Метапредметный урок по химии в 8 классе на тему «Основные классы неорганических соединений»
Муниципальная общеобразовательная организация
«Харцызская средняя школа № 6»
Метапредметный урок основного общего образования.
Химия 8 класс.
Тема: Основные классы неорганических соединений.
Учитель химии: Смирнова Екатерина Сергеевна.
Харцызск
2021
Химия
Класс 8
Тема: Основные классы неорганических соединений.
Цель урока: Обобщить, систематизировать и закрепить умения учащихся классифицировать вещества, относящихся к важнейшим классам неорганических соединений.
Задачи урока:
Проверить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ.
Формировать интерес к предмету, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между учащимися.
Закрепить навык использования химической терминологии.
Формируемые предметные результаты: Знать определения и классификацию неорганических веществ. Уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества, иллюстрировать уравнениями химических реакций.
Формируемые метапредметные результаты:
- личностные универсальные учебные действия: Формировать коммуникативную компетентность, умение организовывать работу в группе.
-регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения.
-познавательные универсальные учебные действия: сформировать умения строить логические рассуждения, поиска нужной информации, обобщать и систематизировать информацию.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные понятия: простые и сложные вещества, оксиды, кислоты, основания, соли.
Необходимое техническое оборудование: дидактические материалы для учащихся, учебник Химия. 8 класс Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207с., лабораторное оборудование, химические реактивы, компьютер, мультимедийная установка.
Ход урока.
I.Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
Давайте вспомним состав и классификацию неорганических веществ.
Определение простых и сложных веществ.
Классификация простых веществ: металлы и неметаллы. Строение атомов, виды химической связи, типы кристаллических решеток, особенности свойств.
На основании состава все вещества делятся на простые и сложные. Вспомним определения.
Простые вещества – молекулы состоят из атомов одного вида.
Сложные вещества – молекулы состоят из атомов разного вида.
Пример: вода, оксид углерода, азотная кислота и т.д.
Все простые вещества на основании строения атомов, вида химической связи, типа кристаллических решеток, физических и химических свойств делятся на металлы и неметаллы.
Давайте вспомним, характеристику металлов и неметаллов, строение атома, виды химической связи, строение, тип кристаллических решёток и свойства этих веществ. Для этого вы разделитесь на три группы и в ходе осуждения заполните определенные столбики в таблице.
Учащиеся делятся на три группы. В маршрутном листе (приложение) заполняют таблицу. 1 группа – первый столбик, 2 группа – второй, 3 группа – третий. На выполнение задания дается 5 мин. По истечению времени один представитель от каждой группы заполняет соответствующий столбик на доске. После обсуждения, совместно заполняется последний столбик таблицы.
Вещество | Строение атома | Вид химической связи | Строение простых веществ, тип кристаллических решеток | Свойства вещества |
Все металлы | Малое количество электронов на внешнем энергетическом уровне (меньше чем 3) | Металлическая связь | Металлическая кристаллическая решетка | Восстановительные свойства |
Все неметаллы | Большое количество электронов на внешнем энергетическом уровне (больше, чем 4) | Ковалентная полярная связь | Молекулярная или атомная кристаллическая решетки | Окислительно -восстановительные свойства |
Итак, после заполнения таблицы можно сделать вывод, что все простые вещества делятся на металлы и неметаллы, соответственно у них разные свойства, структура и строение.
III. Изучение нового материала.
Химия повсюду. И в предметах, которые нас окружают (многие из которых изготовлены из материалов, получаемых на химических заводах и фабриках), и в производимых в повседневной жизни действиях (например, приготовление пищи или мытье волос), и наконец, внутри самих людей.
Какова же классификация сложных веществ?
Это мы с вами сегодня выясним.
Существует четыре основных класса неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания и соли.
1. Оксиды. Знакомо вам это название? Оксиды очень часто встречаются в нашей жизни, например, оксиды в природе Н2О Вода, СО2 Углекислый газ, СО Угарный газ, SiO2 Кварц, кремнезем, песок, CaO Негашеная известь и т.д.
Посмотрев на представленные примеры, что мы можем сказать о составе этих веществ, что у них общее. Предполагаемые ответы учащихся: кислород.
В состав всех оксидов входит химический элемент – кислород (О).
Запишем их определение и классификацию оксидов. (таблица показана на экране, делают конспект в рабочей тетради)
Оксиды — сложные вещества, образованные двумя элементами один из которых кислород.
Классификация оксидов
Основные | Амфотерные | Кислотные |
Оксиды металлов степень окисления которых +1,+2 | Оксиды металлов степень окисления которых +2,+3,+4 | Оксиды неметаллов степень окисления которых >+5 |
Na2O | BeO | SO2 |
CaO | ZnO | SO3 |
CuO | Al2O3 | P2O5 |
FeO | Cr2O3 | CrO3 |
CrO | MnO2 | Mn2O7 |
2. Кислоты. Это название вам знакомо, встречалось вам в жизни?
Предполагаемые ответы учащихся: кислоты (лимонная, уксусная).
Лимонная кислота. В наибольшей концентрации она содержится в ряде растений: в ягодах, плодах цитрусовых, хвое, стеблях махорки, особенно много её в китайском лимоннике и недозрелых лимонах.
Уксусная кислота то синтетический продукт, образованный путем брожения этанола и углеводов или после естественного скисания сухих винных сортов. В обиходе мы используем растворы уксусной кислоты, которые применяются пищевой промышленностью, бытовой кулинарии, консервации, называются уксусом и уксусной эссенцией. Абсолютная концентрированная кислота называется ледяной, поскольку при замерзании она преобразуется в массу, напоминающую по структуре лед.
Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас. Например, дождевая вода на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней присутствует немало других веществ. За счет растворения углекислого газа из атмосферы она является раствором угольной кислоты.
СO2+H2O=H2СO3
После летней грозы в дождевой воде оказывается еще и азотная кислота.
4NO2+2H2O + O2 =4HNO3
Извержения вулканов и сгорание топлива способствуют появлению в дождевой и снеговой воде серной и сернистой кислот.
SO2+H2O=H2SO3
SO3+H2O=H2SO4
Соляная кислота входит в состав желудочного сока, помогает переваривать пищу HCI.
Итак, что общее мы видим в составе этого сложного вещества?
H2СO3, HNO3, H2SO3, H2SO4, HCI.
В составе этих веществ, есть водород (Н).
Запишем их определение и классификацию кислот. (таблица показана на экране, делают конспект в рабочей тетради)
Кислоты – сложные вещества, которые состоят из атома водорода, способного замещаться на металл и кислотного остатка.
Классификация кислот
Признаки классификации | Группы кислот | Примеры |
Наличие кислорода в кислотном остатке | Кислородные Бескислородные | H3PO4, H2SO4 HBr, H2S |
Основность | Одноосновные Многоосновные | HNO3, HCl H2SO4, H3PO4 |
Растворимость в воде | Растворимые Нерастворимые | HCl, HNO3 H2SiO3 |
Летучесть | Летучие Нелетучие | H2S, HNO3 H2SO4, H3PO4, |
Степень диссоциации | Сильные Слабые | HNO3, HCl H2SO4, H2CO3 |
Стабильность | Стабильные Нестабильные | H2SO4, HCl H2SO3, H2CO3 |
3. Основание. Все моющие средства, мыло, шампунь представляют собой слабощелочные растворы. Именно щелочная среда создает эффект мылкости, растворяет жир и смывает грязь.
Щелочи обладают и дезинфицирующим свойством. Поэтому совершенно верно показывают в рекламе после применения мыла “Сейфгард” уменьшение бактерий.
Раствор аммиака и стеклоочиститель – это также основания.
Щелочной раствор гидроксида кальция Са(ОН)2 (гашеная известь) мы наносим на стены при побелке.
На основе нерастворимых в воде оснований – гидроксидов хрома, железа, кобальта, марганца, меди изготавливают малярные и художественные краски.
Запишем их определение и классификацию кислот. (таблица показана на экране, делают конспект в рабочей тетради)
Основание – сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или несколько гидроксогрупп (-ОН).
Классификация Оснований
Признаки классификации | Группы оснований | Примеры |
Растворимость в воде | Растворимые (Щелочи) Нерастворимые основания | NaOH, Ba(OH)2 Fe(OH)3, Cu(OH)2 |
Степень электролитической диссоциации | Сильные Слабые | Щелочи Нерастворимые, р-р аммиака NH4OH |
Кислотность (число гидроксогрупп) | Однокислотные Двухкислотные Трехкислотные | NaOH KOH Ba(OH)2 Al(OH)3 |
4. Соли. Какой солью мы чаще всего пользуемся в повседневной жизни?
Предполагаемый ответ учащихся: поваренная соль.
Правильно. Самый распространенный вид соли – соль поваренная. Лишь ее люди употребляют в пищу. Она достаточно хорошо растворяется в воде, причем, при любой температуре. Также соль является очень важным веществом для полноценной работы всех систем организма человека.
Соль - это единственный минерал, который используется человеком в пищу практически в чистом виде.
Историческая справка. В 1648 году в Москве в результате реформирования повысились цены, в том числе, на поваренную соль, что вызвало недовольство людей, и они подняли соляной бунт. На протяжении 19-20 веков фунт соли был основной денежной валютой, она стоила в четыре раза дороже говядины, а в некоторых случаях – дороже земельного участка. Обычная по сегодняшним меркам поваренная соль очень ценилась на протяжении всего существования человечества.
Запишем их определение и классификацию кислот. (таблица показана на экране, делают конспект в рабочей тетради)
Соли – сложные вещества, которые состоят из атомов металла и кислотного остатка.
Классификация солей.
Признаки классификации | Группы оснований | Примеры |
Все атомы водорода в молекулах кислоты замещены на атомы металла | Средние | Na2CO3 CuSO4 |
Атомы водорода в кислоте замещены атомами металла частично | Кислые | KHCO3 Ca(HCO3)2 |
Гидроксогруппы основания (ОН) частично замещены кислотными остатками | Основные | CaOHCl Cu2(OH)2CO3 |
Экспериментальная задача.
После того как мы познакомились с основными классами неорганических соединений давайте проведем небольшой эксперимент.
Выданы пробирки с растворами веществ, индикаторы (метилоранж, лакмус, фенолфталеин). Пользуясь таблицей окраски индикаторов в различных средах (учебник стр.140), каждой группе нужно определить какие вещества даны им в пробирках. Записать результат эксперимента в маршрутный лист.
В результате проведения эксперимента можно сделать вывод, что при помощи индикаторов можно определить какую среду имеют, на первый взгляд ни чем не отличающиеся растворы.
IV. Закрепление изученного материала.
Задание для самостоятельной работы.
1. На основании определений и изложенного материала распределить вещества согласно классификации: Al(OH)3, H2SO3, NO, BaO, P2O5, Mg(OH)2, CaSO4, H3PO4, NaHSO4, KNO3, Li2CO3, CaHPO4.
2. «Третий лишний». Укажите кислоту, не соответствует признаку, обьединяющие две другие кислоты, и назовите её.
а) H2S, H2SO4, HNO3 (Азотная кислота)
б) HNO3 H3PO4, HF (Фосфорная кислота)
в) H3PO4, H2CO3, HBr (Бромводородная кислота)
3. Выберите строку с формулами оснований.
а) H2S, H2SO4, Mg(OH)2
б) P2O5, Fe(OH)3, Cu(OH)2
в) Ba(OH)2, Al(OH)3, NaOH.
После выполнения задания, ответы выводятся на экран. (самопроверка). Обсуждение полученных результатов, анализ проверки.
V. Подведение итогов урока.
Ученики с помощью учителя формулируют основные выводы по теме урока.
1. Основания.
2. Кислоты.
3. Соли.
4. Оксиды.
5. Индикаторы – вещества, определяющие реакцию среды раствора, которая бывает нейтральная, щелочная и кислотная.
Домашнее задание.
1. Выучить § 40, стр.136 тестовые задания.
2. Подготовить сообщение: 1 группа – «Кислоты вокруг нас», 2 группа – «Поваренная соль как химическое сырье», 3 группа – «Оксиды и соли как строительные материалы».
Список используемой литературы.
1.Химия. Законы, свойства элементов и их соединений Т.Н.Литвинова. – 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2016. 156с.
2. Аналитическая химия. Учеб. пособие для студентов химико-хим. Специальностей. М., «Просвещение», 1975. 478 с. Авт.: Н.Я.Логинов, А.Г. Воскресенский, И.С. Солодкин.
3. Справочник по элементарной химии. Под общ.ред. А.Т.Пилипенко. изд. 2-е, перераб. И доп. К., «Наук. думка», 1978. 544с.
4. «Энциклопедия. Открой мир вокруг себя». «Де Агостини», Россия, 2010г.
5. Интернет-ресурсы.
Приложение
Маршрутный лист урока химии в 8 классе
Тема урока: «Основные классы неорганических соединений»
ФИ_________________________________________________________________________
Цель урока: Обобщить, систематизировать и закрепить умения классифицировать вещества, относящихся к важнейшим классам неорганических соединений.
Каждой группе выставляется количество баллов.
3 балла - правильный ответ, дополнения.
2 балла – правильный ответ.
1 балл - неполный ответ.
0 – нет ответа.
Простые вещества - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сложные вещества - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполнить таблицу. 1 группа – первый столбик, 2 группа – второй, 3 группа – третий.
Вещество | 1.Строение атома | 2.Вид химической связи | 3.Строение простых веществ, тип кристаллических решеток | Свойства вещества |
Все металлы | | | | |
Все неметаллы | | | | |
Количество баллов _________
Экспериментальная задача.
Выданы пробирки с растворами веществ, индикаторы (метилоранж, лакмус, фенолфталеин). Пользуясь таблицей окраски индикаторов в различных средах (учебник стр.140), каждой группе нужно определить какие вещества даны им в пробирках. Записать результат эксперимента.
№ Инд. | Метилоранж | Лакмус | Фенолфталеин |
Пробирка № 1 | | | |
Пробирка № 2 | | | |
Пробирка № 3 | | | |
В таблице указывайте цвет, который образовался при действии индикатора, определите среду.
Количество баллов _________
Задание для самостоятельной работы.
1. На основании определений и изложенного материала распределить вещества согласно классификации: Al(OH)3, H2SO3, NO, BaO, P2O5, Mg(OH)2, CaSO4, H3PO4, NaHSO4, KNO3, Li2CO3, CaHPO4.
2. «Третий лишний». Укажите кислоту, не соответствует признаку, обьединяющие две другие кислоты, и назовите её.
а) H2S, H2SO4, HNO3 (Азотная кислота)
б) HNO3 H3PO4, HF (Фосфорная кислота)
в) H3PO4, H2CO3, HBr (Бромводородная кислота)
3. Выберите строку с формулами оснований.
а) H2S, H2SO4, Mg(OH)2
б) P2O5, Fe(OH)3, Cu(OH)2
в) Ba(OH)2, Al(OH)3, NaOH.
Количество правильных ответов_____.
Рефлексия
Теперь я знаю…
Теперь я умею…
Обратная связь от учителя
(словесная оценка и/или комментарий)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________