Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин (Информатике и ИКТ, 6 класс)
Конспект урока информатики в 6 классе
по теме: «Графики. Построение графиков»
Ф.И.О. учителя: Тойкеева Мария Алексеевна
Предмет: информатика
Класс: 6
Автор УМК: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.
Тема урока: Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: получить представление о графиках и диаграммах, научиться их анализировать, сформировать практическое умение строить простые графики и диаграммы.
Этапы урока:
1. Организационный – 1 мин.
2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 4 мин.
3. Формулирование темы и цели урока – 4 мин
4. Объяснение нового материала – 7 мин.
5. Первичное усвоение новых знаний – 5 мин.
6. Физкультминутка – 2 мин.
7. Продуктивное использование полученного знания (выполнение практической работы на компьютере) – 15 мин.
8. Закрепление изученного материала – 5 мин.
9. Обобщение темы урока. Домашнее задание. Выставление оценок. Рефлексия – 2 мин.
Учебные задачи:
дать представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей;
сформировать представления о назначении графиков и диаграмм;
сформировать умения «читать» и строить простые графики и диаграммы
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей;
Метапредметные – умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы);
Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
модель;
информационная модель;
график;
диаграмма
Межпредметные связи: математика, география, история.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, ПК обучающихся.
Электронные ресурсы и методические материалы:
1) презентация «Графики и диаграммы»;
2) файл-заготовка Погода.doc(odt);
3) карточки с заданиями;
4) рабочая тетрадь, Л.Л.Босова, 6 класс.
5) Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная (выполнение практической работы за компьютером), работа в парах, работа в группах.
Литература:
Босова Л.Л. Информатика. 6 класс. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этап урока, задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты: предметные, УУД |
1 | Организационный. | Слайд 1 Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу. - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Как вы уже успели заметить, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Ну что ж, давайте постараемся и попробуем не разочаровать их. Обратите внимание у вас столе у вас лежат карточки, на них вы будете отмечать свои достигнутые результаты на этом уроке. Подпишите их! - Итак мы начинаем наш урок. | Проверяют свою готовность к уроку. Подписывают карточки | личностные – самоопределение; регулятивные – коррекция, волевая саморегуляция. |
2 | Актуализация и проверка усвоения изученного материала. | Учитель ведет беседу с обучающимися, задает вопросы по изученному на прошлом уроке материалу: Слайд 2-3 - Для начала мы вспомним изученный материал прошлых уроков с помощью теста. На рабочем столе у каждого имеется тест. На выполнение, которого дается 3 минуты. Проверку мы выполним - поменявшись своей работой с соседом по парте. - Вы видите на слайде правильные ответы. За каждый правильный ответ, поставьте балы (за 1, 5,6,7 задания – 2 балла, за 2,3,4 задания – 1 балл) соответственно за кол-во правильных ответов вы ставите оценку. - Поставьте оценку за тест на своем яблоке. | - выполняют тест самостоятельно. - меняются тестами выполняют проверку - ставят оценку в карточке | регулятивные – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению; познавательные – умение рассуждать, анализировать. |
3 | Формулирование темы и цели урока. | Слайд 4-6 Учитель ставит перед обучающимися проблемную ситуацию. - Предположим, что вы готовитесь к школьной географической конференции, на которой вам поручили собрать сведения о погоде за месяц. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось: учитель демонстрирует на слайде таблицу о погоде в мае. Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае? Вы собрали большое количество информации, она точная, полная и достоверная, но в табличном виде она трудно воспринимается. Такая информация не будет интересна слушателям, так как совершенно ненаглядна. Как же нам сделать эту информацию наглядной? С помощью чего визуализировать данную информацию? Слайд 7 Разгадайте, пожалуйста, ребусы на слайде. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какова главная цель урока? Чему мы сегодня научимся? Учитель формулирует вместе с учащимися тему и цели урока, указывает на ключевые слова, которые будут: модель; информационная модель; график; диаграмма За формулирование темы урока и постановку целей – 5 баллов Слайд 8-9 | Обучающиеся формулируют тему урока и цели на уроке, отвечают на вопросы учителя. График; диаграмма Тема урока «Графики и диаграммы» Обучающиеся формулируют цели урока: получить представление о графиках и диаграммах, научиться «читать» и строить простые графики и диаграммы ставят оценку в карточке | личностные – смыслообразование, самоопределение; коммуникативные – планирование, постановка вопросов и заданий; познавательные – поиск и выделение информации, выдвижение предположений, анализ и синтез, решение проблемы. регулятивные – целеполагание, планирование. |
4 | Объяснение нового материала. | Учитель объясняет новый материал Слайд 10-12 График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных. На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладываются представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси OX), а зависимой величины – на вертикальной оси (оси OY). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Значения зависимой величины изображаются: в виде кривых; в виде точек; в виде кривых и точек. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с y при изменении x. График позволяет отслеживать динамику изменения данных. Откройте учебник на странице 80 и глядя на таблицу№13 ответьте на вопросы: - Какие графики можно построить по данным таблицы о погоде в мае? На рис.35 вы можете увидеть пример графика. Правильные ответы – 3 балла. А что же такое диаграмма? Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины. -А теперь класс поделится на три группы: №1,2,3 (нужно выбрать лидера группы), открываем учебник на стр. 82-84, 1 группа изучает круговые диаграммы, 2 группа столбчатые, 3 – лепестковые. В теперь вы должны рассказать, что узнали из учебника. От каждой группы должен выступить один учащийся Работа в группе – 3 балла | Обучающиеся записывают в тетради определение понятия «график», слушают учителя, отвечают на вопросы. По данным таблицы можно построить следующие графики: изменения температуры воздуха; изменения влажности воздуха; изменения атмосферного давления. Класс делится на группы, выбирают лидера Работают в группах Лидер выступает с сообщением по теме Ставят оценку в карточке | познавательные – поиск и выделение информации, умение анализировать и синтезировать, выдвижение предположений, решение проблемы. коммуникативные – умение работать в группе; |
5 | Первичное усвоение новых знаний. | Учитель объясняет учащимся задание № 135 в рабочей тетради, демонстрируя данное задание на слайде презентации. При выполнении этого задания обучающиеся работают в парах. 4 балла Слайд 13 | Обучающиеся, работая в парах, выполняют задание №135 в рабочих тетрадях. Записывают результаты задания в тетради и на доске, поясняют результаты полученных вычислений. Ставят оценку в карточке | предметные – умение работать с графиками, анализировать информацию по графику; метапредметные вычислительные навыки;личностные – оценивание усвоенного содержания; коммуникативные – умение работать в парах. |
6 | Физкультминутка. | Слайд 14 Учитель открывает видеофайл с физкультминуткой. | Обучающиеся выполняют упражнения. | личностные – умение распределять режимы труда и отдыха; метапредметные формирование основ здорового образа жизни |
7 | Продуктивное использование полученного знания (выполнение практической работы на компьютере). | Слайд 16-18 - Пересаживайтесь, пожалуйста, за компьютеры. Но прежде, чем приступить к работе вспомним о ТБ. (Напоминание основных правил ТБ) Учитель разбивает обучающихся на 3 группы для выполнения практической работы на компьютере по созданию графиков. В группах определяется эксперт. Каждая группа получает задание. Если вы все сделали правильно, то у вас должно получиться примерно следующее Проверяем как вы справились с заданием: Микровывод (оценить работу детей) Молодцы! Все с заданием справились. Прошу пересесть за парты. После завершения обучающимися практической работы учитель демонстрирует каждое из заданий на слайдах презентации. Эксперт группы представляет свой вариант решения задания. Ученики группы дают ответы на задания. За верно выполненное задание группа получает 5 баллов. | Обучающиеся фиксируют время начала практической работы в специальных бланках. Выполняют самостоятельно практическую работу за компьютером и задания к практической работе. Обучающиеся фиксируют время окончания работы, занимают свои места за партами. Эксперт представляет задание, дает анализ, ученики отвечают на задания практической работы. Ставят оценку в карточке | предметные –умение создавать в текстовом редакторе графики; метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работать в текстовом редакторе); личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения использования наглядных моделей; коммуникативные – умение работать в группе. |
8 | Закрепление изученного материала. | Слайд 19 Задание. Соотнесите диаграмму с ее названием и таблицей, по которой она построена Детям раздается задание для индивидуальной работы. Проверка через 1 мин у доски Лишним может остаться (гистограмма или столбчатая) Почему осталось лишнее? Справились прекрасно Проверьте, исправьте ошибки За верно выполненное задание группа получает 5 баллов. | Анализируют задание в группах, записывают вопросы в тетради, зачитывают вопросы и дают на них ответы. Ставят оценку в карточке | предметные –умение работать с графиками, анализировать информацию по графику; личностные – оценивание усвоенного содержания; коммуникативные – умение работать в группе. |
9 | Обобщение темы урока. | Слайд 20-21 Учитель задает обучающимся вопросы, представленные на слайде. Спрашивает обучающихся о достигнутых на уроке целях. - Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? Как вы думаете, достигли мы цели, поставленные в начале урока? Вы узнали что-то новое на уроке? Что было не понятно? | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | регулятивные – планирование, целеполагание, оценка; личностные – смыслообразование, оценивание. |
10 | Домашнее задание. | Д/з - § 12; вопросы 1-6 к параграфу; РТ: № 134. | | |
11 | Подведение итогов, выставление оценок Рефлексия. | Рефлексия учебного материала – плюс минус интересно Рефлексия эмоционального состояния – смайлики Рефлексия деятельности – рука Вы сегодня узнали о графиках и научились создавать диаграммы. Результатом работы стали выполненные вами задания. Давайте подведем итоги нашего занятия: На доске вы видите таблицу, состоящую из трех граф. Вам нужно заполнить таблицу. У вас на столе лежат стикеры. Вы заполните три стикера, по количеству граф в таблице. на сикерах вы напишете: все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. Этот стикер нужно будет повесить в графу «П» - «плюс» все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. . Этот стикер нужно будет повесить в графу «М» - «минус» все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Этот стикер нужно будет повесить в графу «И» - «интересно» Так же на столе вы видите смайлики, с изображением трех лиц – веселого, нейтрального и грустного; с их помощью мы узнаем ваше настроения и эмоциональное состояние. Вам нужно выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению и приклеить его к доске. Теперь мы с вами наглядно видим, как прошел сегодняшний урок.
Выставляет оценки, подсчитывая баллы на карточке. Замечательно. Мне кажется мы с вами сегодня собрали не плохой «урожай». Я желаю, чтобы эти яблочки за неделю подросли, и к ним добавились новые плоды. А сейчас я вам предлагаю показать наше настроение в конце урока. Спасибо за урок. До свидания. | | |