Тема урока: Характеристика галогенов.
Урок разработала: Смирнова Лариса Анатольевна
Цель урока: обобщать и развивать знания о строении атомов, свойствах химических элементов в зависимости от положения в периодической таблице, строении молекул на примере галогенов.
Оборудование : бром, йод, спиртовой раствор йода, таблица Д.И.Менделеева.
План урока
1.Актуализация знаний.
Обсуждение вопросов на странице 43 в начале параграфа 12.
- Какие естественные семейства элементов вы знаете? - Как с увеличением порядковых номеров изменяются свойства химических элементов в А-группах периодической таблицы?
2. Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов.
Написать на доске строение атомов фтора, хлора, брома и йода ( к доске ученики выходят по желанию, остальные пишут в тетрадях)
F 2e, 7e
Cl 2e,8e,7e
Br 2e,8e,18e,7e
I 2e,8e,18e,18e,7e
Обсудить такие вопросы:
- Что общего в строении атомов галогенов? ( Одинаковое число электронов на внешнем электронном уровне )
- Какими свойствами ( металлов или неметаллов) обладают галогены? ( Неметаллов )
- Определите высшую и низшую степень окисления галогенов. ( - 1, + 7 )
- Как изменяется радиус атомов в группе? (Увеличивается с увеличением порядкового номера )
- Как изменяются окислительные свойства в группе? (уменьшаются с увеличением порядкового номера )
Сделать вывод: Галогены - сильные окислители. Фтор всегда проявляет степень окисления – 1. Фтор – самый активный среди галогенов и среди всех неметаллов.
3. Нахождение в природе.
Самостоятельная работа по учебнику стр. 44 , с последующим устным опросом.
4. Физические свойства галогенов.
Изучение таблицы на стр. 45. Демонстрация брома и йода.
5. Получение галогенов.
Промышленный способ получения хлора – электролиз.
В лаборатории хлор получают так :
4 HCl (конц) + MnO2 = MnCl2 + Cl2 + 2 H2O
Другие галогены получают методом вытеснения более активными галогенами менее активных из их соединений :
2KBr + Cl2 = 2KCl + Br2
2KJ + Br2 = 2KBr + J2
6. Применение.
Беседа с учащимися.
Что вы знаете о применении галогенов и их соединений?
7. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Был ли урок интересным?
Какую вы себе поставили бы оценку за работу на уроке?
8. Домашнее задание.
Выполнить задания на стр. 48.
Легоцкая Вера Сергеевна