Урок истории «Греческий полис — город-государство. Великая греческая колонизация» (5 класс)
Предмет: История Древнего мира.
Автор составитель: Шошиашвили Давид Гивиевич, учитель истории МБОУ Кошурниковской ООШ№22
Тема: Греческий полис – город – государство. Великая греческая колонизация.
Тип урока: урок исследование.
Цели урока:
Сформировать понятие полис.
Сформировать представление о причинах, ходе и значении греческой колонизации.
Приступить к формированию умений принимать решения в исторической ситуации, продолжить накопление опыта локализации исторических объектов во времени и пространстве на основе их соотнесения с современными источниками знаний.
Формировать ценностное отношение к культурному взаимообогащению народов на примере жизни греческих колонистов в Северном Причерноморье.
Продолжить формирование умения ставить познавательные вопросы и находить на них ответы в течении урока.
УУД:
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
регулятивные: Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий)
познавательные:-установление причинно-следственных связей; поиск и выделение информации;
План изучения новой темы:
Полис и его жители
Причины греческой колонизации.
Основные направления греческой колонизации
Значение греческой колонизации.
Основные понятия: полис, колония, метрополия.
Средства обучения: карта «Великая греческая колонизация»
Преемственные связи: Межпредметные: география; Внутрикурсовые: города – государства Древнего Двуречья, финикийская колонизация.
Опрос:
1.Кто написал «Илиаду» и «Одиссею»?
2.Какие события описывает «Илиада», «Одиссея»?
3.Что означает «Ахиллесова пята», «Троянский конь», «яблоко раздора»?
Инсценировка ситуации: «Выбор Париса»
Изучение новой темы:
Полис и его жители:
Действия учителя |
Действия учеников. |
1.обратить внимание учеников на то, что они переходят на изучения новой главы учебника и попросить на основе оглавления сформулировать ключевые вопросы, на которых они найдут ответы в ходе урока. |
Вопросы: 1. Что такое полис?; 2. Какие наиболее известные полисы существовали в Греции?; 3. Какими особенностями они отличались? |
2. учитель предлагает классу поработать с заданием №2 на стр.48 рабочей тетради. |
Ученики проверяют друг у друга правильность исполнения задания. |
Учащимся предлагается на основе текста П.1 §24 учебника составить схему полиса в РТ зад.1. на стр.48 |
Ученики делают схему двух видов: 1. Территориальную организацию полиса; 2. Социальную структуру. Далее ученики сравнивая города государства Греции и Двуречья, объясняют, почему применительно к Древней Греции тоже можно говоритьь о существовании городов-государств. |
Причины греческой колонизации. Ученики представляют себя в роли греческих колонистов. Для этого выбирается 4 ученика. Другим предлагается определить, какому из персонажей принадлежит каждое высказывание.
На основе этих высказываний учащиеся формулируют причины греческой колонизации:
1.Перенаселение греческих городов.
2.Недостаток плодородных земель для земледелия;
3.Потребность в новых рынках для торговли;
4.Изгнание или бегство неугодных правителей.
3. основные направления греческой колонизации. По карте на стр. 135 учебника учащиеся определяют, основные направления греческой колонизации в Средиземноморье и переносят линии направления её на картах в виде раздаточного материала. Далее учитель обращает внимание на то, что в северной Африке нет колоний греческих. Ученики должны объяснить данный факт тем, что данную территорию колонизировали финикийцы.
Для развития логического мышления ученикам предлагается, будучи будущими колонистами в плавание взять с собой на неизведанной территории двух человек из предоставленного списка: музыкант, жрец, философ, войн и объяснить свой выбор.
Далее учитель предлагает собирать путешественникам вещи в дорогу: вода, фанта, овощи, консервы, оливковое масло, хлеб, автомат, ювелирное украшение, телефон, компас. Вопрос такой: что из приведенного в списке вещей вы, будучи колонистами из древней Греции, не взяли бы с собой и почему?.
4.Значение греческой колонизации. Учитель организует беседу о значении греческой колонизации . выводы ученики фиксируют в рабочей тетради
Закрепление материала:
По каким признакам можно определить, что перед нами город – государство.
2. Когда происходила Великая греческая колонизация?
Как управлялись греческие колонии?.
Д/З §24 устно, РТ§24, задания по контурной карте: отметить основные направления греческой колонизации.