12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Шибанова Юлия Анатольевна17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29

Р.П. ЧУНСКИЙ ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В 7 КЛАССЕ

Тема: «Не с причастиями»

Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории Ю.А. Шибанова

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Класс обучается по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. по рабочей программе учебного курса по русскому языку для 7 класса, разработанной на основе Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы /Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.-Москва, «Просвещение», 2009.

В рабочей программе на изучение темы «Причастие» отводится 24+8 часов. Данный урок является 25 по теме. Урок разработан и проведен по технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.

Основным принципом реализации технологии деятельностного метода является принцип деятельности, который заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной деятельности. Позиция ученика - "сам нахожу новый способ действий", а позиция педагога - "организую самостоятельное "открытие" учащимися нового знания". По данной образовательной технологии построены структуры уроков разных типов и для разных этапов обучения (ДОУ - школа - вуз), обеспечивающих непрерывность образовательного процесса как по вертикали, так и по горизонтали. В ходе этих уроков учитель имеет возможность организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.

Тип урока – урок введения нового знания.

Структура урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

На схеме в качестве примера приведена структура урока «открытия» нового знания для учащихся начальной школы:

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока. 

Формы работы: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Виды деятельности: диалог, орфографическая работа, пробное задание, составление алгоритма, комментированное упражнение, самостоятельная работа, тест, рефлексия.

Средства обучения: презентация Microsoft PowerPoint, учебник, листы самооценки.

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями;

Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами;

Повторить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

Развивающие:

Развитие памяти, воображения, монологической речи;

Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция);

Совершенствование умения работать в парах.

Воспитательная:

Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Ход урока.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)

Здравствуйте, ребята!

Я рада всех вас видеть, как всегда!

К уроку вы готовы? Ну, конечно, ДА!

На парте ручки, учебники и тетрадки,

Значит, все будет в полном порядке!

Садитесь!

Запишите в тетрадях число, классная работа.

Отгадайте загадку:

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

(Дополнительно загадка зафиксирована на слайде презентации)

- Правильно, это причастие, часть речи, которую мы с вами сейчас изучаем. А кто-нибудь из вас может сказать, сколько уроков по этой теме у нас уже прошло?

(Дети могут только предположить и попробовать угадать) (Это уже 24 урок).

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин)

- Это много или мало по-вашему? (Много)

- Какие темы мы уже изучили?

(Дети перечисляют изученные темы:

-Причастие как часть речи

-Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

-Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота

- Действительные и страдательные причастия

-Краткие и полные страдательные причастия

-Образование и правописание действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

-Н и нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных).

- Проверим, насколько хорошо усвоены изученные темы.

 

-Выполните рфографическую работу: спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически. (Задание зафиксировано на слайде)

Стел..щийся туман, крас..щее вещество, увлека..мый течением, застро..нный участок, жаре(н,нн)ое мясо, покраше(н,нн)ые волосы, избалова(н,нн)ый родителями малыш; собра(н,нн)ые игрушки.

Ученики выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка - по слайду с правильными ответами.

Стелющийся туман, красящее вещество, увлекаемый течением, застроенный

участок, жареное мясо, покрашенные волосы, избалованный родителями

малыш, собранные игрушки.

- Оцените работу друг друга и поставьте отметку в таблицу.

- Теперь выполним задание на пробное действие (записано на доске).

Дверь (не)закрыта

(Не)годующий взгляд

Дверь (не)закрытая, а открытая

(Не)закрытая дверь

(Не)закрытая учителем дверь

 

- Как вы напишите данные слова? (Не знаем)

- Почему не смогли выполнить данное пробное задание? Что в нем нового?

- Что будем делать, ведь мы не знаем, как выполнить это задание? (Будем пробовать)

Выполнение пробного действия и сопоставление полученных вариантов.

Дети предполагают, что нужно писать в одном случае слитно, а в другом раздельно, Но доказать ничего не могут, так как у них еще нет способа, подходящего для выбора правильного решения.

 

Выявление места и причины затруднения.

- Давайте подумаем, что помешало нам правильно написать все слова?(Отсутствие знаний)

- Слова какой части речи вызвали затруднение? (Причастие)

- Но ведь мы уже так много знаем о причастиях, почему мы не смогли написать их верно?

(Потому что мы не знаем, как пишется НЕ с причастиями)

- Разве мы не изучали еще правописание не со словами? (Изучали, но только не с причастиями)

- Как пишется не с другими частями речи?

Ребята вспоминают правописание не с существительными, прилагательными и глаголами, обращаясь, если необходимо, за помщью к слайду-помощнику)

 

(Не с глаголами

Всегда раздельно, кроме тех случаев, когда без не не употребляется

Не с существительными и прилагательными

Если без не не употребляется или можно заменить синонимом или близким по значению словом без не – слитно, если есть противопоставление с союзом)

а или слова ничуть не, нисколько не, вовсе не, совсем не – раздельно

- Значит, причина затруднения: Мы не знаем, как писать НЕ именно с причастиями.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Слитное и раздельное написание не с причастиями)

Запись темы на доске и в тетрадях.

- Какие цели мы с вами поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Узнать правила слитного и раздельного написания не с причастиями)

- Каков будет конечный результат урока? (Научиться правильно писать не с причастиями)

- Как будем добиваться этой цели?

(Постараемся открыть правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями)

- Где можно найти подсказки к открытию нового? (В учебнике, например, а еще где?

(Если ребята сами не догадаются, я задам наводящий вопрос

- Как думаете, почему словосочетания в пробном задании я записала в два столбика? (В одном – слитно, в другом – раздельно)

- В каком слитно, а в каком наоборот? Почему?

(Во втором столбике есть пример со словом, которое без не не употребляется, значит, 1 столбик – раздельно, 2-слитно)

- Как думаете, почему дверь не закрыта – раздельно? (Краткое причастие)

- Дверь не закрыта, а открыта? (Есть противопоставление с союзом А)

- Не закрытая учителем дверь? (Есть зависимое слово)

- Построим алгоритм действий. У вас на партах, в конвертах, перепутанные шаги алгоритма, работая в паре, соберите их в нужной последовательности.

Алгоритм

«Не с причастиями»

Не употребляется - употребляется –

пишу слитно смотрю:

недоумевающий взгляд полное или краткое

 

если краткое - если полное –

пишу раздельно смотрю:

письмо не отправлено

Раздельно:

1.Есть ли противопоставление с союзом А

В вазе стояли  не увядшие, а  свежие цветы.

2. Есть ли зависимые слова

На столе лежало не отправленное мною письмо.

 

Слитно:

Нет противопоставления с союзом А и зависимых слов

непрекращающийся дождь

Физкультминутка

Встали, подтянулись, приготовились. Я называю причастия – вы выполняете действия, но только те, которые обозначены причастиями настоящего времени!

Поднимающий руки.

Опускающий руки.

Поворачивающийся влево.

Поворачивающийся вправо.

Наклоняющийся вперед.

Наклоняющийся назад.

Бегущий на месте.

Хлопающий в ладоши.

Упавший на пол.

Приседающий.

Встающий.

Топающий ногами.

Машущий руками.

Севший за стол.

Садящийся за стол.

Закрывающий глаза.

Отдыхающий 3 секунды.

Приступающий к работе.

 

5.Реализация построенного проекта.

- Пользуясь составленным алгоритмом, выполним упражнение. (По одному выходят к доске, объясняют, пользуясь составленным алгоритмом)

(Не)выполненная работа, (не)подаренная мною книга, тетрадь (не)исписана, (не)открывающаяся, а закрывающаяся дверь, (не)навидевший ложь.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Откройте учебники на стр. 68, прочитайте правило про себя. Соответствует ли правило учебника алгоритму, составленному нами? (Да).

- Чем удобнее пользоваться в работе: правилом или алгоритмом? (Конечно, алгоритмом)

- Обратите внимание на графическое обозначение изучаемой орфограммы.

Работаем в парах.

1 ряд подчеркивает с краткими и с противопоставлениями

2 ряд подчеркивает с зависимыми словами

3 ряд подчеркивает без противопоставлений и зависимых слов

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ; решение (не)продумано;

работа (не)закончена; (не)законченное сочинение;

еще (не)прочитанная мною книга; (не)обжитый строителями, а заброшенный край; (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина.

Проверка вслух с пояснением, как писать, слитно или раздельно.

1 ряд - Работа не закончена, решение не продумано; не обжитый строителями, а заброшенный край;

2 ряд - Гласные, не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина;

3 ряд - Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.

- Не забываем проставлять оценки за все этапы работы в оценочной таблице.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа.

- Списать предложения, решить орфографическую задачу. Выделить причастные обороты, расставить недостающие знаки препинания.

1 ряд – 1,2 предл.

2 ряд – 3,4 предл.

3 ряд – 5,6 предл.

Еще (не) тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.

(Не) умолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.

Волны с (не) умолкающим шумом бились о борт корабля.

Легко взбираться на гору, (не) заросшую кустарником.

Река, (не) скованная льдом, пенилась и бушевала.

В воздухе закружилась (не) опавшая, а сорванная с деревьев листва.

 

Самопроверка по эталону.

  1. Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.

     

    Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.

    Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля.

    Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником.

    Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала.

    В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.

8.Включение в систему знаний и повторение.

 

- Что нового узнали сегодня на уроке? (Правописание НЕ с причастиями)

- Пригодился ли материал, изученный раньше, для изучения нового? (Да, повторили орфограммы причастия, правописание не с другими частями речи)

- Где сможет пригодиться материал, изученный сегодня на уроке? (При написании диктантов, в жизни – чтобы уметь грамотно писать и т.д.)

ТЕСТ

Какое из данных слов является причастием?

А) длинный

Б) пустынный

В) отправленный

Г) деревянный

2. Какое из данных причастий действительное?

А) шуршащие листья

Б) распахнутое окно

В) расставленные чашки

Г) отправленная телеграмма

 

3. Какое из данных причастий страдательное настоящего времени?

А) заполненный бланк

Б) объясняемое правило

В) штурмующее войско

Г) высланный конверт

4. В каком из данных причастий суффиксы –ущ-/-ющ-?

А) стел..щийся

Б) завис..щий

В) вид..щий

Г) крас..щий

5. В каком из данных слов пишется НН?

А) дичь поджаре….а

Б) жаре….ая на огне дичь

В) жаре….ая дичь

Г) серебря….ый кувшин

6. В каком из данных слов НЕ пишется слитно?

А) (не) разбросанные, а убранные игрушки

Б) (не) разбросанные по комнате игрушки

В) (не)годующий начальник

Г) игрушки (не) разбросаны

7. В каком из предложений причастный оборот стоит после определяемого слова?

А) Засеянное озимой рожью поле зазеленело.

Б) Гость приглашенный родителями сидел на диване.

В) Ученики класса расстроенные пошли домой.

Г) Раскрасневшийся от стыда Степан стоял в коридоре.

Ответы:

В 2. А 3. Б 4. А 5. Б 6. В 7. Б

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Какую цель ставили мы перед собой сегодня на уроке? (Научиться писать не с причастиями)

- Удалось достигнуть этой цели? Каким способом мы ее достигли?

- Что было трудным? Что осталось непонятным?

- Выскажите свои впечатления от урока, используя метод незаконченных предложений. (Слайд)

Домашнее задание: п. 26, стр. 68, упр. 154. Творческое индивидуальное задание: написать сказку про то, почему НЕ пишется с причастиями то слитно, то раздельно.

Приложение

Урок русского языка в 7 классе

Работаем в парах.

1 ряд подчеркивает с краткими и с противопоставлениями

2 ряд подчеркивает с зависимыми словами

3 ряд подчеркивает без противопоставлений и зависимых слов

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ; решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; еще (не)прочитанная мною книга; (не)обжитый строителями, а заброшенный край; (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина.

ТЕСТ

Какое из данных слов является причастием?

А) длинный Б) пустынный

В) отправленный Г) деревянный

2. Какое из данных причастий действительное?

А) шуршащие листья Б) распахнутое окно

В) расставленные чашки Г) отправленная телеграмма

3. Какое из данных причастий страдательное настоящего времени?

А) заполненный бланк Б) объясняемое правило

В) штурмующее войско Г) высланный конверт

4. В каком из данных причастий суффиксы –ущ-/-ющ-?

А) стел..щийся Б) завис..щий

В) вид..щий Г) крас..щий

5. В каком из данных слов пишется НН?

А) дичь поджаре….а Б) жаре….ая на огне дичь

В) жаре….ая дичь Г) серебря….ый кувшин

6. В каком из данных слов НЕ пишется слитно?

А) (не) разбросанные, а убранные игрушки

Б) (не) разбросанные по комнате игрушки

В) (не)годующий начальник

Г) игрушки (не) разбросаны

7. В каком из предложений причастный оборот стоит после определяемого слова?

А) Засеянное озимой рожью поле зазеленело.

Б) Гость приглашенный родителями сидел на диване.

В) Ученики класса расстроенные пошли домой.

Г) Раскрасневшийся от стыда Степан стоял в коридоре.

Оценка за урок

Вид деятельности

Оценка

Орфографическая работа.

1-2 ош. – 4; 3-4 ош. - 3

 

Составление алгоритма. Работа в парах.

 

Подчеркивание указанных словосочетаний. Работа в парах.

 

Самостоятельня работа с самопроверкой.

 

Тест.

1 ош. – 4; 2-3 ош. – 3

 

Среднее арифметическое

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.