Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Причастие. Морфологические признаки»
Конспект (технологическая карта) урока
по русскому языку в 7 классе
«Причастие. Морфологические признаки».
Тема: «Причастие. Морфологические признаки».
Тип урока: «Урок открытия нового содержания».
Цель: «Овладение грамотной письменной речью – коммуникативной функцией языка».
Задачи (планируемые результаты):
Предметные (образовательные):
-установить морфологические признаки новой части речи; обучать осознанному следованию установленному алгоритму определения грамматических категорий глагола, прилагательного, причастия; определять сходства и отличия частей речи по их грамматическим признакам;
-развивать грамотную устную речь с использованием лингвистических терминов в индивидуальных ответах и в эвристическом диалоге.
Личностные (формула «Я и познание»):
-способствовать самоопределению обучающихся через пребывание в социальной роли («Я – исследователь», «Я – наставник», «Я – собеседник»);
-развивать потребность в смыслообразовании («Зачем я учусь?»): в установлении связи между целью, значением, результатом учебной деятельности с личностным смыслом и мотивом обучения.
Формирование универсальных учебных действий:
а) регулятивные (формирующие навыки организации учебной деятельности):
-обучение постановке учебной задачи на основе соотнесения известного и усвоенного с неизвестным;
-развитие способности проявления волевого усилия для достижения цели;
-обучение (с опорой на рабочий лист-алгоритм) постановке последовательных промежуточных целей, составлению плана;
-обучение осуществлению контроля: сравнению личного способа и результата действия с принятым эталоном с целью выявления отличий;
-развитие навыка самостоятельной коррекции: внесения изменений в результат своей деятельности после её оценки;
-развитие навыка рефлексивной самооценки качества усвоения, процесса усвоения и собственной позиции на разных этапах учебной деятельности.
б) коммуникативные (формирующие навыки взаимодействия):
-развитие навыка сотрудничества: способности слушать и понимать партнёра, совместно определять цели и способы взаимодействия, планировать и согласованно участвовать в совместной деятельности, распределяя роли;
-обучение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами языка в дискуссии и индивидуальном выступлении;
в) познавательные (формирующие исследовательские и проектные навыки):
-обучение работе с учебной информацией, самостоятельному и совместному результативному мышлению;
-развитие навыка познания через формулировку проблемы, выдвижение гипотезы, поиск, исследование, создание проектного продукта: совершенствование логических операций (наблюдение, анализ, группировка, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые элементы образовательных технологий.
-Технология развития критического мышления.
-Здоровьесберегающая технология («Педагогическая режиссура (тренинг творческой психотехники»)).
-Технология диалогового взаимодействия (пары, группы).
-Игровая технология.
-Личностно-ориентированное обучение. Формирующее оценивание.
-Технология проектов.
-Интегрированное обучение.
Методологическое руководство дидактическими принципами системно-деятельного подхода и личностно-ориентированного обучения:
-личностное целеполагание;
-частичный выбор индивидуальной образовательной траектории (выбор темпа, содержания самостоятельной деятельности, уровня самостоятельности: объёма руководства и помощи);
-первичность индивидуальной образовательной продукции с последующей её корректировкой через сопоставление с содержанием образовательного стандарта;
-сопровождение самообразования посредством создания ситуаций, мотивирующих и обеспечивающих деятельность обучающихся в направлении познания;
-образовательная рефлексия как самоосознание в образовательном процессе;
-проект.
Интегрирование учебных предметов: «Лингвистика», «Интеллектуальная культура: основы логики».
Учебно-методическое обеспечение:
-учебник для общеобразовательных школ Л, М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загорская. – М. Просвещение, 2019;
-сопроводительный лист (содержательный алгоритм) I и II уровней сложности и объёма заданий, дозированной помощи;
-учебная презентация творческих (проектных) разноуровневых заданий;
-раздаточный материал к презентации.
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Технологии | ||
Организационный этап (3 мин.) | ||||
1. Активизирует слуховой и зрительный анализаторы; устанавливает зрительный контакт с обучающимися (понижение громкости голоса, жесты) в игре «Зеркало». 2. Предлагает выбрать рабочий лист (содержательный алгоритм-план самостоятельной, творческой, поисковой деятельности);предлагает сформулировать личностную цель. | 1. Устанавливают зрительный контакт с учителем в игре «Зеркало». 2. Выбирают рабочий лист с индивидуальным учетом сложности, объёма учебного материала и дозированной помощи; подписывают рабочий лист; в случае выбора способа работы в паре записывают фамилию партнера;самостоятельно объединяются в пары; формулируют и записывают личностную цель: - исправить отметку, улучшить результат; - максимально участвовать в уроке, быть внимательным, активным, старательным; - помочь соседу в понимании содержания урока, быть хорошим партнёром; - поскорее сформулировать тему урока… | 1. «Педагогическая режиссура» (тренинг детской творческой психотехники): коррекция психических процессов с целью активизации каналов восприятия. 2. «Личностно-ориентированное обучение»: -частичный выбор обучающимися содержания изучаемого материала (на рабочих листах предложены 2 уровня сложности, объёма учебного материала и дозированной помощи). -выбор скорости и способа работы (самостоятельной или в паре), сокращение объёма письма. -личностное целеполагание. | ||
Основной этап. Актуализация необходимых знаний для выявления проблемы и поиска. (7 мин.) | ||||
1.Организует проверку домашнего задания: проект «Лингвистическая игра-зачет» (диалог «Веришь – не веришь»: составление верных и неверных утверждений по теме «Морфологические признаки прилагательного и глагола»).
2. Выполни задание № 1 на рабочем листе (работай самостоятельно или в паре): заполни таблицу, доказывай правильность своих ответов примерами. Можешь воспользоваться предложенной помощью на рабочем листе.Осуществляет дозированное сопровождение. На интерактивной доске представляет таблицу (задание № 1 на рабочем листе); корректирует совместно с обучающимися содержание таблицы. - Какие выводы ты сделал, выполняя это задание? Усиливает мотив к поиску, задав вопрос:«Можешь ли сформулировать тему урока?» | 1. Выбирают партнёра; ведут диалог, задавая вопросы: - Веришь ли, что прилагательное может иметь значение действия? - Веришь ли, что глагол изменяется по временам? - Веришь ли, что признаки «спряжение», «падеж» принадлежат и к прилагательному, и к глаголу? - и т. д. Учащиеся отвечают, доказывают ответы, приводя примеры грамматических форм. Рефлексируют в таблице рабочего листа. (Здесь и далее в процессе урока самостоятельно или по напоминанию учителя ставят в рабочем листе разнообразные условные значки рефлексии, пользуются жестовыми и цветовыми символами). 2. Заполняют таблицу задания № 1. Пользуются предложенной помощью. Совместно с учителем корректируют содержание таблицы. - Прилагательное не имеет признака «переходность»; - Глагол не имеет признака «падеж» и т. д. - Может быть, повторение? Рефлексия: по предъявлению цветовых сигналов получают дозированное сопровождение учителя, помощь одноклассников. | 1. «Личностно-ориентированное обучение» (стадия вызова): самостоятельная деятельность (актуализация личного опыта по образовательному объекту «Грамматические категории прилагательного и глагола»); стимулирование учебной мотивации; формирующее оценивание. 2. Технология диалогового взаимодействия. 3. Технология развития критического мышления (стадия вызова; графическое преобразование информации). 4.Технология проектов. | ||
Основной этап. Выход на проблему. Формулировка проблемы. Целеполагание. (10 мин.) | ||||
3. Создаёт образовательную языковую ситуацию с выходом на проблему: - Выполни задание № 2 на рабочем листе. Перед тобой – работа ученика. Твоя роль – «Я – учитель». Проверь. Исправь.Прокомментируй. - Определение части речи каких слов не вызвало сомнения? Были ли сделаны ошибки? Какие слова вызвали сомнения в определении части речи? Где ответ не найден? Назови эти слова. 4. Организует эвристический диалог с одновременным оформлением записи на доске. - Предлагаю поучаствовать в диалоге через игру «Перетягивание каната». Кто придерживается мнения, что эти слова являются глаголами? Кто не согласен? Давайте попробуем прийти к единому мнению. Имея знания, убеди другого, убедись сам. Перед дискуссией занесите свои доказательства в рабочий лист. (задание № 3) Завершает оформление опорной таблицы на доске с указанием признаков обеих частей речи. Задаёт вопрос: «Сможешь ли сформулировать тему урока?» | 3. Выполняют задание № 2 без сопровождения учителя. - Легко определили части речи у слов… - Мы нашли ошибки в словах… Исправили их так… - Не знаем, правильно ли мы определили части речи в словах… Здесь даже спорили! Скажите, кто прав. Это слова: радующийся, смеющиеся, убегающая, улыбнувшийся. Рефлексия. 4. Выполняют задание № 3 на рабочем листе: вносят свои доказательства, «перетягивая канат». Участвуют в диалоге: выдвигают гипотезу, доказывают своё мнение, приводя доказательства. - Слово «улыбнувшийся» - прилагательное, потому что отвечает на вопрос «какой?», изменяется по родам, по падежам… - Прилагательные не имеют признака возвратности! — Это слово имеет значение действия… — Это слово зависит от существительного… - Может быть это другая часть речи? Так уже было с деепричастием. - Одна часть речи соединяет в себе признаки глагола и прилагательного… Может такое быть? - Знакомство с новой частью речи? Оценивают свое место в учебном процессе в критериальной таблице «Я - в группе». | 1. «Личностно-ориентированное обучение»: коллективная деятельность в структурированной образовательной среде, способствующей созданию индивидуального образовательного продукта; формирующее оценивание. 2. «Педагогическая режиссура» (тренинг детской творческой психотехники): оптимальный аудиальный контакт, концентрация слухового внимания, элемент релаксации. 3. Технология диалогового взаимодействия. 4. Технология развития критического мышления (стадия реализации смысла). | ||
Основной этап. Организация познавательной деятельности. (20 мин.) | ||||
5. - Создадим первичный продукт «Новая част речи». Выполни задание № 4 на рабочем листе. - Отлично! Названия разные, но суть их верна: совмещены признаки двух частей речи. С этой проблемой столкнулись лингвисты. Посмотрим, как они её решили. Обратись к их опыту: самостоятельно изучи теоретический материал учебника (стр. 26-27); пользуйся графическим комментированием (маркировкой текста). - Закрой учебник. Запиши по памяти (или сформулируй самостоятельно на основе полученных сведений) определение новой части речи. Сформулируй тему урока или выбери одну из предложенных. Открывает запись на доске: - Причастие. Правописание приставок, суффиксов, окончаний. - Определение признаков глагола и прилагательного. - Причастие. Морфологические признаки. - Отличия и сходства признаков глагола и прилагательного. 6. - Закрепим свои знания, выполнив упражнения. Продолжим создание коллективного проекта – страницы нового учебника «Русский язык и логика». При выполнении заданий обязательно пользуйся опорной таблицей № 1 и опорным рисунком № 3 в рабочем листе. - Самостоятельно, в паре или в группе выполни логические упражнения на выбор (дан набор карточек). На фоне общей самостоятельной работы осуществляет индивидуальное сопровождение: обучает осмысленно действовать в ситуации выбора; выявляет качество полученных знаний, корректирует неточности, ликвидирует пробелы; при необходимости организует взаимопомощь, объединяя в пары. | 5. Выполняют задание № 4. – Новая часть речи отвечает на вопросы «какой? что делающий? что сделавший?.. - Новая часть речи имеет значения действия предмета и признака предмета… - Моё словотворчество! Новая часть речи называется прилагательный глагол! Глаголоприлагательное! Два в одном! Самостоятельно изучают теоретический материал учебника (инсерт), корректируя первоначальный продукт, добавляя в него новые сведения. Записывают самостоятельно сформулированную или выбранную тему урока. («Причастие. Морфологические признаки») 6. Самостоятельно, в паре или в группе выполняют логические упражнения на выбор: «Группировка», «Отношения понятий: пересечение, равнозначность, несовместимость», «Четвёртый лишний», «Круги Эйлера». При необходимости консультируются с учителем (делают образовательный запрос). Оценивают свое место в учебном процессе в критериальной таблице «Я - самостоятельный». | 1. Технология коллективного обучения (пары, группы), диалогового взаимодействия. 2. «Личностно-ориентированное обучение»: -представление личных результатов наблюдения; -уточнение проблемы; -выдвижение личных гипотез решения проблемы; -создание первичного образовательного продукта (проживание ситуации научного открытия); -сопоставление личного и коллективного продуктов; -сопоставление личного образовательного продукта с продуктом культурного опыта; -коррекция первичного продукта; -вывод. 3.Элементы технологии развития критического мышления. Самостоятельная работа с текстовой информацией: развитие мыслительных процессов (наблюдение, анализ, группировка, синтез, классификация, моделирование); графическое преобразование текстовой информации. 4.Интегрирование учебных курсов «Интеллектуальная культура», «Лингвистика». 5.Технология проектов. | ||
Заключительный этап. Рефлексия. (5 мин.) | ||||
Даёт команду на завершение работы. Напоминает о личной рефлексии; проводит общую рефлексию: почему ошибался? какую помощь получил? и т д. Предлагает домашнее задание. На выбор: - теоретический проект; - карточки с логическими упражнениями; Обязательно: - карточка с заданием: найди слова новой части речи по значению и вопросу; обведи эти слова. Собирает домашние проекты, рабочие и оценочные листы, Оценивает, основываясь на совместно выработанных критериях, правильность выполнения заданий, уровень самостоятельности, творчества, оригинальности в поиске решений и оформлении работ. | Заполняют рефлексивную таблицу; участвуют в общей рефлексии; выбирают задание для домашней работы. Сдают домашние проекты, рабочие и оценочные листы; объединяются в пары для выполнения домашнего задания. | «Личностно-ориентированное обучение». Формативное оценивание: фиксирование личностных результатов обучения: -уровень развития универсальных учебных навыков при усвоении образовательного стандарта; -диагностика личностных качеств: уровень развития личностного потенциала в продуктивной деятельности. |
Приложение № 1
Задание № 1. «Четвёртый лишний».
В каждой группе найди лишнее слово, объясни свой выбор (поиск основывай на лингвистических понятиях).
-заварное, сваренные, переваривший, приготовленная;
-согнувшаяся, вымытый, сказав, сплетённое;
-приукрасил, влетела, чумазая, задумалась;
-деревянные, просеянные, обветренный, неожиданные;
-одинокая, одичавшая, одиночные, однажды.
Задание № 2. «Группировка»
Создай группы слов разными способами (основывай способ группировки на лингвистических знаниях, называй принцип группировки, в группу заноси только номер слова).
1. проголодался; 2. прохладно; 3. присев; 4. вернулся; 5. распустившаяся; 6. дыша; 7.задумавшись; 8. выглянула; 9. пожелтевшее; 10. удаляющийся; 11. определить; 12. выражающая.
Задание № 3. «Поиск» (выход на проблему)
Найди слова новой части речи (причастия) по значению и вопросу; обведи эти слова:
Звонкая, разговорившиеся, одобрять, улетели, добрые, звонившая, разговорчивые, висячий, одобряя, клейкие, одобренная, клеящая, повиснув, склеенное.
Задание № 4. «Теоретический проект» (таблица, рисунок, кластер, презентация, макет…)
Творчески оформи теоретический материал.
Задание № 5. «Отношения понятий»
Установи логические отношения между словами (пересечение, равнозначность, несовместимость), основываясь на лингвистических понятиях (грамматические признаки).
Пары слов | Отношения | Признак установления отношений |
чистая, играла | род, число | |
делают, дремучие | | |
зелёные, добрые | | |
бегущий, деревянный | | |
вымытый, написанный | | |
смотрящий, любили | | |
Задание № 6. «Круги Эйлера: общая зона» (смотри рабочий лист).
Установи логические отношения между частями речи на основе их грамматических признаков.
Задание № 7. «Я участник проекта»
Придумай своё задание – страницу нового учебника.
Приложение № 2 «Рабочий лист» (смотри следующий файл).
Приложение к конспекту "Причастие. Морфологические признаки"
DOCX / 306 Кб