Применение электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин
Применение электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин
Слайд 1
Физика занимает особое место среди общеобразовательных дисциплин. Как учебный предмет она создает представление о научной картине мира. Отличительной особенностью дистанционного обучения по физике является то, что она предоставляет студенту условия и среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела и завершения его в виде реального осязаемого результата. Она обеспечивает ему приобретение новых и совершенствование имеющихся способностей. Студент не является внешним наблюдателем, а реально и активно участвует в процессе познания, общения и труда.
Процесс дистанционного обучения ориентирован не столько на передачу суммы знаний, сколько на развитие умений приобретать знания самостоятельно.
Слайд 2
В программе дистанционного курса по физике предусматривается:
изучение фундаментальных физических теорий;
решение задач;
выполнение лабораторных работ;
самостоятельная работа;
выполнение индивидуальных проектов (отдельными студентами).
Рассмотрим каждый из этих направлений более подробно.
Слайд 3
Изучение фундаментальных физических теорий.
В этом мне очень помогла Российская электронная школа.
Достаточно разместить в тексте задания ссылку на отдельный фрагмент.
Слайд 4
Слайд 5
Построение логики всех учебных дисциплин единообразно. И включает:
основную часть (видеофрагмент, или компьютерная анимация);
тренировочные задания (тесты, задания с выбором ответа, вычислительные задачи);
контрольные задания В1 и В2 (подчас пустое пространство, но видимо создавались для подготовки к ЕГЭ);
конспект (содержит основные определения и понятия данной темы).
На мой взгляд, данный ресурс один из заслуживающих внимания. Единственным недостатком его использования, было "зависание" в часы пик с 11 до 16-00.
Данный ресурс остается и сейчас бесплатным, а значит доступным для многих пользователей.
Слайд 6
Аналогичный материал на Фоксфорде является платным.
Слайд 7
2. Решение задач.
Главная проблема состояла в большом объеме проверочного материала. Если бы не предстоящая проверка Рособрнадзова, в помощь педагогу следующие электронные ресурсы, которые позволяют моделировать задания и автоматически осуществляют проверку:
Слайд 8
3. Выполнение лабораторных работ.
Для работы такого плана я пользовалась разделом Виртуальная образовательная лаборатория. Данный ресурс я использую уже более 10 лет, он хорошо себя зарекомендовал, постоянно пополняется, но требует установки Флешплеера. Для студентов это стало большим препятствием, так как многие из них использовали телефон для выхода в Интернет.
Слайд 9
Виртулаб позволяет работать не только с опытами по физике, но и химии, биологии, астрономии. Пользователь может многократно просматривать материал, изменять параметры опыта или эксперимента.
Слайд 10
Ресурс distolymp2 позволяет проводить лабораторные работы с вариантами самостоятельного и автоматического расчета материала. Недостатком является требование авторов:
Работы могут выполняться непосредственно из браузера MS Internet Explorer (только!). Для входа и выполнения лабораторных работ необходимо разрешить браузеру выполнять сценарии JavaScript.
Слайд 11
Слайд 12
4. Самостоятельная работа.
5. Выполнение индивидуальных проектов.
В помощь студенту и педагогу в этом большой перечень материалов, например, http://www.sura.ru/dikov/resourses/fizika.htm
Обзор некоторых из них:
Виртуальная школа (http://vschool.km.ru/).
На сайте представлен интерактивный курс физики для 5—6 классов, для 7-8 классов, а также для 9-х, 10-х и 11-х классов. Интерактивные курсы включают аудио-лекции, анимированные иллюстрации, различные схемы и упражнения по всем основным разделам школьного курса физики. К каждой теме курса физики предлагаются небольшие тесты.
Физика.ru (http://www.fizika.ru).
На этом сайте размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Эти материалы предназначены для учащихся.
Живая физика (http://www.curator.ru/e-books/pl6.html).
Здесь представлена подробная информация о виртуальной лаборатории «Живая физика». В данной среде легко и быстро «создаются» экспериментальные установки и проводятся лабораторные работы по изучению движения в гравитационном, электростатическом, магнитном и других полях. В этой виртуальной лаборатории существуют различные способы представления результатов (мультипликация, график, таблица, диаграмма, вектор), которые могут задаваться пользователем. «Живая физика» представляет собой среду, в которой школьники могут проводить моделирование физических экспериментов. При помощи представленного в виртуальном «лабораторном шкафу» оборудования и материалов возможно моделирование разнообразных процессов по таким темам, как механика, электричество и магнетизм.
Слайд 13 Итог
Подводя итоги, хотелось бы сказать о положительных моментах такой формы работы:
Это использование минимального количества оборудования;
возможность использования заданий различного уровня сложности.
Однако при использовании в образовательном процессе виртуальных лабораторий студент сталкивается с большим количеством проблем, которые заключаются в отсутствии скоростного интернета, применение телефона с ограниченными возможностями. Педагог должен учитывать это при разработке занятий.
Слайд 14 Спасибо за внимание.
8