Технологическая карта урока химии «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека» (8 класс)
Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В.
Предмет: Химия
Класс: 8
Тип урока: урок формирования новых знаний
Тема: «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека»
Цели урока: 1) обучения – сформировать важнейший метод познания химических явлений – наблюдение – и умения описывать его; сформировать знания о физических и химических явлениях; о химических реакциях, признаках химических реакций и условиях, влияющих на их протекание; 2) развития – сформировать умение отличать физические и химические явления, определять признаки химических реакций, условия их возникновения; 3) воспитания - способствовать формированию научно-материалистического мировоззрения, причинности познаваемости явлений, взаимообусловленности в природе; сформировать убеждение в том, что опыт- это инструмент познания, что мир познаваем, учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.
Термины и понятия: физическое явление, химическая реакция. |
||||||||
Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, свеча, лучина, стакан с водой, мрамор, |
||||||||
Межпредметные связи: физика (физические явления), география (образование, выветривание горных пород). |
||||||||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная |
||||||||
Планируемые результаты |
УУД |
|||||||
Предметные: |
Личностные |
Метапредметные |
||||||
Знать: определение понятия ««химическая реакция» Уметь: отличать химические реакции от физических явлений, делать выводы и умозаключения из наблюдений, прогнозировать признаки и условия протекания химических реакций с применением межпредметных связей |
Мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка |
Владеть: универсальными естественнонаучными способами деятельности – наблюдение, эксперимент. Уметь: определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике |
Познавательные – анализировать и структурировать полученную информацию о физических и химических явлениях, о признаках и условиях протекания химических реакций. Регулятивные – умение определять цель учебной деятельности, управлять познавательной деятельностью на уроке, прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата, логически мыслить, делать соответствующие выводы о принадлежности явлений к определенной классификации, о возможности протекания химических реакций. Коммуникативные - сотрудничество учащихся между собой, работа в парах, взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Личностные - |
|||||
Организация пространства |
||||||||
Этап |
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
УУД |
||||||
1. Организационный момент. |
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. |
Организаторская: Приветствует учащихся, проверяет их готовность к началу урока. |
Коммуникативная: Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Личностные: доброжелательность |
||||
2. Проверка выполнения д/з. |
Установление правильности и осознанности выполнения д/з всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция |
Организаторская: Организует проверку выполнения упражнения: осуществляет индивидуальный контроль (Упр.3). Организует фронтальный опрос: Что изучает наука химия? Что такое вещество? Вещества характеризуются определенными физическими свойствами. Какими? Чем отличаются понятия «вещество» и «тело»? Дайте определение химического элемента. В каких формах существует химический элемент? Какие вещества называются простыми? Приведите примеры. Какие вещества называются сложными? Приведите примеры. Конструктивная, коммуникативная: Спасибо всем за работу. Мне очень приятно, что основные понятия темы вы усвоили достаточно хорошо. |
К доске выходит один учащийся (объясняет свой выбор). Остальные осуществляют самопроверку на местах. Отвечают на вопросы учителя. |
Регулятивные: оценка, саморегуляция. |
||||
3. Мотивация учебной деятельности. |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
Коммуникативная, организаторская: «Сегодня мы с вами начнем урок несколько необычно. Людей всегда манила и притягивала неизвестность, таинство. Вот мы и попробуем погадать и увидеть будущее». Организует работу в группах. « Для этого вы должны поджечь свечу и подождать, пока воск расплавится, а потом резким движением наклонить свечу, чтобы расплавленный воск вылился в стакан с водой». (При этом учитель напоминает правила ТБ.) Затем учащимся предлагается поджечь лучину (опыт 2), посмотреть, как она горит, и затушить ее. |
Познавательная, коммуникативная, поисковая: выполняют опыт по плавлению парафина. Затем идет обсуждение застывших фигур из парафина в воде. Выполняют опыт. |
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: мотивационная основа учебной деятельности. |
||||
4. Актуализация знаний. Целеполагание. |
Конструктивная, коммуникативная: организует актуализирующую знания беседу, побуждает учащихся к формулированию темы и задач урока. С каким телом вы работали в опыте 1? Из какого вещества состоит это тело? Что вы сделали с веществом? Какой был итог воздействия на вещество? Что вы наблюдали? (Аналогичные вопросы и для опыта 2.) Объявляет и записывает тему урока. |
Познавательная, частично-поисковая: в результате ответов на вопросы делают вывод о том, что в первом опыте ничего с веществом не произошло, только изменилась форма, а во втором – получили новое вещество. Выражают варианты темы урока, формулируют цели урока. |
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество, учет разных мнений. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно). |
|||||
5.Формирование новых знаний и способов действия |
Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самих искать решение задачи |
Организаторская, коммуникативная, конструктивная: Изучение веществ будет неполным, если не рассмотреть явления, которые с ними происходят. Демонстрирует эксперименты: «Измельчение сахара» «Испарение воды» Организует обсуждение результатов опыта: Изменился ли сахар, вода? Получилось ли новое вещество при измельчении сахара, испарении воды? Чем сходны наблюдавшиеся вами явления при проведении этих демонстрационных экспериментов? Подводит учащихся к формулировке определения физического явления. Рассмотрим теперь происходящее с веществами явления, совершенно отличные от физических. Демонстрирует эксперименты: «Взаимодействие соляной кислоты с мрамором» (получение газа) «Получение гидроксида меди (II) (выпадение осадка) «Накаливание в пламени медной проволоки» (изменение окраски) «Горение серы» (появление запаха) «Горение магния» (выделение тепла и света) Организует обсуждение результатов экспериментов: Что наблюдали? Образовывалось ли новое вещество при взаимодействии соляной кислоты с мрамором и горении магния? Чем сходны наблюдавшиеся вами явления при проведении этих опытов? Чем отличаются химические явления от физических? Подводит к формулировке определения химического явления. |
Наблюдают за экспериментом. Обсуждают результаты опытов. Формулируют выводы наблюдений. Формулируют определение физического явления и записывают его в рабочую тетрадь. Формулируют выводы наблюдений. Формулируют определение химического явления и записывают его в тетрадь. |
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
||||
6. Первичная проверка понимания |
Установить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение. |
После просмотренных опытов учащимся предлагается поработать в парах, обобщить увиденное и ответить на вопросы: 1) На основании, каких признаков вы сделали вывод о том, что наблюдали химическое явление? 2) Каковы условия протекания химических реакций? Предлагает выполнить химический диктант: Какие из перечисленных явлений относятся к физическим, а какие к химическим: - горение свечи, - растворение в воде соли, - скисание молока, - ржавление железа, - образование инея, -почернение серебряной цепочки, - плавление металла, - горение бумаги, - измельчение сахара. После выполнения х\д организует взаимоконтроль. |
Высказывают свои предположения в паре и записывают признаки химических реакций в тетрадь Выполняют химический диктант в тетради (при ответе ставят Ф – если физическое явление, или Х – если химическая реакция). Осуществляют взаимоконтроль, обмениваются мнениями по правильности определения химических и физических явлений. |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
||||
7. Закрепление и самопроверка знаний. |
Организовать деятельность по применению новых знаний |
Организаторская: Распределяет задания и организует самостоятельную (индивидуальную) работу учащихся. 1. Сахар растворяется в воде. Вода приобретает сладкий вкус, хотя если не знать этого, то совсем не очевидно, что вода содержит растворенный в ней сахар. Если выпаривать воду, то останется слой сахара. Образуется ли новое вещество, когда растворяется сахар в воде? 2. Кусочек медной проволоки накалили в пламени спиртовки. Вытащили из пламени, охладили. После чего очистили с нее образовавшийся налет. Что собой представляет образовавшийся налет? Это новое вещество, в которое превратилась медь или это сажа от пламени? 3. Какие признаки подтверждают, что … а) пригорание масла во время приготовления пищи; б) гниение пищевых остатков – химическая реакция? |
Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы. |
|||||
8. Подведение итогов. Рефлексия. |
Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке |
Называют ключевые моменты нового материала: (С телами и веществами, из которых эти тела построены, происходят изменения – явления, которые могут быть двух видов: а) при одних изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав веществ при этом не изменяется – это физические явления; б) при других из одних веществ образуются иные новые вещества, отличающиеся от исходных и по составу и по свойствам – это химические явления.) и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Регулятивные: оценка, саморегуляция. |
||||
9.Домашнее задание |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з |
Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания. Кроме д/з предлагается выполнить небольшую творческую работу «Химические реакции, о которых я знал, но не задумывался о том, что это – химические реакции…» |
Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: оценка, саморегуляция. |