Статья «Кейс-технологии в дошкольном образовании»
Кейс- технологии в дошкольном образовании автор презентации: Канагина Л.В., старший воспитатель высшей категории
Возникновение метода кейса относят к началу XX века (страна США, сфера деятельности – бизнес, экономика, позднее – образование). В России данная технология стала внедряться в начале 90-х годов, в сфере образования – с 2000 г., в дошкольном образовании – последние 3-4 года (период активного внедрения ФГОС ДО). ДЛЯ справкИ: casus (от латинского) – запутанный необычный случай, ситуация case (от английского) – портфель, чемоданчик
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРМИН? Кейс-технологии – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы изучения, анализа ситуаций или ситуационных задач. Кейс-технологии – это интерактивные технологии для краткосрочного обучения на основе рассмотрения и анализа реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование представлений, новых качеств и практических умений. Кейс-технологии – это способ коллективного обучения детей, где им предоставляется возможность взаимно обменяться информацией, попробовать самостоятельно увидеть и решить проблему или найти выход из представленной ситуации (в т. ч. на основе анализа и синтеза информации).
Структура КЕЙСа и механизм реализации технологии: КЕЙС ЧТО ПОЛОЖИМ В КЕЙС? фото / иллюстрацию / картинку / видео / медиа, сюжет которого отражает какую-либо проблему или ситуацию, случай, историю и т. д.; текст-комментарий, который описывает совокупность событий в основе проблемы или ситуации, случая, истории (доступен детскому восприятию, чёткое конкретное описание); задание – правильно поставленный вопрос, в котором должна быть мотивация на решение проблемы или на способ выхода из представленной ситуации; приложения (например, музыкальное сопровождение).
Кейс-технологии в контексте фгос до: В основе Кейс-технологий лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, что способствует становлению самостоятельности воспитанников, продуктивности их мышления и субъектности, формирующих в итоге культуру познания, применения правил, отношений, суждений в области той действительности, в которой и был разработан кейс. Кейс-технологии позволяют воспитанникам приблизиться к реальной жизненной практике, развивают у них способность прорабатывать различные проблемы и ситуации, самостоятельно находя варианты их решения.
В ЧЁМ ПОЛЬЗА ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА? учатся получать необходимую информацию в общении со сверстником, со взрослым; научаются соотносить свои устремления с интересами других; учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; учатся воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно, применять к себе обстоятельства; происходит формирование навыков работы в команде; развивается умение адекватно вести себя в возникающих конфликтных и проблемных ситуациях; обеспечивается взаимосвязь с жизнью, практикой и игрой; развивается информационная компетентность; учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Кейсы – инциденты (свершившееся или готовящееся произойти событие) Кейсы – вариации или догадки Фото-кейсы (вариант: медиа-, видео-кейсы) Кейсы-иллюстрации Кейсы-драматизации Кейсы-мультфильмы Кейсы-литературные произведения Кейсы-опорные картинки в серии Кейсы-предметные картинки-демонстраторы Кейсы-наоборот Кейсы-варианты развития событий МЕТОДЫ: метод игрового проектирования, создания или совершенствования объектов; метод проигрывания ролей; групповая / подгрупповая дискуссия; метод информационного лабиринта; метод ситуативного анализа и др. КЛАССИФИАЦИЯ КЕЙСОВ (дошкольное образование):
ЭТАПЫ: 1. Этап предъявления материала – содержимое кейса (иллюстрация, текст-комментарий в целях погружения детей в проблемное поле) 2. Этап анализа, выявления причинно-следственных связей, условий, влияний и т. д., формулирование высказываний, обмен мнениями 3. Этап поиска верных решений проблемы, способов выхода из ситуации, а также вариантов предупреждения возникновения проблемных ситуаций 4. Этап вербализации или «папируса» (коллективное творческое решение, формулирование правила на основе пережитого обсуждения, опыта, фиксирование правила в виде символа)
ПРАВИЛА РАБОТЫ С КЕЙСОм: Кейс-технологии – это интерактивные технологии, это форма, в которой организуется активное обсуждение и познание жизненных ситуаций. Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию. После инициативу и главенство нужно не бояться отдать детям. Главные действующие лица в кейс-обучении – дети, коллектив детей. Педагог находится с ними в равной позиции. Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы. Акцент в образовательной деятельности нужно перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество детей и педагога. При работе с кейсом следует выдерживать технологические этапы. Этапы лучше наглядно обозначить символами (например, смайлики). Наглядность и природосообразность – ведущие дидактические принципы и при работе с кейс-технологиями.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Любовь Витальевна