Урок истории «Греческий полис — город-государство. Великая греческая колонизация» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 20 January 2016

Предмет: История Древнего мира.

Автор составитель: Шошиашвили Давид Гивиевич, учитель истории МБОУ Кошурниковской ООШ№22

Тема: Греческий полис – город – государство. Великая греческая колонизация.

Тип урока: урок исследование.

Цели урока:

Сформировать понятие полис.

Сформировать представление о причинах, ходе и значении греческой колонизации.

Приступить к формированию умений принимать решения в исторической ситуации, продолжить накопление опыта локализации исторических объектов во времени и пространстве на основе их соотнесения с современными источниками знаний.

Формировать ценностное отношение к культурному взаимообогащению народов на примере жизни греческих колонистов в Северном Причерноморье.

Продолжить формирование умения ставить познавательные вопросы и находить на них ответы в течении урока.

УУД:

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

регулятивные: Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

познавательные:-установление причинно-следственных связей; поиск и выделение информации;

План изучения новой темы:

Полис и его жители

Причины греческой колонизации.

Основные направления греческой колонизации

Значение греческой колонизации.

Основные понятия: полис, колония, метрополия.

Средства обучения: карта «Великая греческая колонизация»

Преемственные связи: Межпредметные: география; Внутрикурсовые: города – государства Древнего Двуречья, финикийская колонизация.

Опрос:

1.Кто написал «Илиаду» и «Одиссею»?

2.Какие события описывает «Илиада», «Одиссея»?

3.Что означает «Ахиллесова пята», «Троянский конь», «яблоко раздора»?

Инсценировка ситуации: «Выбор Париса»

Изучение новой темы:

Полис и его жители:

Действия учителя

Действия учеников.

1.обратить внимание учеников на то, что они переходят на изучения новой главы учебника и попросить на основе оглавления сформулировать ключевые вопросы, на которых они найдут ответы в ходе урока.

Вопросы: 1. Что такое полис?; 2. Какие наиболее известные полисы существовали в Греции?; 3. Какими особенностями они отличались?

2. учитель предлагает классу поработать с заданием №2 на стр.48 рабочей тетради.

Ученики проверяют друг у друга правильность исполнения задания.

Учащимся предлагается на основе текста П.1 §24 учебника составить схему полиса в РТ зад.1. на стр.48

Ученики делают схему двух видов: 1. Территориальную организацию полиса; 2. Социальную структуру.

Далее ученики сравнивая города государства Греции и Двуречья, объясняют, почему применительно к Древней Греции тоже можно говоритьь о существовании городов-государств.

Причины греческой колонизации. Ученики представляют себя в роли греческих колонистов. Для этого выбирается 4 ученика. Другим предлагается определить, какому из персонажей принадлежит каждое высказывание.

На основе этих высказываний учащиеся формулируют причины греческой колонизации:

1.Перенаселение греческих городов.

2.Недостаток плодородных земель для земледелия;

3.Потребность в новых рынках для торговли;

4.Изгнание или бегство неугодных правителей.

3. основные направления греческой колонизации. По карте на стр. 135 учебника учащиеся определяют, основные направления греческой колонизации в Средиземноморье и переносят линии направления её на картах в виде раздаточного материала. Далее учитель обращает внимание на то, что в северной Африке нет колоний греческих. Ученики должны объяснить данный факт тем, что данную территорию колонизировали финикийцы.

Для развития логического мышления ученикам предлагается, будучи будущими колонистами в плавание взять с собой на неизведанной территории двух человек из предоставленного списка: музыкант, жрец, философ, войн и объяснить свой выбор.

Далее учитель предлагает собирать путешественникам вещи в дорогу: вода, фанта, овощи, консервы, оливковое масло, хлеб, автомат, ювелирное украшение, телефон, компас. Вопрос такой: что из приведенного в списке вещей вы, будучи колонистами из древней Греции, не взяли бы с собой и почему?.

4.Значение греческой колонизации. Учитель организует беседу о значении греческой колонизации . выводы ученики фиксируют в рабочей тетради

Закрепление материала:

По каким признакам можно определить, что перед нами город – государство.

2. Когда происходила Великая греческая колонизация?

Как управлялись греческие колонии?.

Д/З §24 устно, РТ§24, задания по контурной карте: отметить основные направления греческой колонизации.

Комментарии
Комментариев пока нет.