Статья «Кейс-технологии в дошкольном образовании»
Пояснительная записка к презентации
Автор статьи:
Канагина Лариса Валерьевна,
старший воспитатель высшей категории,
МБДОУ детский сад № 9 г. Горячий Ключ
Анонс: статья адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, активно внедряющим в практическую деятельность современные развивающие технологии, нацеленные на воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Статья иллюстрируется слайдовой презентацией.
Презентация к статье "Кейс-технологии в дошкольном образован
PPTX / 1.32 Мб
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ:
Развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе реализации Кейс-технологий
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является развитие у детей коммуникативных навыков. Вместе с тем, педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети в дошкольном возрасте обнаруживают серьёзные затруднения в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Одна из причин подобного рода затруднений – подверженность современных детей впитыванию в себя большого объёма информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить всё по полочкам и спокойно объяснить; а также чрезмерное увлечение интерактивными источниками информации, в том числе насыщенными неприветливой и агрессивной лексикой. Подобная ситуация приводит к возникновению у детей таких проблем как: неумение по собственной инициативе обратиться к другому человеку; отсутствие умений поддержать и развивать установившийся контакт; неумение адекватно реагировать на просьбы и поручения, выражать свои чувства и мысли – всё это может привести к возникновению конфликтных ситуаций, изрядно подрывающих дисциплину внутри детского коллектива.
Современная практика дошкольного образования предполагает активное внедрение инновационных педагогических технологий. Одной из таких технологий являются Кейс-технологии (слайд 1).
Историческая справка (слайд 2): происхождение термина: casus (от латинского) – запутанный необычный случай, ситуация; case (от английского) – портфель, чемоданчик; возникновение метода кейса относят к началу XX века (страна США, сфера деятельности – бизнес, экономика, позднее – образование), в России данная технология стала внедряться в начале 90-х годов, в сфере образования – с 2000 г., в дошкольном образовании – последние 3-4 года (период активного внедрения ФГОС ДО).
Кейс-технологии (слайды 3, 4) – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы изучения, анализа ситуаций или ситуационных задач.
Кейс-технологии – это интерактивные технологии для краткосрочного обучения на основе рассмотрения и анализа реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование представлений, новых качеств и практических умений.
Кейс-технологии – это способ коллективного обучения детей, где им предоставляется возможность взаимно обменяться информацией, попробовать самостоятельно увидеть и решить проблему или найти выход из представленной ситуации (в т. ч. на основе анализа и синтеза информации).
В основе Кейс-технологий лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, что способствует становлению самостоятельности воспитанников, продуктивности их мышления и субъектности, формирующих в итоге культуру познания, применения правил, отношений, суждений в области той действительности, в которой и был разработан кейс. Кейс-технологии позволяют воспитанникам приблизиться к реальной жизненной практике, развивают у них способность прорабатывать различные проблемы и ситуации, самостоятельно находя варианты их решения (слайды 5, 6).
Существует множество видов Кейсов; в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется использование Кейсов практических, среди которых (слайд 7):
I. Кейсы-инциденты – это группа Кейсов, представляющая ребёнку уже свершившееся или готовящееся произойти событие:
-Фото-кейсы (вариант: медиа-, видео-кейсы), Кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
-Кейсы-драматизации – иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
-Кейсы-мультфильмы, Кейсы-литературные произведения – детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий. Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
II. Кейсы-вариации и догадки – эта группа Кейсов применяется для того, чтобы ребёнок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами:
-Кейсы-опорные картинки или серии картинок – воспринимая, ребёнок осознаёт причинно-следственные связи, строит варианты развития событий;
-Кейсы-предметные картинки-демонстраторы – побуждает детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны;
-Кейсы-наоборот – дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребёнка, со словами, которые были сказаны взрослым, и на этой основе предполагают, что не так сделал ребёнок.
-Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого (детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать своё мнение).
При работе с Кейсами, не зависимо от выбранного вида, целесообразно применение следующих методов работы с детьми: метод игрового проектирования, создания или совершенствования объектов; метод проигрывания ролей; групповая / подгрупповая дискуссия; метод информационного лабиринта; метод ситуативного анализа и др.
Методика организации работы с Кейсами:
На первой встрече педагог презентует детям Кейс, рассказывает, что это – игра, в которую будем играть все вместе, т. е. коллективно, при этом у каждого будет возможность высказать своё мнение (примерно, как в телевизионной игре «Что? Где? Когда?» – команда активно обсуждает решение проблемы или задачи, а отвечает один игрок – тот, кому поручат); можно придумать «микрофон» для оглашения решения.
Реализация Кейс-технологии предполагает поэтапный характер (слайд 8). Организовывать детей на работу по Кейсам лучше в подгруппах, тогда можно прогнозировать большую активность участников. Каждый этап можно символически обозначить специальной меткой (например, смайлик). Метка-символ позволяет детям видеть ритм Кейса, предполагать последующие этапы и не торопиться, перескакивая с этапа на этап.
Первый этап – этап предъявления педагогом содержимого Кейса, показа иллюстрационного материала, зачитывания текста, подачи вводного рассказа и т. д., привлечения детей в зависимости от типа Кейса. Самое главное – это погружение ребёнка в проблемное поле, при этом вопрос, который педагог ставит перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы (например, «что не правильно делает ребёнок?», «что случилось с ребёнком, почему он расстроен / обижен / огорчён?» и т. д.).
Второй этап – этап анализа, выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «почему это могло случиться?», «почему так произошло?» и т. д. Педагог поощряет многообразие версий, высказываний (важно: на данном этапе не должно быть непринятых и однозначно ошибочных вариантов; всё объясняется, аргументируется и, тем самым, подтверждается или опровергается). Обсуждение ведётся коллективно (можно установить временные рамки, например, песочные часы; отвечающий – один).
Третий этап – этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Педагог задаёт вопросы типа «как правильно поступить в этой ситуации?»; здесь же педагог уточняет, что нужно изменить / предпринять / сделать, чтобы решить проблему либо предотвратить её возникновение.
Четвёртый этап – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило (например, правило поведения в группе, нормативное правило для игры и т. д.), которым могли бы воспользоваться и другие дети. На этом же этапе происходит оценка работы детей по Кейсу со стороны педагога и, если это возможно, самооценка работы по проблемной практической ситуации. Все правила, которые создают дети, рекомендуется записывать в специальную детскую «копилку» (тогда в группе создаётся альбом, свод правил группы и т. д., к которому дети могут обратиться самостоятельно в свободной деятельности).
Практическое задание (Фото-кейс) – слайды 9, 10.
Цель / практическая значимость: развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
воспитание ответственности, самоорганизованности и дисциплины; привитие навыков поддержания порядка в группе, умения формулировать и выполнять правила группы:
Описание: «Сегодня днём я зашла в среднюю группу, детей в группе не было – все они ушли гулять на улицу, ведь было время прогулки. На ковре посреди группы я увидела очень много ярких красивых игрушек». Вопрос: «Как вы думаете, я обрадовалась или огорчилась тому, что увидела?».
Размышления над поставленным вопросом (обрадовалась или нет? и, если огорчилась, то почему? приятно ли вошедшему видеть разбросанные игрушки к чему приведёт небрежное отношение к игрушкам? и т. д.).
Варианты исправления и предотвращения данной ситуации (каждый сам убирает за собой игрушки, назначается ответственный или дежурный и т. д., как можно обратиться к ребёнку с просьбой, убрать игрушки?).
Придумывание картинки-символа, суть которого в том, «Каждой игрушке – свой домик» (его можно вывешивать каждый раз по окончанию игры).
Любовь Витальевна