Урок географии в 5 классе «Градусная сеть: параллели и меридианы»
Конспект урока 5 класс
Тема : «Градусная сеть : параллели и меридианы»
Цели:
•Образовательная: способствовать усвоению обучающимися понятий темы урока.
•Развивающая: продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, применять полученные знания на практике.
•Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению окружающих.
Задачи.
Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями (градусная сеть, меридианы и параллели), продолжить формирование умений работы с различными источниками географической информации
Показать практическую значимость знаний и умений работы с географической картой; воспитать уверенность в себе при выполнении заданий с использованием географической карты.
Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания и умения для решения конкретных географических задач.
Оборудование : карты
Ход урока :
Организационный момент
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку
Проверка домашнего задания
- Ребята, какие способы изображения земной поверхности вы знаете?
- Что вы про них можете рассказать?
Изучение нового материала
Точки пересечения земной оси с поверхностью земного шара называются полюсами (Северный и Южный).
Вокруг этой оси Земля за 24 часа совершает один оборот.
На одинаковом расстоянии от полюсов проведена окружность, которая называется экватором.
Глобус и географические карты «опутаны» своеобразной сеткой, состоящей из пересекающихся линий. Эти линии появились не сразу, поскольку в древности карты напоминали простейшие планы.
Параллели и меридианы были нанесены еще на первые географические карты. Так до наших дней сохранились карты Дикеарха Мессианского (3 век до н.э.), на которые были нанесены параллели. Первые географические сетки не имели градусных различий: параллели и меридианы изображались в виде прямых линий. Во втором веке до н.э., ученый Гиппарх смог создать угловые градусы на градусной сетке. Он ввел в географическую науку понятие широт и долгот. Также Гиппарх впервые смог создать географическую проекцию: перенести изображение с глобуса на плоскую карту.
Параллель — линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.
Параллели на карте и глобусе направлены на запад и восток. Они не равны между собой по длине.
Самая длинная параллель — экватор.
Всего на Земле 180 меридианов, 90 из них к северу от экватора, 90 — к югу.
Параллели 23,5° северной и южной широты называются тропическими кругами или просто тропиками.
На каждом из них один раз в год полуденное Солнце бывает в зените, т. е. солнечные лучи падают отвесно.
Параллели 66,5° северной и южной широты называют полярными кругами.
Через Северный и Южный полюсы проведены окружности, меридианы — кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности Земли от одного полюса к другому.
Начальный или нулевой меридиан проведен по Гринвичской обсерватории (Лондон, Великобритания).
Все меридианы имеют одинаковую длину и форму полуокружностей.
Всего на Земле 360 меридианов, 180 к западу от нулевого, 180 — к востоку.
Меридианы на карте и глобусе направлены с севера на юг.
Изображение линий меридианов и параллелей на глобусе и географических картах называют градусной сеткой.
Географическая широта — это расстояние какой-либо точки земной поверхности к северу или югу от экватора, выраженное в градусах.
Широта бывает северной (если точка расположена к северу от экватора) и южной (если к югу от него).
Географическая долгота — это расстояние какой-либо точки земной поверхности от начального меридиана, выраженная в градусах.
К востоку от нулевого меридиана будет восточная долгота (сокращенно: в. д.), к западу — западная (з. д.).
Рене Декарт (1596–1650) - гениальный французский ученый и мыслитель XVII века. Всю свою жизнь Рене Декарт посвятил науке. Внес свой вклад в развитие математики, физики, философии и физиологии.
Главное достижение Декарта – построение аналитической геометрии, в которой геометрические задачи переводились на язык алгебры при помощи метода координат.
Метод координат – это способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов.
Числа, с помощью которых определяется положение точки, называются координатами точки.
В географии – это географические координаты.
Именем выдающегося французского ученого назван кратер на Луне.
Географические координаты — географическая широта и географическая долгота заданного объекта.
Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли.
Экватор делит нашу Землю на два полушария: северное и южное. (С) (С)
Помимо экватора, у нас есть линии, которые называются параллели. Давайте попробуем дать определение параллели (это воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от экватора)
А теперь давайте поработаем с картой и глобусом.
1. Как изменяется длина параллелей от экватора к полюсам? (Она уменьшается)
2. Сколько параллелей можно провести на глобусе и карте? (Сколько угодно)
3. Можно ли выбрать параллель для совершения самого длинного кругосветного путешествия? (Да. Это экватор)
4. Через сколько градусов проведены параллели на карте полушарий? (10°)
5. Чему равно расстояние в градусах от экватора к полюсам? (90°)
6. Что можно назвать нулевой параллелью? (Экватор)
Практическая работа
Нанесение на карту параллели и меридианы.
Рефлексия
Сегодня я узнал …
Я научился …
У меня получилось …
Мне захотелось …
Подведение итогов урока
- Что такое параллели, меридианы, градусная сетка?
- Самая длинная параллель?
- Что такое нулевой меридиан?