12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сазонова Оксана Сергеевна2784
Работа-хобби, занимаюсь организацией конкурсной деятельности для педагогов ДОО и организаций доп образования, детей дошкольного возраста. Провожу методические объединения для воспитателей.
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Методисты ДОУ»
2

Статья «Эмоциональное выгорание педагогов работающих в дошкольных образовательных организациях в условиях инклюзивного образования»

Сазонова,О.С.

г. Барнаул, МБДОУ "Детский сад №180" 

 

Эмоциональное выгорание педагогов работающих в дошкольных образовательных организациях в условиях инклюзивного образования

Emotional burnout of teachers working in pre-school educational institutions in an inclusive education


 

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольной организации, о влиянии эмоционального выгорания на работу с детьми ОВЗ.

The article deals with the readiness of teachers to work with children with disabilities (OVZ) in the conditions of preschool organization, the impact of emotional burnout on work with children OVZ.

Ключевые слова: профессиональная деятельность педагогов, эмоциональное выгорание, инклюзивное образование

Professional activity of teachers, emotional burnout, inclusive education.


 

В последние годы работники образования находятся под влиянием постоянных изменений: внедряются образовательные и профессиональные стандарты, усиливаются требования законодательства к качеству образовательных услуг и компетентности работников. Появление новых требований к оформлению документации, внедрение интерактивных методов в обучении и воспитании, открытые образовательные деятельности, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность. Все это, а также повышенные нагрузки сказываются на их психическом здоровье.

При этом очень мало обращается внимания на эффективные психолого-педагогические технологии, которые направлены на сохранение здоровья воспитателей дошкольного образования, снижающих риск формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом.4

Большое значение приобретает изучение феномена выгорания — психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности людей, занятых в образовательной сфере. Педагогическая практика показывает, что сегодня довольно часто прослеживается факт потери к личности ребенка, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения.

Многие педагоги дошкольного образования отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность: подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость.10

Одним из первых отечественных исследователей, который занялся проблемой выгорания, является Бойко В.В. «Эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека». Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.

Эмоциональное выгорание В.В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия. 3 Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение. Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Главная причина синдрома выгорания - психологическое, душевное переутомление. Оно возникает в случае, когда требования в течение продолжительного времени преобладают над ресурсами человека. В результате, нарушается состояние равновесия, и оно неизбежно приводит к выгоранию.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОО, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующийся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызвать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, осуществляемых в режиме внутреннего и внешнего контроля, способствует возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. 7

Влияние организационного фактора в условиях ДОО чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Женский состав коллектива, наличие конфликтов по горизонтали и вертикали, со стороны родителей, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относят личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

У «возрастных» педагогов с большим стажем, заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость. Бывают ситуации, когда успешный педагог становится профнепригодным по этой причине.6

Огромную роль в развитии у членов педагогического коллектива профессионального выгорания может сыграть и неэффективный стиль руководства. Авторитарный стиль заведующего не предполагает комфортных условий и развития своего потенциала.

Отрицательно влияет на педагогов и работа в условиях дефицита времени. Желание всё сделать безукоризненно и недостаток времени несовместимы. Это приводит не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и, как правило, к появлению психосоматических заболеваний.

Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, личностных и организационных факторов стресса. В зависимости от той или иной доли составляющей процесса будет различаться и динамика развития синдрома. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.6

 Методика В.В. Бойко представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания. С помощью данной методики были определены симптомы сгорания в конкретном коллективе. Результаты анкетирования педагогов представлены в диаграмме №1.

По результатам диагностики были выявлены ведущие симптомы сгорания: «Эмоциональная отстраненность», «Психосоматические и психовегетативные нарушения» и «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Данные симптомы относятся к стадии «Истощения» и «Резистенции».

Профессиональному выгоранию особенно подвержены педагоги, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе. Риску профессионального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том, как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию эмоционального выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах.4

Исследования показывают, что у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обнаруживаются психоэмоциональное напряжение, невротизация, эмоциональное истощение, усталость, редукция персональных достижений, при которой наблюдается тенденция к негативному оцениванию себя, признаки выраженной деперсонализации, возникает деформация отношений с другими людьми, наступают необратимые изменения в соматическом здоровье и другие проявления эмоционального выгорания. 2

Особенно ярко перечисленные признаки эмоционального выгорания обнаруживаются у специалистов, взаимодействующих с детьми со сложной структурой дефекта. Это та категория педагогов, деятельность которых связана с ежедневными стрессогенными факторами (психическими перегрузками, самоотверженной помощью, высокой ответственностью за воспитанников, дисбалансом между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением (фактор социальной несправедливости), ролевыми конфликтами, зачастую с неадекватным поведением детей и др.).1

В связи с этим представляется важным изучение взаимосвязи личностных факторов с проявлениями эмоционального выгорания именно на примере профессиональной деятельности педагогов дошкольных учреждений, поскольку проблема сохранения рабочих кадров в социальной сфере, их профессиональной активности является чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. 9

На основании проведенного исследования по выявлению симптомов профессионального выгорания», педагогам было предложено анкетирование по теме: «Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и внедрению инноваций». 10 Количество опрошенных - 31 воспитатель. Первый вопрос анкеты «Знаете ли вы, что такое инклюзивное образование?» распределились следующим образом: да – 75%, нет – 15%, затрудняюсь ответить – 10%.

На второй вопрос анкеты: «В чем заключается особенность инклюзивного образования?». Ответы распределились так: Доступность – 61%, индивидуальный подход – 17%, затруднились в ответе – 22%

На третий вопрос «Считаете ли вы себя готовы психологически и профессионально готовыми к работе с детьми ОВЗ?: Да – 4%, Нет – 40%, затруднились ответить – 7%, психологически не готовы – 20%, психологически готовы, но не обладают профессиональными навыками – 29%

Испытывают трудности в работе с детьми с ОВЗ 55% опрошенных и среди конкретных называют не знание особенностей использования форм и методов в работе с данной категорией детей. Не испытывают трудностей 23%

Затрудняются ответить 22% опрошенных.

На вопрос о включении детей с ОВЗ в общую группу, затруднились ответить 25% и ответили «Да» - 20%, высказались против 55% респондентов

Исследование психологической и профессиональной готовности к работе с детьми с ОВЗ показало преимущественное субъективное ощущение педагогами психологической не готовности и затруднению к работе с детьми с ОВЗ. Неготовыми к работе с детьми данной категорией ни психологически, ни профессионально считают себя 40% опрошенных. Достаточность своего уровня профессиональной и психологической подготовки отметили лишь 4%, однако не готовность психологическую ощущают также 20% педагогов. Психологически готовы, но с отсутствием профессиональных навыков 29% Затруднились ответить на этот вопрос 7%.

Следующие три вопроса были направлены на выявление качества внедрения и использования на практике инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ. Большинство опрошенных ответили, что используют в своей деятельности инновационные технологии, что составило 70%, не используют 20%, и затруднились ответить 10% педагогов. Своим опытом внедрения инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ, могли бы поделиться только 5%.Не могут поделиться опытом большинство опрашиваемых, это 70%, затруднились ответить 25%. Хотели бы узнать больше информации о работе с детьми с ОВЗ большинство опрашиваемых - 60%, и только 40% не имеют желания расширять свои познания.

В результате проведенного практического исследования мы подтвердили необходимость организации специальной подготовки педагогов ДОО:

- культура инклюзивного образования в коллективе недостаточно сформирована, что показывает процентное соотношение;

- профессиональная установка на работу с детьми с ОВЗ находится в стадии формирования, т.к. только 29% педагогов считают себя мотивационно готовыми к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности;

В комментариях педагоги указывали недостаточный уровень специальных знаний, позволяющих осуществлять работу с детьми с ОВЗ;

После проведения исследования готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, необходимо:

- определить четкую стратегию обучения педагогов общеобразовательных учреждений с привлечением педагогов коррекционных учреждений и общеобразовательных, реализующих инклюзивный подход;

- повысить уровень компетентности педагогов по данной проблеме.

Специалистам управленческого аппарата дошкольного образования следует обратить работу по профилактике профессионального выгорания членов педагогического коллектива. 7

Первой ступенью данной профилактической работы должно стать информирование педагогов о существовании проблемы, обусловленной объективными причинами: работой в сфере «человек – человек». При оглашении списка симптомов можно ограничиться перечислением тех из них, которые не являются угрожающими для перфекциониста. 8 Очевидно, что данную информацию педагоги воспримут с сознанием того, что их понимают.

Вторая ступень работы – процесс осознания и принятия педагогами своего перфекционизма, боязни сделать ошибку, не достигнуть успеха. Этому должна предшествовать мотивирующая подготовка. Например, можно повести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики. В частности, можно донести до сведения педагогов информацию о том, что 30 % людей, посещающих врачей, приходят с жалобами психосоматического характера. Можно рассказать и о взаимосвязи психологического здоровья и успешной жизни в старости. И уже потом можно переходить к обсуждению таких явлений, как боязнь ошибки, страх собственного несовершенства, которые принимают разные формы. 5

Третья ступень профилактической работы - накопление ресурсов для изменения. Процесс должен быть долговременным и возможен только при условии осознания его важности администрацией ДОО и активном её участии в данном процессе. Основным здесь должна стать организация системы публичных поощрений педагогов. Далее проводится работа по сплочению коллектива, позволяющая педагогам выйти из привычной роли.

И только после установления в коллективе атмосферы безопасности можно переходить к проведению тренингов, направленных на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости. В данном направлении можно использовать различные приёмы и упражнения на сплочение коллектива, проведение коллективных внерабочих мероприятий, расширение разнообразных форм и методов, проведения стандартных педагогических мероприятия (нестандартные педагогические советы), упражнения на обратную связь, осознание стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий, на концентрацию внимания, на визуализацию, на осознание своих личностных ресурсов, вариативные формы самодеятельности педагогов, творческие конкурсы для проявления своего потенциала.

Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому воспитателю необходимо заботиться о себе, владея приемами саморегуляции. Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы.

Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Необходимо предпринимать определённые шаги по его профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если степень риска выгорания велика, наряду с приёмами самопомощи целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам.

Список использованных источников

Аввакумова Е. И. Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 274-277. — URL https://moluch.ru/archive/159/44718 / (дата обращения: 19.05.2018).

Агавелян, P.O. Социально-перцептивные процессы личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности : Дисс...д-ра психол. наук / Р.О. Агавелян. Новосибирск, 2000.168 с

Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В.Бойко. – СПб, 2009. – 278 с

Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к педагогической деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск, 1981.

Клюева О. Как повысить стрессоустойчивость педагогов? / О. Клюева// Справочник руководителя дошкольного учреждения.-20125. - №6. [Электронный ресурс] Доступ из системы «Актион МЦФЭР»

Макарова, Г.А. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / А.Г. Макарова. – М.: Речь, 2010. – 381 с.

Редина Т.В. Факторы, влияющие на возникновение эмоционального выгорания педагогов, взаимодействующих с детьми с особыми образовательными потребностями //II Всероссийская научно-практическая конференция «Другое детство». Москва, 25-27 ноября 2009 г. Сб. тезисов участников. М.: МГППУ, 2009. С. 104-107.

Резванова И. Как распознать эмоциональное выгорание? / И. Резванова// Справочник руководителя дошкольного учреждения.-2016.- №2. [Электронный ресурс] Доступ из системы «Актион МЦФЭР»

Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.360-362/

Опубликовано в группе «Методисты ДОУ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.