12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гольцева Ольга Вячеславовна57
Россия, Архангельская обл., п.Вандыш

Урок по теме «Грамматические признаки причастия» (7 классс)



Цели урока : актуализировать опорные знания и умения учащихся по

данной теме;

проверить качество знаний;

способствовать закреплению материала;

развивать речь учащихся.


Методы и приёмы: элементы технологии РКМЧП;

элементы технологии «ИнтеллекТ»

Оборудование: схема- кластер «Причастие»

карточки для индивидуальной работы

сигнальные карточки (зелёная и красная)





Организационный момент:


Объяснение целей и задач урока.


Учитель Мы продолжаем изучение темы «Причастие». Для того чтобы познакомиться с орфографическими правилами по данной теме, мы должны систематизировать изученные грамматические признаки причастия.

Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажете умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами, но и умение использовать причастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.


I. Стадия вызова


1. Актуализация прежних знаний

Составим коллективный портрет причастия (составляем схему- кластер), результаты вывесим на доску (групповая работа)
















К Л А С Т Е Р


Признаки Признаки

t1601915816aa.gift1601915816ab.gifприлагательного глагола

t1601915816ac.gift1601915816ad.gif

изменяется особая форма глагола вид, время,

t1601915816ae.gifпо родам, числам, возвратность

падежам

определение

причастие

t1601915816af.gift1601915816af.gift1601915816ag.gif



t1601915816ae.gift1601915816ae.gift1601915816ae.gifдействительное страдательное



суффиксы суффиксы

-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- -ем-, -ом-, -им-

-вш-, -ш- -нн-, -енн-, -ённ-, -т-




t1601915816ah.gift1601915816ai.gifПричастный оборот

(имеет при себе зависимые слова)

До определяемого После определяемого

существительного существительного

t1601915816aj.gift1601915816ak.gif



нет запятых выделяется запятыми




2. Контроль знаний по теме.

Методика «Вставь пропущенные слова»

У учеников карточки с пропущенными словами, которые необходимо вставить

Образец карточки (Приложение 1)


3. Разминка «Веришь ли ты?»

Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.

Верно ли суждение, сигнализируют карточками: зелёный цвет –верный ответ, красный – неверный.


- Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные? (Да, потому что они совмещают признаки прилагательного и глагола)

- Верите ли вы, что причастия зависят от глаголов? (Нет, потому что обозначают признак предмета по действию и отвечают на вопрос какой?)

- Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени? (Да, потому что причастия имеет категорию времени, как и глаголы)

- Верите ли вы, что причастие – изменяемая форма? (Да, они изменяются по родам, числам и падежам)

- Верите ли вы, что причастный оборот никогда не выделяется запятыми? (Нет, если причастный оборот стоит после определяемого существительного, то на письме выделяется запятыми)





II. Стадия осмысления


1. Самостоятельная работа


Учащиеся выполняют задание, направленное на развитие умения рассуждать на учебную тему (Элемент технологии «ИнтеллекТ») Приложение 2

Время выполнения задания – 5 минут


2. Игровая пауза


Учитель. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит причастие.

Морозный ветер, бодрящий ветер, освежающий воздух, весёлые крики, великолепный день, морозное утро, играющие лучи, запорошенные снегом, прислушивающийся к звукам, прозрачные кружева, мёртвая тишина, запорошенные кусты, пушистый ковёр, спящий лес, глубокие сугробы.


3. Работа с текстом


Учитель. Поработаем над текстом, записанным на ваших карточках.


Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшелые ноздри, извергавшие горячий пар встревоженного дыхания, судорожно задвигались. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук. Но даже и эти чуткие уши не слышали в лесу ничего, кроме птичьей трескотни, стука дятла и ровного звона сосновых вершин. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну.

Определите тему текста. Озаглавьте его. Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ

Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, обоснуйте свой ответ

Объясните постановку знаков препинания

Выпишите словосочетание «одиночное причастие + определяемое существительное» и словосочетание «причастие + зависимое слово + определяемое существительное»

Учитель. Осуществите взаимопроверку. По окончании проверки сигнальной карточкой покажите правильность выполнения задания.



4. Исследование текста

Учитель. Понаблюдайте за тем, какую роль играют причастия в каждом стихотворном отрывке. «Соберите» эмоциональные слова, выражающие отношение авторов к природе. Обоснуйте свой ответ. (Приложение 3)







5. Отчёт об исследовательской работе


У доски учащиеся рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихотворений, в которых есть причастия и причастные обороты, определяют их роль в предложении. Называют эмоциональные слова и словосочетания.


6. Творческое задание


Задача: вообразите и словесно опишите осенний пейзаж


Пусть мы не совсем умелы и опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю представить лес осенью. Напишите пейзажную зарисовку, используя причастия.



III. Рефлексия


Устная публикация.

Желающие читают свои миниатюры, всем предлагается в услышанном тексте отметить, что понравилось, заинтересовало.


Учитель. Довольны ли вы своей работой сегодня?

Ответьте сигнальной карточкой. Похвали себя! Я довольна вашей работой!


Домашнее задание. Нарисовать красками осенний пейзаж


Приложения

Приложение 1


  • Причастие – это особая форма____________, обозначающая признак предмета по __________.
  • Причастие совмещает в себе признаки_______и ________________.
  • Причастия  бывают _____________вида и ___________________.
  • Причастия по значению делятся на ____________и ________________.
  • Причастие имеет две формы времени:___________и________________.
  • Причастие с зависимым словом – это___________________________.
  • Существительное, от которого зависит причастие называется____________.



Приложение 2



 Уровень А


Задание. Прочитайте список понятий по теме «Причастие». Пользуясь этими понятиями, составьте учебный текст. Перескажите его соседу по парте. Каждое утверждение иллюстрируйте примерами.

  Особая форма глагола, причастие, глагол, совершенный вид, несовершенный вид, прилагательное, какой?, какая?, какое?, каков?, определение, суффиксальный способ образования, суффиксы –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -ем-, -ом-, -им-, -нн-, -енн-, -ённ-, -т-, причастный оборот, зависимые слова.


Уровень В


Задание. Прочитайте список понятий по теме «Причастие». Пользуясь этими понятиями, составьте учебный текст. Перескажите его соседу по парте. Каждое утверждение иллюстрируйте примерами.

Особая форма глагола, причастие, глагол, прилагательное, вид, изменяемое, возвратность, вопрос, синтаксическая роль, способ образования, при помощи суффиксов, причастный оборот, зависимые слова.


Уровень С


Задание. Прочитайте список понятий по теме «Причастие». Пользуясь этими понятиями, составьте учебный текст. Проговаривая его про себя, составьте план вашего ответа.

Особая форма глагола, причастие, глагол, прилагательное, вид, изменяемое, вопрос, синтаксическая роль, способ образования, при помощи суффиксов, причастный оборот, зависимые слова.










Приложение 3



А) Осень. Обсыпается весь наш  бедный сад,

     Листья пожелтелые по ветру летят;

     Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

     Кисти ярко-красные вянущих рябин.

                             А.К. Толстой


Д) Не видно птиц. Покорно чахнет

     Лес опустевший и больной.

     Грибы сошли, но крепко пахнет

     В оврагах сыростью грибной.

                           И.А.Бунин




 Б) Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

     И далеко ещё до первых зимних бурь,

    И льется чистая и светлая лазурь

     На отдыхающее поле.

                          Ф.И.Тютчев


Е) Утром холод, днем туманы,

     Шум несносный желобов;

     В час заката – блик багряный

     Отшумевших облаков.

                         А.Н.Апухтин.

 

  В) Природа вся полна последней теплоты;

      Ещё вдоль влажных меж красуются цветы,

      А на пустых полях засохшие былины

      Опутывают сеть дрожащей паутины.

                    А.К.Толстой


Ж) Седое небо надо мной

     И лес раскрытый, обнажённый.

     Внизу, вдоль просеки лесной,

     Чернеет грязь в листве лимонной.

                        

                                И.А. Бунин


Г) Всюду грустная примета;

    В серых тучах небеса;

    Отцветающего лета

    Равнодушная краса.

                                 А.П.Апухтин


З) Славная осень! Здоровый, ядреный

     Воздух усталые силы бодрит;

     Лед неокрепший на речке студеной

      Словно как тающий сахар лежит.

                                  Н.А.Некрасов



       


А) Опять дожди, опять туманы,

     И листопад, и голый лес,

     И потемневшие поляны,

     И низкий свод небес.  

                            С.А.Аксаков

 

  Б) Шумит во дворе непогода,

      А в доме давно уже спят;

      К окошку, вздохнув, подхожу я –

      Чуть виден чернеющий сад. 

                          А.К.Толстой


Г) Сыплет дождик большие горошины,

    Рвется ветер, и даль нечиста,

    Закрывается тополь взъерошенный

    Серебристой изнанкой листа

                         Н.А.Заболоцкий


Д) Листва янтарный  отблеск льет;

     Играя, в небе промелькнет

     Скворцов рассыпанная стая –

     И снова всё кругом замрет. 

                             И.А.Бунин



 В) В золотых небесах за окошком моим

     Облака проплывают одно за другим,

     Облетевший мой садик безжизнен и пуст…

    Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!   

                Н.А.Заболоцкий



Е) Шумит во дворе непогода,

      А в доме давно уже спят;

      К окошку, вздохнув, подхожу я –

      Чуть виден чернеющий сад. 

                          А.К.Толстой



   




А)Родной ландшафт… Под дымчатым навесом

    Огромной тучи снеговой

    Синеет даль с её угрюмым лесом.

    Окутанным осенней мглой.

                  Ф.И.Тютчев


В) О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

    А счастье всюду. Может быть, оно

    Вот этот сад осенний за сараем

    И чистый воздух, льющийся в окно.

                    И. А. Бунин



Б) Там осеняет осень сад

    Таинственною кущей,

    Листвой, летящей наугад,

    Отрадою цветущей.

                         А.К.Передреев


Г) Всё голо так – и пусто-необъятно

    В однообразии немом…

    Местами лишь просвечивают пятна

    Стоячих вод, покрытых первым льдом.

                         Ф.И.Тютчев.

  



Приложение 4


На данном уроке используются элементы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Эта технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письме.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление- рефлексия. Применять данную технологию можно практически на каждом уроке с детьми любого возраста.

  На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, включаются механизмы мотивации, определяется цель.

  На стадии осмысления происходите непосредственная работа с текстом. В результате этого ученики получают новую информацию, сопоставляют новые и имеющиеся знания.

  На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма.

   На уроке использовались следующие методы и приёмы:

  • Составление кластера
  • Верные и неверные утверждения
  • Исследование
  • Вставь слово
  • Составление пейзажной зарисовки или синквейна




 Кроме этого, в урок включён элемент образовательной развивающей технологии «ИнтеллекТ», созданной доктором педагогических наук профессором М.А.Зигановым. Эта технология помогает решить задачу, поставленную перед учителем – гармонично сочетать обучение и развитие ребёнка.

  Технология «ИнтеллекТ» - это развитие речевых навыков и психических качеств в рамках того или иного предмета. Обычным обучающим заданиям придаётся характер развивающих.

  На каждом этапе обучения у ребёнка востребованы определённые качества и навыки.  В 7 классе развивается системность и структурность мышления. Выполняемое задание направлено как раз на развитие мышления учащихся данного класса.





























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.