Методическая разработка по русскому языку «Занимательно о фразеологизмах»

10
6
Материал опубликован 27 January 2020 в группе

Колледж государственного университета «Дубна»




Методическая разработка

по русскому языку

«Занимательно о фразеологизмах»



Разработчик: преподаватель русского языка и литературы Е.В. Нестерова.









Дубна, 2020


Цель:

привлечь внимание обучающихся к изучению русского языка, воспитывать чувство коллективизма, товарищества;

формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях;

развивать память, внимание, логику и интеллект в целом;

развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;

повышать уровень культуры речи.

Задачи:

1) обучающие – повторить и закрепить знания обучающихся по изученной теме;

2) развивающие – сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у обучающихся речи, мышления, памяти, творческой активности;

3) воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.

Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

Участники: команды-соперницы.

Целевая аудитория: студенты 1-2 курса (10-11 класс)

Данную головоломку можно использовать как:

вид работы на уроке (закрепление изученного материала);

самостоятельное внеклассное мероприятие или его часть;

контрольную работу по фразеологии русского языка.

Актуальность

Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала. Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных и интерактивных методов обучения.

Головоломки обладают исключительной занимательностью и являются богатой почвой для формирования стойкого познавательного интереса и развития логического мышления учащихся.

В данной разработке соединены 2 вида головоломок.

Филворд – это разновидность кроссворда, существенно отличающаяся от классического варианта. Венгерский кроссворд (другое название филворд) имеет поле без черных клеток и нумерации. Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не образуют «крестов» – это одно из основных отличий филворда от классического кроссворда. Слова в филворде могут изгибаться, но только под прямым углом (по диагонали слова не располагаются), с другими словами не могут иметь общих букв. Слова должны только соприкасаться друг с другом. В филворде, как и в обычном кроссворде приводятся определения, ответы на них необходимо разгадать. В данном случае определения филворда зашифрованы с помощью шифра Цезаря. Каждая буква шифра заменяется на следующую за ней в алфавите. Так, A заменяется на B, B на C, и т.д. Шифр Цезаря так называется, потому что его использовал сам Юлий Цезарь. Шифр Цезаря — это не один шифр, а целых двадцать шесть, использующих один и тот же принцип. В предлагаемой работе использован шифр ROT1.

Задача учащихся – расшифровать фразеологический оборот, а недостающее в нём слово найти в филворде. В скобках указано количество букв недостающего слова. Основная масса предложенных для работы выражений уже знакома студентам по предварительной работе: история происхождения фразеологических оборотов, лексическое значение фразеологизмов. Время работы – 40 минут. За это время нужно расшифровать как можно больше устойчивых оборотов русского языка.

Задания подобного рода неизменно вызывают интерес у студентов. Самый главный результат таких заданий или занимательных викторин по русскому языку – пополнение словарного запаса, устойчивый интерес к изучению родного языка, умение работать в команде.


Задания головоломки


В

Е

И

Л

Т

Е

Р

Т

С

Е

О

Л

Г

О

Н

Е

Р

Т

Ь

П

С

Р

К

О

Ь

О

Т

И

Б

В

К

Ё

В

Т

Я

Д

Ж

А

Т

У

А

З

А

К

Ы

М

Е

Р

О

Ь

Т

С

А

Ь

Т

С

А

Н

А

Т

Н

С

Т

Ь

В

С

Т

Е

Т

Ь

А

О

Ч

Ь

Р

О

В

Я

С

Ь

У

Е

Л

В

Е

Р

С

В

Д

Е

Л

И

К

Т

И

Т

Ь

У

М

А

Т

Ь

П

А

К

Ш

Л

Ы

А

Л

И

С

Я

А

Л

И

И

Ш

А

Д

И

Д

С

В

Ь

Т

Е

У

В

П

Т

Ь

Г

О

Р

Ж

О

Т

Ь

А

К

Ё

Л

Ы

Т

Е

Т

Д

О

Р

Е

В

Ь

Н

Ь

И

Л

И

Р

О

Ч

О

Ь

К

К

Р

И

А

Р

И

Ш

Е

Л

У

Т

Р

П

Ч

О

М

У

Д

Т

А

О

Я

В

И

Т

Т

Ё

З

Ы

Ь

Н

А

Х

В

Н

Т

М

О

Р

Е

П

Л

Т

Ь

Ь

Ь

Л

В

А

Т

А

В

Т

А

А

Г

Е

Г

С

Л

П

О

И

П

Е

Д

С

И

К

О

Р

О

А

Т

Г

И

С

З

Я

И

А

П

А

Ц

Й

Я

П

К

С

Ы

В

Я

С

Ь

О

Д

Т

А

Р

К

Т

О

Л

Й

Я

Н

О

А

К

Ю

Н

С

Ы

Н

Т

У

О

З

Е

Н

У

Л

Ы

Ц

Н

Э

К

О

Н

Ш

О

К

Е

Т

Е

Ч

С

О

Р

И

Ц

Я

С

И

У

И

С

П

И

Н

А

Я

Р

Ю

Ь

М

Р

А

О

Ч

К

О

Л

К

Л

С

А

М

Г

Е

Р

В

В

Е

Х

Е

И

З

Й

Е

Е

П

Е

Д

И

Я

В

Е

Р

М

Е

А

Р

Т

Л

С

Н

Ь

Ы

Т

С

О

А

Й

В

Е

Т

Н

А

В

Е

С

С

Т

Е

Б

У

Т

Б

У

З

К

З

Ц

Е

Ч

З

А

У

С

К

Р

Е

Ь

Т

А



​​​​​​​

п/п

Зашифрованное выражение

Ответ


Упшйуэ (..4..)



Оётуй тгпк (..5..)



Гьёеёоопдп (..4..) оё тупйу



Лбл рп (..5..)



Мбруён ъй (..7..)



(..7..) г дсаиэ мйчпн



Тубопгйуэта рпресжл (..5..)



Спейуэта г (..7..)



Ебзё рбмэчён оё (..10..)



(..8..) тлгпиэ рбмэчь



Рпмпзйуэ об пвё (..7..)



(..6..) оптпн



(..7..) гплсфд рбмэчб



Пу дпсщлб егб (..6..)



Лбл (..6..) аиьлпн тмйиофмб



Гптэнпё (..4..) тгёуб



Цпуэ дмбиб (..6..)



Иб (..5..) рёшбуанй



Лбл (..4..) ебуэ



Вмфеоьк (..3..)



Рспдмпуйуэ дпсэлйё (..5..)



(..5..) рпе тпмочён



(..10..) тьс-впс



(..7..) г лсбтлф



Еп нпидб (..6..)



Г лптуянё (..5..)



Зёмёиоьк (..7..)



Йъй (..5..) г рпмё



(..8..) г усфвф



Нпубуэ об (..2..)



Цпеашба (..12..)



(..10..) раулбнй



Рптмё епзейшлб г (..7..)



Рпмпзйуэ (..4..) об рпмлф



Фвйуэ егфц (..6..)



Вёсёшэ лбл (..6..) плб



Епрпупроьё (..7..)



Гуйсбуэ (..4..)



(..10..) мьзй



(..9..) сфлф



(..9..) ефщпк



(..7..) гёлпг



Пеопдп (..4..) адпеб



(..6..) опдй



(..7..) т мйчб иёнмй



Дмфцба (..6..)



(..11..) тлгпиэ иёнмя



(..7..) аиьл иб ифвбнй



Вйуэта лбл сьвб пв (..3..)



Гтубгмауэ рбмлй г (..6..)



(..8..) спу



(..11..) лбл шжсу йи убвблёслй



Рсйуадйгбуэ иб (..3..)



Тёнй (..5..) гп мвф



(..6..) ньтмй



(..11..) рп гёсцбн



Бгдйёгь (..7..)



Тнбуьгбуэ (..6..)



(..8..) дпмпгф



Упмэлп (..10..) сфлбнй



(..8..) рпе опдбнй


​​​​​​

Ответы


В

Е

И

Л

Т

Е

Р

Т

С

Е

О

Л

Г

О

Н

Е

Р

Т

Ь

П

С

Р

К

О

Ь

О

Т

И

Б

В

К

Ё

В

Т

Я

Д

Ж

А

Т

У

А

З

А

К

Ы

М

Е

Р

О

Ь

Т

С

А

Ь

Т

С

А

Н

А

Т

Н

С

Т

Ь

В

С

Т

Е

Т

Ь

А

О

Ч

Ь

Р

О

В

Я

С

Ь

У

Е

Л

В

Е

Р

С

В

Д

Е

Л

И

К

Т

И

Т

Ь

У

М

А

Т

Ь

П

А

К

Ш

Л

Ы

А

Л

И

С

Я

А

Л

И

И

Ш

А

Д

И

Д

С

В

Ь

Т

Е

У

В

П

Т

Ь

Г

О

Р

Ж

О

Т

Ь

А

К

Ё

Л

Ы

Т

Е

Т

Д

О

Р

Е

В

Ь

Н

Ь

И

Л

И

Р

О

Ч

О

Ь

К

К

Р

И

А

Р

И

Ш

Е

Л

У

Т

Р

П

Ч

О

М

У

Д

Т

А

О

Я

В

И

Т

Т

Ё

З

Ы

Ь

Н

А

Х

В

Н

Т

М

О

Р

Е

П

Л

Т

Ь

Ь

Ь

Л

В

А

Т

А

В

Т

А

А

Г

Е

Г

С

Л

П

О

И

П

Е

Д

С

И

К

О

Р

О

А

Т

Г

И

С

З

Я

И

А

П

А

Ц

Й

Я

П

К

С

Ы

В

Я

С

Ь

О

Д

Т

А

Р

К

Т

О

Л

Й

Я

Н

О

А

К

Ю

Н

С

Ы

Н

Т

У

О

З

Е

Н

У

Л

Ы

Ц

Н

Э

К

О

Н

Ш

О

К

Е

Т

Е

Ч

С

О

Р

И

Ц

Я

С

И

У

И

С

П

И

Н

А

Я

Р

Ю

Ь

М

Р

А

О

Ч

К

О

Л

К

Л

С

А

М

Г

Е

Р

В

В

Е

Х

Е

И

З

Й

Е

Е

П

Е

Д

И

Я

В

Е

Р

М

Е

А

Р

Т

Л

С

Н

Ь

Ы

Т

С

О

А

Й

В

Е

Т

Н

А

В

Е

С

С

Т

Е

Б

У

Т

Б

У

З

К

З

Ц

Е

Ч

З

А

У

С

К

Р

Е

Ь

Т

А



п/п

Зашифрованное выражение

Ответ


Упшйуэ (..4..)

точить лясы


Оётуй тгпк (..5..)

нести свой крест


Гьёеёоопдп (..4..) оё тупйу

выеденного яйца не стоит


Лбл рп (..5..)

как по маслу


Мбруён ъй (..7..)

лаптем щи хлебать


(..7..) г дсаиэ мйчпн

ударить в грязь лицом


Тубопгйуэта рпресжл (..5..)

становиться поперек горла


Спейуэта г (..7..)

родиться в сорочке


Ебзё рбмэчён оё (..10..)

даже пальцем не шевельнуть


(..8..) тлгпиэ рбмэчь

смотреть сквозь пальцы


Рпмпзйуэ об пвё (..7..)

положить на обе лопатки


(..6..) оптпн

тыкать носом


(..7..) гплсфд рбмэчб

обвести вокруг пальца


Пу дпсщлб егб (..6..)

от горшка два вершка


Лбл (..6..) аиьлпн тмйиофмб

как корова языком слизнула


Гптэнпё (..4..) тгёуб

восьмое чудо света


Цпуэ дмбиб (..6..)

хоть глаза выколи


Иб (..5..) рёшбуанй

за семью печатями


Лбл (..4..) ебуэ

как пить дать


Вмфеоьк (..3..)

блудный сын


Рспдмпуйуэ дпсэлйё (..5..)

проглотить горькие слезы


(..5..) рпе тпмочён

место под солнцем


(..10..) тьс-впс

разгорелся сыр-бор


(..7..) г лсбтлф

вгонять в краску


Еп нпидб (..6..)

до мозга костей


Г лптуянё (..5..)

в костюме Адама


Зёмёиоьк (..7..)

железный занавес


Йъй (..5..) г рпмё

ищи ветра в поле


(..8..) г усфвф

вылететь в трубу


Нпубуэ об (..2..)

мотать на ус


Цпеашба (..12..)

ходячая энциклопедия


(..10..) раулбнй

засверкать пятками


Рптмё епзейшлб г (..7..)

после дождичка в четверг


Рпмпзйуэ (..4..) об рпмлф

положить зубы на полку


Фвйуэ егфц (..6..)

убить двух зайцев


Вёсёшэ лбл (..6..) плб

беречь как зеницу ока


Епрпупроьё (..7..)

допотопные времена


Гуйсбуэ (..4..)

втирать очки


(..10..) мьзй

навострить лыжи


(..9..) сфлф

приложить руку


(..9..) ефщпк

покривить душой


(..7..) гёлпг

испокон веков


Пеопдп (..4..) адпеб

одного поля ягода


(..6..) опдй

делать ноги


(..7..) т мйчб иёнмй

стереть с лица земли


Дмфцба (..6..)

глухая тетеря


(..11..) тлгпиэ иёнмя

провалиться сквозь землю


(..7..) аиьл иб ифвбнй

держать язык за зубами


Вйуэта лбл сьвб пв (..3..)

биться как рыба об лед


Гтубгмауэ рбмлй г (..6..)

вставлять палки в колеса


(..8..) спу

разинуть рот


(..11..) лбл шжсу йи убвблёслй

выскакивать как черт из табакерки


Рсйуадйгбуэ иб (..3..)

притягивать за уши


Тёнй (..5..) гп мвф

семи пядей во лбу


(..6..) ньтмй

гигант мысли


(..11..) рп гёсцбн

нахвататься по верхам


Бгдйёгь (..7..)

Авгиевы конюшни


Тнбуьгбуэ (..6..)

сматывать удочки


(..8..) дпмпгф

морочить голову


Упмэлп (..10..) сфлбнй

только всплеснуть руками


(..8..) рпе опдбнй

путаться под ногами


Интернет-ресурсы, используемые при подготовке материала:

https://planetcalc.ru/1434/

https://soft-arhiv.com/load/67-1-0-944

http://pomozgui.ru/stati/?filvord__raznovidnost_krossvorda

https://it-black.ru/populjarnye-kody-i-shifry/

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A8%D0%B8%D1%84%D1%80%20%D0%A6%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8F%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&source=related-duck&ncrnd=1580055177094-4782841387180237&pos=2&img_url=https%3A%2F%2Ffs01.infourok.ru%2Fimages%2Fdoc%2F72%2F87352%2Fimg8.jpg&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4&ncrnd=1580055177094-4782841387180237&pos=19&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0ad9%2F0003b458-2f20bf18%2Fimg3.jpg&rpt=simage



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

К сожалению, при загрузке материала всё как-то очень неудачно сместилось. Поэтому лучше скачать работу, чтобы увидеть её изначальный вариант.

27 January 2020

Я так и сделала! Сначала отобразилось не совсем корректно! Люблю подобные задания! Дети полюбит заставили!!!!

27 January 2020

Спасибо большое!!!

28 January 2020

Работа с фразеологизмами важна! Жаль,что дети их практически не знают! Благодарю за идею! Заходите в гости!

28 January 2020

Пока не разобралась, но, скачав, обязательно попробую ) Что-то очень интересное!

19 March 2020