План-конспект урока истории по теме «Греческий театр» для 5 класса
Барышников Денис, 4. 542 группа
План конспект урока 5 класс
Цели: изучить особенности древнегреческого воспитания и образования, познакомить учащихся с развитием греческой науки и театра, показать, что греческая культура была в основе своей единой, хотя развивалась в условиях независимых полисов; продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Задачи урока:
образовательные (изучить особенности древнегреческого воспитания и образования, познакомить учащихся с развитием греческой науки и театра, показать, что греческая культура была в основе своей единой, хотя развивалась в условиях независимых полисов);
развивающие: продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», картина «Греческий театр».
Тип урока: традиционный, комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме
«В городе богини Афины» (повторение терминов по данной теме, например, Акрополь, Парфенон, Эрехтейон, Фидий, Ника, Кариотиды и т. д.). Один ученик раскрывает суть понятий написанных на доске, пока с остальными учениками идет проверка домашнего задания, а затем все проверяют ученика отвечающего на доске по данным терминам.
Фронтальная беседа по вопросам по теме «В афинских школах и гимнасиях»
Как с греческого языка переводится слово педагог? («сопровождающий ребенка»)
Во сколько лет мальчиков отдавали в школу? (в 7 лет)
Ходили девочки в школу или нет? (нет, их всему учили мамы на дому, что умели сами, например домоводство, читать, писать и т. д.)
Во сколько лет мальчики посещали палестру? ( с 12 лет, их там учили гимнастике, борьбе, бегу, прыжкам, метаниям диска и копья)
Как называлось здание, где учились взрослые люди после палестры? (гимнасия)
Чему учили в гимнасиях? (красноречию)
Что такое красноречие? (умение красиво говорить в Народном собрании и суде).
III. Переход к изучению новой темы
План урока:
1) Возникновение театра в Древней Греции;
2) Театр и его актеры;
3) О представлениях;
IV. Мой рассказ
1) «Возникновение театра в Древней Греции».
Спросить класс как они понимают «Что такое театр?» (Театр – это «место для зрелищ»).
Возникновение театра связано с празднествами в честь бога Диониса. На празднике греки обличались в козлиные шкуры и маски, то есть подражали сатирам (спутникам Диониса). Разыгрывались сценки их мифов о Дионисе, так начали появляться первые театральные представления. Затем по всей Греции стали появляться театры и начали писать сценки не связанные с мифами о Дионисе.
2) «Театр и его актеры».
Театры располагались под открытым небом и вмещали в себя большое количество народу. Здание театра состояло из 3 частей: места для зрителей, орхестра и скене (нарисовать схему на доске и показать на плакате расположение этих мест, затем в конце урока вызвать учеников и чтобы они объяснили, где что находится).
Места для зрителей. Они разделялись проходами на секции, напоминающие клинья. 1 ряд: почетные гости, победители олимпийских игр. Остальные места: платные и продавались по «билетам» из свинца, на которых указывался ряд и место. Бедным выдавали деньги на посещение театра.
Орхестра. Это крупная площадка для выступления актеров и хора. Представления сопровождались песнями и танцами. Роль хора зависела от исполняемого спектакля.
Скене. Это место, где изображали вход во дворец, портик храма или берег моря. Здесь же хранились маски и костюмы актеров.
Участниками представлений всегда были только мужчины. Они играли мужские и женские роли. Актеры выступали в обуви на большой подошве, чтобы их было видно со всех сторон.
3) «О представлениях».
Театр располагался на склоне Акрополя. Представления в театре шли целыми днями одно за другим. Зрители приносили с собой узелки с водой и едой. Лучшую театральную постановку выбирали сами зрители.
Например, могли разыгрывать постановку трагедия Софокла «Антигона». В ее основе лежит древний миф о девушке, которую привели у царю греческого города Фивы. Антигона решила похоронить своего брата, который хотел захватить власть в своем городе. Тело ее брата было запрещено хоронить, и велено было отдать на съедение птицам, но девушка похоронила его тело, чтобы душа брата обрела покой. Антигону казнили. Вслед за ней покончили жизнь самоубийством ее мать и жених.
V. Самостоятельная работа учащихся
Прочитать комедию Аристофана «Птицы» и выявить основную суть комедии (высмеивание богов).
Работа с документами на стр. 181 («Из песни хора старцев в трагедии Софокла «Антигона»). Ответить на вопросы: В чем видит Софокл могущество человека? (непобедимость, развитая речь и острый ум с помощью которых человек создал законы, умение отличать добро от зла). Что Софокл осуждал в людях? (ложь, отсутствие чувств и мыслей). Просмотр иллюстраций в параграфе с их объяснением.
VI. Запись домашнего задания.
Параграф № 39 «В театре Диониса», прочитать комедию Аристофана «Птицы», ответить на вопросы в конце параграфа.
VII. Самоанализ.
В целом урок прошел успешно. Цели и задачи, которые ставились в начале урока, были реализованы. В работу включилась та часть класса, которая в основном всегда молчала, а на сегодняшнем уроке мне удалось включить их в работу на уроке. По окончанию урока ребята показали, где располагались основные части театра. Рассказали, в чем отличались два основных вида постановок, которые ставились на сцене театра, а именно чем отличалась трагедия от комедии, и кто был действующими лицами этих двух видов жанра.
Дети сидели тихо и хорошо разобрались в прошлых темах урока, которые я с ними провел, об этом говорят их ответы, на задаваемы мной вопросы, по прошедшим темам уроков.
Класс работал эффективно и активно, было много рук, и тех, кто хотел ответить, а это говорит об успешном усвоении тем прошедших уроков и по окончании урока на задаваемые мной вопросы по пройденной теме ученики отвечали успешно, а это говорит о хорошем усвоении темы проведенного мной урока.