12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панова Ирина Владимировна18

Администрация города Пскова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 35 «Ромашка»

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

на тему «Памятники нашего города»

для воспитанников подготовительной группы

Панова И.В.

 

Дата проведения: 11.10.2018

 

г. Псков

2018 год

 

Возрастная группа:

подготовительная

Дата:

11.10.2018

Вид:

интегрированное

Тип:

Занятие - путешествие

ФГОС:

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Тема:

« Памятники города Пскова»

Цель:

Вызвать у детей желание узнавать о родном городе, его историческом прошлом.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с культурным наследием города: памятниками и монументами Пскова.

-Расширять знания об истории возникновения города, его историческом прошлом

Развивающие:

- Обогащать словарь детей новыми словами: «Малая Родина», «скобари», и др.

-Развивать творческие и интеллектуальные способности через разные виды деятельности

Воспитательные:

Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения достопримечательностей родного города

Методы и приемы:

Наглядные :(показ, демонстрация презентации);

Словесные (беседа);

Игровые (моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, обучение в сотрудничестве);

Практические (выполнение заданий)

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, фотографий, буклетов о Пскове;

чтение книг: «Мой город» С.В. Кускова; «Ольгин град» Н.Вильнер;

Экскурсии с родителями по памятным местам и посещение памятников родного города.

Словарь:

Словарь прилагательных : чудесный, очаровательный и др.

Новые слова: скобари, Плесков, Почемучкин, исследователь, путешественник, монумент, памятник,

Географические понятия: р. Великая, р. Пскова, столица, Москва, Россия, карта

Оборудование:

Ход

Картинки предметные: изображение памятников: Памятник княгине Ольге, Памятник святой Равноапостольной княгине Ольге, Монумент князю Александру Невскому и русской дружине 
на горе Соколиха под Псковом, Памятник десантникам 6 роты Псковской дивизии ВДВ, Памятник неизвестному солдату, Пушкин и крестьянка, Памятник Скобарю.

Письмо от профессора Почемучкина

Организационный этап

Мотивационно-ориентировочный этап

Исполнительский

Этап


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физкультминутка

Рефлексивный этап

Перспективный этап

Дети играют.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоит глобус и лежит письмо. Они встают полукругом.

Воспитатель:

Ребята, вы любите путешествовать? Я знаю одного исследователя Почемучкина

-Кто такой исследователь? Путешественник?

Который много путешествует и рассказывает о них в передачах. Почемучкин прислал письмо.

Воспитатель (в руках конверт): Сегодня утром к нам пришло письмо. На конверте адрес нашего детского сада и подпись «группа Василек». Я думаю, мы можем его распечатать. А от кого оно, вы сейчас сами догадаетесь.

Чтение письма:

 Здравствуйте мои маленькие друзья! Я исследователь-путешественник

Я исследую разные города и страны. Я видел вашу страну на карте. Побывал в столице (главный город) вашей страны. Как он называется?

Немного знаю о вашем Пскове, но, к сожалению ничего не знаю о памятниках и монументах вашего города о. Я буду очень рад если вы познакомите меня с достопримечательностями города. Попробуйте узнать и все мне рассказать. Успехов вам.

В-л ь: Кто же написал это письмо? (Выбери букву, которая обозначает первый звук в слове)

Дети определяют первые звуки по словам -предметным картинкам. (выполняют ) Получается – ПОЧЕМУЧКИН или ПСКОВ

В-ль : Ребята, хотите познакомить Почемучкина с памятниками нашего города?

 

На лад старинный звать его Плесков. 
Он и теперь звенит колоколами. 
Наш древний Псков из памяти веков
Глядит пятью большими куполами. 
                               Ларина Федотова

Дорогие друзья, нам предстоит удивительное путешествие в историю древнего Пскова.

Из глубины веков пришло к нам первое упоминание о Пскове.


О Пскове - городе из летописей не известно, кем был создан и какими людьми; известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить. Известно также, что Игорь Рюрикович взял себе жену Ольгу из Пскова. Кто же такая Ольга?

Родиной Ольги называется древняя весь Выбутская, что находится вверх по течению реки Великой близ Пскова. Некогда, когда еще и Пскова в помине не было, родилась в том месте и выросла красивая и скромная девушка с васильковыми глазами и волосами цвета спелой ржи. Именем – Ольга.

…Охотился как-то в псковских лесах молодой киевский князь Игорь. И очутился он на берегу полноводной реки. Как перебраться на другой берег? И увидел Игорь, что кто – то плывет по реке в лодке, взял и окликнул перевозчика, велел перевезти ему себя на противоположный берег. Каково же было удивление Игоря, когда в подплывшей лодке оказалась молодая  девушка. Это и была Ольга. Пораженный ее красотой, молодой князь попытался завести с Ольгой вольный разговор. Но мудрая не по годам девушка прочла Игорю целое наставление о нравственности и целомудрии. Изумился Игорь ее уму и рассудительности, и на прощание подарил Ольге колечко и просил его не забывать.

Когда пришла пора Игорю жениться, в псковские края направились представительные киевские сваты – просить руки девицы не от княжеского рода, не из вельмож, а от простых людей. Так и стала псковская Ольга женой великого киевского князя Игоря, матерью доблестного Святослава и бабкой Владимира Красное Солнышко. Случилось это в 903 году, а Ольге в ту пору было двадцать лет. «Игорь вырос и сбирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольга». Так преподобный Нестор отметил замужество Ольги в «Повести временных лет».
 

Творческие задания

1. Героиня волшебных сказок, владычица чудесного царства, обладательница высшей мудрости. Сможете ли вы догадаться и объяснить, имя какого персонажа русской сказки связано с псковской Ольгой? 

* Василиса Прекрасная
Елена Премудрая
* Марья  - искусница

Ответ: 
Согласно «Повести временных лет» крещение Ольги состоялось в Константинополе, во время которого ей было наречено имя Елена. Именно царь византийский, лично присутствовавший при крещении, назвал Елену (Ольгу) Мудрой.
 

С тех пор княгиню Ольгу (в крещении Елену) называли Мудрой. Существует мнение, что именно это событие повлияло на появление всем известного имени Елена Мудрая (Премудрая).

Мудрая правительница была во всем первой. Стала первой христианкой в русском княжеском роду, начала вводить христианство на Руси. По смерти своей причислена к лику святых. День смерти княгини Ольги 24 июля (н. с.) стал днем ее памяти. Через десять веков, 23 июля, 1944 года, накануне Ольгиного дня Псков был освобожден от немецко – фашистских захватчиков. Две почитаемые даты отмечаются как дни города.


2. Какие места в городе Пскове и его окрестностях носят имя княгини Ольги?


Ответ: В Пскове есть Ольгинская набережная и Ольгинский мост, Ольгинская часовня и Ольгинский ключ. В окрестностях Пскова находятся Ольгино поле и Ольгин камень.
 

В дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи, в городе появились сразу два памятника великой княгине. Один из них подарок скульптора Зураба Церетели. Поставлен в 2003 г. в сквере около гостиницы «Рижская». Княгиня Ольга изображена как воительница. Во втором (автор В. Клыков), в сквере у Октябрьской площади, нашел отражение образ великой псковитянки как первой христианки на Руси. 

 

С именем Ольги связана еще одна легенда из истории Пскова.

Давным-давно «Там, где к Великой мчится Пскова. Там, где Россия в людях жива- встал наш любимый город седой, вечно хранимый Ольгой святой».

-А кто знает, почему наш город очень часто связывают с именем княгини Ольги? (обратить внимание на памятник и часовню).

Потому, что кн. Ольга, по легенде, считается основательницей, первой жительницей нашего города. Ольга обладала сильной волей и большим умом. Она была во главе войска и часто путешествовала .

Во время одной из таких прогулок, она остановилась на берегу реки. Оглянулась . Тучи неслись над рекой, закрывали солнце.

Вдруг три луча упали с небес на землю в одной точке. В великом безмолвии лежал перед Ольгой дивный край. Две реки стремились одна к другой. Там. где они сливались в лучах света, высился каменный утёс.

Ольга сказала: «Здесь будет храм Святой Троицы и град великий и славен во всём изобилии».(Воспитатель обращает внимание детей на фото Ольгинской часовни- то место, где стояла княгиня. Далее показывает Кремль).

Конкурс «Грамотей»: 
Попробуйте из этих буквосочетаний составить слова, связанные с нашим городом.
Пс Пл пл Пс
(Плесков, Псков, Пскова, Запсковье, Псковская земля).

Конкурс «Знатоки старинных слов»:
Что означает старинное слово «око» (Глаз)
Что означает старинное слово «веверица» (Белка)
Что означает старинное слово» недуг» (Болезнь)Что означает старинное слово «чело»? (Лоб)
Что означает старинное слово «кудесник» (Волшебник, колдун)
Что означает старинное слово «курган» (Холм над могилой знатного воина)
Что означает старинное слово «жребий» (Судьба, участь)
Что означает старинное слово «отрок» (Младший воин в дружине)
Что означает старинное слово «осенина» (Осеннее время года) 
Что означает старинное слово «сеча» (Битва с врагом)

 

Дети встают в круг.
-Псков наш дом
-Здесь все дружно мы живём ( дети берутся за руки)
-Любим по нему гулять, 
- Всё смотреть и узнавать. ( идут по кругу)
-Один- заходим мы в музей
-Рассмотрим экспонаты побыстрей (указательный палец у щеки)
-Ходим тихо, не шумим, (идут по кругу сначала медленно, потом быстрее)
-Затем дальше поспешим.
-Парк победы - это два (руки у головы, качают головой; делают поклон, рука у груди)
-Вспомним, что была война.
-Мы поклонимся огню,
-Чтим историю свою.
-Три – конечно это парк, (руки вверх)
-Можно прыгать и скакать,
-Очень быстро побежать.
-Дальше медленно идём,
-К нашей церкви подойдём.
-Смотрим мы на купола (руки над головой, изобразить купол, смотреть вверх)
-Просим мы о мире.
-Прогулка долгая была.
-Вот уже четыре. ( руки поднять - вдох, опустить - выдох) 
-Ну а пять - наш детский сад (скрестить руки у груди)
-Он родной для всех ребят.
Правильно, раньше наш город назывался Плесков и был очень-очень маленький (обрамленный крепостью), даже не город, а древнее поселение людей. Рядом была глубокая плескающаяся (плещущаяся) река, поэтому и назвали поселение- Плесков. Люди жили в маленьких домиках врытых в землю. Людей было так мало, что все знали друг друга по имени. Но время шло, людей становилось больше. Дома стали деревянными, с печкой и полом. Их обносили деревянной стеной, чтобы люди не боялись спать. Т. к. вокруг был лес.

-Чем же занимались люди, если рядом был лес и широкая река? (охотились. Ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, держали животных, из их шкур шили одежду, лепили посуду из глины. Еще одно занятие которое прославило наших предков, это то, что они делали из железа скобы и продавали их по всей округе). За это жители города и получили прозвище – скобари.

Город расширялся, богател, процветал. И получил новое название , сокращенное – Псков, а жители города? – псковичи.

Жители города торговали с разными народами. Богатели. И у города появились враги. Они часто нападали на Псков, хотели завладеть его богатством. Тогда псковичи огородили город крепостной стеной.

-Мы читали. Как немецкие рыцари нападали на Псков, знаем мы и о Ледовом побоище (Воспитатель показывает памятник), о храбром Александре Невском Показывает памятник
Наша Псковская земля – край богатой и славной истории. Много разных военных событий пережил наш народ……….. Псков- город военской славы

Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»

Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.

Ход игры: Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.

Ход игры: Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»

Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.

Ход игры: На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

Есть в нашем городе памятник русскому поэту. Имя которого назовете, когда отгадаете его сказки. Викторина За каждую отгадку- буква

ПУШКИН

У нас в городе, в Летнем саду стоит памятник « Пушкин и крестьянка» поставленный в честь А.С. Пушкина и его няни.

-Где были? Путешествовали по городу

- С какими памятниками познакомились? 

Игра «Найди псковский памятник»

Ребята. Я вам предлагаю сыграть в игру «Найди памятники Пскова» (на столе лежат картинки с памятниками разных городов)

Викторина Делают альбом для Почемучкина

-Чем занимались? (путешествовали, играли),

-Кому помогли? (Почемучкину

-Зачем вы все это делали? Чтобы больше узнать.

Вы все сегодня постарались и были большие молодцы.

Куда бы вы еще хотели отправиться в путешествие? Хотите узнать о других достопримечательностях города?

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.