Методическая разработка по русскому языку «Занимательно о фразеологизмах»
Колледж государственного университета «Дубна»
Методическая разработка
по русскому языку
«Занимательно о фразеологизмах»
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы Е.В. Нестерова.
Дубна, 2020
Цель:
привлечь внимание обучающихся к изучению русского языка, воспитывать чувство коллективизма, товарищества;
формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях;
развивать память, внимание, логику и интеллект в целом;
развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;
повышать уровень культуры речи.
Задачи:
1) обучающие – повторить и закрепить знания обучающихся по изученной теме;
2) развивающие – сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у обучающихся речи, мышления, памяти, творческой активности;
3) воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.
Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.
Участники: команды-соперницы.
Целевая аудитория: студенты 1-2 курса (10-11 класс)
Данную головоломку можно использовать как:
вид работы на уроке (закрепление изученного материала);
самостоятельное внеклассное мероприятие или его часть;
контрольную работу по фразеологии русского языка.
Актуальность
Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала. Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных и интерактивных методов обучения.
Головоломки обладают исключительной занимательностью и являются богатой почвой для формирования стойкого познавательного интереса и развития логического мышления учащихся.
В данной разработке соединены 2 вида головоломок.
Филворд – это разновидность кроссворда, существенно отличающаяся от классического варианта. Венгерский кроссворд (другое название филворд) имеет поле без черных клеток и нумерации. Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не образуют «крестов» – это одно из основных отличий филворда от классического кроссворда. Слова в филворде могут изгибаться, но только под прямым углом (по диагонали слова не располагаются), с другими словами не могут иметь общих букв. Слова должны только соприкасаться друг с другом. В филворде, как и в обычном кроссворде приводятся определения, ответы на них необходимо разгадать. В данном случае определения филворда зашифрованы с помощью шифра Цезаря. Каждая буква шифра заменяется на следующую за ней в алфавите. Так, A заменяется на B, B на C, и т.д. Шифр Цезаря так называется, потому что его использовал сам Юлий Цезарь. Шифр Цезаря — это не один шифр, а целых двадцать шесть, использующих один и тот же принцип. В предлагаемой работе использован шифр ROT1.
Задача учащихся – расшифровать фразеологический оборот, а недостающее в нём слово найти в филворде. В скобках указано количество букв недостающего слова. Основная масса предложенных для работы выражений уже знакома студентам по предварительной работе: история происхождения фразеологических оборотов, лексическое значение фразеологизмов. Время работы – 40 минут. За это время нужно расшифровать как можно больше устойчивых оборотов русского языка.
Задания подобного рода неизменно вызывают интерес у студентов. Самый главный результат таких заданий или занимательных викторин по русскому языку – пополнение словарного запаса, устойчивый интерес к изучению родного языка, умение работать в команде.
Задания головоломки
В | Е | И | Л | Т | Е | Р | Т | С | Е | О | Л | Г | О | Н | Е | Р | Т | Ь | П |
С | Р | К | О | Ь | О | Т | И | Б | В | К | Ё | В | Т | Я | Д | Ж | А | Т | У |
А | З | А | К | Ы | М | Е | Р | О | Ь | Т | С | А | Ь | Т | С | А | Н | А | Т |
Н | С | Т | Ь | В | С | Т | Е | Т | Ь | А | О | Ч | Ь | Р | О | В | Я | С | Ь |
У | Е | Л | В | Е | Р | С | В | Д | Е | Л | И | К | Т | И | Т | Ь | У | М | А |
Т | Ь | П | А | К | Ш | Л | Ы | А | Л | И | С | Я | А | Л | И | И | Ш | А | Д |
И | Д | С | В | Ь | Т | Е | У | В | П | Т | Ь | Г | О | Р | Ж | О | Т | Ь | А |
К | Ё | Л | Ы | Т | Е | Т | Д | О | Р | Е | В | Ь | Н | Ь | И | Л | И | Р | О |
Ч | О | Ь | К | К | Р | И | А | Р | И | Ш | Е | Л | У | Т | Р | П | Ч | О | М |
У | Д | Т | А | О | Я | В | И | Т | Т | Ё | З | Ы | Ь | Н | А | Х | В | Н | Т |
М | О | Р | Е | П | Л | Т | Ь | Ь | Ь | Л | В | А | Т | А | В | Т | А | А | Г |
Е | Г | С | Л | П | О | И | П | Е | Д | С | И | К | О | Р | О | А | Т | Г | И |
С | З | Я | И | А | П | А | Ц | Й | Я | П | К | С | Ы | В | Я | С | Ь | О | Д |
Т | А | Р | К | Т | О | Л | Й | Я | Н | О | А | К | Ю | Н | С | Ы | Н | Т | У |
О | З | Е | Н | У | Л | Ы | Ц | Н | Э | К | О | Н | Ш | О | К | Е | Т | Е | Ч |
С | О | Р | И | Ц | Я | С | И | У | И | С | П | И | Н | А | Я | Р | Ю | Ь | М |
Р | А | О | Ч | К | О | Л | К | Л | С | А | М | Г | Е | Р | В | В | Е | Х | Е |
И | З | Й | Е | Е | П | Е | Д | И | Я | В | Е | Р | М | Е | А | Р | Т | Л | С |
Н | Ь | Ы | Т | С | О | А | Й | В | Е | Т | Н | А | В | Е | С | С | Т | Е | Б |
У | Т | Б | У | З | К | З | Ц | Е | Ч | З | А | У | С | К | Р | Е | Ь | Т | А |
№
п/п | Зашифрованное выражение | Ответ |
Упшйуэ (..4..) | ||
Оётуй тгпк (..5..) | ||
Гьёеёоопдп (..4..) оё тупйу | ||
Лбл рп (..5..) | ||
Мбруён ъй (..7..) | ||
(..7..) г дсаиэ мйчпн | ||
Тубопгйуэта рпресжл (..5..) | ||
Спейуэта г (..7..) | ||
Ебзё рбмэчён оё (..10..) | ||
(..8..) тлгпиэ рбмэчь | ||
Рпмпзйуэ об пвё (..7..) | ||
(..6..) оптпн | ||
(..7..) гплсфд рбмэчб | ||
Пу дпсщлб егб (..6..) | ||
Лбл (..6..) аиьлпн тмйиофмб | ||
Гптэнпё (..4..) тгёуб | ||
Цпуэ дмбиб (..6..) | ||
Иб (..5..) рёшбуанй | ||
Лбл (..4..) ебуэ | ||
Вмфеоьк (..3..) | ||
Рспдмпуйуэ дпсэлйё (..5..) | ||
(..5..) рпе тпмочён | ||
(..10..) тьс-впс | ||
(..7..) г лсбтлф | ||
Еп нпидб (..6..) | ||
Г лптуянё (..5..) | ||
Зёмёиоьк (..7..) | ||
Йъй (..5..) г рпмё | ||
(..8..) г усфвф | ||
Нпубуэ об (..2..) | ||
Цпеашба (..12..) | ||
(..10..) раулбнй | ||
Рптмё епзейшлб г (..7..) | ||
Рпмпзйуэ (..4..) об рпмлф | ||
Фвйуэ егфц (..6..) | ||
Вёсёшэ лбл (..6..) плб | ||
Епрпупроьё (..7..) | ||
Гуйсбуэ (..4..) | ||
(..10..) мьзй | ||
(..9..) сфлф | ||
(..9..) ефщпк | ||
(..7..) гёлпг | ||
Пеопдп (..4..) адпеб | ||
(..6..) опдй | ||
(..7..) т мйчб иёнмй | ||
Дмфцба (..6..) | ||
(..11..) тлгпиэ иёнмя | ||
(..7..) аиьл иб ифвбнй | ||
Вйуэта лбл сьвб пв (..3..) | ||
Гтубгмауэ рбмлй г (..6..) | ||
(..8..) спу | ||
(..11..) лбл шжсу йи убвблёслй | ||
Рсйуадйгбуэ иб (..3..) | ||
Тёнй (..5..) гп мвф | ||
(..6..) ньтмй | ||
(..11..) рп гёсцбн | ||
Бгдйёгь (..7..) | ||
Тнбуьгбуэ (..6..) | ||
(..8..) дпмпгф | ||
Упмэлп (..10..) сфлбнй | ||
(..8..) рпе опдбнй |
Ответы
В | Е | И | Л | Т | Е | Р | Т | С | Е | О | Л | Г | О | Н | Е | Р | Т | Ь | П |
С | Р | К | О | Ь | О | Т | И | Б | В | К | Ё | В | Т | Я | Д | Ж | А | Т | У |
А | З | А | К | Ы | М | Е | Р | О | Ь | Т | С | А | Ь | Т | С | А | Н | А | Т |
Н | С | Т | Ь | В | С | Т | Е | Т | Ь | А | О | Ч | Ь | Р | О | В | Я | С | Ь |
У | Е | Л | В | Е | Р | С | В | Д | Е | Л | И | К | Т | И | Т | Ь | У | М | А |
Т | Ь | П | А | К | Ш | Л | Ы | А | Л | И | С | Я | А | Л | И | И | Ш | А | Д |
И | Д | С | В | Ь | Т | Е | У | В | П | Т | Ь | Г | О | Р | Ж | О | Т | Ь | А |
К | Ё | Л | Ы | Т | Е | Т | Д | О | Р | Е | В | Ь | Н | Ь | И | Л | И | Р | О |
Ч | О | Ь | К | К | Р | И | А | Р | И | Ш | Е | Л | У | Т | Р | П | Ч | О | М |
У | Д | Т | А | О | Я | В | И | Т | Т | Ё | З | Ы | Ь | Н | А | Х | В | Н | Т |
М | О | Р | Е | П | Л | Т | Ь | Ь | Ь | Л | В | А | Т | А | В | Т | А | А | Г |
Е | Г | С | Л | П | О | И | П | Е | Д | С | И | К | О | Р | О | А | Т | Г | И |
С | З | Я | И | А | П | А | Ц | Й | Я | П | К | С | Ы | В | Я | С | Ь | О | Д |
Т | А | Р | К | Т | О | Л | Й | Я | Н | О | А | К | Ю | Н | С | Ы | Н | Т | У |
О | З | Е | Н | У | Л | Ы | Ц | Н | Э | К | О | Н | Ш | О | К | Е | Т | Е | Ч |
С | О | Р | И | Ц | Я | С | И | У | И | С | П | И | Н | А | Я | Р | Ю | Ь | М |
Р | А | О | Ч | К | О | Л | К | Л | С | А | М | Г | Е | Р | В | В | Е | Х | Е |
И | З | Й | Е | Е | П | Е | Д | И | Я | В | Е | Р | М | Е | А | Р | Т | Л | С |
Н | Ь | Ы | Т | С | О | А | Й | В | Е | Т | Н | А | В | Е | С | С | Т | Е | Б |
У | Т | Б | У | З | К | З | Ц | Е | Ч | З | А | У | С | К | Р | Е | Ь | Т | А |
№ п/п | Зашифрованное выражение | Ответ |
Упшйуэ (..4..) | точить лясы | |
Оётуй тгпк (..5..) | нести свой крест | |
Гьёеёоопдп (..4..) оё тупйу | выеденного яйца не стоит | |
Лбл рп (..5..) | как по маслу | |
Мбруён ъй (..7..) | лаптем щи хлебать | |
(..7..) г дсаиэ мйчпн | ударить в грязь лицом | |
Тубопгйуэта рпресжл (..5..) | становиться поперек горла | |
Спейуэта г (..7..) | родиться в сорочке | |
Ебзё рбмэчён оё (..10..) | даже пальцем не шевельнуть | |
(..8..) тлгпиэ рбмэчь | смотреть сквозь пальцы | |
Рпмпзйуэ об пвё (..7..) | положить на обе лопатки | |
(..6..) оптпн | тыкать носом | |
(..7..) гплсфд рбмэчб | обвести вокруг пальца | |
Пу дпсщлб егб (..6..) | от горшка два вершка | |
Лбл (..6..) аиьлпн тмйиофмб | как корова языком слизнула | |
Гптэнпё (..4..) тгёуб | восьмое чудо света | |
Цпуэ дмбиб (..6..) | хоть глаза выколи | |
Иб (..5..) рёшбуанй | за семью печатями | |
Лбл (..4..) ебуэ | как пить дать | |
Вмфеоьк (..3..) | блудный сын | |
Рспдмпуйуэ дпсэлйё (..5..) | проглотить горькие слезы | |
(..5..) рпе тпмочён | место под солнцем | |
(..10..) тьс-впс | разгорелся сыр-бор | |
(..7..) г лсбтлф | вгонять в краску | |
Еп нпидб (..6..) | до мозга костей | |
Г лптуянё (..5..) | в костюме Адама | |
Зёмёиоьк (..7..) | железный занавес | |
Йъй (..5..) г рпмё | ищи ветра в поле | |
(..8..) г усфвф | вылететь в трубу | |
Нпубуэ об (..2..) | мотать на ус | |
Цпеашба (..12..) | ходячая энциклопедия | |
(..10..) раулбнй | засверкать пятками | |
Рптмё епзейшлб г (..7..) | после дождичка в четверг | |
Рпмпзйуэ (..4..) об рпмлф | положить зубы на полку | |
Фвйуэ егфц (..6..) | убить двух зайцев | |
Вёсёшэ лбл (..6..) плб | беречь как зеницу ока | |
Епрпупроьё (..7..) | допотопные времена | |
Гуйсбуэ (..4..) | втирать очки | |
(..10..) мьзй | навострить лыжи | |
(..9..) сфлф | приложить руку | |
(..9..) ефщпк | покривить душой | |
(..7..) гёлпг | испокон веков | |
Пеопдп (..4..) адпеб | одного поля ягода | |
(..6..) опдй | делать ноги | |
(..7..) т мйчб иёнмй | стереть с лица земли | |
Дмфцба (..6..) | глухая тетеря | |
(..11..) тлгпиэ иёнмя | провалиться сквозь землю | |
(..7..) аиьл иб ифвбнй | держать язык за зубами | |
Вйуэта лбл сьвб пв (..3..) | биться как рыба об лед | |
Гтубгмауэ рбмлй г (..6..) | вставлять палки в колеса | |
(..8..) спу | разинуть рот | |
(..11..) лбл шжсу йи убвблёслй | выскакивать как черт из табакерки | |
Рсйуадйгбуэ иб (..3..) | притягивать за уши | |
Тёнй (..5..) гп мвф | семи пядей во лбу | |
(..6..) ньтмй | гигант мысли | |
(..11..) рп гёсцбн | нахвататься по верхам | |
Бгдйёгь (..7..) | Авгиевы конюшни | |
Тнбуьгбуэ (..6..) | сматывать удочки | |
(..8..) дпмпгф | морочить голову | |
Упмэлп (..10..) сфлбнй | только всплеснуть руками | |
(..8..) рпе опдбнй | путаться под ногами |
Интернет-ресурсы, используемые при подготовке материала:
https://planetcalc.ru/1434/
https://soft-arhiv.com/load/67-1-0-944
http://pomozgui.ru/stati/?filvord__raznovidnost_krossvorda
https://it-black.ru/populjarnye-kody-i-shifry/
Елена Владимировна Нестерова
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Владимировна Нестерова
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Елена Владимировна Нестерова