Головоломка «Представление информации» к уроку информатики в 10 классе
Всероссийский дистанционный конкурс для школьных учителей на лучшую образовательную головоломку
Пояснительная записка
Головоломка «Представление информации» разработана с целью активизировать учащихся в начале урока и направить их деятельность на организацию эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели, т.е. решения головоломки, а также призвана спровоцировать их выйти за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. Учащиеся могут выбрать способ работы: групповой или индивидуальный.
10 класс. УМК Информатика. Базовый уровень. Л. Л. Босова Бином 2019. Темы «Кодирование текстовой информации», «Кодирование графической информации», «Кодирование звуковой информации».
Комбинированный урок: Организационный этап: Перечисляем отличия человека от ПК, делая акцент на виде информации. Формулируем вопрос: «В каком виде и как компьютер представляет информацию?»
Задача, которая стоит перед учениками: Расскажите про основные виды, способы, а также приведите примеры использования этого процесса в повседневной жизни, удобство и сложности, достоинства и недостатки.
При подготовке головоломки учитывалось, что данные темы изучались ранее.
Головоломка, которую видят учащиеся на экране:
Расшифровка:
QR код содержит следующую информацию: windows-1251 AC EE 4E, в данном случае учащимся дается подсказка, что здесь закодированы 3 символа с использованием кодировки Windows-1251, коды даны в шестнадцатеричной системе счисления (в учебнике «Информатика 10» Босова Л. Л. На стр. 140 расположена таблица кодов, воспользовавшись ей ученики восстанавливают исходные символы)
Решение: Код
Конъюнкция – логическое умножение (символьное обозначение), логическое И.
Решение: и
Данный прием использую на уроках для развития гибкости мышления учеников, учу использовать полученные практические и теоретические навыки для решения любых задач. В данном случае простые математические преобразования приводят к решению.
Решение: р
Q R код содержит следующую информацию: ссылку на сайт образовательного учреждения http://hundred.ucoz.ru/2021/golovolomka.jpg, на страницу с изображением.
Решение: ова
Вспоминаем теорию множеств, круги Эйлера. На схеме изображено пересечение двух множеств.
Решение: ние
Таким образом, получаем решение головоломки: Кодирование.
Автор: учитель информатики Гапонова Мария Фаридовна