Урок географии в 5 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые»
Пояснительная записка к презентации
Урок географии в 5 классе
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Цели:
- сформировать представление о минералах и горных породах;
- раскрыть особенности происхождения горных пород;
- начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;
- сформировать понятие «полезные ископаемые»
Планируемые результаты:
предметные:
- знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое»;
- называть основные виды горных пород по происхождению, полезных ископаемых по характеру использования;
- приводить примеры горных пород и полезных ископаемых (в том числе своей местности);
- уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения;
- объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами;
- давать краткое описание горной породы;
- понимать условные обозначения основных полезных ископаемых на карте;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности;
- раскрывать значение охраны земных недр.
метапредметные:
- давать определения понятиям;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- преобразовывать схемы (модели) для решения задач;
- владеть устной (письменной речью), строить монологическое высказывание.
личностные:
- формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения;
- формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Когнитивный компонент:
- горные породы: магматические, метаморфические, осадочные;
- полезные ископаемые: топливные, рудные, нерудные
Деятельностный компонент:
- понять отличие горных пород от минералов;
- классифицировать виды горных пород;
- описывать горные породы по внешним признакам;
- сравнивать свойства горных пород различного происхождения
Эмоционально-ценностный компонент:
- показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека;
- раскрыть значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость их рационального использования
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Проверка домашнего задания (Слайд 2)
- Выбрать верные утверждения:
-
- Материковая земная кора тоньше океанической.
- Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ».
- Температура ядра Земли такая же, как и температура поверхности Солнца.
- Строение литосферы везде одинаково.
- Как происходит движение литосферных плит?
- Назвать особенности строения земной коры под материками и океанами.
- Раскрыть взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.
Изучение нового материала.
Эпиграф (Слайд 3)
"Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни…"
К. Паустовский
Беседа:
- Как вы думаете, о чём говорил автор?
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
- Нужны ли нам эти знания?
- Что вы хотите узнать на уроке?
Что мы знаем о горных породах (Слайд 4, 5)
Чтение текста учебника. Беседа:
- Что такое горные породы?
- Из чего состоят горные породы?
- Какими свойствами обладают горные породы?
- Каково происхождение горных пород ?
Какие бывают горные породы (Слайд 6)
Чтение текста учебника. Беседа:
- В чём причина разнообразия горных пород?
- Как образуются горные породы разных групп?
Что такое полезные ископаемые (Слайд 7)
Чтение текста учебника. Беседа:
- Что называют полезными ископаемыми?
- Что такое месторождение полезных ископаемых?
- На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
- Приведите примеры полезных ископаемых. Как они используются?
Практическая работа «Определение горных пород» (Слайд 8)
2-3 образца горных пород. Изучить свойства, записать в таблицу, обсудить результаты.
Использовать Приложения 1и 2.
План/Название |
|||
Плотность |
|||
Вес |
|||
Цвет |
|||
Прозрачность |
|||
Блеск |
|||
Твёрдость |
|||
Структура |
|||
Происхождение |
|||
Использование |
Полезные ископаемые родного края (Слайд 9)
- Предположите, какие полезные ископаемые могут быть в недрах нашего края
Обозначение полезных ископаемых на картах (Слайд 10)
- Легенда карты
- Работа с физической картой полушарий
- Работа с картами атласа
Выполнение заданий по теме
Ответить на вопросы (Слайд 11)
- Из чего состоит земная кора?
- Какие горные породы вы знаете?
- Какие вы знаете полезные ископаемые?
- Почему необходимо рационально использовать полезные ископаемые?
Закончить предложения (Слайд 12)
- В нашей области добывают полезные ископаемые:
- Они используются:
Выбрать верные утверждения (Слайд 13)
а) Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения
б) Метаморфические горные породы возникли под воздействием высоких температур и давления
в) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются магматическими
г) Осадочные породы делятся по составу и происхождению на органические, вулканические и неорганические
д) Со временем метаморфические и магматические горные породы, оказавшиеся на поверхности, могут разрушиться
Загадки о полезных ископаемых (Слайд 14)
Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть) |
На кухне у мамы Помощник отличный, Он синим цветком Расцветает от спички. (природный газ) |
Она варилась долго В доменной печи, Чтобы потом нам сделали Ножницы, ключи. (железная руда) |
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (глина) |
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке и на пляже. И он в стекле расплавлен даже (песок) |
Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он – удобрение. (известняк) |
По доске он бегает, Нужное дело делает. Порешал, пописáл, Раскрошился и пропал. (мел) |
Без неё, ребята, Повар просто как без рук, И становится вся каша Несъедобной вдруг! (поваренная соль) |
Он очень прочен и упруг, (мрамор) |
Рефлексия (Слайд 15)
- Что узнали на уроке?
- Что вызвало интерес? Почему?
- О чём хотелось бы узнать больше?
- На каком этапе вы смогли проявить свои способности?
- Где можно применить полученные знания?
Домашнее задание (Слайд 16)
- § 21; задания 2, 5, 7; 8;
- творческое задание «Камни-талисманы» (по желанию)
Приложение 1. Описание горной породы
Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горный породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечных лучей; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.
Излом. Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: раковистый (обсидиан, кремень), неровный (для горных пород, например, гранит). Для горных пород излом может быть: зернистый, занозистый, игольчатый, землистый.
Твердость. Способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует признанная шкала твёрдости, куда входят 10 минералов.
Шкала твёрдости (шкала Мооса)
минерал |
твёрдость |
тальк |
1 |
гипс |
2 |
кальцит |
3 |
флюорит |
4 |
апатит |
5 |
ортоклаз |
6 |
кварц |
7 |
топаз |
8 |
корунд |
9 |
алмаз |
10 |
Для определения твёрдости минералов можно пользоваться распространёнными предметами: твёрдостью 1 обладает графит; 2 – 2,5 – ноготь; 4 – железный гвоздь; 5 – стекло; 5,5 – 6 – стальной нож, игла; более твёрдые предметы встречаются редко.
Приложение 2. Определитель горных пород
Пёстрые тяжёлые породы, состоящие из плотно прилегающих друг к другу кристаллов, хорошо различимых на глаз |
Чёрные или тёмно-серые плотные породы; кристаллы на глаз неразличимы |
Пористые породы, состоящие из остатков организмов |
Белые или очень светлые серые (розовые, голубоватые) породы, состоящие из одного минерала |
Породы, состоящие из сыпучих или скреплённых между собой мелких обломков минералов |
Светлая, на вид землистая порода, растирается пальцами в тонкий порошок |
Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета с вкраплениями кристалликов чёрного и белого цвета – гранит |
Плотная тяжёлая порода; иногда видны мелкие полости и пустоты. Твёрдая: царапает стекло – базальт |
Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов. Если капнуть соляной кислотой, шипит, так как растворяется с выделением углекислого газа, – известняк |
Бесцветная прозрачная (или белая, сероватая, буроватая – из-за примесей) порода. Растворяется в воде, имеет солёный вкус – каменная соль |
Сыпучая порода, состоящая из обломков минералов размером 0,1 – 0,2 мм, – песок |
Порода легко впитывает воду и становится при этом пластичной. Если скатать смоченный водой образец в жгу (шнур), из него можно сделать кольцо – глина |
Порода чаще всего сероватого или розового цвета; наблюдается чередование разноцветных прослоек разных минералов – гнейс |
Лёгкая, мягкая; не царапает стекло; на матовой стороне фарфоровой пластинки оставляет чёрную или бурую полосу – уголь |
Бурая или чёрная рыхлая порода, состоящая из не полностью перегнивших остатков растений, – торф |
Белая или розоватая (сероватая) порода со стеклянным блеском, очень мягкая: царапается ногтём – гипс |
Плотная твёрдая порода, состоящая из скрепленных («склеенных») обломков минералов размером 0,1 – 0,2 мм, – песчаник |
|
Белая (серая, красноватая) порода, состоящая из мелких зёрнышек минералов. Если капнуть соляной кислотой, шипит, так как растворяется с выделением углекислого газа, – мрамор |
Источники:
- География 5-6 классы: учебн. для общеобразоват. организаций/ [А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
- География Калининской области. Учебное пособие для учащихся средних школ. /Сост. и отв. ред. А.В.Гавеман. М.: «Московский рабочий», 1972.
- Методическое пособие по курсу «География». 6 класс. Региональный компонент/ Н.В. Болотникова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
- Николина В.В. География. Мой тренажёр. 5-6 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций/ В.В. Николина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017
- Николина В.В. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012.
- http://www.unnat.ru/arcyte.htm эпиграф
Пояснительная записка к слайдам презентации
Смена слайдов по щелчку
№ слайда |
Пояснения |
1 |
Тема, автор |
2 |
Проверка домашнего задания. Вопрос появляется при нажатии номера вопроса. Проверка ответа по нажатию зелёной галочки |
3 |
Эпиграф. Постановка целей урока. Вопросы появляются при нажатии на высказывании |
4 |
Изучение нового материала. При нажатии на выделенных словах появляются определения. При нажатии на определение горной породы появляется рисунок гранита и состав его |
5 |
Знакомство с горными породами. Появление изображения горной породы по нажатию на название. Фото исчезает при нажатии на данном фото. Нажав на «горные породы» открываем вывод |
6 |
Классификация горных пород по происхождению. При нажатии группы горных пород появляется краткая характеристика |
7 |
Введение понятия «минеральные ресурсы», «полезные ископаемые», «месторождение». При нажатии на «полезные ископаемые» появляется схема классификации полезных ископаемых по происхождению |
8 |
Выполнение практической работы. Проверить заполнение таблицы можно, если нажать на название работы (появляется заполненная таблица) |
9 |
Знакомство с полезными ископаемыми родного края. Если нажать на заголовок, появляется список |
10 |
Обучение работе с картами. Условные знаки, с помощью которых обозначаются полезные ископаемые на картах. Нажимаем на таблицу – появляется карта мира, затем карта России |
11 |
Закрепление полученной информации. Вопросы появляются при нажатии на номер |
12 |
Проверить продолжение фразы можно, нажав на начало фразы |
13 |
Проверить правильность выполнения, нажав на заголовок. Неверные утверждения исчезнут |
14 |
Игровой момент – загадки. Ответы появятся при нажатии на заголовок |
15 |
Рефлексия |
16 |
Домашнее задание |
Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
PPTX / 2.74 Мб
Шумская Алла Владимировна