Урок на тему «Градусная сетка и деление десятичных дробей» (География с элементами математики, 6 класс)

1
0
Материал опубликован 10 December 2018

Проект интегрированного урока по теме «Градусная сетка и деление десятичных дробей» по географии и математике, 6 класс»

Разработала: Дергачёва Елена Николаевна, учитель географии государственного учреждения образования «Гимназия № 10 г. Минска».

Авторская разработка.


 

Тема по географии: «Градусная сетка»

Тема по математике: «Деление десятичных дробей»

Цель проведения интегрированного урока:

Содействовать повышению мотивации учения;

формированию познавательного интереса учащихся,

умений применять знания при анализе глобальных или просто жизненных явлений,

разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

Цель по математике:

* Создать условия и обеспечить формирование умений деления десятичных дробей; организовать работу по закреплению знаний, умений и навыков по данной теме;

* Содействовать развитию устной и письменной речи, логического мышления, самостоятельность;

* Способствовать воспитанию аккуратности, ответственного отношения к учебному процессу;

Цель по географии:

* Создавать условия и обеспечить формирование основных понятий градусной сетки;

* Организовать деятельность по развитию умений работы с географической картой и коллективной работы в группах;

* Способствовать воспитанию мотивов учения, положительного отношения к знаниям и культуре труда;


 

Тип урока: закрепление по ранее изученной теме

Форма урока: урок защиты проектов

Ход урока:

Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Присаживайтесь.

Объявление результатов выполненного домашнего задания в дистанционном обучении (1 мин)

Определение совместной цели деятельность. Сообщение темы урока

(2 мин)

У нас сегодня, ребята, урок пройдет в необычной для вас форме. Совместный урок математике и географии. Так называемый интегрированный урок. Мы с вами закрепим знания и по теме «Деление десятичных дробей » и по теме «Градусная сетка». Убедимся, насколько важна тема «Деление десятичных дробей» для практического применения знаний полученных на уроках математики в других дисциплинах, а именно в географии. И тем самым покажем, что при изучении темы «Градусная сетка» нам невозможно обойтись без навыков деления десятичных дробей.

И начать хотелось бы со старой притчи:

Голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: “Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю”. Человек огляделся, вздохнул, нашёл невод и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: “Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?” Рыбак немного помолчал, а потом ответил: “В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь”.

Вот и мы с вами будем добывать знания сами, и сделаем мы это, устанавливая закономерности, решая поставленные задачи, используя при этом уже известные нам правила деления десятичных дробей и в итоге каждая группа подготовит проект «Расчетные задания по градусной сетке», который необходимо будет защитить.

Вы обратили внимание на то, что перед вами для каждого лежат оценочные листы. Туда вы сами будете вписывать баллы, полученные в течение урока. После подведения итогов вы получите отметки за работу, которые мы выставим и по математике и по географии.

Итак, приступаем к работе!

Актуализация опорных знаний (10 мин)

Ребята, чтобы разработать проект, нам необходимо вооружиться знаниями не только по математики, но и по географии. Порой людям в их хозяйственной деятельности или в исследованиях очень важно определить точное местонахождение каких-либо географических объектов на поверхности Земли. Это можно сделать с помощью градусной сетки, которая есть на каждой карте или глобусе.

Повторяем основные понятия градусной сетки. ЭССО форма и размеры Земли. Элементы градусной сетки

Проверка домашнего задания

 

Молодцы, я вижу, вы очень хорошо выучили основные понятия по теме «Градусная сетка», а сейчас проверим, как вы владеете навыками деления десятичных дробей. Для этого мы с вами поиграем в «Математическое лото».

(Каждому ученику выдается карточка лото, карточка с примерами и маркеры). Ученики по группам решают примеры и маркерам вычеркивают найденные ответы на карточке лото. По расположению вычеркнутых ячеек учителю легко увидеть правильность вычислений. Из оставшихся невычеркнутых букв можно сложить задуманное слово.


 


 

П

10

А

0,02

Ш

2

Б

300

Е

9000

Е

40001,3

Р

20

Ж

1,2

Ю

5600

Э

78

М

101

Л

4

Н

0,9956

В

0,2

Ф

3

Д

1,01

Е

200

И

30

Т

100

Ь

40

Задуманное слово: ДЕЛЕНИЕ.

Примеры:

3:0,3=10 2,8:1,4=2 7,8:0,1=78

4,4:0,11=40 0,72:3,6=0,2 0,12:0,1=1,2

0,003:0,001=3 54:2,7=20 56:0,01=5600

9:0,09=100 0,034:1,7=0,02

56,56:0,56=101 6,3:0,021=300

(Результаты разбираем на интерактивной доске)

5. Практическое применение знаний (10 мин)

1) Тест с использованием системы интерактивного голосования.

Задания теста:

Деление десятичных дробей

Выберите верное равенство:

а) 43,6:3,2 = 43,6:32;

б) 43,6:3,2 = 436:3,2;

в) 43,6:3,2 = 436:32;

г) 4,36:3,2 = 436:3,2.

2. Частное 86,5:1,534 равно частному:

а) 865:1,534;

б) 86,5:1534;

в) 86500:1534;

г) 8,65:15,34.

3. Зная, что 3595:5 = 719, найдите 35,95:5:

а) 7,19; б) 7190; в) 71,9; г) 0,719

4. Выполните деление 32,64:0,08:

а) 0,4008; б) 408; в) 48; г) 4008.

5. Расположите в порядке возрастания:

А: 172,5:2,3;

Б: 17,25:23;

В: 1725:0,23.

а) В,Б,А;

б) А,Б,В;

в) Б,В,А;

г) В,А,Б.

(Выставляют баллы в оценочных листах)

2) Задания для каждой группы свое (проговаривается количество баллов за каждое задание)

1) Какую часть составляет 2, 8 дм от 0, 56 м? (2 балла)

Решение:

2) Найдите число, если его 0, 125 равны 12. (2 балла)

Решение:

3) Найдите координату середины отрезка АВ, если А(2, 34), В(17, 2).

(3 балла)

Решение:

6. Физ. минутка (1 мин)

Работа по созданию проекта (10 мин)

Вы немного отдохнули, а сейчас мы приступаем к самой важной части работы: созданию проекта «Расчетные задания по градусной сетке». Каждая группа получила индивидуальные задания. Каждый из вас самостоятельно должен произвести расчеты на черновиках, затем обсудить их в группе и внести итоговые цифры в один из листов задания. После этого по очереди представители каждой группы выносят проект для защиты. На работу вам отводится 10 минут. Пожалуйста, приступайте.

Проект «Расчетные задачи по градусной сетке»

МАСШТАБ 1:__ _______________

1. Рассчитайте протяженность материка Африка по 30º с.ш. (30 параллель северного полушария) в километрах, используя показатели градусной сетки (таблица длин дуг параллелей и меридианов).

Округлите полученный результат до десятых

Примечание: протяженность материка в градусах по 30º с.ш.= 41,51º;

Длина  дуг параллелей и меридианов

Параллели

Длина в км

Длина 1° в км

Меридианы

Длина в км

Длина 1° в км

0

40 068

111,3

0

20 004.25

111,13

10

39 456

109,6

20

20 004.25

111,13

20

37 656

104,6

40

20 004.25

111,13

30

34 740,5

96.5

60

20 004.25

111,13

40

30 744

85,4

80

20 004.25

111,13

50

25 812

71,7

100

20 004.25

111,13

60

20 088

55,8

120

20 004.25

111,13

70

13 752

38, 2

140

20 004.25

111,13

80

6 984

19,4

160

20 004.25

111,13

90

0

0

180

20 004.25

111,13

Решение:

2. Рассчитайте протяженность материка Африка по 15º в.д. (15 меридиан восточного полушария) в километрах, используя показатели градусной сетки (таблица длин дуг параллелей и меридианов). Округлите полученный результат до десятых

Примечание: протяженность материка в градусах по 15º в.д. = 57,1º

Решение:

3. Рассчитайте, во сколько раз протяженность материка по заданной параллели больше, чем по заданному меридиану

Решение:

4. Определите масштаб карты, если вам уже известна протяженность материка

в километрах по 30 параллели северной широты (значения округлите до целого числа). Запишите численный масштаб карты.

Решение:

Дополнительная информация: Если параллели измерить в километрах, то длины разных параллелей будут различны — они увеличиваются при приближении к экватору и уменьшаются к полюсам (таблица в проекте)

Средняя длина дуги 1° меридиана рассчитывается так: 40 008,5 км : 360° = 111,135 км или 20 004, 25 : 180° = 111,135 км (т.к. 1 меридиан – это полукруг)

Проект «Расчетные задачи по градусной сетке»

МАСШТАБ 1:__ _______________

1. Рассчитайте протяженность материка Южная Америка по 0º ю.ш. (0 параллель) в километрах, используя показатели градусной сетки (таблица длин дуг параллелей и меридианов)

Округлите полученный результат до десятых

Примечание: протяженность материка в градусах по 0º ю.ш. = 29,43 º;

Длина  дуг параллелей и меридианов

Параллели

Длина в км

Длина 1° в км

Меридианы

Длина в км

Длина 1° в км

0

40 068

111,3

0

20 004.25

111,13

10

39 456

109,6

20

20 004.25

111,13

20

37 65

104,6

40

20 004.25

111,13

30

34 740,5

55,8

60

20 004.25

111,13

40

30 744

85,4

80

20 004.25

111,13

50

25 812

71,7

100

20 004.25

111,13

60

20 088

55,8

120

20 004.25

111,13

70

13 752

38, 2

140

20 004.25

111,13

80

6 984

19,4

160

20 004.25

111,13

90

0

0

180

20 004.25

111,13

Решение:

2. Рассчитайте протяженность материка Южная Америка по 60º з.д. (60 меридиан западного полушария) в километрах, используя показатели градусной сетки (таблица длин дуг параллелей и меридианов). Округлите полученный результат до десятых

Примечание: протяженность материка в градусах по 60º з.д. = 48,02º

Решение:

3. Рассчитайте, во сколько раз протяженность материка по заданной параллели больше, чем по заданному меридиану

Решение:

4. Определите масштаб карты, если вам уже известна протяженность материка

в километрах по 0 параллели южной широты (значения округлите до целого числа). Запишите численный масштаб карты.

Решение:

Дополнительная информация: Если параллели измерить в километрах, то длины разных параллелей будут различны — они увеличиваются при приближении к экватору и уменьшаются к полюсам (таблица в проекте)

Средняя длина дуги 1° меридиана рассчитывается так: 40 008,5 км : 360° = 111,135 км или 20 004, 25 : 180° = 111,135 км (т.к. 1 меридиан – это полукруг)

8. Защита проектов (8 мин)

9. Подведение итогов (2 мин)

10. Рефлексия(1 мин)

(С использование системы голосования)

11. Д/З по математике: §7,8. № 247, 247, 320,321.

по географии: повторить § 4, работа с географической картой (1 мин)

 


 

Источники информации:

Герасимов, В. Д. Математика : учеб. пособие для 6-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. Д. Герасимов, О. Н. Пирютко. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2018. — 320 с. : ил.

Кольмакова, Е. Г. География. Физическая география: учеб. пособие для 6-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. Г. Кольмакова, В. В. Пикулик ; под ред. Е. Г. Кольмаковой. — Минск : Народная асвета, 2016. — 190 с.: ил.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.