Статья «Интеграционное экологическое воспитание обучающихся в процессе преподавания математических и общих естественнонаучных дисциплин»
Интеграционное экологическое воспитание обучающихся в процессе преподавания математических и общих естественнонаучных дисциплин
Тимофеева Ю.В.,
преподаватель
Пластовского
технологического филиала
ГБПОУ «Копейский
политехнический колледж
имени С.В. Хохрякова»,
г. Пласт, Челябинская область
Аннотация
В настоящее время развитие экологического образования и воспитания становится актуальной задачей. Одной из особенностей преподавания является необходимость органичного слияния в мышлении естественных наук, экологии и соответствующих практико – ориентированных методик, активных и интерактивных методов обучения.
Современная научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем, к решению которых необходимо привлекать подрастающее поколение, которым придется думать о последствиях своей деятельности, приносящей невосполнимый ущерб природе, а значит – и жизни на Земле.
Ключевые слова: практико – ориентированные методики, интеграция естественнонаучных дисциплин, научно – практическая конференция, активные и интерактивные методы обучения, экологическое образование и воспитание.
Техногенные катастрофы и нарастающий ком экологических проблем стали реальностью нашей жизни. Поэтому именно на занятиях естественнонаучного цикла обучающиеся получают реальное представление об окружающем мире, а, следовательно, именно на этих занятиях и должно формироваться их осознанное, бережное отношение к окружающей среде.
Обучение дисциплинам естественнонаучного цикла дает обучающимся не только знания по программному материалу, но и также способствует формированию разносторонне развитой личности, способной не только осознавать ужасы экологических проблем, но также занимать активную жизненную позицию по этому вопросу.
В Пластовском технологическом филиале ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова» была проведена научно – экологическая конференция, посвященная интеграции дисциплин цикла в контексте экологического образования и воспитания обучающихся.
Мероприятие было проведено в рамках недели ЦК, отличительной особенностью которого является высокий уровень организации, большая подготовительная работа и эмоциональный подъем обучающихся. Проведение мероприятия потребовало огромной подготовки, как преподавателей, так и обучающихся, были разработаны учебно – исследовательский проекты, в которых были рассмотрены разноплановые экологические аспекты, касающиеся района, города и учебного заведения.
Экологическое образование и воспитание обучающихся, прежде всего, связано с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений, их причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы, а главное - применять практические знания в области естественных наук, которые являются основой для овладения профессиональными компетенциями конкурентноспособного и востребованного специалиста.
Проблемой включения экологических знаний в дисциплины цикла занимались все преподаватели ЦК МиЕД, где показали важность экологического образования и воспитания и доказали, что роль интеграционного взаимодействия в изучении основ экологии велика, разработали принципы отбора экологического материала:
- принцип научности: требует, чтобы все вопросы экологии включались в содержание учебной дисциплины без искажения;
- принцип краеведения: предполагает систематическое обращение в процессе преподавания, во внеаудиторной самостоятельной работе, в ходе научных исследований.
Важную роль в этом играют экологические проекты, конкурсы, творческие задания, которые обучающиеся готовят самостоятельно, где преподаватель играет роль тьютора, направляющего и помогающего по необходимости.
Наиболее адаптированной формой корректировки экологического курса и проверки его эффективности являются научно – экологические конференции
Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов с максимумом самостоятельности, активности, инициативы последних. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Обычно конференции в учебном процессе применятся редко, однако следует помнить о больших воспитательных возможностях этой формы обучения. Она дает широкие возможности студентам для самовыражения. Через систему общения и организацию коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, шлифуются ее позиции, убеждения, профессиональное мышление.
При подготовке и в процессе проведения конференции акцент делают на всемерное развитие самостоятельности студентов, подготовку их к самообразованию. Этого достигают двойной целенаправленностью учебно-познавательной деятельности студентов:
а) самостоятельным добыванием новых знаний из разных источников;
б) самостоятельным применением уже имеющихся знаний в новых условиях учебной деятельности.
Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, раскрывающих в совокупности выбранную тему.
Главное в конференции — свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. При проведении конференции от преподавателя требуется максимальная концентрация всех его знаний и умений. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к мероприятию подобного уровня, которые определяются социальным заказом, личными потребностями обучающихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Среди требований, которым должно отвечать качественное современное учебное мероприятие, выделяются следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение конференции на основе закономерностей учебно – воспитательного процесса.
2. Реализация мероприятия в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Осознанная интеграция дисциплин цикла.
5. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
6. Эффективное использование педагогических средств.
7. Формирование общих и профессиональных компетенций.
8. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование открытого мероприятия.
Научно – экологическая конференция должна соответствовать триединой цели: обучить, развить, воспитать. С учетом этого требования конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих целях.
В подготовке педагога и обучающегося к конференции выделяются два этапа: предварительный и непосредственный.
Предварительная подготовка преподавателя состоит в изучении специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с учебным планом, для того, чтобы определить место конференции в системе учебных занятий.
Подготовка обучающихся включает: ознакомление с планом изучения программного материала, изучение научно – популярной литературы по проблемам конференции, подготовка мультимедийной презентации, так как при проведении конференции особенно важными являются наглядные методы подачи материала.
Мероприятие было проведено в рамках недели ЦК, отличительной особенностью которого является высокий уровень организации, большая подготовительная работа и эмоциональный подъем обучающихся. Проведение мероприятия потребовало огромной подготовки, как преподавателей, так и обучающихся, были разработаны учебно – исследовательский проекты, в которых были рассмотрены разноплановые экологические аспекты, касающиеся района, города и учебного заведения. Готовили и проводили конференцию студенты 1 и 2 курса, а всех остальных обучающиеся были приглашены в качестве участников.
Девизом конференции стало изречение: “Здоровье нашей планеты – главнейшая из забот современного человека”, согласно которому выступили четыре группы исследователей, которые представили свои проекты:
- ТЭО - 15 «Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду города Пласт», руководитель – Ю.В. Тимофеева;
- ЗИО - 16 «План рекультивации Светлинского карьера АО ЮГК», руководитель - Г.Я. Образцова;
- ТЭО – 15 «Изучение экологического состояния помещений учебного корпуса, ул. Володарского , 2» , Н.А. Волоха;
- ОПИ – 16 и ЗИО – 16 «Математика и экология», руководитель – Казачкова Н.В.
Все присутствующие с интересом выслушали выступавших исследователей и сделали вывод: каждый человек в ответе перед будущим за состояние земной природы.
Участники выработали единую позицию в понимании основных направлений реализации задач развития и совершенствования системы экологического образования и просвещения. Участники конференции считают, что проведение конференции позволило выявить основные проблемы экологического образования и воспитания, и обозначить пути их решения, объединить заинтересованные лица, создать площадку для обмена опытом.
Список использованной литературы
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. 2009.
Электронное учебное издание “Экология” Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.
©Тимофеева Ю.В., 2018