12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Косуха Ирина Юрьевна28

Химия газированных напитков

Занятие: исследование.

Раздел по программе: «Химия и жизнь» (необязательная компонента)

Цель: Доказать при помощи химических экспериментов губительное влияние газированных напитков на живые организмы.

Задачи:

Образовательные:

Показать взаимосвязь здоровья человека, здоровья населения и здоровья среды в целом, а так же необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека;

Доказать при помощи химических экспериментов губительное влияние газированных напитков на белки живых организмов;

Совершенствовать умение пользоваться химическим языком: называть химические вещества, составлять химические формулы, уравнения химических реакций;

Расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния напитков на организм человека.

Развивающие:

Продолжить развитие понимания окружающего мира с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни;

Развивать понятия о факторах здоровья и риска болезни, умение определять их значимость;

Продолжить развитие общеучебных умений при выполнение лабораторной работы добывать знания на основе наблюдений, обобщения результатов эксперимента,

Анализ информации, её обобщение;

Проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности;

Умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения;

Проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу;

Воспитательные:

Продолжить формирование естественно – научного мировоззрения;

Обратить внимание на связи между правом человека на здоровье с обязанностью ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и здоровью среды;

Формировать необходимость здорового образа жизни.

Воспитывать бережное отношение к окружающейсреде в целом, и людям, которые нас окружают;

Подвести обучающихся к осознанному отказу от газированных напитков, основанному на знаниях об их вредных последствиях.


 

Методы:

Словесные: беседа, диалог (подготовка учащихся к восприятию нового материала), объяснение (при рассмотрении химических свойств), элементы рассказ;

Словесно-наглядные: объяснение учителя с использованием записей на доске, презентации, демонстрационного опыта;

Словесно-наглядно-практические: выполнение заданий учащимися самостоятельно с использованием раздаточных карточек, химическим оборудованием и реактивами.

Оборудование:

Мультимедиапроектор с экраном, презентация к уроку, компьютер, инструктивная карта по проведению урока химии для обучающихся(раздаточный дидактический материал на каждый стол)

Химическое оборудование:

Химический стакан, пробирки ПХ-18, ПХ-24, штатив, спиртовка, спички, предметное стекло, стеклянная палочка, пинцет, фильтровальная бумага

Реактивы:

Раствор этилового спирта, вода, раствор яичного белка, растительное масло, медная проволока, бутылки с “Кока-колой ” или “Пепси» и др., ржавые предметы, чашка со следами от чая, кусочек колбасы, 3 конфеты “Ментос”, молочный зуб (или яйцо).

 

Ход занятия.

Организационный момент.(5 минут)

Учитель приветствует обучающихся, создает рабочий настрой на урок.

Вступительное слово учителя, создание рабочего настроя на урок: Слайд 2,3

Сообщает тему, формулирует цель, объясняет принцип работы с инструктивными картами. Слайд1.

Игорь Шкляревский. Отрывок из экологического этюда.

Я боюсь, что люди погибнут. Представляешь они охраняют ценное и
драгоценное, а бесценное не охраняют... Они знают, но не понимают, что
Земля - одуванчик, что они живут в одуванчике.

А есть надежда на детей?

Есть. Чтобы прожить долгую счастливую жизнь, нужно с детства не только осваивать научную и духовную культуру своего народа и народов планеты, но и научиться ценить и беречь себя – как часть природы, как крошечную пылинку одуванчика.

Сегодня у нас тема «Химия газированных напитков». Мы попробуем раскрыть эту тему, опираясь на знания химии и биологии, знания экологических закономерностей.

Основная цель нашего занятия - доказать при помощи химических экспериментов губительное влияние газированных напитковна организм человека, а так же увидеть взаимосвязь между такими понятиями как «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровье питание», «свобода выбора».Слайд 4,5

У Вас на столах лежат инструктивные карты, в которых Вы сегодня будите работать. Поэтому сейчас запишите свою фамилию (учащиеся заполняют шапку инструктивной карты).Приложение 1.

II. Основная часть (20 минут)

Учитель задает проблемные вопросы (диалог):Что такое здоровье?

Ответ:Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, (определение Всемирной организации здравоохранения - ВОЗ)

Вопрос: Что зависит в жизни человека от его здоровья?

Ответ: От состояния здоровья человека зависит его продолжительность жизни.

Вопрос: Что мешает человеку использовать его максимальные возможности?Ответ:Факторы, влияющие на здоровье людей.(учитель записывает на доске возможные ассоциации)

Следующая наша задача или проблема – определить размеры вреда наносимого нашему организму от всеми любимых газированных напитков. Предлагаю все исследования провести на примере всем известной «Кока-коле», «Фанте» и «Спрайте».

Итак, вся правде о «Кока-коле»!

Историческая справка (рассказ учителя)

«Кока-колу» придумали в Америке 8 мая 1886 года. Изобретателем “Кока-колы” был фармацевт Джон Стив Пембертон. А название для напитка придумал бухгалтер Пембертона. В напиток добавляли листья коки – растения, содержащего наркотические вещества.

Поэтому напиток был запатентован как лекарство от любых нервных расстройств и продавался только строго в аптеках.
В конце 1890-х годов появился запрет на кокаин. И в «Кока-колу» стали добавлять не свежие листья коки, а “выжатые”, кокаина в них уже не было. С тех пор “Кока-кола” начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала для американцев самым популярным напитком.

Давайте рассмотрим состав газированных напитков: Слайд 6

 

Опыт 1. «Растворение «Колы» в воде»(Обучающиеся выполняют необходимые записи в картах) Слайд7

Ход опыта: В пробирку прилить 1мл воды и столько же лимонада.

Вывод: Так как легко растворяется в воде, он сразу же поглощается и разносится кровью по всему телу. Примерно 90% его временно задерживается в печени, где нарушает выделение желчи, гибнет много печеночных клеток.

Сахар и его последствия. Слайд 8,9

Опыт 2. Определение «натуральности» продукта.

Натуральность исследуемых напитков определяли по изменению окраски газировки после их кипячения с содой. В каждую из трех пробирок прильем по 10 мл. исследуемого газированного напитка. Добавили в пробирки с растворами по 3 гр. гидрокарбонат натрия (пищевая сода). Затем нагрели смеси в течение 10 минут: если окрашенный напиток не изменял свой первоначальный цвет - значит, напиток полностью химический. Изменение цвета газировки можно считать показателем натуральности напитка.

Опыт 3. Кислоты: Слайд 10

А) Индикатор

Оборудование: газированные напитки, универсальная индикаторная бумага.

Универсальную индикаторную бумагу опускаем в стаканчики с «Кока – колой», «Фантой», «Спрайтом».

Сравниваем окраску индикаторной бумаги со шкалой кислотности

Б) Фосфорная кислота. Слайд 11

В пробирки (под номерами) прильем по 10 мл. исследуемых газированных напитков. Каждую пробирку нагреем до кипения, чтобы удалить растворенный в растворе углекислый газ. Затем в каждую пробирку добавили по несколько капель раствора нитрата серебра, если выпадет осадок ортофосфата серебра, мы можем сделать вывод о наличии в напитке ортофосфорной кислоты

Вывод: в ходе химического эксперимента мы убедились, что в состав напитка «Кола» входит ортофосфорная кислота, т.к. в пробирке №1 выпал осадок фосфата серебра.

Активный ингредиент кока-колы - ортофосфорная кислота. Ее рН равен 2,8. За несколько дней способен растворить ногти.

Опыт 4.

Углекислый газ «Обнаружение агрессивных веществ в «Кока-коле» Слайд 12

Следующий опыт очень опасный, никогда так не делайте и не допускайте таковых действий у своих друзей и особенно у детей, которые очень сильно любят кушать различные конфеты и запивать из газированной водой. Возьмем бутылку “Колы”, откроем ее и положим под крышку драже “Ментос”. Затем резко открутим крышку. Лимонад высоким пенным фонтаном брызгается в разные стороны.

Вывод: Нельзя запивать “Ментос” «Колой»!
 

Опыт 5. Проба с ржавчиной и известковым налётом. (Демо)

Пепси-колой можно очищать ржавчину с металлических предметов и известковый налет в электрических чайниках. Мы погрузили ржавую металлическую пластину в стакан с Пепси-колой, и на следующий день ржавчина растворилась

Опыт 6. «Проникновение в яичную скорлупу». (ДЕМО)

«Кока-кола» содержит огромное количество красителей. Какой вред они наносят?

Проведем эксперимент: Всем известен тот факт, что яичная скорлупа по составу очень схожа с составом наших зубов. Опустим яйцо в «Кока-колу» оставим на пару минут и увидим результат.На 3 день появилась трещина, а на 4 день зуб, или скорлупа распался на 2 половинки.

Вывод: сделаем вывод, что в “Кока-коле” содержится много красителей, которые проникают даже в твердый зуб.«Кока-кола» разрушает зубы. Красители лимонада очень стойкие и зубы от них темнеют.Тоже самое, явление наблюдаем на яичной скорлупе.

Опыт 7. «Кока-кола»– растворитель жиров, белков углеводов»(Демо)

«Кока-кола» содержит вещества растворяющие белки, жиры, и углеводы, т. е. способна разрушать те вещества, из которых состоим мы с вами.

Для опыта возьмем 2 кусочка колбасы. Одну половинку положили в воду, другую – в “Колу”. На 2 день колбаса, помещенная в воду, не потеряла своего вида, а колбаса в “Коле” превратилась в кашицеобразное пюре.

Вывод: “Кола” обладает разрушающими свойствами для белков(денатурация, жиров и углеводов). (Обучающиеся выполняют необходимые записи в картах)

Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает «Кола» высокой концентрации?

Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов. (Наблюдение и вывод учащиеся записывают самостоятельно.)

Опыт 5. «Обнаружение агрессивных веществ в «Кока-коле»

Следующий опыт очень опасный, никогда так не делайте и не допускайте таковых действий у своих друзей и особенно у детей, которые очень сильно любят кушать различные конфеты и запивать из газированной водой. Возьмем бутылку “Колы”, откроем ее и положим под крышку драже “Ментос”. Затем резко открутим крышку. Лимонад высоким пенным фонтаном брызгается в разные стороны.

Вывод: Нельзя запивать “Ментос” «Колой»!

Слайд 13

Интересные факты и слухи о «Coca-Cola»

В ряде штатов США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине около 10 л «Колы», чтобы смывать кровь с шоссе после аварии. [слух]

Если оставить на ночь небольшой кусок колбасы в бутылке с «Кока-колой» или фантой, на утро колбаса растворится! [проверено]

«Coca-Cola» применяется для чистки канализации, ржавых болтов и пятен с хромированного бампера машины, аккумуляторов и двигателя в автомобиле, электрических чайников от накипи.  [проверено]

Для очистки одежды от пятен, вылить банку «Кока-колы» на грязную одежду, добавить стиральный порошок и постирать в машине как обычно.

В некоторых азиатских странах фермеры используют «Кока-колу» для уничтожения вредителей, т.к. она дешевле химикатов, а эффект дает такой же. [из новостей]

Рефлексия (2 минуты)Приложение 2.

В таблице ни одного фактора здоровья не набралось, только - факторы риска

Задание(1 минута).
 

Сочинение-рассуждение на тему:

«...чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные незначительные. Заменить их нельзя ничем»

Академик М. В.Ломоносов.

Выводы. Слайд 14

Как отучить себя от газированных напитков? Приложение 3

Слайд 16


Химия газированных напитков
PPTX / 1.16 Мб

Самоанализ урока
PPT / 565.5 Кб

Приложения
DOC / 64.5 Кб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.