Инновационная деятельность педагога в рамках реализации ФГОС
Блинова Ирина Игоревна
ГБПОУ МССУОР №1
Преподаватель специальных дисциплин
Почетный работник образования Москвы
Инновационная деятельность педагога в рамках реализации ФГОС
Современный этап российского образования характеризуется развитием в условиях новой системы ценностей глобального общества, социально-экономических изменений, внедрения федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях общего и профессионального образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования [1].
Развитие системы образования требует от педагогической науки и практики изучения и внедрения современных технологий и новых методов обучения детей и молодежи. Инновации в педагогике связаны с глобализационными и интеграционными процессами в обществе и являются закономерным явлением, позволяющим решить противоречия между традиционной образовательной системой и потребностью в качественно новом образовании.
Сущностным признаком инновации является ее способность влиять на общий уровень профессиональной деятельности педагога, расширять инновационное поле образовательной среды в учебном заведении, регионе. Источником инновации является целенаправленный поиск идеи с целью разрешения противоречий, ее освоение происходит путем апробации в форме педагогического эксперимента или пилотного внедрения. Развитие инновации зависит от того, насколько социально-психологическая среда нуждается в новой идее, дальнейшее существование инновации связано с переходом в стадию стабильного функционирования.
Таким образом, инновации в образовании – это процесс создания, внедрения и распространения в образовательной практике новых идей, средств, педагогических и управленческих технологий, в результате которых повышаются показатели достижений структурных компонентов образования, происходит переход системы к качественно иному состоянию [5, с. 42].
Главной целью внедрения инноваций в образование в начале XXI в. является необходимость соответствовать вызовам глобализационных трансформаций, экологических проблем, поликультурных тенденций в мире. Новые идеи сосредоточены вокруг проблем оценивания качества образования, формирования у педагогов индивидуальной ответственности за положительные изменения в образовании, преодоления противоречий между темпами социально-культурного развития школьников и потребностями современного общества, достижения равных возможностей в получении качественного базового образования, активизации социально-педагогических процессов для повышения качества образования. Сейчас утверждается приоритет инновационного развития образования на основе модернизации всех составляющих системы (содержания, педагогических технологий, оценки учебных достижений учащихся, подготовки педагогических кадров, управления, финансирования и т.д.); нормативного обеспечения инновационной политики отрасли; формирования инфраструктур, которые поддерживают и координируют инновационные процессы.
Модернизация системы высшего образования в России характеризуется сочетанием сложившихся в отечественной образовательной системе традиций с новыми идеями, которые связаны с интеграцией в европейское и мировое образовательное пространство. Для системы современного образования наиболее характерны следующие инновационные тенденции:
- ориентация на ФГОС;
- развитие многоуровневой образовательной системы;
- мощное обогащение образовательных учреждений современными информационными технологиями;
- широкое включение в систему Internet, развитие инновационных технологий обучения;
- создание образовательных комплексов;
- распространение опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных программ;
- создание авторских учебников, пособий, учебного обеспечения, новых структур управления и т.д. [2, с. 128]
Важную роль в обновлении учебного процесса играет руководство высшего учебного заведения, преподаватели, методисты как непосредственные носители новаторских подходов. При всем разнообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульно-развивающих, кредитно-модульных и других – реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом.
Среди приоритетных направлений государственной политики в контексте интеграции отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство определены проблемы постоянного повышения качества образования, модернизации его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса; разработка и внедрение образовательных инноваций и информационных технологий.
В качестве ориентира сегодняшнего образования выступает теоретическая модель «инновационного человека». Инновационный человек – личность такого социально-культурного типа, которая способна творчески и результативно работать, быть конкурентоспособной в изменчивых условиях. В соответствии с данными требованиями, учебный процесс должен быть трансформирован в направлении индивидуализации образовательного взаимодействия, обучения, формирования творческого мышления и углубления самостоятельной работы учащихся.
Именно преподаватель выступает творцом, модификатором конкретных нововведений. Он обладает широкими возможностями и имеет неограниченное поле научно-педагогической деятельности, поскольку на практике убеждается в эффективности созданных технологий и методик обучения, проводит исследовательскую работу, привлекая к научному поиску учеников.
Инновационная позиция преподавателя характеризуется творческой активностью, личностной готовностью к пересмотру и перестройке системы собственной деятельности с учетом:
1) изменений его статуса от специалиста-исполнителя – до профессионала исследователя;
2) развитой рефлексии в деятельности;
3) направленности на искомый результат, внутренней потребности в саморазвитии [3, с. 90-91].
С введением в учебно-воспитательный процесс современных технологий преподаватель все больше приобретает функции консультанта, фасилитатора, наставника. Последнее требует от него специальной психолого-педагогической подготовки, поскольку в профессиональной деятельности преподавателя реализуются не только специальные предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, акмеологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций [4, с. 236].
Реформирование системы отечественного образования в условиях информационного, глобализирующегося общества актуализирует проблему повышения качества образования, основным путем решения которой является активное внедрение в теорию и практику педагогических нововведений, что обусловливает необходимость осуществления инновационной педагогической деятельности, успешность которой зависит от сформированности готовности учителя к инновационной деятельности, мобилизует личность на создание инноваций, их освоение и использование.
Итак, логичным является вывод о том, что внедрение инноваций в образование есть и необходимостью, и требованием, и задачей, и объективной реальностью сегодняшнего дня. Инновационная деятельность в системе образования предполагает совершенствование и обновление образовательной практики путем создания, распространения и освоения новых эффективных способов и средств достижения поставленных целей образования.
Готовность к инновационной деятельности является интегральным качеством личности, характеризуется наличием и определенным уровнем сформированности всех компонентов, которые проявляются в стремлении к инновационной деятельности, в подготовленности к ее осуществлению на профессиональном уровне. Формирование готовности педагогов к инновационной деятельности является процессом, который позволяет помочь учителю в развитии его ценностных ориентаций и гуманистической направленности, осознании методологии решения профессиональных педагогических проблем, конкретных концепций, способов реализации образовательных стандартов в практической деятельности; осмыслении результатов педагогических новшеств, выработке критериев их оценки и самооценки.
Литература
1. Пункт 6) Статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Бордовская Н. В. Реан А.А. Педагогика. – СПб.: 2006. – 304 с.
3. Паутова Л. Е. Акмеологическая продуктивность инновационной позиции преподавателя в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности : дис. канд. психол. наук. — Шуя, 2004. — 236 с.
4. Педагогические технологии / Под общей ред. В.С. Кукушкина. – Ростов/н/Д., 2002. – 336c.
5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
4