Урок географии в 5 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые»

0
1
Материал опубликован 27 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок географии в 5 классе

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Цели:

  • сформировать представление о минералах и горных породах;
  • раскрыть особенности происхождения горных пород;
  • начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;
  • сформировать понятие «полезные ископаемые»

Планируемые результаты:

предметные:

  • знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое»;
  • называть основные виды горных пород по происхождению, полезных ископаемых по характеру использования;
  • приводить примеры горных пород и полезных ископаемых (в том числе своей местности);
  • уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения;
  • объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами;
  • давать краткое описание горной породы;
  • понимать условные обозначения основных полезных ископаемых на карте;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности;
  • раскрывать значение охраны земных недр.

метапредметные:

  • давать определения понятиям;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • преобразовывать схемы (модели) для решения задач;
  • владеть устной (письменной речью), строить монологическое высказывание.

личностные:

  • формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения;
  • формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Когнитивный компонент:

  • горные породы: магматические, метаморфические, осадочные;
  • полезные ископаемые: топливные, рудные, нерудные

Деятельностный компонент:

  • понять отличие горных пород от минералов;
  • классифицировать виды горных пород;
  • описывать горные породы по внешним признакам;
  • сравнивать свойства горных пород различного происхождения

Эмоционально-ценностный компонент:

  • показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека;
  • раскрыть значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость их рационального использования

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Проверка домашнего задания (Слайд 2)

  • Выбрать верные утверждения:
    • Материковая земная кора тоньше океанической.
    • Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ».
    • Температура ядра Земли такая же, как и температура поверхности Солнца.
    • Строение литосферы везде одинаково.
  • Как происходит движение литосферных плит?
  • Назвать особенности строения земной коры под материками и океанами.
  • Раскрыть взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.

Изучение нового материала.

Эпиграф (Слайд 3)

"Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни…"

К. Паустовский

Беседа:

 

  • Как вы думаете, о чём говорил автор?
  • Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
  • Нужны ли нам эти знания?
  • Что вы хотите узнать на уроке?

 

Что мы знаем о горных породах (Слайд 4, 5)

Чтение текста учебника. Беседа:

 

  • Что такое горные породы?
  • Из чего состоят горные породы?
  • Какими свойствами обладают горные породы?
  • Каково происхождение горных пород ?

 

Какие бывают горные породы (Слайд 6)

Чтение текста учебника. Беседа:

 

  • В чём причина разнообразия горных пород?
  • Как образуются горные породы разных групп?

 

Что такое полезные ископаемые (Слайд 7)

Чтение текста учебника. Беседа:

 

  • Что называют полезными ископаемыми?
  • Что такое месторождение полезных ископаемых?
  • На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
  • Приведите примеры полезных ископаемых. Как они используются?

 

Практическая работа «Определение горных пород» (Слайд 8)

2-3 образца горных пород. Изучить свойства, записать в таблицу, обсудить результаты.

Использовать Приложения 1и 2.


 

План/Название

     

Плотность

     

Вес

     

Цвет

     

Прозрачность

     

Блеск

     

Твёрдость

     

Структура

     

Происхождение

     

Использование

     


 

Полезные ископаемые родного края (Слайд 9)

 

  • Предположите, какие полезные ископаемые могут быть в недрах нашего края

 

Обозначение полезных ископаемых на картах (Слайд 10)

 

  • Легенда карты
  • Работа с физической картой полушарий
  • Работа с картами атласа

 

Выполнение заданий по теме

Ответить на вопросы (Слайд 11)

 

  • Из чего состоит земная кора?
  • Какие горные породы вы знаете?
  • Какие вы знаете полезные ископаемые?
  • Почему необходимо рационально использовать полезные ископаемые?

 

Закончить предложения (Слайд 12)

 

  • В нашей области добывают полезные ископаемые:
  • Они используются:

 

Выбрать верные утверждения (Слайд 13)

а) Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения

б) Метаморфические горные породы возникли под воздействием высоких температур и давления

в) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются магматическими

г) Осадочные породы делятся по составу и происхождению на органические, вулканические и неорганические

д) Со временем метаморфические и магматические горные породы, оказавшиеся на поверхности, могут разрушиться

Загадки о полезных ископаемых (Слайд 14)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(нефть)

На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички.

(природный газ)

Она варилась долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи.

(железная руда)

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

(глина)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже.

И он в стекле расплавлен даже (песок)

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он – удобрение.

(известняк)

По доске он бегает,

Нужное дело делает.

Порешал, пописáл,

Раскрошился и пропал.

(мел)

Без неё, ребята,

Повар просто как без рук,

И становится вся каша

Несъедобной вдруг!

(поваренная соль)

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

(мрамор)

Рефлексия (Слайд 15)

  • Что узнали на уроке?
  • Что вызвало интерес? Почему?
  • О чём хотелось бы узнать больше?
  • На каком этапе вы смогли проявить свои способности?
  • Где можно применить полученные знания?

Домашнее задание (Слайд 16)

 

  • § 21; задания 2, 5, 7; 8;
  • творческое задание «Камни-талисманы» (по желанию)

 

Приложение 1. Описание горной породы

Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горный породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечных лучей; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.

Излом. Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: раковистый (обсидиан, кремень), неровный (для горных пород, например, гранит). Для горных пород излом может быть: зернистый, занозистый, игольчатый, землистый.

Твердость. Способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует признанная шкала твёрдости, куда входят 10 минералов.

Шкала твёрдости (шкала Мооса)

минерал

твёрдость

тальк

1

гипс

2

кальцит

3

флюорит

4

апатит

5

ортоклаз

6

кварц

7

топаз

8

корунд

9

алмаз

10


 

Для определения твёрдости минералов можно пользоваться распространёнными предметами: твёрдостью 1 обладает графит; 2 – 2,5 – ноготь; 4 – железный гвоздь; 5 – стекло; 5,5 – 6 – стальной нож, игла; более твёрдые предметы встречаются редко.


 

Приложение 2. Определитель горных пород

Пёстрые тяжёлые породы, состоящие из плотно прилегающих друг к другу кристаллов, хорошо различимых на глаз

Чёрные или тёмно-серые плотные породы; кристаллы на глаз неразличимы

Пористые породы, состоящие из остатков организмов

Белые или очень светлые серые (розовые, голубоватые) породы, состоящие из одного минерала

Породы, состоящие из сыпучих или скреплённых между собой мелких обломков минералов

Светлая, на вид землистая порода, растирается пальцами в тонкий порошок

Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета с вкраплениями кристалликов чёрного и белого цвета – гранит

Плотная тяжёлая порода; иногда видны мелкие полости и пустоты. Твёрдая: царапает стекло – базальт

Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов. Если капнуть соляной кислотой, шипит, так как растворяется с выделением углекислого газа, – известняк

Бесцветная прозрачная (или белая, сероватая, буроватая – из-за примесей) порода. Растворяется в воде, имеет солёный вкус – каменная соль

Сыпучая порода, состоящая из обломков минералов размером 0,1 – 0,2 мм, – песок

Порода легко впитывает воду и становится при этом пластичной. Если скатать смоченный водой образец в жгу (шнур), из него можно сделать кольцо – глина

Порода чаще всего сероватого или розового цвета; наблюдается чередование разноцветных прослоек разных минералов – гнейс

Лёгкая, мягкая; не царапает стекло; на матовой стороне фарфоровой пластинки оставляет чёрную или бурую полосу – уголь

Бурая или чёрная рыхлая порода, состоящая из не полностью перегнивших остатков растений, – торф

Белая или розоватая (сероватая) порода со стеклянным блеском, очень мягкая: царапается ногтём – гипс

Плотная твёрдая порода, состоящая из скрепленных («склеенных») обломков минералов размером 0,1 – 0,2 мм, – песчаник

 
     

Белая (серая, красноватая) порода, состоящая из мелких зёрнышек минералов. Если капнуть соляной кислотой, шипит, так как растворяется с выделением углекислого газа, – мрамор

   

Источники:

  • География 5-6 классы: учебн. для общеобразоват. организаций/ [А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  • География Калининской области. Учебное пособие для учащихся средних школ. /Сост. и отв. ред. А.В.Гавеман. М.: «Московский рабочий», 1972.
  • Методическое пособие по курсу «География». 6 класс. Региональный компонент/ Н.В. Болотникова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
  • Николина В.В. География. Мой тренажёр. 5-6 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций/ В.В. Николина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017
  • Николина В.В. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012.
  • http://www.unnat.ru/arcyte.htm эпиграф


 

Пояснительная записка к слайдам презентации

Смена слайдов по щелчку

№ слайда

Пояснения

1

Тема, автор

2

Проверка домашнего задания. Вопрос появляется при нажатии номера вопроса. Проверка ответа по нажатию зелёной галочки

3

Эпиграф. Постановка целей урока. Вопросы появляются при нажатии на высказывании

4

Изучение нового материала. При нажатии на выделенных словах появляются определения. При нажатии на определение горной породы появляется рисунок гранита и состав его

5

Знакомство с горными породами. Появление изображения горной породы по нажатию на название. Фото исчезает при нажатии на данном фото. Нажав на «горные породы» открываем вывод

6

Классификация горных пород по происхождению. При нажатии группы горных пород появляется краткая характеристика

7

Введение понятия «минеральные ресурсы», «полезные ископаемые», «месторождение». При нажатии на «полезные ископаемые» появляется схема классификации полезных ископаемых по происхождению

8

Выполнение практической работы. Проверить заполнение таблицы можно, если нажать на название работы (появляется заполненная таблица)

9

Знакомство с полезными ископаемыми родного края. Если нажать на заголовок, появляется список

10

Обучение работе с картами. Условные знаки, с помощью которых обозначаются полезные ископаемые на картах. Нажимаем на таблицу – появляется карта мира, затем карта России

11

Закрепление полученной информации. Вопросы появляются при нажатии на номер

12

Проверить продолжение фразы можно, нажав на начало фразы

13

Проверить правильность выполнения, нажав на заголовок. Неверные утверждения исчезнут

14

Игровой момент – загадки. Ответы появятся при нажатии на заголовок

15

Рефлексия

16

Домашнее задание


Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
PPTX / 2.74 Мб

Предварительный просмотр презентации

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ, МИНЕРАЛЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ Автор: Юсуфова Елена Анатольевна, учитель МКОУ Белейковская ООШ д. Толокново Оленинского района Тверской области

Проверка домашнего задания 1 Выберите верные утверждения: 2 Как происходит движение литосферных плит? 3 Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами. 4 Раскройте взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли. Температура ядра Земли такая же , как и температура поверхности Солнца Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ» Материковая земная кора тоньше океанической Строение литосферы везде одинаково Литосферные плиты очень медленно перемещаются по пластичному слою мантии. В результате активности внутренних сил Земли в одних местах раздвигаются, в других сталкиваются и наползают друг на друга Материковая кора состоит из трёх слоёв: осадочного, гранитного, базальтового; мощность около 35 км. В океанической земной коре только два слоя: осадочный и базальтовый; мощность от 5 до 10 км Внутренние силы (энергия, заключённая в недрах Земли) и внешние силы (ветер, текучие воды, колебания температуры, деятельность растений и животных) создают все неровности на поверхности Земли

Эпиграф "Мы живём в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни…" К. Паустовский Как вы думаете, о чём говорил автор? Как вы думаете, какая тема урока сегодня? Нужны ли нам эти знания? Что вы хотите узнать на уроке?

Что мы знаем о горных породах Земная кора состоит из горных пород, а горные породы – из минералов Горные породы – природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов Минералы – природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками

Что мы знаем о горных породах Горные породы и минералы слагают земную кору и различаются по составу, свойствам и происхождению

Какие бывают горные породы Магматические горные породы образуются из магмы Глубинные горные породы – породы, сформировавшиеся в толще земной коры Излившиеся горные породы – породы, сформировавшиеся при излиянии магмы на поверхность Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и уплотнения Обломочные горные породы – результат разрушения скальных пород внешними силами Земли Химические горные породы – результат осаждения солей в океанах и озёрах Органические горные породы – результат накопления органических остатков Метаморфические горные породы образуются из магматических, осадочных пород под действием высокого давления и высоких температур

Что такое полезные ископаемые Совокупность запасов полезных ископаемых в недрах, пригодных для использования в различных отраслях хозяйства Природные образования, которые человек добывает из недр или с поверхности Земли и использует в различных целях. Скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли, по количеству, качеству и условиям залегания пригодное для промышленного использования. Минеральные ресурсы Полезные ископаемые Месторождение Полезные ископаемые топливные нефть газ уголь торф рудные железная руда никелевая руда алюминиевая руда медная руда нерудные гранит мрамор песок гипс

Практическая работа Определение свойств горных пород План/Название гранит известняк поваренная соль Плотность Вес Цвет Прозрачность Блеск Твёрдость Структура Происхождение Использование

Полезные ископаемые родного края Полезные ископаемые Тверской области являются осадками морей, заливавших область на протяжении разных периодов истории Земли, отложениями озёр, болот, а также обломочными породами, образованными в результате деятельности льда БУРЫЕ УГЛИ ИЗВЕСТНЯКИ ГЛИНЫ ПЕСКИ ВАЛУНЫ, ГРАВИЙ, ГАЛЕЧНИКИ ТОРФ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

Условные знаки. Полезные ископаемые

Ответьте на вопросы 1 Из чего состоит земная кора? 2 Какие горные породы вы знаете? 3 Какие вы знаете полезные ископаемые? 4 Почему необходимо рационально использовать полезные ископаемые?

Закончите предложения В нашей области добывают полезные ископаемые: Стекольные и силикатные пески, гравий и валуны, торф, известняк, глины, минеральные воды, сапропель, бурые угли Они используются: Имеют местное значение. Строительный материал, топливо, производство стекла, удобрение, лечение

Выберите верные утверждения а) Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения б) Метаморфические горные породы возникли под воздействием высоких температур и давления в) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются магматическими г) Осадочные породы делятся по составу и происхождению на органические, вулканические и неорганические д) Со временем метаморфические и магматические горные породы, оказавшиеся на поверхности, могут разрушиться

Загадки Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть) На кухне у мамы Помощник отличный, Он синим цветком Расцветает от спички. (природный газ)   Она варилась долго В доменной печи, Чтобы потом нам сделали Ножницы, ключи. (железная руда)   Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (глина)   Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке и на пляже. И в стекле расплавлен даже (песок) Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он – удобрение. (известняк)    По доске он бегает, Нужное дело делает. Порешал, пописáл, Раскрошился и пропал. (мел) Без неё, ребята, Повар просто как без рук, И становится вся каша Несъедобной вдруг! (поваренная соль)   Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (мрамор)

Рефлексия Что узнали на уроке? Что вызвало интерес? Почему? О чём хотелось бы узнать больше? На каком этапе вы смогли проявить свои способности? Где можно применить полученные знания?

Домашнее задание § 21; задания 2, 5, 7; задание 8; творческое задание «Камни-талисманы»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

"Эмоционально-ценностный компонент"-такое встречаю впервые.Не очень удачная формулировка на мой взгляд!

10 March 2017

Похожие публикации