Логопедическое занятие для воспитанников подготовительной группы «Занимательное путешествие»
Занимательное путешествие.
Логопедическое занятие в подготовительной группе
ЦЕЛЬ: развитие связной речи
Задачи:
- учить подбирать образные определения
- учить определять эмоциональное состояние свое и других людей и рассказывать о нем;
- учить понимать понятия «добро – зло»;
- развивать познавательную сферу воспитанников;
- закрепить конструктивные способы снятия напряжения;
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, пленка с записью голосов леса, карта, бумага, ножницы, клей, нарисованное на плакате дерево, нарисованный на плакате, кроссворд, карточки, с написанными на них хорошими чертами характера человека, шаблоны яблок, загадки, карточки билетов.
ХОД:
1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Ритуал приветствия: дети стоят в кругу и говорят:
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, друг!
Здравствуй, дружбы крепкий круг!
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Ребята! Я приглашаю вас в путешествие на остров «Добрый». Но, чтобы нам до него добраться, нужно преодолеть многие препятствия, проявит свои хорошие человеческие качества: упорство, настойчивость, умение позаботиться о своих товарищах, показать свою дружбу и сплоченность. Вы согласны?
- Чтобы нам не заблудиться, не сбиться с пути, нам нужна карта, вот она. Чтобы добраться до острова «Добрый» нужно пройти через «Загадочный лес», преодолеть море «Фантазий», остров «Злой», пройти через море «Спокойное» и мы окажемся на острове «Добрый».
Звучит запись с голосами птиц.
- Дети, мы с вами оказались в Загадочном лесу. Как вы думаете, кто может жить в таком лесу?
- Жители этого леса покажут нам дорогу к морю только в том случае, если вы откроете «Сундук загадок», отгадаете их и решите кроссворд. Алгоритм выполнения: ребенок вытаскивает из сундучка загадку, напечатанную на карточке, читает её сам или с помощью логопеда, отгадывает и заполняет соответствующие клетки в кроссворде (По ходу выполнения задания ведущий или дети оказывают помощь нуждающимся воспитанникам, по мере необходимости)
ЗАГАДКИ:
1.Домовитая хозяйка 5. Стоит в саду кудряшка
Полетела над лужайкой, Белая рубашка,
Похлопочет над цветком Сердечко золотое,
Он поделится медком. (Пчела) Что это такое? (Ромашка)
2. Он в берлоге спит зимой, 6. Из меня варенье варят,
Под большущею сосной, Чтоб зимою не болеть,
А когда придет весна, Я красавица лесная
Просыпается от сна. (Медведь) Меня любит сам медведь.
( Малина)
3. Все время стучит, 7. Зимой на ветках яблоки,
Деревья долбит, Скорей их собери.
Но их не калечит, И вдруг вспорхнули яблоки,
А только лечит. (Дятел) Ведь это … (Снегири)
4. Когда он в клетке, он приятен, 8. Над цветком порхает пляшет,
На шкуре много темных пятен, Веерком узорным машет.
Он хищный зверь, хотя немножко, (Бабочка)
Как лев и тигр, похож на кошку.
(Леопард).
(Кроссворд расчерчивается на листе А-3)
- Молодцы ребята! Мы разгадали весь кроссворд, теперь нам можно идти к морю и садится на пароход и плыть по морю Фантазий. Нам нужно приобрести билеты. Вот, я уже их вам купила. Но билеты не простые. Нас посадят на пароход, если вы расшифруете цифры, закодированные на билете. На билете есть код. Каждой цифре соответствует свой знак. Смотрите на знак, и в пустую клетку, записывайте цифру, которая ему соответствует в ключе.(Карточки на каждого воспитанника).
По мере выполнения задания, дети отдают выполненную работу педагогу и проходят на стулья, поставленные по кругу.
- Мы уже на пароходе, пока мы в пути, давайте пофантазируем.
Упражнение «Если бы я был…» Цель: развитие монологической речи, ассоциативного восприятия, обращение к собственным чувствам.
Ведущий предлагает различные темы, задает вопросы по кругу:
- Если бы ты был животным, то каким?
- Если бы ты был цветом, то каким?
Ведущий по ходу упражнения, уточняет некоторые характеристики выбираемого образа (добрый, злой, яркий, смелый, сильный и т.п.)
- Мы прибыли на остров «Злой». Злой волшебник заколдовал жителей этого острова и они стали агрессивными, драчливыми, злыми. Злой волшебник превратит сейчас и вас в злых тигров.
Этюд «Злой тигр». Выбираются дети на роль тигра и обезьянки.
Тигр стоит у одинокого дерева. В листьях дерева прячется обезьянка. Тигр ждет, когда обезьянка ослабнет от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда он её съест. Тигр приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к дереву, чтобы помочь обезьянке.
Выразительные движения: усиленная жестикуляция.
Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
Этюд проигрывается 2 раза со сменой играющих детей.
Беседа с детьми:
- Что вы чувствовали, когда вы были обезьянками?
- Что вы чувствовали, когда были злыми тиграми?
- Вот мы и помогли жителям острова «Злой». Нам нужно отправляться дальше. Жители острова собрали вам в дорогу много различных вещей. Давайте посмотрим, что это за вещи и пригодятся ли они вам в дороге.
Упражнение «Какие предметы спрятаны в рисунке» (зашумленные образы) Цель: развитие зрительного восприятия.
Нам нужно отправляться дальше. Мы садимся на пароход и идем дальше по морю Спокойствия. Давайте устраиваться поудобнее. Дети ложатся на коврики, включается пленка с записью звуков моря.
Упражнение на расслабление «Водопад света».
-Ложитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните и спокойно выдохните, ещё раз вдохните и спокойно выдохните. Постарайтесь представить себе то, о чем я буду говорить.
- Представьте, что вы стоите у необыкновенного водопада. В нем нет воды, а вместо неё вниз струится мягкий солнечный свет. Подойдите поближе к этому водопаду, встаньте под его струи. Почувствуйте, как этот чудесный свет падает вам на голову. От него расслабляются все мышцы. Вот расслабленными стали лоб, рот, шея. Везде, где прошел световой луч, тело спокойное, теплое и как будто светится. Теплый свет стекает к плечам, к рукам, - они стали очень податливыми, мягкими. Струйка света стекает по спине, и вы чувствуете, как в неё исчезает напряжение. Водопад смывает напряжение с вашей груди, с живота. Вам приятно чувствовать, что вы спокойно и легко дышите. Струйки света движутся по вашим рукам, локтям, пальцам. Нигде не остается даже капли зажатости. Свет течет по ногам, к ступням, к пальцам ног… теперь все ваше тело светится теплым светом. Оно расслабленное и мягкое. Вам легко дышится. Вы чувствуете, как выше тело сбросило напряжение и наполняется свежими силами. Побудьте под этим водопадом, пока я досчитаю до 10, а потом вы откроете глаза бодрые и отдохнувшие.
- Мы прибыли на остров «Добрый». Ребята, у жителей этого острова есть традиция. Всем гостям, которые к ним приезжают, жители предлагают посадить дерево, чтобы оставить о себе добрую память. Давайте тоже посадим яблоню и оставим о себе хорошую память.
Коллаж «Яблоня». Ваша задача обвести по шаблону яблоко, вырезать его, наклеить на яблоко надпись с хорошими чертами характера человека, наклеить яблоко на дерево. В конце работы дети читают, что написано на яблоках: нежность, честность, доброжелательность, отзывчивость, благодарность, вежливость и т.д.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Дети становятся в круг.
- Вот и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось? Что было интересно? Какие испытали трудности?
Ритуал прощания: дарим рукопожатия. улыбки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|