Город, в котором я живу
Разработчик: Хвостанцева Анастасия Юрьевна, педагог дополнительного образования без квалификационной категории Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики.
Объединение «Город, в котором я живу», направленность: туристско-краеведческая.
Возраст обучающихся: 9 -13 лет.
Срок освоения: 9 месяцев.
Общее количество учебных часов по программе: 144 часа.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной программы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город, в котором я живу» Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Эколого-биологический центр города Воткинска Удмуртской республики (далее – программа) разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской республики на основании Положения «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики».
Уровень программы - базовый
Направленность программы. Программа осваивается по туристско - краеведческому направлению работы учреждения, направлена на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Уровень программы - базовый.
Актуальность программы. Актуальность программы в том, что ее содержание позволяет формировать столь важные в современном мире компетенции обучающихся, как уважительное отношение к семье, городу, республике, России, к истории, современности, природе и культуре родного края, а также установку на здоровый образ жизни.
Новизна программы в ее практико-ориентированном характере: обучающиеся не только осваивают теоретические знания по истории родного края, но и активно участвуют в различных краеведческих, экологических, творческих, спортивных мероприятиях (конкурсы, акции, походы, экскурсии, соревнования). Программа помогает раскрыть интеллектуальный, творческий и физический потенциал ребенка.
Отличительной особенностью программы «Город, в котором я живу» является преобладание краеведческой составляющей. Туристскую деятельность обучающиеся изучают на практике во время прогулок, походов выходного дня, знакомятся с основами спортивного ориентирования, что позволяет принимать участие в соревнованиях.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности обучающихся, развитию чувства патриотизма, познавательного интереса к изучению истории родного края, заботы о природе родного края, повышению культуры участия в благотворительной деятельности и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.
За время обучения по программе обучающиеся расширяют и углубляют базовые знания по истории и краеведению, овладевают научным подходом к решению различных задач. Занятия способствуют формированию основ абстрактного, понятийного мышления, навыков публичного выступления, содействуют повышению самостоятельности на всех этапах деятельности.
Отдельные занятия по программе проводятся в рамках сетевого взаимодействия с городскими музеями Воткинска, библиотеками города с использованием их кадровых, технических и технологических ресурсов для более глубокого погружения в тему.
Адресат программы. Программа предназначена для младших школьников (9 – 13 лет), что соответствует начальному уровню образования.
Возрастные особенности детей 9-13лет:
Доверчивость, исполнительность. Как правило, обучающиеся этого возраста выполняют требования педагога беспрекословно, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают поучения педагога. Они не претендуют на самостоятельность и независимость.
Повышенная восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает все новое.
Повышенная реактивность проявляется на занятиях в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому.
Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее.
Подражательность заключается в том, что дети повторяют рассуждения педагога, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию.
Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У детей этого возраста сохраняется ряд потребностей, существующих ранее:
- потребность в игровой деятельности;
- потребность в движениях;
- потребность во внешних впечатлениях.
Вместе с тем у них появляются и новые потребности:
- точно выполнять требования педагога;
- овладевать новыми знаниями, навыками, умениями;
- получать одобрение со стороны взрослых;
- быть лучшим учеником;
- выполнять общественную роль.
Практической значимостью данной программы является то, что полученные знания дети могут использовать при подготовке к олимпиадам по таким предметам как «окружающий мир», «краеведение», «история», в дальнейшем «основы безопасности жизни», и «физкультура». Содержание программы направленно на то, чтобы помочь ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия многолетней культуры Вятского края. Средствами туристко-краеведческой деятельности воспитывается экологическая культура и ведение здорового образа жизни.
Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, необходимых для успешного освоения программы – 144 часа: 36 недель по 4 часа в неделю в течение 9 месяцев.
Количество занятий и темы занятий в разделах можно регулировать, увеличивать или сокращать, заменять равноценными, более полно раскрывающими содержание программы, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности, запросы обучающихся и их родителей.
Основные разделы: «Воткинск вчера и сегодня», «Православные храмы Воткинска», «У очага наших предков», «Что хранит бабушкин сундучок», «В мире природы», «Мы туристы».
Формы обучения: очная форма с элементами дистанционного обучения.
Дистанционное обучение проводится через рассылку заданий для самостоятельной работы через электронную почту, прием и проверку отчетов по ним в соц. сети:
Формы и методы обучения:
- по количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, фронтальная и групповая формы, в зависимости от задач занятия;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекция, беседа, семинар, практикум, творческая мастерская, экскурсия, викторина, акция, конкурс, выставка, интеллектуальная игра, соревнование, поход выходного дня, подвижная игра, фестиваль;
- по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Методы обучения:
- по источникам информации: словесный, демонстрационный, практический;
- по видам деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология игрового обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.
Программа носит интегративный характер, так как помогает раскрыть потенциал ребенка в различных сферах:
- интеллектуальный потенциал – участие в конкурсах, конференциях, проектная и исследовательская деятельность, познавательные экскурсии, акции;
- творческий потенциал – участие в творческих конкурсах, выставках;
- спортивный потенциал – участие в соревнованиях, первенствах, походах.
Режим занятий:
Программа реализуется в течение всего учебного года.
Режим и продолжительность учебного часа, время на отдых между занятиями определяются действующими санитарными правилами и нормами СанПиН с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Часовая нагрузка в неделю – 4 академических часа. Всего 36 недель – 144 часа.
Изменение режима работы и смещение образовательной нагрузки возможно во время проведения занятия на местности (полевой выход, поход, экскурсии). Проведение практических занятий на местности, экскурсии в своем населенном пункте, участие в походах, туристско-краеведческих мероприятиях - 4 часа. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года. При необходимости (форс-мажорных обстоятельствах) возможно вынесение части занятий на дистанционное обучение.
В календарном учебном графике разделы, темы занятий программы могут меняться местами с учетом погодных условий или на усмотрение педагога.
Численный состав объединения в соответствии с «Положением о детских образовательных объединениях МАУДО ЭБЦ города Воткинска» 20-25 чел.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие чувства патриотизма, интеллектуального, творческого и физического потенциала ребенка средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательный и творческий интерес обучающихся в процессе освоения и изучения истории родного края, культуры народов, живущих в Удмуртской Республике, особенностей местной природы;
2. Обучать основам краеведческой и туристской деятельности;
3. Развивать творческие и интеллектуальные способности;
4. Формировать экологическую культуру обучающихся, установку на здоровый образ жизни, уважительное отношение к родному краю, любовь к Родине.
3. Содержание программы
Учебный план (таблица 1)
Таблица 1.
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 4 | 2 | 2 | Собеседование |
2. | Воткинск – вчера и сегодня | 24 | 8 | 16 | Опрос, выставка рисунков «Любимый город» |
3. | Православные храмы Воткинска | 12 | 2 | 10 | Выставка рисунков «Воткинск православный» |
4. | Рождественские праздники | 12 | 2 | 10 | Выставка детских работ «Рождественские сны» |
5. | Туристско- краеведческая игра «Непоседы» | 2 | | 2 | Спортивные задания |
6. | Промежуточная аттестация | 2 | 0 | 2 | Тест, приложение 1 |
7. | «У очага наших предков» | 20 | 2 | 18 | Опрос |
8. | "Что хранит бабушкин сундучок?» | 16 | 4 | 12 | Выставка рисунков матрешек. Изготовление кукол из ниток |
9 | Проектная деятельность | 14 | 2 | 12 | Выполнение проектов, исследовательских работ |
10. | «В мире природы» | 24 | 4 | 20 | Наблюдения. Презентация детей «Красная книга Удмуртии» |
11. | «Мы туристы» | 10 | 2 | 8 | Задание: «поиск объекта во дворе школы», Тест |
12. | Итоговая аттестация | 2 | | 2 | Контрольные задания |
13. | Детский парк. ПВД. | 2 | 0 | 2 | Поход выходного дня. Полоса препятствий Опрос |
| ИТОГО: | 144 | 28 | 116 | |
Содержание учебного плана (таблица 2)
Таблица 2.
№ п/п | Раздел. Тема | Теоретическая часть | Практическая часть |
1. | Вводное занятие | Знакомство с планом работы объединения. Правила поведения учащихся на занятиях. Инструктаж по охране труда | Опрос, собеседование. Экскурсия на Центральную площадь |
2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | «Воткинск – вчера и сегодня». Православные храмы Воткинска Рождественские праздники.
Туристско- краеведческая игра «Непоседы» Промежуточная аттестация «У очага наших предков» «Что хранит бабушкин сундучок» Проектная деятельность «В мире природы» «Мы туристы» Итоговая аттестация ПВД. Детский парк | Как выглядел заводской поселок в середине 18 века. Занятия рабочих и мастеровых завода. Любимые места отдыха горожан. Общественные учреждения заводского поселка. Организация в городе первых учебных заведений: окружное горнозаводское училище, церковно-приходские школы, земские школы. Требование к ученикам. Современная структура города Воткинска, его настоящее и будущее. Благовещенский собор Роль церкви в жизни людей того времени. Строительство первой церкви в заводском поселке. История строительства Благовещенского Собора, его дальнейшая судьба в жизни города. Соборы, храмы, часовни, украшавшие наш город в XIX веке. Церкви старого поселка Преображенская церковь. Нагорное кладбище – архитектурный памятник 18 века. Рождество Христово. Обычаи, традиции, поверья, встречи рождественских праздников. Колядование, крещение - православные обычаи и традиции. Современное трактование. Трафареты и эскизы елочной и новогодней атрибутики. Изучение крестьянского хозяйства Вятского края- изба, амбар (кенос), родовое святилище, (куала), хлев для домашних животных. Порядок расположения всех построек и их использование. Земледелие, кузнечное ремесло, ткачество – основные ремесла удмуртского народа. Устройство подворья крестьян- удмуртов. Традиционные промыслы удмуртов - земледелие, охота, рыболовство, бортничество. Технология выращивания. льна, орудия труда используемые в процессе обработки льна и получения ткани. Матрешка – русская игрушка. История появления русской матрешки. Центры изготовления матрешек на Руси, виды росписи (загорская, московская, вятская) Самовар – водогрейный сосуд, история его создания. Традиции русского чаепития. Самовар. Русское чаепитие. Этнография старого быта. Деревянная утварь. Игрушечная страна.Деревянное зодчество - избы, храмы, дворцы. Домашняя утварь - посуда, мебель, орудия труда. Знакомство с народной игрушкой: глиняной, деревянной, тканевой. Куклы - обереги. Обрядовые куклы. Что такое проект, что такое исследовательская деятельность Животные нашего края: хищники и травоядные, места их обитания. Красная книга Удмуртии Первоцветы. Почему они так называются. Первоцветы. Почему цветут рано весной. Из жизни животных Удмуртии. Мир растений Способы ориентирования на местности (дороги, тропы, точечные ориентиры и т.д.). Оказание первой медицинской помощи. Состав индивидуальной и групповой аптечки. Обязанности санитара группы. Профилактика теплового и солнечного ударов. Правила наложения простейших повязок. | План-схема заводского поселка Показ и работа со старинными школьными принадлежностями: чернильница, деревянная ручка, перо. Экскурсия в ВМИК Сообщения детей, Выставка рисунков «Воткинск сегодня» Рисунки детей «Храмы нашего города» Экскурсия в Благовещенский собор Фото, иллюстрации храмов старого Воткинска Экскурсия на Нагорное кладбище, в Спасо – Преображенскую церковь Разучивание колядок Изготовление тематических открыток Выполнение спортивных заданий Тест, приложение 1 Рисунки детей «Крестьянское подворье» Фото, иллюстрации Рисунки детей Кроссворд «Орудие труда» Экскурсия в ВМИК «Матрешка» Трафарет самовара. (роспись) Зарисовки строений, наличников. Зарисовка Изготовление кукол из ткани Выполнение проекта, исследовательской работы Просмотр фильма о жизни животных Удмуртии. Презентация «Красная книга Удмуртии». Рисунок. Первоцветы. Ориентирование с использованием легенды в парке. Игра «собери аптечку». Работа в парах «Окажи помощь другу» Итоговое тестирование, Прил. 1 Поляна заданий |
4. Планируемые результаты программы
Предметные результаты:
обучающиеся в результате освоения программы должны
- иметь представление о простейших представителях растительного и животного мира Удмуртии;
- знать карту Удмуртии, столицу, города республики;
- знать историю родного города Воткинска, устройство и быт воткинских рабочих, православные храмы и соборы заводского поселка;
- владеть информацией о народных ремеслах и промыслах Удмуртии;
- владеть простейшими элементами ориентирования и знать основные топографические знаки.
Метапредметные результаты:
- уметь выступать перед аудиторией сверстников;
- уметь использовать различные источники информации;
- уметь работать в коллективе, слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- уметь контролировать свои поступки.
Личностные результаты:
- развивать гражданско-патриотическое отношение к Родине и своему краю;
- развивать стремление к экологичному, безопасному и здоровому образу жизни.
Формы подведения итогов реализации программы
собеседование, опрос, наблюдение;
вопросник по программе, тестовые задания и упражнения, контрольные задания, викторины;
творческие задания и проекты (рисунки, планы, схемы, поделки, анаграммы, кроссворды, ребусы), защита творческих проектов;
игры (познавательные, интеллектуальные, развлекательные);
участие в конкурсах, выставках.
5. Комплекс организационно-педагогических условий реализации Программы
Календарный учебный график (тематический план, таблица 3)
Таблица 3
№ п/п | Дата | Время занятия | Форма занятия | Кол. часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||||||
Раздел 1. Введение, 4 часа | |||||||||||||
1. 2. | | сентябрь | Беседа Экскурсия | 2 2 | Вводное занятие Экскурсия по историческому центру | Учебный кабинет Центр города | Инструктаж Опрос | ||||||
Раздел 2. Воткинск- вчера и сегодня, 24 часов | |||||||||||||
3. | | | Лекция | 4 | Устройство и быт воткинских жителей | Учебный кабинет | Собеседование | ||||||
4 | | октябрь | Беседа Практикум | 4 | Устройство и быт воткинских жителей | Учебный кабинет | Собеседование | ||||||
5. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в ВМИК | ВМИК | Опрос | ||||||
6. | | | Лекция | 4 | Образование в заводском поселке | Учебный кабинет | Собеседование | ||||||
7. | | | Беседа | 2 | Образование в заводском поселке | Учебный кабинет | Собеседование | ||||||
8. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в ВМИК | ВМИК | Выставка «Первая книга» | ||||||
9. | | | Лекция | 2 | Воткинск- сегодня | Учебный кабинет | Собиседование | ||||||
10. | | ноябрь | Лекция | 2 | Воткинск- сегодня | Учебный кабинет | Сообщения детей | ||||||
11. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия по городу | Исторический центр города | Опрос | ||||||
Раздел 3. Православные храмы города, 12 часов | |||||||||||||
12. | | | Лекция | 2 | Благовещенский собор | Учебный кабинет | Собеседование | ||||||
13. | | | Практикум | 2 | Благовещенский собор | Учебный кабинет | Рисунок | ||||||
14. | | | Экскурсия | 2 | Благовещенский собор | Благовещенский собор | опрос | ||||||
15. | | | Лекция | 2 | Церкви старого поселка | Учебный кабинет | опрос | ||||||
16. | | | Лекция | 2 | Церкви старого поселка | Учебный кабинет | Рисунок | ||||||
17. | | | Экскурсия | 2 | Спасо- Преображенская церковь | Спасо- Преображенская церковь | Собеседование | ||||||
Раздел 4. Рождественские праздники, 12 часов | |||||||||||||
18. | | декабрь | Лекция | 2 | История Рождества, истоки | Учебный кабинет | Собеседование | ||||||
19. | | | Практикум | 2 | Рождество в других странах | Учебный кабинет | Сообщения детей | ||||||
19. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в ВМИК | ВМИК | Опрос | ||||||
20. | | | Практикум | 2 | Мастерская Деда Мороза | Учебный кабинет | Творческие работы | ||||||
21. | | | Практикум | 2 | Мастерская Деда Мороза | Учебный кабинет | Творческие работы . Выставка | ||||||
22 | | | Практикум | 2 | Мастерская Деда Мороза | Учебный кабинет | Творческие работы | ||||||
Раздел 5. Туристско- краеведческая игра «Непоседы», 2 часа | |||||||||||||
23 | | | Игра | 2 | Туристско- краевелческая игра «Непоседы» | Стадион СОШ №1 | Спортивные задания | ||||||
Раздел 6. Промежуточная аттестация, 2 часа | |||||||||||||
24. | | | Промеж. аттестация | 2 | Промежуточная аттестация | Учебный кабинет | Тест. Прил.1 | ||||||
Раздел 7. У очага наших предков, 20 часов | |||||||||||||
25. | | январь | Беседа Практикум | 6 | Устройство удмуртского подворья | Учебный кабинет | Собеседование | ||||||
26. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в ВМИК Выставка «Лад» | ВМИК | Собиседование | ||||||
27. | | Январь-февраль | Беседа Практикум | 6 | Народные ремесла и промыслы | Учебный кабинет | опрос | ||||||
28. | | | Беседа Практикум | 4 | Народные ремесла и промыслы | Учебный кабинет | Собеседование | ||||||
29. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в Музей – усадьбу П.И. Чайковского | Музей- усадьба | Наблюдения | ||||||
Раздел 8. Что хранит бабушкин сундучок? 16 часов | |||||||||||||
30. | | | Лекция | 2 | Матрешка- русская игрушка | Учебный кабинет | опрос | ||||||
31. | | | Практикум | 2 | Матрешка- русская игрушка | Учебный кабинет | Творческие работы | ||||||
32. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в ВМИК | ВМИК | Собеседование | ||||||
33. | | март | Беседа | 2 | Самовар. Традиции русского чаепития | Учебный кабинет | опрос | ||||||
34. | | | Беседа | 2 | Этнография старого быта | Учебный кабинет | опрос | ||||||
35 | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия по старым улочкам | Старая часть города | опрос | ||||||
36 | | | Лекция Практикум | 2 | Игрушечная страна | Учебный кабинет | опрос | ||||||
37 | | | Творческая работа | 2 | Игрушечная страна | Учебный кабинет | кукла | ||||||
Раздел 10. Проектная деятельность, 14 часов | |||||||||||||
38 | | Март-апрель | | 14 | Практическая деятельность | Учебный кабинет | Проект | ||||||
Раздел 10. В мире природы, 24 часов | |||||||||||||
39. | | | Экскурсия | 2 | ВМИК. Природа Удмуртии. | ВМИК | Собеседование | ||||||
40. | | | Беседа Практикум | 6 | Из жизни животных Удмуртии. Красная книга | Учебный кабинет | Опрос | ||||||
41. | | | Практикум | 4 | Мое любимое животное | Учебный кабинет | Сообщение | ||||||
42. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в ЭБЦ | ЭБЦ | Наблюдение | ||||||
43. | | | Акция | 4 | Экологич. акция «Первоцветы» | Учебный кабинет | Рисунок | ||||||
44. | | Апрель-май | Практикум | 6 | Природа и мы | Учебный кабинет | Составлен. кроссвордов | ||||||
Раздел 10. Мы – туристы, 10 часов | |||||||||||||
45. | | | Практикум Беседа | 2 | Ориентирование на местности | Учебный кабинет | Опрос | ||||||
46. | | | Беседа Практикум | 2 | Ориентирование на местности | Учебный кабинет | Опрос | ||||||
47. | | | ПВД | 2 | Поляна заданий | Детский парк | Задания | ||||||
48. | | | Беседа | 2 | Оказание первой медицинской помощи | Учебный кабинет | Собеседование | ||||||
49. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия на набережную пруда | набережную пруда | Опрос | ||||||
Раздел 11. Итоговая аттестация 2 часа | |||||||||||||
50. | | | Практикум | 2 | Итоговая аттестация | Учебный кабинет | Тест. Прил. 1 | ||||||
Раздел 12. Детский парк. Поход выходного дня, 2 часа | |||||||||||||
51. | | | ПВД | 2 | Поляна заданий | Березов. лес | Наблюдение | ||||||
| | | Итого: | 144 | | | |
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования МАУДО ЭБЦ без предъявления требований к стажу и категории с активной жизненной позицией и чувством патриотизма, имеющий необходимую педагогическую и краеведческую подготовку.
Санитарно-гигиенические условия
Режим работы МАУДО ЭБЦ в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», локальными актами Учреждения.
Материально-технические условия:
- помещение: учебный кабинет для проведения занятий, проектор.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фотоматериалы в виде фильмов, видеороликов, презентаций, аудиокниг, а также ресурсы сети Интернет (Приложение 2).
Внешние условия
Работа по Программе предполагает сотрудничество обучающихся с педагогами школ, с различными специалистами МАУДО ЭБЦ, предусмотрено тесное взаимодействие с учреждениями культуры (Воткинский музей истории и культуры, Музей-усадьба П.И. Чайковского, библиотека им. Е. Пермяка).
Формы аттестации
анкетирование, тестирование;
защита рефератов, творческих работ и проектов;
участие в конкурсах, выставках, акциях;
итоговое занятие с обсуждением результатов программы.
Данная программа помогает раскрыть потенциал ребенка в различных сферах:
- интеллектуальный потенциал – семинары, презентации, конференции, познавательные экскурсии, видео уроки;
- творческий потенциал – участие в творческих конкурсах, выставках, выступлениях;
- спортивный потенциал – участие в соревнованиях, акциях ЗОЖ, походах.
Оценочные материалы (таблица 4)
Таблица 4
Номер занятия | Форма контроля | Информационные ресурсы |
24 | Промежуточная аттестация | Тест, приложение 1 |
50 | Итоговая аттестация | Тест, приложение 1 |
Критерии оценивания деятельности обучающихся:
Индивидуальные результаты обучающихся – это уровень освоение образовательной программы. Так как образовательная программа направлена не только на формирование теоретических знаний по краеведению, но и включает различные мероприятия (соревнования, конкурсы, акции), то уровень освоения программы – это результаты промежуточной и итоговой аттестация обучающихся, а также учитывается степень участия обучающихся в мероприятиях, наличие призовых мест.
Программа туристско-краеведческой направленности помогает раскрыть потенциал ребенка в различных сферах:
- интеллектуальный потенциал – участие в конкурсах, конференциях, проектная и исследовательская деятельность, познавательные экскурсии, акции;
- творческий потенциал – участие в творческих конкурсах, выставках;
- спортивный потенциал – участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.
Таким образом, каждый обучающийся может принять участие во всех мероприятиях либо выбрать мероприятия одной области в зависимости от своих интересов и способностей и целенаправленно улучшать свои показатели в данной сфере.
Методическое обеспечение реализации программы (таблица 5)
Таблица 5
№ | Раздел. Тема | Дидактический материал |
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12 | Вводное занятие. Воткинск – вчера и сегодня
Православные храмы Воткинска Рождественские праздники
Туристско- краеведческая игра «Непоседы» Промежуточная аттестация «У очага наших предков» «Что хранит бабушкин сундучок» Практическая деятельность «В мире природы» Мы туристы» ПВД. Детский парк | Фото, иллюстрации, газетные вырезки Фото, методическая разработка «Образование в заводском поселке», старые школьные принадлежности, фото современного города Фото, методическая разработка, «Православные храмы Воткинска», «Воткинский некрополь» Образцы открыток, методическая разработка «Обрядовые праздники на Руси» Задания, мини соревнования на зимнюю и новогоднюю тематику Тест, приложение 1 Методическая разработка «Устройство подворья», фото, иллюстрации орудий труда, образец льна – растение, волокна, изделия. Методическая разработка «Удмуртская кухня», «Мой дом», «Домашняя утварь». Изделия из дерева, глиняные, деревянные, тряпичные игрушки, игрушки из льна, игрушка – матрешка, методическая разработка «Русская матрешка», «Самовар» иллюстрации Красная книга, рассказы о природе. Практическая работа Метод. рекомендации «Экологические сказки», «Природа и мы», викторина, «Растения предсказывают погоду» План-схема, карточки с заданиями, компас, аптечка, Тест (приложение 1) Поляна заданий |
Список литературы
1. Аншаков Б.Я. Дом-музей П. И. Чайковского в Воткинске: путеводитель / [текст подгот. Б. Я. Аншаковым; фото Н. И. Светлова]. - Изд. 2-е, доп. - Ижевск: Удмуртия, 1978. - 103 с.
2. Аншаков Б.Я. П.И. Чайковский. Годы детства: материалы к биографии: [сборник / сост.: Б. Я. Аншаков, П. Е. Вайдман]. - Ижевск: Удмуртия, 1983. - 144 с.
3. Бердников В.Ф. Воткинский завод в первые десятилетия (1759–1800) своего существования. Исторический очерк / В.Ф. Бердников // Краеведческий альманах «Витиль». – Воткинск, 2000. – Вып. № 1. – С. 3–54.
4. Горбачева С.В. Воткинск. Документы и материалы. 1758–1998 / С.В. Горбачева, Е.П. Никонова. – Ижевск: Удмуртия, 1999. – 354 с.
5. Кулемин И.Г. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы – наши земляки / Кулемин И. Г., Сентемова Л. Ф., Ислентьева Р. А. – Ижевск: Удмуртия, 1995. – 272 с.
6. Майер В.Е. Хрестоматия по истории Удмуртии / В.Е. Майер.- Ижевск: Удмуртия, 1973. – 360 с.
7. Никитина С.В. История Воткинска глазами краеведа: Сборник статей В.Н. Ступишина о городе Воткинске и Воткинском районе– Воткинск: ЦГБ им. Д. А. Фурманова, Рекламная мастерская «Дизайн-мастер», 2005. – 176 с.
8. Осипов А.К. Природные ресурсы и экология Удмуртии / А.К. Осипов. – Ижевск, 1995. – 200 с.
9. Перевощиков А.П. Воткинск. Экономико-географический и социальный очерк /А.П. Перевозчиков. – Ижевск: Удмуртия, 1992. – 184 с.
10. Стояк Ю.А. Историко-архитектурное наследие города-завода Воткинска конца XVIII – начала XX веков. Т. I: дис. канд. Архитектуры / Ю.А. Стояк. – Томск, 2016. – 192 с.
11. Ступишин В.Н. История Воткинска глазами краеведа: сборник статей В.Н. Ступишина о городе Воткинске и Воткинском районе /В.Н.Ступишин – Воткинск: ЦГБ им. Д.А. Фурманова, Рекламная мастерская «Дизайн-мастер», 2005. – 176 с.
12. Чертков Ю.А., Ломаев Ю.А., Павленко Л.А. Воткинский завод. История развития производства за 240 лет / Ю.А. Чертков, Ю.А. Ломаев, Л.А. Павленко. – Воткинск, 1999. – 342 с.
Приложение 1
Оценочные материалы
I. Промежуточная аттестация. Викторина «По старому Воткинску»
На какой реке расположился г. Воткинск?
Почему строительство Воткинского завода началось со строительства плотины?
Кто работал на заводе? (мужчины, подростки). Почему?
Как раньше рабочие, не имея часов, вовремя приходили на работу?
Как назывался первый кинотеатр в поселке и что там показывали?
Когда в поселке была открыта первая школа? Кого там обучали?
Сколько лет длилось обучение в Малой горной школе?
Какие еще учебные заведения были в поселке?
Назовите первую церковь в заводском поселке.
Какая часовня находилась в начале плотины?
В каком соборе крестили П.И. Чайковского?
Кем был отец великого композитора П.И. Чайковского?
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ – 1 балл, максимум – 12 баллов.
Низкий уровень – 0-4 балла.
Средний уровень – 5-8 баллов.
Высокий уровень – 9-12 баллов.
II. Итоговая аттестация. Викторина «Город-завод».
1. Назовите дату основания Воткинского завода и его основателя.
2. Когда и какую первую продукцию выдал Воткинский завод.
3. Назовите первую православную церковь Воткинского заводского поселка
4. Какие православные храмы не сохранились до наших дней?
5. Какие учебные заведения были в заводском поселке? Чем отличалось образование прошлого от современного.
6. Почему дети с нежеланием шли на учебу?
7. Какая гимназия появилась раньше – мужская или женская?
8. Чьи купеческие дома сохранились в нашем городе до сих пор?
9. Сколько лет прожил в нашем городе великий композитор П.И. Чайковский?
10. Составьте кроссворд из слов, связанных с историей города и завода.
| | | | | | В | | | | | |
| | | | | | О | | | | | |
| | | | | | Т | | | | | |
| | | | | | К | | | | | |
| | | | | | И | | | | | |
| | | | | | Н | | | | | |
| | | | | | С | | | | | |
| | | | | | К | | | | | |
Критерии оценивания (таблица 6):
За каждый верный ответ – 1 балл, максимум 10 баллов.
Таблица 6
Викторина | Кроссворд «Воткинск» | Уровень освоения программы | Оценка в баллах |
Правильных ответов на 50 % | Выполнен на 50 % | низкий | 1-4 |
Правильных ответов на 75 % | Выполнен на 75 % | средний | 5-7 |
Все правильно - 100 % | Выполнен на 100 % | высокий | 8-10 |
Критерии оценивания творческих работ, поделок, рисунков:
Соответствие работы теме заявленного конкурса (1-3 балла);
Качество выполнения работы, техника, оригинальность (1-3 балла);
Самостоятельность выполнения работы (1-3 балла).
Максимальное количество баллов – 9.
Низкий уровень – 0-3 балла.
Средний уровень – 4-6 баллов.
Высокий уровень – 7-9 баллов.
Мониторинг достижения метапредметных и личностных результатов обучающегося по дополнительной образовательной программе
Достижение метапредметных и личностных результатов программы определяется наблюдением педагога, собеседованием с обучающимися на занятиях, выполнением практико-ориентированных заданий (таблица 7).
Таблица 7
№ п/п | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Умение выступать перед аудиторией сверстников | - низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при выступлении перед аудиторией, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | наблюдение |
- средний уровень (не всегда активно выступает перед аудиторией сверстников, но старается, требуются подсказки педагога); | 3 | |||
- максимальный уровень (самостоятельно готовит выступления, не испытывает особых трудностей, не стесняется, хорошо отвечает на вопросы). | 5 | |||
2 | Умение использовать различные способы поиска информации в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др. | - низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в поиске информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | наблюдение |
- средний уровень (осуществляет поиск информации с помощью педагога или родителей); | 3 | |||
- максимальный уровень (использует различные способы поиска информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей). | 5 | |||
3
| Умение работать в коллективе и нести личную ответственность за выполнение общего задания | - низкий уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе в коллективе); | 1 | практико-ориентированные задания |
- средний уровень (работает в коллективе с помощью педагога); | 3 | |||
- максимальный уровень (работает в коллективе самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 5 | |||
4 | Умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее | - низкий уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при ведении диалога, изложении своей точки зрения и аргументации ее); | 1 | Наблюдение, практико-ориентированные задания |
- средний уровень (ребенок при ведении диалога, изложении своей точки зрения и аргументации ее работает с помощью педагога); | 3 | |||
- максимальный уровень (ребенок при ведении диалога, изложении своей точки зрения и аргументации ее работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей). | 5 | |||
5 | Умение контролировать свои поступки | низкий уровень (ребенок не контролирует себя самостоятельно) | 1 | Наблюдение |
средний уровень (периодически контролирует себя сам) | 3 | |||
высокий уровень (ребенок постоянно контролирует себя сам) | 5 | |||
6 | Сформированность гражданско-патриотического отношения к Родине и своему краю | низкий уровень (участие ребенка в гражданско-патриотических акциях, мероприятиях продиктованы извне, не проявляет любви к Родине); | 1 | Наблюдение за участием обучающихся в патриотических акциях, мероприятиях |
средний уровень (участие в гражданско-патриотических акциях, мероприятиях поддерживается ребенком периодически, чувство патриотизма поддерживается педагогом, родителями, сверстниками); | 3 | |||
высокий уровень (участие в гражданско-патриотических акциях, мероприятиях поддерживается ребенком самостоятельно, любовь к Родине ярко выражена, старается проявлять инициативу в патриотических акциях). | 5 | |||
7 | Сформированность стремления к экологичному, безопасному и здоровому образу жизни. | низкий уровень (не ведёт экологичный и здоровый образ жизни, избегает участия в оздоровительных мероприятиях на природе, не участвует в экологических акциях) | 1 | Наблюдение |
средний уровень (участвует в оздоровительных и экологических мероприятиях при побуждении извне) | 3 | |||
высокий уровень (ведёт ЗОЖ, всегда участвует и проявляет инициативу в оздоровительных и экологических мероприятиях) | 5 |
Максимум – 35 баллов.
Высокий уровень – 22-35 баллов;
Средний уровень – 8-21 баллов;
Низкий уровень – до 7 баллов.
Приложение 2
Информационное обеспечение программы:
- работа с интернет- источниками;
- использование проектора, планшета, ноутбука для просмотра видеоматериала;
- использование фото, видеоаппаратуры.
Таблица 8
№ п/п | Название программы/ | Рабочая ссылка на дистанционную программу / | Формат: |
1 | «Наш земляк - Е. А. Пермяк» | презент | |
2 | Исторические места Воткинска | презент | |
3 | Воткинск в фотографиях | презент | |
4 | Экскурсия по музею П.И. Чайковского | презент | |
5 | Фильм «Удмуртия» | Трансляция записи |
Приложение 3
Инструкция по охране труда обучающихся (вводный инструктаж)
1. По дороге в объединение и обратно необходимо:
– переходить дорогу только в установленных местах;
– осуществлять движение через перекресток только на зеленый свет;
– предварительно убедиться, что движущегося транспорта в опасной близости нет.
2. Во время занятий в кабинете необходимо строго соблюдать инструкции по охране труда и требования учителя.
3. Во избежание травмоопасных ситуаций нельзя:
– бегать и толкаться во время перемен;
– прыгать через ступеньки лестницы, кататься на перилах, перешагивать или опасно перегибаться через них;
– оставлять в коридорах разлитую на полу воду.
4. В случае любых происшествий и травм необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу, директору ЭБЦ. Медицинские аптечки имеются во всех кабинетах.
5. При пожаре звонить по телефону 101, вызов милиции 102, вызов скорой помощи 103. Телефон находится в кабинете секретаря, директора, на вахте.
6. В случае возникновения чрезвычайной ситуации все сотрудники и учащиеся ЭБЦ должны быть немедленно эвакуированы. Сигнал тревоги подается системой оповещения. Учащиеся покидают помещение кабинета и организованно выходят из здания вместе с педагогом, в соответствии с планом эвакуации.
7. При появлении в здании ЭБЦ посторонних людей, ведущих себя подозрительно или агрессивно, необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу.
8. Не допускается нахождение в здании бродячих кошек и собак.
9. Недопустимо курить в помещении, бросать зажженные спички в мусорные баки, засорять канализацию посторонними предметами, оставлять открытыми водопроводные краны.
10. Ученики школы должны выполнять требования педагогов и директора учреждения.
Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте
1. При выходе на улицу посмотри сначала налево. Потом направо, чтобы не помешать прохожим.
2. Маршрут в школу выбирай самый безопасный, то, где надо реже переходить улицу или дорогу.
3. Когда идешь по улицам, будь осторожен. Не торопись. Иди только по тротуару или обочине.
4. Меньше переходов – меньше опасностей.
5. Иди не спеша по правой стороне тротуара.
6. По обочине иди подальше от края дороги.
7. Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.
8. Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен: из ворот может выехать автомобиль.
9. Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.
10. Переходи улицу только по пешеходным переходам.
11. Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна, – иди. Дойдя до середины дороги, остановись. Если движение транспорта началось, подожди на «островке безопасности». Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход.
12. Не устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на велосипедах, роликовых коньках и т.п. на проезжей части дороги.
13. Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом.
14. Не цепляйся за проходящий транспорт.
Техника безопасности при выполнении творческих работ
1. Работу начинай только с разрешения педагога. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.
4. Не работай неисправными инструментами.
5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
7. Раскладывай инструменты в указанном педагогом порядке.
8. Не разговаривай во время работы.
9. Выполняй работу внимательно.
Правила подготовки рабочего места
1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане.
Правила работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила работы с линейкой и карандашом
1. Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.
2. Работай только хорошо отточенным карандашом.
3. Линию проводи слева направо.
4. При черчении карандашом, держи его наклонно.
5. Не нажимай на карандаш, линейку не двигай.
Правила безопасной работы с клеем
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила безопасной работы с пластилином
Выбери для работы нужный цвет пластилина.
Отрежь стекой нужное количество пластилина.
Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
Правила уборки своего рабочего места
1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин - грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
Приложение 4
Анкета для детей, поступающих в объединение
Нравится ли тебе путешествовать?
Какие памятники в нашем городе ты знаешь?
Тебе нравиться выполнять какие-либо изделия своими руками?
Что нового ты хотел бы узнать на занятиях объединения МАУДО ЭБЦ?
Почему ты решил заниматься в данном объединении?
Анкета для родителей
1. Удовлетворены ли Вы деятельностью объединения «Город, в котором я живу»?
- да.
- нет.
- может быть.
2. Нравится ли Вашему ребенку заниматься краеведением?
- да.
- нет.
- может быть.
3. Какую форму взаимодействия Вы используете при общении с педагогом?
- консультации по телефону, при встрече.
- родительское собрание.
- сообщения в соц. сети ВК.
- совместная деятельность с ребенком и педагогом (походы, соревнования).
4. Как Вы узнаете об успехах и достижениях ребенка по краеведению?
- на родительском собрании.
- через сертификаты и грамоты.
- при общении с педагогом.
- сообщениями в соц. сети ВК.
5. Что Вы ожидаете от занятий Вашего ребенка в объединении?
Анкета для детей, по окончании Программы
Узнал ли ты, что - то новое и интересное для себя на занятиях кружка?
Какие занятия тебе понравились больше теоретические или практические?
Понравилось ли тебе участвовать в конкурсах и мероприятиях?
Какая из выполненных работ понравилась тебе больше?
Хотел бы ты продолжить заниматься в объединении на следующий год?
Анкета для родителей, по окончании Программы
Узнал ли Ваш ребёнок, что - то новое, интересное для себя на занятиях кружка?
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса?
Понравились ли конкурсы и мероприятия, проводимые в объединении?
С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в объединение?
Хотели бы, что бы Ваш ребёнок продолжил заниматься в объединении на следующий год
Приложение 5
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
педагога дополнительного образования МАУДО ЭБЦ
1. Характеристика объединения «Город, в котором я живу»
Программа осваивается по туристско-краеведческому направлению работы учреждения, направлена на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Количество обучающихся 20-25 человек в группе
Обучающиеся имеют возрастную категорию 9-13 лет.
Формы работы: индивидуальная и групповая, очная и дистанционная.
2. Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности обучающегося с позитивным, толерантным отношением к себе и окружающим;
- развивать патриотические чувства, гордость за свою страну и родной край;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формировать стремление, потребность к ведению здорового образа жизни.
3. Направления и формы воспитательной работы (табл. 9)
Таблица 9
Направление ВР | Задачи |
гражданско-патриотическое | - воспитание гражданской позиции, любви к Родине, родному краю, городу, учреждению; - формирование положительных эмоционально - волевых качеств; - воспитание антитеррористического сознания; - формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурам. |
духовно-нравственное | - формирование морально-этических ценностей (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, толерантность, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь, укрепление семейных уз и др.); |
интеллектуально-познавательное (экологическое) | - развитие и коррекция познавательных интересов, расширение кругозора; - формирование устойчивого интереса к знаниям, к творческой деятельности; - воспитание бережного отношения к природе, ресурсам, |
спортивно-оздоровительное | - формирование навыков здорового и безопасного образа жизни; - формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью; - профилактика вредных привычек; - воспитание позитивного отношения к занятиям спортом. |
социально-трудовое | - воспитание уважения к людям трудовых профессий; - помощь в профессиональном самоопределении, выявлении способностей; - воспитание стремления творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов; - развитие умений организовывать общественно полезную деятельность на уровне учреждения, микрорайона, города; - формировать чувство бережливости и экономии везде и во всем. |
художественно-эстетическое | - формирование характера, нравственных качеств, духовного мира обучающихся на основе познания искусства, литературы, фольклора; - развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных, хореографических способностей обучающихся; - формирование коммуникативных навыков культурного поведения. - воспитание способностей воспринимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве; - формирование художественного вкуса, понимания значимости искусства в жизни каждого человека; - воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры. |
Основные формы воспитательной работы по вышеизложенным направлениям:
экскурсии, походы,
ролевые игры,
конкурсы, соревнования, конференции,
родительские собрания,
индивидуальные консультации с обучающимися и родителями,
тематические занятия, акции
беседы-дискуссии,
просмотр обучающих видеофильмов
4. Ожидаемые результаты воспитательной деятельности
повышение активности участия обучающихся в мероприятиях учреждения, города, республики;
отсутствие обучающихся, состоящих на всех видах учета (КДН, ОДН и др.);
повышение уровня воспитанности обучающихся, культуры общения, толерантного отношения, уважения к окружающим, способности к сотрудничеству;
создание сплоченного коллектива объединения (с чувством доверия, ответственности друг за друга, взаимоуважения, взаимопомощи);
развитие потребности у обучающихся в постоянном ведении здорового образа жизни, занятий спортом, негативного отношения к вредным привычкам;
наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности обучающегося;
неприятие идеологии терроризма и экстремизма, любого проявления насилия к людям и животным;
повышение уровня экологической культуры;
уровень удовлетворенности родителей и обучающихся жизнедеятельностью объединения.
5. Работа с обучающимися по профилактике правонарушений (табл. 10)
Таблица 10
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Участники | Ответственные |
Организационная работа | ||||
1 | Планирование работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних на учебный год | Январь | Педагог ДО | Педагог ДО |
2 | Выявление обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к правонарушениям, употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций, составление банка данных на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | Во время изучения программы | Педагог ДО, кл. руководители | Педагог ДО |
3 | Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей с проблемами. | Во время изучения программы | Педагог ДО, кл. руководители | Педагог ДО |
4 | Составление социального паспорта объединения. Корректировка паспорта в конце учебного года. | Во время изучения программы | Педагог ДО, кл. руководители | Педагог ДО |
5 | Привлечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к участию в массовых мероприятиях, конкурсах. | Во время изучения программы | Педагог ДО, учащиеся | Педагог ДО |
6 | Участие в родительских собраниях | Во время изучения программы | Педагог ДО, родители, кл. руководители | Педагог ДО |
Работа с детьми | ||||
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Участники | Ответственные |
1 | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Участие в акции «Внимание - дети!» Беседы по профилактике ДТП. Просмотр мультфильм «Скверная история» по произведению С. Михалкова посвященный правилам дорожного движения. | Январь В течение учебного года Апрель | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
2 | Безопасность жизнедеятельности: Беседы: «Безопасность на ЖД», «Безопасность в общественных местах», «Безопасность на каникулах», «Безопасность во время массовых мероприятий», «Безопасность на льду», «Безопасность в сети интернет», «Безопасность в быту», «Безопасное поведение на улице» | Во время изучения программы | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
3 | Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: Просмотр видеофильмов по проблемам наркомании и табакокурения, беседы по ЗОЖ. Беседа «От вредной привычки к болезни всего один шаг», «Привычки. Их влияние на организм» Конкурс рисунков «Мой выбор - здоровье, радость, красота». | В течение года Март Май | Обучающиеся объединения
| Педагог ДО |
4 | Проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию жестокому обращению с детьми и вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность. Беседа «У воспитанных ребят все дела идут на лад». | Во время изучения программы | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
5 | Индивидуальные беседы с детьми в трудных жизненных ситуациях. | Во время изучения программы | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
6. Взаимодействие с классными руководителями (табл. 11)
Таблица 11
№ | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1 | Анкетирование родителей будущих обучающихся объединения | Ориентация на соц. заказ, совместное обсуждение содержания программы объединения. | Апрель-май пред. года |
2 | Родительские собрания | Знакомство с программой. Зачисление детей в объединение. | Август- сентябрь |
3 | Совместные мероприятия, акции | Экскурсии на природу, конкурсы, акции, мероприятия | В течение года |
4 | Анкетирование родителей | Эффективность работы объединения, удовлетворенность результатами, планы на следующий уч. год | Май |
7. Работа с родителями (табл. 12)
Таблица 12
№ | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1 | Анкетирование родителей будущих обучающихся объединения | Ориентация на соц. заказ, совместное обсуждение содержания программы объединения. | Апрель-май предыдущего года |
2 | Родительские собрания | Знакомство с программой. Зачисление детей в объединение. | Август-сентябрь |
3 | Оформление информационных уголков | Различные вопросы воспитания детей | В течение года |
4 | Совместные мероприятия | Экскурсии на природу, совместное участие в конкурсах, акциях, мероприятиях. | В течение года |
5 | Индивидуальные консультации | Беседы, консультации по мероприятиям, акциям очно, либо в соц. сетях. | В течение года |
6 | Анкетирование родителей | Эффективность работы объединения, удовлетворенность результатами, планы на следующий учебный год. | Май |
7. | Ведение группы объединения в соц. сети ВК | Подготовка анонсов и фотоотчётов по мероприятиям объединения. | В течение года |
8. Календарный план воспитательной работы объединения (табл. 13)
Таблица 13
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения | Ответственные |
1. | 1. Инструктажи по ПДД, ПБ, ОТ и др. | В течении года | Учебный кабинет | Педагог ДО |
2. | Участие в воспитательных мероприятиях, проводимых в ЭБЦ | Согласно плану учреждения. В течении года | ЭБЦ | Педагог ДО |
3. | Экскурсии в ВМИК, библиотеку им. Е.А. Пермяка | В течении года | ВМИК, библиотека им. Е.А. Пермяка | Педагог ДО |
4. | Кругосветка Удмуртии | Октябрь | Березовский лес | Педагог ДО |
5. | Акция «Помогите птицам зимой». | Январь | Детский парк | Педагог ДО |
6. | Акция «Встречаем птиц» | Апрель - май | ЭБЦ | Педагог ДО |
7. | Акция «Первоцветы». | Апрель - май | ЭБЦ | Педагог ДО |
8. | Акция «Я и ты против поджога сухой травы». | Апрель - май | ЭБЦ | Педагог ДО |