Статья «Групповая работа на уроках географии по ФГОС»

0
0
Материал опубликован 12 November 2018

Групповая работа на уроках географии по ФГОС.

МОУ «Магнитная СОШ»

учитель географии Карабатырова Б.Т.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания.

В рамках классно - урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.

Уровни коллективной учебно-познавательной деятельности:

- Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

- Работа в парах.

- Групповая работа.

- Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели урока).

- Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

Используя групповые технологии в образовательном процессе, учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С учителем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы – это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.

Для реализации групповой работы класс временно разделяют для совместного решения поставленной задачи. Учащиеся будут обсуждать задачу, наметят пути ее решения, затем реализовать их на практике и представить найденный совместно результат.

Групповая форма работы лучше, чем фронтальная. Она обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает возможности для сплочения коллектива. Работа в группах оказывает весомое стимулирующее действие на учащихся.

При формировании групп необходимо учитывать психологическую совместимость школьников, их личные симпатии. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.

Группу можно разделить на 2 или 4 человек, в зависимости от содержания и характера работы. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы. Статическая пара В данной паре совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. каждый ученик может побывать в роли "учителя" и "ученика". Для этой пары применима "взаимопроверка" и "самоконтроль". Работая в такой паре, у учащихся развиваются коммуникативные способности. Динамическая пара для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами (по 4 человека) "Каждый работает с каждым", два - три раза меняя партнеров. Многочисленные занятия показывают, что в более больших группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Групповые технологии предполагают:

- организацию совместных действий, ведущих к активизации всех участников группы;

- распределение действий и операций на весь состав группы;

- выбор соответствующих способов действия для всех;

- взаимопонимание, взаимопомощь, включение всех участников в совместную деятельность для решения поставленной задачи.

Особенности организации групповой формы работы:

- класс на уроке делится на группы, для решения поставленной учебной задачи;

- каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством руководителя группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Учащиеся в групповой работе учатся: сотрудничать, ставить вопросы, решать проблемы, договариваться, распределять роли и ответственность, слушать других, убеждать других, отвечать за себя.

Качество знаний по географии предполагает не только знание теоретического материала, но и знание карты. На первых порах учащиеся бояться карты, они отказываются выходить к доске.

Работа в группах позволяет решить эту проблему. Проходит время, прежде чем учащиеся начинают понимать, что карта - это не просто лист бумаги, на который нанесены различные географические объекты и который висит на стене в вертикальном положении. Оказывается, карта имеет четыре основные стороны света - СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Для более быстрого запоминания необходимо разместить буквы, обозначающие стороны света.

Постоянно приходится поправлять: «не сверху, а на севере; не снизу, а южнее ...».

Требования к учебному материалу:

Задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи;

Содержание материала не должно быть легким, желательно проблемным.

Функции учителя:

Объяснение цели предстоящей работы; комплектование групп; комментарий к заданиям для групп; контроль за ходом групповой работы; попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску; после отчета групп о выполненном задании делает выводы, обращает внимание на ошибки, дает оценку работе учащихся; повышается учебная и познавательная мотивация; снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе.

Сложности:

1 групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна;

2) организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат, усилий;

3) при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;

4) разделение на группы может проходить непросто, даже драматично;

5) в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности.


 

Способы оценивания

1.Общая оценка по пятибалльной шкале

ФИО учащихся

Взаимооценка работы в группе

Самооценка

Оценка учителя

Средняя оценка

           


 

2.Взаимооценивание внутри группы по пятибалльной шкале

Мешал работе группы.

0 баллов

Не принимал участия в работе группы, но и не мешал остальным.

1 балл

Принимал небольшое участие в работе группы.

2 балла

Принимал участие в работе группы, но выполнял свою часть работы не полностью или с помощью других участников группы.

3 балла

Принимал активное участие в работе группы, справлялся со своей частью работы, но в работе были небольшие недочёты (ошибки, неполное изложение материала и т. п.)

4 балла

Принимал активное участие в работе группы, полностью справлялся со своей частью работы, помогал другим участникам группы.

5 баллов


 

3.Оценка работы группы

1.Все ли члены группы принимали участие в работе?

а) Да, все работали одинаково.

б) Нет, работал только один человек.

2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? 

в) Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

а) Работали дружно, ссор не было.

3. Тебе понравился результат работы группы? 

б) Работали дружно, спорили, но не ссорились

в) Очень трудно было договориться, не всегда получалось. 

а) Да, все получилось хорошо

б) Нравится, но можно было бы лучше

в) Нет, не нравится

4. Оцени свой вклад в работу группы.  

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


 

4. Оценивание учителем работы каждой группы при помощи таблицы критериев

гр.

Правильность

изложения материала

Логика изложения материала,

четкость

Культура изложения материала

Дополнения других групп

Поведение в группе, умение сотрудничать.

Средняя оценка

I

           

II

           

III

           

IY

           


 

Карта наблюдения для педагога

УУД

Шкала

1

Умеет самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

0 1 2 3 4 5

2

Умеет запросить недостающую информацию у одногруппников, у педагога;

0 1 2 3 4 5

3

Умеет взаимодействовать с любым партнером;

0 1 2 3 4 5

4

Умеет находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

0 1 2 3 4 5

5

Умеет инициировать учебное взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

0 1 2 3 4 5

6

Умеет вести дискуссию;

0 1 2 3 4 5

7

Умеет отстаивать свою точку зрения;

0 1 2 3 4 5

8

Обладает навыками интервьюирования, устного опроса.

0 1 2 3 4 5

9

Обладает навыками монологической речи;

0 1 2 3 4 5

10

Умеет отвечать на незапланированные вопросы.

0 1 2 3 4 5


 

Приемы организации групповой деятельности

1.Прием «Обучая – учусь»

2.Прием «Банк информации»

3. Прием «Пустой стул»

4. Аукцион знаний

5. «Интеллектуальный хоккей»

6. Микрофон

7.Чемодан

Игра «Продолжи»

- Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

- Mожно использовать на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном

Рассказ на одну букву

Зигзаг

- Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты

- Ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты.

- Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Высотная поясность: «фгосовский урок»

- формулировка дедуктивного умозаключения:

Изменение климатических условий вызывает смену почв, растительности и животного мира

Климатические условия (сочетание тепла и влаги) изменяются с поднятием в горы?

- формулировка понятия «высотная поясность» – закономерная смена почв, растительности, животного мира, в зависимости от высоты места;

- сравнение понятий «широтная зональность» и «высотная поясность»; заполнение сравнительной таблицы;

Сходства

Различия

Широтная зональность

1. Закономерная смена компонентов природы

Высотная поясность

Проявляется на равнинах

Проявляется в горах

Высотная поясность. «Фгосовский» урок. Продолжение.

установление причин, определяющих набор высотных поясов (мини-исследование)

Используя текст учебника, заполните схемы. Сформулируйте вывод: Большее разнообразие высотных поясов свойственно _________, поскольку высота у этих гор _________ .

Продолжение:

Сформулируйте вывод: Самое большое разнообразие высотных поясов свойственно ___________, поскольку эта часть гор расположена _____________________________ .

Продолжите заполнение схемы:

ВЫВОДЫ:

Групповые формы работы позволяют создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения;

Создают условия для обучения каждого учащегося в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности и признания учащихся.

Позволяют взглянуть на самого себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими учащимися, оценить себя, выработать силу воли, так как, иногда действуя, вопреки своим желаниям и интересам, ученик учится управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью; удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.