12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Обухова Елена Павловна50

Конспект (технологическая карта) урока

по русскому языку в 7 классе

«Причастие. Морфологические признаки».


Тема: «Причастие. Морфологические признаки».

Тип урока: «Урок открытия нового содержания».

Цель: «Овладение грамотной письменной речью – коммуникативной функцией языка».

Задачи (планируемые результаты):

Предметные (образовательные):

-установить морфологические признаки новой части речи; обучать осознанному следованию установленному алгоритму определения грамматических категорий глагола, прилагательного, причастия; определять сходства и отличия частей речи по их грамматическим признакам;

-развивать грамотную устную речь с использованием лингвистических терминов в индивидуальных ответах и в эвристическом диалоге.

Личностные (формула «Я и познание»):

-способствовать самоопределению обучающихся через пребывание в социальной роли («Я – исследователь», «Я – наставник», «Я – собеседник»);

-развивать потребность в смыслообразовании («Зачем я учусь?»): в установлении связи между целью, значением, результатом учебной деятельности с личностным смыслом и мотивом обучения.

Формирование универсальных учебных действий:

а) регулятивные (формирующие навыки организации учебной деятельности):

-обучение постановке учебной задачи на основе соотнесения известного и усвоенного с неизвестным;

-развитие способности проявления волевого усилия для достижения цели;

-обучение (с опорой на рабочий лист-алгоритм) постановке последовательных промежуточных целей, составлению плана;

-обучение осуществлению контроля: сравнению личного способа и результата действия с принятым эталоном с целью выявления отличий;

-развитие навыка самостоятельной коррекции: внесения изменений в результат своей деятельности после её оценки;

-развитие навыка рефлексивной самооценки качества усвоения, процесса усвоения и собственной позиции на разных этапах учебной деятельности.

б) коммуникативные (формирующие навыки взаимодействия):

-развитие навыка сотрудничества: способности слушать и понимать партнёра, совместно определять цели и способы взаимодействия, планировать и согласованно участвовать в совместной деятельности, распределяя роли;

-обучение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами языка в дискуссии и индивидуальном выступлении;

в) познавательные (формирующие исследовательские и проектные навыки):

-обучение работе с учебной информацией, самостоятельному и совместному результативному мышлению;

-развитие навыка познания через формулировку проблемы, выдвижение гипотезы, поиск, исследование, создание проектного продукта: совершенствование логических операций (наблюдение, анализ, группировка, сравнение, классификация, обобщение).

Используемые элементы образовательных технологий.

-Технология развития критического мышления.

-Здоровьесберегающая технология («Педагогическая режиссура (тренинг творческой психотехники»)).

-Технология диалогового взаимодействия (пары, группы).

-Игровая технология.

-Личностно-ориентированное обучение. Формирующее оценивание.

-Технология проектов.

-Интегрированное обучение.

Методологическое руководство дидактическими принципами системно-деятельного подхода и личностно-ориентированного обучения:

-личностное целеполагание;

-частичный выбор индивидуальной образовательной траектории (выбор темпа, содержания самостоятельной деятельности, уровня самостоятельности: объёма руководства и помощи);

-первичность индивидуальной образовательной продукции с последующей её корректировкой через сопоставление с содержанием образовательного стандарта;

-сопровождение самообразования посредством создания ситуаций, мотивирующих и обеспечивающих деятельность обучающихся в направлении познания;

-образовательная рефлексия как самоосознание в образовательном процессе;

-проект.

Интегрирование учебных предметов: «Лингвистика», «Интеллектуальная культура: основы логики».

Учебно-методическое обеспечение:

-учебник для общеобразовательных школ Л, М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загорская. – М. Просвещение, 2019;

-сопроводительный лист (содержательный алгоритм) I и II уровней сложности и объёма заданий, дозированной помощи;

-учебная презентация творческих (проектных) разноуровневых заданий;

-раздаточный материал к презентации.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Технологии


Организационный этап (3 мин.)

1. Активизирует слуховой и зрительный анализаторы; устанавливает зрительный контакт с обучающимися (понижение громкости голоса, жесты) в игре «Зеркало».

2. Предлагает выбрать рабочий лист (содержательный алгоритм-план самостоятельной, творческой, поисковой деятельности);предлагает сформулировать личностную цель.









1. Устанавливают зрительный контакт с учителем в игре «Зеркало».



2. Выбирают рабочий лист с индивидуальным учетом сложности, объёма учебного материала и дозированной помощи; подписывают рабочий лист; в случае выбора способа работы в паре записывают фамилию партнера;самостоятельно объединяются в пары; формулируют и записывают личностную цель:

- исправить отметку, улучшить результат;

- максимально участвовать в уроке, быть внимательным, активным, старательным;

- помочь соседу в понимании содержания урока, быть хорошим партнёром;

- поскорее сформулировать тему урока…

1. «Педагогическая режиссура» (тренинг детской творческой психотехники): коррекция психических процессов с целью активизации каналов восприятия.

2. «Личностно-ориентированное обучение»:

-частичный выбор обучающимися содержания изучаемого материала (на рабочих листах предложены 2 уровня сложности, объёма учебного материала и дозированной помощи).

-выбор скорости и способа работы (самостоятельной или в паре), сокращение объёма письма.

-личностное целеполагание.


Основной этап. Актуализация необходимых знаний для выявления проблемы и поиска. (7 мин.)

1.Организует проверку домашнего задания: проект «Лингвистическая игра-зачет» (диалог «Веришь – не веришь»: составление верных и неверных утверждений по теме «Морфологические признаки прилагательного и глагола»).














2. Выполни задание № 1 на рабочем листе (работай самостоятельно или в паре): заполни таблицу, доказывай правильность своих ответов примерами. Можешь воспользоваться предложенной помощью на рабочем листе.Осуществляет дозированное сопровождение.

На интерактивной доске представляет таблицу (задание № 1 на рабочем листе); корректирует совместно с обучающимися содержание таблицы.

- Какие выводы ты сделал, выполняя это задание?

Усиливает мотив к поиску, задав вопрос:«Можешь ли сформулировать тему урока?»

1. Выбирают партнёра; ведут диалог, задавая вопросы:

- Веришь ли, что прилагательное может иметь значение действия?

- Веришь ли, что глагол изменяется по временам?

- Веришь ли, что признаки «спряжение», «падеж» принадлежат и к прилагательному, и к глаголу? - и т. д.

Учащиеся отвечают, доказывают ответы, приводя примеры грамматических форм.

Рефлексируют в таблице рабочего листа.

(Здесь и далее в процессе урока самостоятельно или по напоминанию учителя ставят в рабочем листе разнообразные условные значки рефлексии, пользуются жестовыми и цветовыми символами).


2. Заполняют таблицу задания № 1. Пользуются предложенной помощью.






Совместно с учителем корректируют содержание таблицы.

- Прилагательное не имеет признака «переходность»;

- Глагол не имеет признака «падеж» и т. д.


- Может быть, повторение?


Рефлексия: по предъявлению цветовых сигналов получают дозированное сопровождение учителя, помощь одноклассников.

1. «Личностно-ориентированное обучение» (стадия вызова): самостоятельная деятельность (актуализация личного опыта по образовательному объекту «Грамматические категории прилагательного и глагола»); стимулирование учебной мотивации; формирующее оценивание.

2. Технология диалогового взаимодействия.

3. Технология развития критического мышления (стадия вызова; графическое преобразование информации).

4.Технология проектов.

Основной этап. Выход на проблему. Формулировка проблемы. Целеполагание. (10 мин.)

3. Создаёт образовательную языковую ситуацию с выходом на проблему:

- Выполни задание № 2 на рабочем листе. Перед тобой – работа ученика. Твоя роль – «Я – учитель». Проверь. Исправь.Прокомментируй.


- Определение части речи каких слов не вызвало сомнения? Были ли сделаны ошибки? Какие слова вызвали сомнения в определении части речи? Где ответ не найден? Назови эти слова.







4. Организует эвристический диалог с одновременным оформлением записи на доске.

- Предлагаю поучаствовать в диалоге через игру «Перетягивание каната». Кто придерживается мнения, что эти слова являются глаголами? Кто не согласен? Давайте попробуем прийти к единому мнению. Имея знания, убеди другого, убедись сам. Перед дискуссией занесите свои доказательства в рабочий лист. (задание № 3)








Завершает оформление опорной таблицы на доске с указанием признаков обеих частей речи. Задаёт вопрос: «Сможешь ли сформулировать тему урока?»


3. Выполняют задание № 2 без сопровождения учителя.







- Легко определили части речи у слов…

- Мы нашли ошибки в словах… Исправили их так…

- Не знаем, правильно ли мы определили части речи в словах… Здесь даже спорили! Скажите, кто прав. Это слова: радующийся, смеющиеся, убегающая, улыбнувшийся.

Рефлексия.


4. Выполняют задание № 3 на рабочем листе: вносят свои доказательства, «перетягивая канат». Участвуют в диалоге: выдвигают гипотезу, доказывают своё мнение, приводя доказательства.

- Слово «улыбнувшийся» - прилагательное, потому что отвечает на вопрос «какой?», изменяется по родам, по падежам…

- Прилагательные не имеют признака возвратности!

Это слово имеет значение действия…

Это слово зависит от существительного…

- Может быть это другая часть речи? Так уже было с деепричастием.

- Одна часть речи соединяет в себе признаки глагола и прилагательного… Может такое быть?




- Знакомство с новой частью речи?

Оценивают свое место в учебном процессе в критериальной таблице «Я - в группе».

1. «Личностно-ориентированное обучение»: коллективная деятельность в структурированной образовательной среде, способствующей созданию индивидуального образовательного продукта; формирующее оценивание.

2. «Педагогическая режиссура» (тренинг детской творческой психотехники): оптимальный аудиальный контакт, концентрация слухового внимания, элемент релаксации.

3. Технология диалогового взаимодействия.

4. Технология развития критического мышления (стадия реализации смысла).












Основной этап. Организация познавательной деятельности. (20 мин.)

5. - Создадим первичный продукт «Новая част речи». Выполни задание № 4 на рабочем листе.










- Отлично! Названия разные, но суть их верна:

совмещены признаки двух частей речи. С этой

проблемой столкнулись лингвисты.

Посмотрим, как они её решили. Обратись к

их опыту: самостоятельно изучи теоретический материал учебника (стр. 26-27); пользуйся графическим комментированием (маркировкой текста).

- Закрой учебник. Запиши по памяти (или сформулируй самостоятельно на основе полученных сведений) определение новой части речи. Сформулируй тему урока или выбери одну из предложенных.

Открывает запись на доске:

- Причастие. Правописание приставок, суффиксов, окончаний.

- Определение признаков глагола и прилагательного.

- Причастие. Морфологические признаки.

- Отличия и сходства признаков глагола и прилагательного.

6. - Закрепим свои знания, выполнив упражнения. Продолжим создание коллективного проекта – страницы нового учебника «Русский язык и логика». При выполнении заданий обязательно пользуйся опорной таблицей № 1 и опорным рисунком № 3 в рабочем листе.

- Самостоятельно, в паре или в группе выполни логические упражнения на выбор (дан набор карточек).

На фоне общей самостоятельной работы осуществляет индивидуальное сопровождение: обучает осмысленно действовать в ситуации выбора; выявляет качество полученных знаний, корректирует неточности, ликвидирует пробелы; при необходимости организует взаимопомощь, объединяя в пары.


5. Выполняют задание № 4.

Новая часть речи отвечает на вопросы «какой? что делающий? что сделавший?..

- Новая часть речи имеет значения действия

предмета и признака предмета…

- Моё словотворчество! Новая часть речи

называется прилагательный глагол!

Глаголоприлагательное! Два в одном!






Самостоятельно изучают теоретический материал учебника (инсерт), корректируя первоначальный продукт, добавляя в него новые сведения.










Записывают самостоятельно сформулированную или выбранную тему урока. («Причастие. Морфологические признаки»)





6. Самостоятельно, в паре или в группе выполняют логические упражнения на выбор: «Группировка», «Отношения понятий: пересечение, равнозначность, несовместимость», «Четвёртый лишний», «Круги Эйлера».

При необходимости консультируются с учителем (делают образовательный запрос).

Оценивают свое место в учебном процессе в критериальной таблице «Я - самостоятельный».

1. Технология коллективного обучения (пары, группы), диалогового взаимодействия.

2. «Личностно-ориентированное обучение»:

-представление личных результатов наблюдения;

-уточнение проблемы;

-выдвижение личных гипотез решения проблемы;

-создание первичного образовательного продукта (проживание ситуации научного открытия);

-сопоставление личного и коллективного продуктов;

-сопоставление личного образовательного продукта с продуктом культурного опыта;

-коррекция первичного продукта;

-вывод.













3.Элементы технологии развития критического мышления.

Самостоятельная работа с текстовой информацией:

развитие мыслительных процессов (наблюдение, анализ, группировка, синтез, классификация, моделирование);

графическое преобразование текстовой информации.

4.Интегрирование учебных курсов «Интеллектуальная культура», «Лингвистика».

5.Технология проектов.

Заключительный этап. Рефлексия. (5 мин.)

Даёт команду на завершение работы. Напоминает о личной рефлексии; проводит общую рефлексию: почему ошибался? какую помощь получил? и т д.


Предлагает домашнее задание.

На выбор:

- теоретический проект;

- карточки с логическими упражнениями;

Обязательно:

- карточка с заданием: найди слова новой части речи по значению и вопросу; обведи эти слова.

Собирает домашние проекты, рабочие и оценочные листы, Оценивает, основываясь на совместно выработанных критериях, правильность выполнения заданий, уровень самостоятельности, творчества, оригинальности в поиске решений и оформлении работ.

Заполняют рефлексивную таблицу; участвуют в общей рефлексии; выбирают задание для домашней работы.

Сдают домашние проекты, рабочие и оценочные листы; объединяются в пары для выполнения домашнего задания.

«Личностно-ориентированное обучение».

Формативное оценивание: фиксирование личностных результатов обучения:

-уровень развития универсальных учебных навыков при усвоении образовательного стандарта;

-диагностика личностных качеств: уровень развития личностного потенциала в продуктивной деятельности.


Приложение № 1

Задание № 1. «Четвёртый лишний».

В каждой группе найди лишнее слово, объясни свой выбор (поиск основывай на лингвистических понятиях).

-заварное, сваренные, переваривший, приготовленная;

-согнувшаяся, вымытый, сказав, сплетённое;

-приукрасил, влетела, чумазая, задумалась;

-деревянные, просеянные, обветренный, неожиданные;

-одинокая, одичавшая, одиночные, однажды.

Задание № 2. «Группировка»

Создай группы слов разными способами (основывай способ группировки на лингвистических знаниях, называй принцип группировки, в группу заноси только номер слова).

1. проголодался; 2. прохладно; 3. присев; 4. вернулся; 5. распустившаяся; 6. дыша; 7.задумавшись; 8. выглянула; 9. пожелтевшее; 10. удаляющийся; 11. определить;           12. выражающая.

Задание № 3. «Поиск» (выход на проблему)

Найди слова новой части речи (причастия) по значению и вопросу; обведи эти слова:

Звонкая, разговорившиеся, одобрять, улетели, добрые, звонившая, разговорчивые, висячий, одобряя, клейкие, одобренная, клеящая, повиснув, склеенное.

Задание № 4. «Теоретический проект» (таблица, рисунок, кластер, презентация, макет…)

Творчески оформи теоретический материал.

Задание № 5. «Отношения понятий»

Установи логические отношения между словами (пересечение, равнозначность, несовместимость), основываясь на лингвистических понятиях (грамматические признаки).


Пары слов

Отношения

Признак установления отношений

чистая, играла

пересечение

род, число

делают, дремучие



зелёные, добрые



бегущий, деревянный



вымытый, написанный



смотрящий, любили



Задание № 6. «Круги Эйлера: общая зона» (смотри рабочий лист).

Установи логические отношения между частями речи на основе их грамматических признаков.

Задание № 7. «Я участник проекта»

Придумай своё задание – страницу нового учебника.

Приложение № 2 «Рабочий лист» (смотри следующий файл).



​​​​​​​


Приложение к конспекту "Причастие. Морфологические признаки"
DOCX / 306 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.