Выступление «Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС»
Мартынова В.А. учитель математики ГОУ РК «Республиканский центр образования», Лозымский филиал
Тема: Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.
«Умение расширять, совершенствовать и обновлять свою эрудицию для использования её на уроках, идти в ногу со временем должно стать главным свойством учителя …» А.Б.Перкезе
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:
- изменение метода обучения ( с объяснительного на деятельностный);
- Изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
Педагог – организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности на всех этапах урока.
Позиция учителя:
- демонстрирует культурные образцы действий;
- инициирует пробное действие детей;
- консультирует, корректирует действия;
-ищет способы включить в работу каждого;
Основной результат: развитие личности на основе универсальной учебной деятельности.
Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Традиционное обучение |
Инновационное обучение (СДП) |
Цель обучения- усвоение знаний, умений, навыков. |
Цель школьного обучения – научить учиться. |
Изолированное от жизни изучение системы научных понятий, составляющих учебный предмет. |
Включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач. |
Ориентация на учебно – предметное содержание школьного предмета |
Понимание учения как процесса образования и порождения смыслов. |
Стихийная учебная деятельность |
Стратегия целенаправленной организации учебной деятельности. |
Индивидуальная форма усвоения знаний. |
Признание решающей роли учебного сотрудничества и достижения целей обучения. |
Как проходит обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.
Предмет изменений |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку |
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока |
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
|
Основные этапы урока |
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя |
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке |
Успеть выполнить все, что запланировано |
Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) |
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. |
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока |
Преимущественно фронтальная |
Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков |
– |
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся |
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс |
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда |
Создается учителем. Выставки работ обучающихся |
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения |
Предметные результаты |
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося |
Создание портфолио |
|
Основная оценка – оценка учителя |
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
|
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ |
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Критерии работы в рамках ФГОС.
1. Цели урока с тенденцией передачи функции учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивные действия (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).
3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологиями диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффектно сочетает репродуктивные и проблемные формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке вырабатываются чёткие критерии самоконтроля и самооценки.
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
8. Учитель стремится оценить реальное продвижение каждого ученика, поощрить и поддержать минимальный успех.
9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выраженную учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам общения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемых на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляет личностное воздействие «учитель - ученик» ( через отношение совместной деятельности.)
Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках звучат несколько иначе. В математике, например, нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними. В связи с этим, на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с научными текстами, рисунками, таблицами, схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.
Вывод: таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения.
При этом знания, умения и навыки рассматривается как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они рождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед учителями – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательную среду обучающимся на основе системно – деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приёмов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, схем, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование форм ИКТ.
Литература:
1. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению.//Серия «Новые образовательные стандарты» - М: ВИТА – ПРЕСС, 2011.
2. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.http://festival.1september.ru/articles/52723
Лихина Елена Викторовна