Урок–исследование по химии на тему «Исследование состава и свойств средств бытовой химии» (8 класс)

5
0
Материал опубликован 7 November 2016 в группе
Орг. момент:

На столах расставлены лотки с содержимым (средства бытовой химии).

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Садитесь.

I. Актуализация знаний.

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

- Вы уже обратили внимание на лотки на столах. Что у вас лежит в лотках? (Ребята перечисляют: моющие, чистящие средства, химические стаканчики, ложки, стеклянные палочки, фенолфталеин, метиловый оранжевый)

- Как вы думаете, для чего я поставила вам на столы эти средства? (Мы будем их изучать)

- Действительно, я предлагаю вам сегодня их исследовать.

- Предположите тему сегодняшнего урока? (Выдвигают варианты)

- Тема сегодняшнего урока «Исследование состава и свойств средств бытовой химии» (Слайд 1)

-Сегодня мы работаем не в тетрадях, а в инструктивных карточках, которые лежат у вас на столах. В течение урока вы будете заполнять карточки, а в конце урока я их соберу, проверю и выставлю оценки. Подпишите, пожалуйста свои карточки и запишите тему урока.

1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

- Бытовая химия занимает важное место в нашей жизни. Сегодня нельзя обойтись ни без порошков, ни без средств для мытья посуды и пола. В быту мы широко используем разнообразные химические средства, которые значительно облегчают домашнюю работу.

Но многие ведут споры о пользе или вреде моющих средств. Как вы думаете, почему?

- Можно ли ответить однозначно на вопрос: бытовая химия приносит вред или пользу?

II. Операционно-исполнительский этап.

2.1. Постановка проблемы:

- Итак, возникает проблема: основная задача чистящих и моющих средств - очищение кожи, посуды, одежды, сохранение нашего здоровья от патогенных микроорганизмов. Но вместе с тем эти средства могут представлять опасность для нашего здоровья (слайд 2).

-Как вы думаете, почему они опасны? (содержат вредные вещества)

- Какие известные вам вещества могут содержаться в этих средствах? (кислоты и щелочи)

-Вспомните, какой вред организму наносят эти вещества? (Щелочь разъедает кожу, ткани, бумагу и другие материалы. На коже образуют долго не заживающие раны. Кожа становится сухой, теряет свою эластичность, появляется ощущения стягивания.  Кислоты наносят ожоги, разрушают ткани)

- Значит, пагубное влияние средств бытовой химии можно объяснить наличием в них кислот и щелочей?

- Что же мы должны выяснить сегодня на уроке? (содержат ли представленные средства кислоты и щелочи, состав моющих и чистящих средств)

2.2. Определите темы исследования.

- Как бы вы сформулировали цель исследования? Определить содержание кислот и щелочей в составе бытовой химии (Слайд 3) (записывают в карты)

2.3. Формулирование цели исследования.

- Глядя на цель, определите, какие задачи мы должны решить в ходе исследования?

Задачи исследования: изучить состав средства бытовой химии, обнаружить в них кислоты и щелочи, определить, какой вред они могут нанести организму и как избежать последствий их негативного влияния. (Слайд 4) (записывают в карты)

2.4. Выдвижение гипотезы.

- Какое утверждение вы бы хотели доказать или опровергнуть в ходе исследования?

Гипотеза: в составе моющих средств содержится большое количество вредных для организма веществ, что объясняет опасность этих средств. (Слад 5) (записывают в карты)

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации. Составление плана исследования.

Для того, чтобы реализовать поставленные цели, опровергнуть или доказать гипотезу нам необходимо составить план работы.

- С помощью каких действий можно изучить эти смеси?

План исследования:

1. Изучить состав на этикетке

2. Провести эксперимент на обнаружение кислот и щелочей

3. Изучить описание средств в различных источниках информации.

4. На основе полученных знаний сделать вывод об их пользе и вреде (слайд 6).

2.7. «Открытие» детьми нового знания.

1. - Основой наиболее безопасного применения любого средства служит строгое следование инструкциям, всегда есть на этикетках. На этикетках всегда так же описан состав средства, который дает нам представление о природе смеси.

- Я предлагаю вам выполнить задание №1 на инструктивных карточках. Разбейтесь на пары и тщательно исследуйте этикетку одного из веществ. Заполните таблицу. На эту работу вам дается 5 минут.

Задание №1. Изучите состав средства, указанный на этикетках. Заполните таблицу №1:

Название вещества

Для чего используется?

Какие компоненты входят?

Техника безопасности при обращении с веществом

1.

     

2.

     

- Среди выписанных компонентов какие из веществ вам знакомы? (Основания, щелочи и кислоты)

2. - Можно ли экспериментально определить наличие оснований и кислот в данных смесях?

- Каким образом? (используя индикаторы)

- Какие индикаторы у вас для этого есть? Какие вещества можно с их помощью определить? (щелочь с помощью фенолфталеина и метилового оранжевого, кислоту с помощью метилового оранжевого)

- Вспомните, какой цвет примут индикаторы?

- Проведите лабораторный опыт по обнаружению щелочей и кислот с помощью индикаторов.

Прежде чем приступать к опыту, ознакомьтесь с правилами техники безопасности в ваших картах.

Правила техники безопасности:

1. Рабочее место должно быть свободно.

2. Исследуемые вещества приливайте в небольших количествах (не более 1 см.).

3. Исследуемые вещества нельзя пробовать на вкус

4. Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у стакана дно и не имеет ли он трещин.

5. Не подносите сосуд близко к лицу, вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей.

6. В случае попадания жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.

7. Просыпанные вещества необходимо убирать только с помощью учителя.

9. Работайте спокойно, без суетливости.

10. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Ознакомьтесь с инструкцией и можете приступать к выполнению опыта. На эту работу у вас есть 10 минут.

Лабораторный опыт «Распознавание щелочей и кислот с помощью индикаторов»

Цель: провести реакцию обнаружения щелочей и кислот с применением индикаторов.

Оборудование: средства бытовой химии, стеклянные стаканчики, стеклянные палочки, набор индикаторов (фенолфталеин, метиловый оранжевый), ложка для сыпучих веществ.

Ход работы:

1. Используя резиновые перчатки, на дно химического стаканчика налейте (насыпьте) средство, растворите его в небольшом количестве воды.

2. Опустите в средство фенолфталеиновую бумагу. Если цвет не проявился, добавьте 2-3 капли метилового оранжевого.

3. Результат занесите в таблицу 1.

5. То же проделайте со вторым химическим средством.

8. Сделайте вывод о том, какая среда в растворе.

Таблица 2. Действие индикаторов на исследуемое вещество.

 

Индикаторы

Средство №1

______________________

Средство №2

________________________

Фенолфталеин

   

Метиловый оранжевый

   

Вывод: какая среда в растворе?

   
 

 

- Какой вывод, о наличии кислот и щелочей в исследуемых средствах вы можете сделать?

(В состав средства………. входит……… , проявляя ……… среду )

- А как вы думаете, почему эти вещества используются в бытовой химии? (Щелочи используются для улучшения удаления жирной и масленой грязи и для смягчения воды. Кислоты используются для удаления ржавчины, цемента, извести, кальциевых отложений).

- Щелочесодержащие и кислотосодержащие средства имеют разные области применения? Приведите примеры?

- Можно ли смешивать эти вещества для достижения лучшего эффекта?

- Еще какие меры предосторожности вы выяснили при изучении этикеток?

3. – Чтобы обезопасить себя и своих близких от вредного воздействия бытовой химии мы составим памятку по технике безопасности.

Используя дополнительную информацию, выполните задание № 3 на инструктивных картах.

Задание №3. Прочитайте внимательно текст, и заполните таблицу №3.

Правила обращения с бытовой химией.

Все средства бытовой химии, даже обычный стиральный порошок или сода, должны храниться таким образом, чтобы до них не могли добраться дети. Эти средства необходимо обязательно хранить отдельно от пищевых продуктов.

Все химические вещества должны быть в соответствующих емкостях с четкими надписями. Не стоит хранить в квартире неизвестные химические вещества, или такие, у которых вышел срок годности. Средства, содержащие агрессивные химические вещества должны плотно закрываться и иметь этикетку При работе с ними нужно надевать резиновые перчатки, защитные очки, халаты, а после окончания работы необходимо хорошо вымыть теплой водой с мылом и и перчатки, и руки.

Средства, опасные в пожарном отношении должны стоять в плотно закрытых емкостях, вдали от источников тепла и огня.

Перед тем, как применять любое средство, необходимо внимательно прочитать все требования и рекомендации, приведенные на упаковке или в инструкции по использованию и строго соблюдать их. Химические средства необходимо применять только в таких количествах, которые указаны в инструкции. Нельзя наклоняться низко над емкостями с химическими веществами (и тем более нюхать их, сильно втягивая воздух).

Следует помнить, что не стоит создавать в квартире значительных запасов бытовых химических препаратов, поскольку это приводит к увеличению концентрации токсичных испарений в жилых помещениях.

Таблица №3. Техника безопасности при обращении с бытовой химией.

п/п

Памятка домохозяйки

1.

 

2.

 

3.

 

 

III. Оценочно-рефлексивный этап

3.1. Интерпретация полученных данных.

- Пожалуйста, зачитайте те рекомендации, которые вы хотели бы дать домохозяйкам.

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

- Вспомните о наших целях и гипотезе. Мы добились поставленных целей? (Да)

- Наша гипотеза подтвердилась? (Да. Действительно, пятновыводители, средства для снятия ржавчины, накипи содержат кислоты, которые могут вызвать ожоги и поражение печени, почек, легких при попадании в организм. Средства для мытья оконных стекол, умывальников, унитазов содержат растворы щелочей, которые поражают слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, раздражают кожу, вызывают аллергию).

- Какой вывод в заключение исследования вы можете сделать? (слайд 7)

Вывод: Бытовая химия далеко не столь безопасна, какой мы привыкли её считать. Поэтому при обращении с ней необходимо соблюдать меры предосторожности.

3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

- А какие еще вещества в быту содержат кислоты и щелочи?

- Перед вами на столах лежат этикетки товаров. Распределите их по группам: «Кислотосодержащие» и «Содержащие щелочь».

- Какие вещества, к какой группе вы отнесли? Объясните свои результаты?

- Все ли эти вещества вредны для человека? (НЕТ)

Вывод: не все химические вещества вредны для человека. Вред наносят вещества, взятые в избытке, или при не соблюдении правил обращения с ними.

(Слайд 8) «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза» Парацельс (основатель фармакологии, знаменитый врач 16 в.)

3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

- По окончанию урока оцените свою работу на уроке, поставив «крестик» в соответствующую графу таблицы № 4.

Таблица №4. Оценка достижений:

Мыслительная операция

Критерий

Самооценка

Нет

Частично

Да

Знание

Запомнили ли вы термины, понятия, правила техники безопасности?

     

Понимание

Понимаете ли вы цели урока, гипотезу и результаты исследования?

     

Применение

Сумеете ли применить полученные знания и умения на практике?

     

Анализ

Умеете ли вы находить взаимосвязи между веществами и их своиствами? Понимаете ли ошибки в рассуждениях?

     

Синтез

Умеете ли вы планировать эксперимент, обобщать результаты опытов?

     

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

1. По п. 19, 20 заполнить таблицу:

Название вещества

Физические свойства

Области применения

Техника безопасности при обращении

       

2. По желанию: Составить презентацию «Польза и вред химических веществ, применяемых в быту»

Комментарии
Комментариев пока нет.