Разработка просветительского урока «Химия и медицина»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Тулуна «Гимназия»
Гимназия города Тулуна
Разработка урока «Химия и медицина»
Вавренюк Людмилы Анатольевны
Вашему вниманию предлагаю разработку урока элективного курса «Химия в жизни общества», раздел «Химия и медицина».
Как учитель, работающий в естественнонаучном профиле, способствую осознанному выбору профиля обучения и будущей профессии, привлекаю внимание школьников к профессиям химического профиля
Тема урока: «Химия и медицина»
Цели урока:
1.Сформировать знания о фармакологии, познакомить учащихся с особенностями труда провизора и фармацевта;
2.Развитие познавательных умений – формирование умений выделять главное, проводить опыты, анализировать полученную информацию, на ее основе составлять профессиокарту; развитие коммуникативных умений – развитие инициативы, уверенности в своих силах, умений работать в группе;
3.Воспитание осознанного выбора будущей профессии; воспитание мотивов труда и учения – добросовестного отношения к труду и знаниям.
Тип урока: формирование новых знаний
Вид урока: урок-беседа с элементами дидактической игры.
Оборудование: видеофильм, видеопроектор;
Реактивы: хлорид натрия, хлорид кальция, сульфат цинка, сульфат магния, щелочь, хлорид бария.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний, целеполагание.
Химия в твоей профессии.
Вашему вниманию я предлагаю просмотр видеофильма. Просмотрев фильм, мы сформулируем тему нашего урока.
Отрывок из видеофильма «Люди в белых халатах»
Вы увидели технологические линии по производству лекарственных препаратов. А где же вы встречаете огромное количество лекарственных препаратов? В аптеке?!
Сегодня на уроке пойдет речь о фармакологии, о профессиях людей, работающих в аптеке.
3. Формирование новых знаний.
Фармакология (от греч. pharmakon – лекарство и логия), наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм человека.
Систематизированные сведения по фармакологии содержатся еще в древнеегипетских папирусах, трудах Гиппократа, Диоскорида и др. В 16 в Парацельс развил представление о дозировке лекарства. Экспериментальная фармакология развивалась с середины 19 века
Направления современной фармакологии:
- учение о всасывании, распределении лекарственных веществ в организме;
- о биологическом и химическом механизме их действия.
Фармакология тесно связана с фармацевтической химией и другими областями науки, изучающими лекарственные вещества: физиологией, биохимией и т.д.
Фармакопея – сборник стандартов и положений, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств. Первая фармакопея издана в 1498 г во Флоренции. В России первая фармакопея (на латинском языке) вышла в 1778 году, в 1866 – на русском языке. В 1987 году вышло 11-ое издание фармакопеи.
В аптеке работают представители трех профессий.
1.Провизор – аналитик – занимается анализом лекарств, используя все методы анализа веществ.
2.Провизор – технолог занимается приготовлением наиболее сложных и ответственных лекарств.
Приоритетный национальный проект Вавренюк Людмила Анатольевна, учитель химии Гимназии г. Тулуна
Данные профессии можно получить в высших учебных заведениях – медицинских университетах или фармацевтических институтах.
3.Фармацевт - готовит простые лекарства, осуществляет продажу в аптеке лекарственных препаратов. Специальность можно получить в средних специальных заведениях – медицинских колледжах.
У работников аптеки имеется специальная униформа. Помогите мне экипироваться в работника аптеки (предложен ряд предметов труда и одежды)
4. Формирование профессиональных умений и навыков работников аптеки
а) Проведение эксперимента
Провизор – аналитик.
Задание для 1-ой группы учащихся
В аптеке у двух склянок отклеились этикетки. В одной склянке находился раствор хлорида натрия, в котором должны были растворить лекарство для укола больному. Содержимое второй склянки очень ждали окулисты: им нужен был 0,25% раствор сульфата цинка. Определите, какое вещество в какой склянке находится.
Задание для 2-ой группы учащихся
В аптеке у двух склянок отклеились этикетки. В одной склянке находился раствор сульфата магния, который оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему. Содержимое второй склянки очень ждали стоматологи: им нужен был хлорид кальция. Определите, какое вещество в какой склянке находится.
Провизор – технолог.
Задание для 3-ьей группы учащихся
«Из имеющихся в вашем распоряжении реактивов приготовьте сульфат бария, который благодаря нерастворимости в воде и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике («баритовая каша») при заболеваниях желудочно-кишечного тракта»
Фармацевт
Задание для 4-ой группы
«Приготовьте физиологический раствор- 0,98% раствор хлорида натрия »
б) Краткий анализ работы каждой группы
5.Формирование новых знаний
1.Провизор и фармацевт должны уметь не только готовить лекарственные препараты, но и знать их воздействие на организм человека.
Биологическая роль химических элементов в организме человека (сообщения учащихся, презентация)
Биологическая роль химических элементов в организме человека чрезвычайно разнообразна. Главная функция макроэлементов (C,O,N,H,S, P, Ca, Cl, Mg, K,Na) состоит в построении тканей, поддержании постоянного осмотического давления, ионного и кислотно-основного состава.
Микроэлементы (Cu, F, I, Fe, Mo, Zn, Br, Co) входят в состав ферментов, гормонов, витаминов, биологически активных веществ, участвуют в обмене веществ, процессах размножения, дыхания, обезвреживании токсических веществ. Макро- и микроэлементы: кальций, фосфор, фтор, йод, алюминий, кремний – определяют формирование костной зубной тканей.
Натрий и калий
Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержащийся в крови и лимфе, а K+ - основной внутриклеточный ион. Они выполняют разные функции, но предполагают работать вместе. Соотношение концентрации этих ионов регулируют давление крови в живом организме.
Самая значительная способность калия – поддерживать работу сердечной мышцы, поэтому нехватка калия в организме сказывается на здоровье человека.
Взрослый человек в сутки должен потреблять с пищей 4-6 г ионов натрия 2-3 г - калия.
Основное количество натрия (свыше 80%) организм получает при потреблении продуктов, приготовленных с добавлением поваренной соли
Больше всего калия содержит курага, соя, зеленый горошек, фасоль, чернослив, изюм.
Кальций
Кальций имеет важное значение для живых организмов - это материал для постройки костных скелетов. Он играет и существенную роль в самих процессах жизнедеятельности: ионы кальция регулируют работу сердца, участвуют в процессах свертывания крови.
На долю кальция приходится более 1,5% массы тела человека, 98% кальция содержится в костях скелета. Однако кальций не только делает наши кости крепче, но и способствует работе нервной системы. При недостатке кальция руки теряют способность удерживать предметы, мышцы начинают судорожно сокращаться, кровь перестает свертываться, а сердечная мышца отказывается нормально работать. Чтобы не было проблем со здоровьем из-за нехватки кальция, здоровый человек должен получать в дань до 1,5 г его в день. Необходимо при этом помнить, что организм усваивает кальций только в присутствии жира. Наибольшее количество кальция содержится в сыре, твороге, петрушке, салате и других продуктах.
Магний
Магний играет роль стимулятора обмена веществ, содержится в печени, костях, нервной ткани, мозге. Магния в человеческом организме намного меньше, чем кальция, - всего около 40 кг. При недостатке магния развивается нарушение сердечной деятельности, при избытке – развивается депрессия, сонное состояние.
Магний содержится в хлебе, овсяной и ячневой крупах, горохе, фасоли, орехах.
Вашему вниманию предложена таблица, в которой дан процентный состав веществ и химических элементов в вашем организме. Дома я предлагаю вам заполнить последний столбец, т.е. рассчитать их массу в вашем организме.
Цинк
Цинк входит в состав гормона инсулина. Недостаточность цинка у детей задерживает рост и половое развитие. Максимальное количество цинка содержится в бобовых культурах и печени
Состав тела
Вещество (химический элемент) |
% к массе тела |
Содержание в моем организме (кг) |
Вода |
57-66 |
|
Белок |
14 |
|
Жир |
10 |
|
Углеводы |
1 |
|
Зола |
5 |
|
Кислород |
65 |
|
Углерод |
18 |
|
Водород |
10 |
|
Азот |
3 |
|
Кальций |
1.5 |
|
Сера |
0.25 |
|
Натрий |
0.15 |
|
Хлор |
0.15 |
|
Магний |
0.05 |
|
Железо |
0.004 |
|
Марганец |
0.0003 |
|
Медь |
0.00014 |
|
Йод |
0.00004 |
6.Применение знаний на практике
А. Предлагается учащимся составить профессиокарту провизора
Название профессии
Образование
Содержание деятельности
Плюсы и минусы профессии
Профессионально важные качества
Медицинские противопоказания
Основные предметы
Учебное заведение
Б. В результате совместного обсуждения в каждой группе составляется профессиокарта, после совместного обсуждения составляем общую (полную) профессиокарту провизора. Зачитывается профессиокарта провизора.
7.Контроль знаний по теме.
Тест по теме «Химия в фармакологии»
1.Фармакология – это наука о:
-здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней
-лекарственных и других биологически активных веществах и о их действии;
-растениях.
2.Профессия фармацевт и провизор относятся к профессиям типа:
-человек-техника;
-человек-природа;
-человек-человек.
3.Провизор имеет образование:
-среднее;
-среднее - специальное;
-высшее.
4.Работать провизором можно, закончив:
-среднюю школу;
-мед.училище (колледж);
-мед.университет.
5.В обязанности провизора входит:
-регистрация отсутствующих в аптеке лекарств;
-контроль работы фармацевтов;
-приготовление мазей, растворов и т.д.
6.Овладение профессией фармацевта и провизора предполагает хорошие знания по предметам:
-химия, биология, основы информатики;
-физика, математика, информатика;
История, литература, иностранный язык.
7. Медицинскими противопоказаниями являются:
-заболевания сердечно-сосудистой системы;
-аллергические заболевания;
-заболевания внутренних органов.
8.В работе провизора необходимы такие качества личности:
-творческая фантазия;
-решительность, быстрота реакций, сообразительность;
-внимательность, аккуратность, высокая культура общения.
8.Подведение итогов урока.
9.Фрагмент видеофильм «Химия вокруг нас»