Технологическая карта урока химии «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека» (8 класс)

5
0
Материал опубликован 29 October 2017 в группе

Технологическая карта

Ф.И.О. Акимова Е.В.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: урок формирования новых знаний

Тема: «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека»

Цели урока: 1) обучения – сформировать важнейший метод познания химических явлений – наблюдение – и умения описывать его; сформировать знания о физических и химических явлениях; о химических реакциях, признаках химических реакций и условиях, влияющих на их протекание; 2) развития – сформировать умение отличать физические и химические явления, определять признаки химических реакций, условия их возникновения; 3) воспитания - способствовать формированию научно-материалистического мировоззрения, причинности познаваемости явлений, взаимообусловленности в природе; сформировать убеждение в том, что опыт- это инструмент познания, что мир познаваем, учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Термины и понятия: физическое явление, химическая реакция.

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, свеча, лучина, стакан с водой, мрамор,

Межпредметные связи: физика (физические явления), география (образование, выветривание горных пород).

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

УУД

Предметные:

Личностные

Метапредметные

Знать: определение понятия ««химическая реакция»

Уметь: отличать химические реакции от физических явлений, делать выводы и умозаключения из наблюдений, прогнозировать признаки и условия протекания химических реакций с применением межпредметных связей

Мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка

Владеть: универсальными естественнонаучными способами деятельности – наблюдение, эксперимент.

Уметь: определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике

Познавательные – анализировать и структурировать полученную информацию о физических и химических явлениях, о признаках и условиях протекания химических реакций.

Регулятивные – умение определять цель учебной деятельности, управлять познавательной деятельностью на уроке, прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата, логически мыслить, делать соответствующие выводы о принадлежности явлений к определенной классификации, о возможности протекания химических реакций.

Коммуникативные - сотрудничество учащихся между собой, работа в парах, взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Личностные -

Организация пространства

Этап

Цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

учащихся

УУД

1. Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Организаторская: Приветствует учащихся, проверяет их готовность к началу урока.

Коммуникативная: Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные: доброжелательность

2. Проверка выполнения д/з.

Установление правильности и осознанности выполнения д/з всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Организаторская: Организует проверку выполнения упражнения: осуществляет индивидуальный контроль (Упр.3).

Организует фронтальный опрос:

Что изучает наука химия?

Что такое вещество?

Вещества характеризуются определенными физическими свойствами. Какими?

Чем отличаются понятия «вещество» и «тело»?

Дайте определение химического элемента. В каких формах существует химический элемент?

Какие вещества называются простыми? Приведите примеры.

Какие вещества называются сложными? Приведите примеры.

Конструктивная, коммуникативная:

Спасибо всем за работу. Мне очень приятно, что основные понятия темы вы усвоили достаточно хорошо.

К доске выходит один учащийся (объясняет свой выбор). Остальные осуществляют самопроверку на местах.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: оценка, саморегуляция.

3. Мотивация учебной деятельности.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Коммуникативная, организаторская: «Сегодня мы с вами начнем урок несколько необычно. Людей всегда манила и притягивала неизвестность, таинство. Вот мы и попробуем погадать и увидеть будущее». Организует работу в группах. « Для этого вы должны поджечь свечу и подождать, пока воск расплавится, а потом резким движением наклонить свечу, чтобы расплавленный воск вылился в стакан с водой». (При этом учитель напоминает правила ТБ.) Затем учащимся предлагается поджечь лучину (опыт 2), посмотреть, как она горит, и затушить ее.

Познавательная, коммуникативная, поисковая: выполняют опыт по плавлению парафина. Затем идет обсуждение застывших фигур из парафина в воде.

Выполняют опыт.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности.

4. Актуализация знаний. Целеполагание.

 

Конструктивная, коммуникативная: организует актуализирующую знания беседу, побуждает учащихся к формулированию темы и задач урока.

С каким телом вы работали в опыте 1?

Из какого вещества состоит это тело?

Что вы сделали с веществом?

Какой был итог воздействия на вещество? Что вы наблюдали?

(Аналогичные вопросы и для опыта 2.)

Объявляет и записывает тему урока.

Познавательная, частично-поисковая: в результате ответов на вопросы делают вывод о том, что в первом опыте ничего с веществом не произошло, только изменилась форма, а во втором – получили новое вещество.

Выражают варианты темы урока, формулируют цели урока.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество, учет разных мнений. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).

5.Формирование новых знаний и способов действия

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самих искать решение задачи

Организаторская, коммуникативная, конструктивная: Изучение веществ будет неполным, если не рассмотреть явления, которые с ними происходят.

Демонстрирует эксперименты:

«Измельчение сахара»

«Испарение воды»

Организует обсуждение результатов опыта:

Изменился ли сахар, вода?

Получилось ли новое вещество при измельчении сахара, испарении воды?

Чем сходны наблюдавшиеся вами явления при проведении этих демонстрационных экспериментов?

Подводит учащихся к формулировке определения физического явления.

Рассмотрим теперь происходящее с веществами явления, совершенно отличные от физических.

Демонстрирует эксперименты:

«Взаимодействие соляной кислоты с мрамором» (получение газа)

«Получение гидроксида меди (II) (выпадение осадка)

«Накаливание в пламени медной проволоки» (изменение окраски)

«Горение серы» (появление запаха)

«Горение магния» (выделение тепла и света)

Организует обсуждение результатов экспериментов:

Что наблюдали? Образовывалось ли новое вещество при взаимодействии соляной кислоты с мрамором и горении магния?

Чем сходны наблюдавшиеся вами явления при проведении этих опытов?

Чем отличаются химические явления от физических?

Подводит к формулировке определения химического явления.

Наблюдают за экспериментом.

Обсуждают результаты опытов. Формулируют выводы наблюдений.

Формулируют определение физического явления и записывают его в рабочую тетрадь.

Формулируют выводы наблюдений.

Формулируют определение химического явления и записывают его в тетрадь.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

6. Первичная проверка понимания

Установить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение.

После просмотренных опытов учащимся предлагается поработать в парах, обобщить увиденное и ответить на вопросы:

1) На основании, каких признаков вы сделали вывод о том, что наблюдали химическое явление?

2) Каковы условия протекания химических реакций?

Предлагает выполнить химический диктант:

Какие из перечисленных явлений относятся к физическим, а какие к химическим:

- горение свечи,

- растворение в воде соли,

- скисание молока,

- ржавление железа,

- образование инея,

-почернение серебряной цепочки,

- плавление металла,

- горение бумаги,

- измельчение сахара.

После выполнения х\д организует взаимоконтроль.

Высказывают свои предположения в паре и записывают признаки химических реакций в тетрадь

Выполняют химический диктант в тетради (при ответе ставят Ф – если физическое явление, или Х – если химическая реакция).

Осуществляют взаимоконтроль, обмениваются мнениями по правильности определения химических и физических явлений.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

7. Закрепление и самопроверка знаний.

Организовать деятельность по применению новых знаний

Организаторская: Распределяет задания и организует самостоятельную (индивидуальную) работу учащихся.

1. Сахар растворяется в воде. Вода приобретает сладкий вкус, хотя если не знать этого, то совсем не очевидно, что вода содержит растворенный в ней сахар. Если выпаривать воду, то останется слой сахара. Образуется ли новое вещество, когда растворяется сахар в воде?

2. Кусочек медной проволоки накалили в пламени спиртовки. Вытащили из пламени, охладили. После чего очистили с нее образовавшийся налет. Что собой представляет образовавшийся налет? Это новое вещество, в которое превратилась медь или это сажа от пламени?

3. Какие признаки подтверждают, что …

а) пригорание масла во время приготовления пищи;

б) гниение пищевых остатков – химическая реакция?

Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы.

 

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке

Называют ключевые моменты нового материала: (С телами и веществами, из которых эти тела построены, происходят изменения – явления, которые могут быть двух видов:

а) при одних изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав веществ при этом не изменяется – это физические явления;

б) при других из одних веществ образуются иные новые вещества, отличающиеся от исходных и по составу и по свойствам – это химические явления.) и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Регулятивные: оценка, саморегуляция.

9.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания.

Кроме д/з предлагается выполнить небольшую творческую работу «Химические реакции, о которых я знал, но не задумывался о том, что это – химические реакции…»

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: оценка, саморегуляция.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.