Характеристика изменений в деятельности педагога и учащихся, работающих по ФГОС
Характеристика изменений в деятельности педагога и учащихся, работающих по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Основные этапы урока | 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Большое количество времени занимает речь учителя. | 1.Определение основного вопроса урока 2. Актуализация того, что пригодится для решения проблемы 3. Решение проблемы, открытие нового знания 4. Формулирование своего вывода и сравнение его с авторским 5. Применение нового знания Преобладает самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Обеспечить предметные результаты | Организовать деятельность детей по овладению предметными, метапредметными и личностными результатами. |
Роль учителя на уроке | 1. Педагог – проводник знаний и контролер. 2. Учитель больше говорит сам, чем слушает учеников. | 1. Педагог – диагност и рефлексирующий соучастник, направляющий самостоятельную деятельность учащихся по овладению УУД. 2. Учитель – не солист, он – дирижер. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Используемые задания | Преимущественно проверяющие предметное содержание. | Одновременно проверяющие сформированность учебных умений и познавательную деятельность учащихся. |
Формы работы на уроке | Преимущественно фронтальная | Преимущественно парная, групповая и/или индивидуальная. |
Взаимодействие ученика и учителя | Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения | Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений. Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения. Нужно уважать желание ребёнка работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребёнка, поощрять работу над проектами, предложенными учащимися, извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и наклонностей учащихся |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные и метапредметные. Способность учащихся к самостоятельному применению освоенных УД в различных ситуациях. |
Оценивание деятельности учащихся | Основная оценка - оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; учащиеся знакомы с критериями оценивания. |