военно-учётная специальность (чин, должность) в вооружённых силах.
Гренадер, Лейб-гвардии Павловский полк, 1914 год.
Портрет гренадера Роты Дворцовых Гренадер М. Кулакова. 1915 год.
Кивер
На смену гренадерке приходит кивер – высокий жёсткий головной убор цилиндрической формы с плоским верхом, с козырьком, подбородным ремешком, часто с украшением в виде султана для рядового состава и офицеров. Он изготавливался из плотной сваленной шерсти, отделывался сверху и по краям прочной кожей и хорошо защищал голову солдат от сабельного удара: оружие просто застревало в толстой коже кивера. Головной убор был объёмным и не очень удобным в ношении. Кивера появились в большинстве армий с 1801 года.
В русской гвардии и армии кивера впервые были введены в 1805 году. Эти головные уборы были высокие, тяжёлые и весьма неудобные, зато берегли голову солдата от непрямого сабельного удара. При Николае I кивера доходили до 5,5 вершка высоты; во время парадов они украшались султанами в 11 вершков длиной, так что весь головной убор был высотой 16,5 вершка (около 73,5 см). В 1844 году (а у гусар — в 1862 году) они были заменены кожаными касками. В 1855 году кивера были частично вновь восстановлены и существовали до 1862 года, когда их заменили на кепи. В 1908 году кивера были частично снова возвращены частям гвардии, военно-учебным заведениям и генералам.
Пехотный кивер Русской императорской гвардии, датирован 1812 — 1817 годами.
Кивер Николаевского кавалерийского училища.
Кивер.
Кивер генерала "Генерального Штаба", 1909-1917 год.
Кивер солдатский армейский пешей артиллерии.
Л.Гв.Егерский полк, Кивер Полковника.
Штаб-офицер и обер-офицер гренадерского полка, 1815 г.
Штаб-офицер Иркутского гусарского полка, 1815 г.
Драгуны Московского и Каргопольского драгунских полков, 1827 г.
Портрет корнета Кавалергардского полка графа Д. А. Шереметьева, 1909.
Виктор Штемберг. Музей Гвардии; Санкт-Петербург
Кивера имели двойное дно, и за внутренней подкладкой кивера военнослужащие – особенно нижние чины русской армии – могли хранить мелкие личные вещи: иголки с нитками, курительную трубку. На парадах и смотрах войск кивера украшались султанами – вертикальными перьевыми или волосяными пучками.
Двууголка
В российской и европейских армиях на смену громоздкой и не приспособленной к военным походом треуголке приходит плоская и компактная двууголка. По тому, как военный её надевал, можно было определить, к какому ведомству он относится. Двууголка вдоль плеч – это офицер, двууголка углом вперёд – офицер свиты Его Императорского Величества, генерального штаба.
Двууго́лка или двухуго́лка или бико́рн — двурогая шляпа, пришедшая на смену более громоздкой и неудобной треуголке в конце XVIII века. Двууголка легко складывалась и занимала меньше места — это было тем более важно, что на приёмах и балах не было принято расставаться со своими шляпами.
В русской армии с 1803 по 1845 год двууголка была популярным головным убором у офицеров наряду с кивером. По ширине и фасону галунов на бортах двууголки, по кокарде и плюмажу различались чины. Вплоть до Первой мировой войны двууголка была частью парадной одежды офицеров и чиновников, в том числе и в России.
Франц Крюгер. Портрет Александра I верхом на коне. 1837 год
Холст, масло. 484 × 344 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Военнослужащие Главного штаба, 1816 г.
Каска
Представители тяжёлой кавалерии русской императорской армии носили кирасирскую каску, которая была увенчана конским волосом. В период правления Николая I (1825–1855) украшения из конского волоса на каске достигли своего максимального размера: конский волос закрывал практически весь налобник каски.
Кираси́ры (в буквальном переводе — ла́тники, фр. cuirasse — латы) — род тяжелой кавалерии, одетой в кирасы. В кирасиры набирали лишь рослых и сильных всадников (170—180 см ростом во времена Наполеона).
Образ кирасира XIX века.
Кирасиры в латах, дающие залп из пистолетов перед основной атакой.
В России кирасиры появились впервые в 1731 году, когда по предложению фельдмаршала Х. А. Миниха Выборгский драгунский полк был переформирован в кирасирский. Позднее, в 1733 год, в русской армии, начинают массово сформировываться кирасирские части армейской кавалерии, как главной ударной силы линейной кавалерии России. С тех пор число кирасирских полков в России то увеличивалось, то уменьшалось, а в 1860 году все они, за исключением четырёх гвардейских, переформированы в драгунские. Так в конце 1798 года, в знак особого расположения к «Лейб-Кирасирскому Ея Величества полку», Император России повелел иметь на его оснащении 11 командирских и 219 для нижних чинов серебряных кирас для их ношения во время несения караульной службы в дворцах. Серебряные кирасы лейб-гвардейцы сохраняли до 1811 года, но по повелению Императора Александра, они были переплавлены.
Пиратский К. К. Обер-офицеры Лейб-Гвардии Кирасирского Его Величества и Лейб-Кирасирского Её Величества полков. 1855 год.
Считалось, что конский волос на кирасе был и украшением, и дополнительной защитой головы: при сабельном ударе по жесткому конскому волосу сабля, скорее всего, особого удара военнослужащему не причиняла, голова не была повреждена.
Головной убор кавалериста с украшением из конского волоса.
В 1844 году по чертежам императора Николая I создаётся кожаная каска с металлическими элементами, которая повторяла форму шлемов русских воинов XIV–XV веков. В российской армии она просуществовала 20–30 лет.
Русская каска образца 1844 года.
Ка́ска — кожаный или металлический защитный шлем для защиты головы военнослужащих. Отдельными применяется просторечие военные каски к стальным и иным шлемам которые предназначены для защиты от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой, они используются как в военных и боевых действиях, так и в мирное время во время несения службы. В Российской империи кожаные каски как элемент военной формы были впервые введены Г. А. Потёмкиным, отменены Павлом I, но позднее восстановлены для отдельных частей.
К началу XIX века каски оставались элементом защитного снаряжения в тяжёлой кавалерии (драгун и кирасир), сражавшейся преимущественно холодным оружием, а также в качестве элемента парадной формы одежды.
После того, как маневренную войну 1914 года в 1915 году сменила окопная война, голова солдата стала основной мишенью — если тело укрыто окопом, то голову высовывать все равно приходится, начали применять стальные каски.
Экспедиционный корпус Российской армии во Франции. Лето 1916г, Шампань.
Знамёнщик, ассистенты и адъютант Ударного отряда 8-й Армии (позже «Корниловского») поручик князь Ухтомский, 1917 г. На шлемах — череп со скрещёнными костями; на рукавах — синяя полковая нашивка.
В 1915 году Генеральный штаб Российской империи принял решение о начале разработки первого русского стального шлема на основе конструкции французской каски Адриана модели 1915 года, на передней части у которых был помещён рельефный русский двуглавый орел.
Стальной шлем, 1915год.
Стальной шлем (каска) обр. 1936 г.
Стрелковые войска РККА, «Перед началом наступления», Солдаты читают боевой листок перед началом наступления, 3 сентября 1943 года, видны стальные шлемы различных образцов.
В 1934 году было выдано задание на разработку стального шлема нового образца. Переделанный шлем (с увеличенными полями) был принят на вооружение РККА под названием «красноармейский шлем стальной обр. 1935 г.», в других источниках — СШ-36 Стальные шлемы в СССР обычно окрашивались матовой краской защитного цвета. В 1940 году был принят на оснащение стальной шлем нового образца — «Шлем стальной обр. 1940 г.» (СШ-40), который без особых изменений просуществовал несколько десятилетий.
Стальной шлем обр. 1940 г. (СШ-40),
Окопная война 1915 г.
Стальной шлем СШ-36, основная каска РККА с 1936 до начала 40-х, 1939 г..
Халхин-Гол. Перед наступлением.
Шлем, снаряжение, офицерский китель старшего техника-лейтенанта войск связи, образца 1943 года. (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург)
Стрелковые войска РККА, «Перед началом наступления», Солдаты читают боевой листок перед началом наступления, 3 сентября 1943 года, видны стальные шлемы различных образцов.
Кепи
После Крымской войны 1853–1856 годов стало понятно, что кожаные каски не приспособлены под полевые условия: кожа намокала, высыхала под палящим солнцем и деформировалась. Портился внешний вид головного убора, и он причинял неудобства военнослужащим. В это время французы носили кепи – головные уборы с маленьким твёрдым донышком и широким козырьком, они оказались удобнее касок, поэтому российская армия переняла их.
Ке́пи, кепка — род фуражки с маленьким твердым донышком, состоящий из высокого относительно мягкого околыша, и длинного, широкого, прямого козырька.
Рядовой и адъютант Лейб-Гвардии Литовского полка (в повседневной и парадной формах), 1862г.
Считается, что кепи появилось в армии и средне учебных заведениях в России 19 в. Существовало в русских вооружённых силах с 1862 по 1881 г. под названием «шапок нового образца». В 1870 г. было также головным убором учеников классических гимназий и реальных училищ.
Кепи. Россия, конец 19 века. Материал: сукно, кожа.
Барашковая шапка
Барашковая шапка — парадный головной убор, введённый в 1881 году во все части российских императорских войск, кроме полков: кирасирский, уланский, гусарский, лейб-гвардии 4-го стрелкового батальона, гвардии жандармского дивизиона, лейб-гвардии Павловского полка и казачьих частей.
Барашковая шапка была присвоена лишь строевым чинам; мех на шапках — чёрный; белый полагался только чинам свиты Его Императорского Величества; шапки кавалерии, конной артиллерии и жандармских частей отличались покроем от шапок прочих родов оружия; жандармы имели белый султан. В 1908 году барашковая шапка отменена для всех частей войск.
Генерал-Адъютант, Обер-Офицер Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка и Казак полевых конных полков Уральского Казачьего войска (в обыкновенной форме), 1883 г.
Воздухоплавательный Парк. Обер-Офицер (парадная форма). Рядовые: 1) в рубахе, 2) в парадной и 3) в обыкновенной форме.1890 г.
Формы обмундирования Русские войска: 1. Офицер пехотных п. (1732—1742). 2. Офицер гусарских п. (1776—1782). 3. Гренадер мушкетёрского п. (1797—1801). 4. Офицер егерских п. (1796—1801). 5. Унтер-офицер мушкетёрских п. (1802—1803). 6. Рядовой кирасирских п. (1813—1814). 7. Матрос гвардейского экипажа (1856). 8. Рядовой Л.-гв. Преображенского п. (1826—1856). — Эпоха императора Александра II: 9. Трубач л.-гв. драгунского п. 10. Обер-офицер л.-гв. конно-гренадерского п. 11. Обер-офицер л.-гв. гусарского Е. В. п. 12. Обер-офицер пехотных армейских п. 13. Обер-офицер армейских драгунских п. 14. Обер-офицер армейских униатских п. 15. Подхорунжий л.-гв. казачьего Е. В. п. 16. Рядовой армейских пехотных п. времени императора Александра III и настоящего в парадной форме с полным походным снаряжением.
Папаха
В 1913 году в качестве зимнего головного убора используется папаха – высокая шапка из длинноволокнистой шерсти.
Папа́ха - мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, распространённый у многих народов и народностей в мире, элемент военной формы одежды. По версии Большой Советской энциклопедии, слово имеет тюркскую этимологию (от тюркского папах). Форма и высота папахи разнообразная: цилиндрическая, полусферическая, с плоским дном и другие. У русских папаха — высокая (реже — низкая) цилиндрическая шапка из меха с матерчатым дном или длинным колпаком, также называлась клобук.
В русской армии прообразом папахи являлась меховая шапка, которую с 1817 года носили военнослужащие некоторых частей на Кавказе и Средней Азии. Однако официально в качестве зимнего головного убора, да и то только в казачьих войсках, папаха была установлена лишь в 1855 году. В Русской армии применялись следующие папахи как головные уборы, на 1910 год:
папаха белая курпея — для чинов Свиты, числящихся в казачьих войсках
папаха конвоя Его Величества
папаха казачьего образца - для казачьих степных войск (у Уральского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск — с длинным мехом)
папаха кавказская — для кавказских войск, Дагестанского конного полка и Осетинского конного дивизиона
папаха Туркменского конного дивизиона
папаха Сибирских войск
В 1913 году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск Вооружённых сил. Папаха царской армии с нашитой спереди красной лентой была головным убором и у революционных солдат. Несмотря на введение приказами РВСР 1919 года нового зимнего головного убора — Матерчатого шлема («Будёновка»), красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии. 23 апреля 1936 года, НКО СССР объявил о введении для личного состава терских, кубанских и донских казачьих частей особого выходного (парадного) обмундирования с папахой, при этом кавказские казаки получили «осетинскую» папаху, названную в приказе «кубанкой», донские — традиционную.
10 июля 1940 года форменная одежда и знаки различия генералов и Маршалов Советского Союза были приведены в постановлении СНК № 1221, а 25 октября приказом НКО СССР № 373 вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии», которым, как и маршалам, папаха утверждалась в качестве зимнего головного убора.
Пиратский К. К. Сибирское и Семиреченское Казачьи войска. 1867 г.
Генерал Александр Павлович Хрещатицкий, 1850 год.
Кубанские казаки, 1945 год, в укороченных папахах — кубанках.
Командир 44-го драгунского Нижегородского полка граф И.Г.Ностиц, 1860г.
Будёновка
После революции 1917 года новую форму придумывать было некогда, поэтому, чтобы отличать своих от чужих, красногвардейцы закрепляли красную ленту на лицевой стороне папахи. Позже, когда новое государство сформировалось, настал черёд реформ вооружённых сил. В обиход вошёл суконный шлем, получивший название «будёновка», потому что распространился сначала в Первой конной армии Семёна Будённого.
Будёновка 1918—1920 годов.
Будёновка (официальное наименование — шлем суконный) - форменный головной убор, красноармейский суконный шлем особого образца, форменный головной убор военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии.
Создание в феврале 1918г. вооружённых сил советского государства вызвало необходимость разработки для обмундирования красноармейцев единой формы одежды, отличающейся от прежней российской и иностранной военной формы одежды. С этой целью Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА, в котором приняли участие известные русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский и другие. 18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей — часть доспехов былинных русских богатырей (за что в первое время получил обиходное название «богатырка»). Впоследствии шлем, ставший ярким признаком принадлежности к Красной армии, называли по именам военачальников, М. В. Фрунзе («фрунзевка») и С.М. Будёного («будёновка»). Будёновка- это шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке, состоящего из колпака, сшитого из шести сужающихся кверху сферических треугольников, пришитого спереди простроченного овального козырька и спускающегося вниз сзади назатыльника с удлинёнными концами, застегивающимися под подбородком на две пуговицы или пристёгивающимися (в сложенном виде) к нашитым на колпаке обтянутым сукном пуговицам.
Цвет звезды на буденовке отличался, в зависимости от рода войск: в пехоте носили малиновую звезду, в кавалерии — синюю, в артиллерии — оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках — чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов — голубую, пограничники — традиционно зелёного цвета.
Красноармеец, 1926 год.
Головной остроконечный шлем, хоть и стал прочно ассоциироваться с внешним обликом солдат Красной Армии, на деле вызывал много нареканий у военных. Зимой она пропускала холодный воздух, а летом сильно сжимала голову, вызывая головные боли. Буденовка часто сползала на глаза и носить ее постоянно было неудобно. В начале 40-х годов, шлемы постепенно заменяются шапками и в 1943 году буденовка исчезает из перечня военного обмундирования советской армии.
Красноармейцы в будёновках, зима 1940 г.
Банкнота СССР 1923 года
30 лет будёновка была основным головным убором в Красной армии. Но события советско-финской войны 1939–1940 годов показали, что в зимних условиях она не очень удобна: выступающий сверху шишак не позволял носить каску, которая защищала бы голову бойца. В 1940 году будёновку отменили, ей на смену пришла шапка-ушанка.
Шапка-ушанка
Ша́пка-уша́нка - зимняя меховая, суконная или комбинированная шапка (первоначально мужская), широко распространённый головной убор в России. Ушанка получила своё название из-за наличия отложных наушников — «ушей», в поднятом виде связанных на макушке или на затылке тесьмой. Ушанка носится в сложенном состоянии, то есть с завязанными на макушке «ушами», но при необходимости «уши» опускаются вниз вместе с отворотом на затылке, защищая от холода и ветра уши, а также частично щёки и подбородок человека, носящего ушанку. «Уши» также можно завязывать на затылке и под подбородком.
Шапка-ушанка, изготовленная из искусственного меха, получила народное название «Чебурашка» по аналогии с мультипликационным персонажем.
Шапка-ушанка на голове награждаемого солдата
Первые головные уборы, сходные по своему виду с шапками-ушанками, начали использовать в армии Колчака, где получила очень широкое распространение. С 1931 года на снабжении РККА состояла так называемая шапка, в целом похожая на шапку-ушанку. Ещё в 1934 году на снабжение Военно-Морских сил РККА (ВМФ) принимается шапка-ушанка чёрного цвета. Шапка-ушанка состоит из окола, суконного чёрного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника. С 1940 года шапка-ушанка была введена в качестве форменного зимнего головного убора РККА и милиции. Одновременно с шапкой-ушанкой на снабжение вводится стальной шлем (каска) СШ-40, который носился с подшлемником, но некоторые надевали его поверх шапки-ушанки. Изначально такие шапки изготавливались из меховой овчины светлых окрасов, затем их стали делать серыми. В ВМФ они были также введены, но чёрного цвета. В период Великой Отечественной войны изготавливались в массовом порядке, в том числе и из искусственного меха, что объяснялось необходимостью удовлетворения потребностей действующей армии.
И.Е.Репин (1844—1930). «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Шапка-ушанка РККА периода ВОВ.
Фуражка
К началу Великой Отечественной войны солдаты носили фуражку образца 1935г., её изготавливали из сукна защитного цвета и окантовывали по цвету того рода войск, к которым относился военнослужащий. Например, окантовка на фуражке командного состава пехоты – малиновая. До 1 февраля 1941 года военно-воздушные силы носили форму синего цвета с голубыми кантами, а автобронетанковые войска – форму стального цвета. Позже эти различия упразднили. Когда началась Великая Отечественная война, цветовое выделение на фуражках привело к тому, что офицеры стали прекрасной мишенью для немецких снайперов. В августе 1941 года вводятся защитные знаки различия – петлицы серо-зелёного цвета, окантовка фуражек отменяется. Кокарда – пятиконечная звезда, которая до этого имела красный цвет, – становится зелёной.
Исторически фуражка была развитием кивера, чья неудобная высокая форма в униформах европейских армий до середины XIX века постепенно уменьшалась до современной формы фуражки. В вооружённых силах Российской империи у солдат фуражка относилась к особой категории предметов вещевого довольствия войск — мундирным вещам. В России в XIX веке на форменных фуражках на околышах располагалась кокарда и/или эмблема рода оружия (значок), инженерной специальности и так далее.
В 1906 г. была введена летняя фуражка защитного цвета, с козырьком и наружным подбородным ремнем для всех. В 1910 г. вместо неё введена походная суконная фуражка, а наружный ремень в пехоте был отменён.
Александр II в генеральской форменной фуражке, 1865
Полковник А. М. Кованько, Санкт-Петербург, 1904г.
Унтер-офицер Георгий Жуков, 1916г.
Литература:
Головные уборы // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб.; [М.]
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой.
Р. М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв.
32
Голавачёва Марина Алексеевна