Разработка просветительского урока «Химия и медицина»

2
0
Материал опубликован 27 March 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Тулуна «Гимназия»

Гимназия города Тулуна

Разработка урока «Химия и медицина»

 

Вавренюк Людмилы Анатольевны

 

Вашему вниманию предлагаю разработку урока элективного курса «Химия в жизни общества», раздел «Химия и медицина».

Как учитель, работающий в естественнонаучном профиле, способствую осознанному выбору профиля обучения и будущей профессии, привлекаю внимание школьников к профессиям химического профиля

 

Тема урока: «Химия и медицина»

Цели урока:

1.Сформировать знания о фармакологии, познакомить учащихся с особенностями труда провизора и фармацевта;

2.Развитие познавательных умений – формирование умений выделять главное, проводить опыты, анализировать полученную информацию, на ее основе составлять профессиокарту; развитие коммуникативных умений – развитие инициативы, уверенности в своих силах, умений работать в группе;

3.Воспитание осознанного выбора будущей профессии; воспитание мотивов труда и учения – добросовестного отношения к труду и знаниям.

Тип урока: формирование новых знаний

Вид урока: урок-беседа с элементами дидактической игры.

Оборудование: видеофильм, видеопроектор;

Реактивы: хлорид натрия, хлорид кальция, сульфат цинка, сульфат магния, щелочь, хлорид бария.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний, целеполагание.

Химия в твоей профессии.

Вашему вниманию я предлагаю просмотр видеофильма. Просмотрев фильм, мы сформулируем тему нашего урока.

Отрывок из видеофильма «Люди в белых халатах»

Вы увидели технологические линии по производству лекарственных препаратов. А где же вы встречаете огромное количество лекарственных препаратов? В аптеке?!

Сегодня на уроке пойдет речь о фармакологии, о профессиях людей, работающих в аптеке.

3. Формирование новых знаний.

Фармакология (от греч. pharmakon – лекарство и логия), наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм человека.

Систематизированные сведения по фармакологии содержатся еще в древнеегипетских папирусах, трудах Гиппократа, Диоскорида и др. В 16 в Парацельс развил представление о дозировке лекарства. Экспериментальная фармакология развивалась с середины 19 века

Направления современной фармакологии:

- учение о всасывании, распределении лекарственных веществ в организме;

- о биологическом и химическом механизме их действия.

Фармакология тесно связана с фармацевтической химией и другими областями науки, изучающими лекарственные вещества: физиологией, биохимией и т.д.

Фармакопея – сборник стандартов и положений, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств. Первая фармакопея издана в 1498 г во Флоренции. В России первая фармакопея (на латинском языке) вышла в 1778 году, в 1866 – на русском языке. В 1987 году вышло 11-ое издание фармакопеи.

В аптеке работают представители трех профессий.

1.Провизор – аналитик – занимается анализом лекарств, используя все методы анализа веществ.

2.Провизор – технолог занимается приготовлением наиболее сложных и ответственных лекарств.

Приоритетный национальный проект Вавренюк Людмила Анатольевна, учитель химии Гимназии г. Тулуна

Данные профессии можно получить в высших учебных заведениях – медицинских университетах или фармацевтических институтах.

3.Фармацевт - готовит простые лекарства, осуществляет продажу в аптеке лекарственных препаратов. Специальность можно получить в средних специальных заведениях – медицинских колледжах.

У работников аптеки имеется специальная униформа. Помогите мне экипироваться в работника аптеки (предложен ряд предметов труда и одежды)

4. Формирование профессиональных умений и навыков работников аптеки

а) Проведение эксперимента

Провизор – аналитик.

Задание для 1-ой группы учащихся

В аптеке у двух склянок отклеились этикетки. В одной склянке находился раствор хлорида натрия, в котором должны были растворить лекарство для укола больному. Содержимое второй склянки очень ждали окулисты: им нужен был 0,25% раствор сульфата цинка. Определите, какое вещество в какой склянке находится.

Задание для 2-ой группы учащихся

В аптеке у двух склянок отклеились этикетки. В одной склянке находился раствор сульфата магния, который оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему. Содержимое второй склянки очень ждали стоматологи: им нужен был хлорид кальция. Определите, какое вещество в какой склянке находится.

Провизор – технолог.

Задание для 3-ьей группы учащихся

«Из имеющихся в вашем распоряжении реактивов приготовьте сульфат бария, который благодаря нерастворимости в воде и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике («баритовая каша») при заболеваниях желудочно-кишечного тракта»

Фармацевт

Задание для 4-ой группы

«Приготовьте физиологический раствор- 0,98% раствор хлорида натрия »

б) Краткий анализ работы каждой группы

5.Формирование новых знаний

1.Провизор и фармацевт должны уметь не только готовить лекарственные препараты, но и знать их воздействие на организм человека.

Биологическая роль химических элементов в организме человека (сообщения учащихся, презентация)

Биологическая роль химических элементов в организме человека чрезвычайно разнообразна. Главная функция макроэлементов (C,O,N,H,S, P, Ca, Cl, Mg, K,Na) состоит в построении тканей, поддержании постоянного осмотического давления, ионного и кислотно-основного состава.

Микроэлементы (Cu, F, I, Fe, Mo, Zn, Br, Co) входят в состав ферментов, гормонов, витаминов, биологически активных веществ, участвуют в обмене веществ, процессах размножения, дыхания, обезвреживании токсических веществ. Макро- и микроэлементы: кальций, фосфор, фтор, йод, алюминий, кремний – определяют формирование костной зубной тканей.

Натрий и калий

Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержащийся в крови и лимфе, а K+ - основной внутриклеточный ион. Они выполняют разные функции, но предполагают работать вместе. Соотношение концентрации этих ионов регулируют давление крови в живом организме.

Самая значительная способность калия – поддерживать работу сердечной мышцы, поэтому нехватка калия в организме сказывается на здоровье человека.

Взрослый человек в сутки должен потреблять с пищей 4-6 г ионов натрия 2-3 г - калия.

Основное количество натрия (свыше 80%) организм получает при потреблении продуктов, приготовленных с добавлением поваренной соли

Больше всего калия содержит курага, соя, зеленый горошек, фасоль, чернослив, изюм.

Кальций

Кальций имеет важное значение для живых организмов - это материал для постройки костных скелетов. Он играет и существенную роль в самих процессах жизнедеятельности: ионы кальция регулируют работу сердца, участвуют в процессах свертывания крови.

На долю кальция приходится более 1,5% массы тела человека, 98% кальция содержится в костях скелета. Однако кальций не только делает наши кости крепче, но и способствует работе нервной системы. При недостатке кальция руки теряют способность удерживать предметы, мышцы начинают судорожно сокращаться, кровь перестает свертываться, а сердечная мышца отказывается нормально работать. Чтобы не было проблем со здоровьем из-за нехватки кальция, здоровый человек должен получать в дань до 1,5 г его в день. Необходимо при этом помнить, что организм усваивает кальций только в присутствии жира. Наибольшее количество кальция содержится в сыре, твороге, петрушке, салате и других продуктах.

Магний

Магний играет роль стимулятора обмена веществ, содержится в печени, костях, нервной ткани, мозге. Магния в человеческом организме намного меньше, чем кальция, - всего около 40 кг. При недостатке магния развивается нарушение сердечной деятельности, при избытке – развивается депрессия, сонное состояние.

Магний содержится в хлебе, овсяной и ячневой крупах, горохе, фасоли, орехах.

Вашему вниманию предложена таблица, в которой дан процентный состав веществ и химических элементов в вашем организме. Дома я предлагаю вам заполнить последний столбец, т.е. рассчитать их массу в вашем организме.

Цинк

Цинк входит в состав гормона инсулина. Недостаточность цинка у детей задерживает рост и половое развитие. Максимальное количество цинка содержится в бобовых культурах и печени

Состав тела

Вещество (химический элемент)

% к массе тела

Содержание в моем организме (кг)

Вода

57-66

 

Белок

14

 

Жир

10

 

Углеводы

1

 

Зола

5

 

Кислород

65

 

Углерод

18

 

Водород

10

 

Азот

3

 

Кальций

1.5

 

Сера

0.25

 

Натрий

0.15

 

Хлор

0.15

 

Магний

0.05

 

Железо

0.004

 

Марганец

0.0003

 

Медь

0.00014

 

Йод

0.00004

 

6.Применение знаний на практике

А. Предлагается учащимся составить профессиокарту провизора

Название профессии

Образование

Содержание деятельности

Плюсы и минусы профессии

Профессионально важные качества

Медицинские противопоказания

Основные предметы

Учебное заведение

Б. В результате совместного обсуждения в каждой группе составляется профессиокарта, после совместного обсуждения составляем общую (полную) профессиокарту провизора. Зачитывается профессиокарта провизора.

7.Контроль знаний по теме.

Тест по теме «Химия в фармакологии»

1.Фармакология – это наука о:

-здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней

-лекарственных и других биологически активных веществах и о их действии;

-растениях.

2.Профессия фармацевт и провизор относятся к профессиям типа:

-человек-техника;

-человек-природа;

-человек-человек.

3.Провизор имеет образование:

-среднее;

-среднее - специальное;

-высшее.

4.Работать провизором можно, закончив:

-среднюю школу;

-мед.училище (колледж);

-мед.университет.

5.В обязанности провизора входит:

-регистрация отсутствующих в аптеке лекарств;

-контроль работы фармацевтов;

-приготовление мазей, растворов и т.д.

6.Овладение профессией фармацевта и провизора предполагает хорошие знания по предметам:

-химия, биология, основы информатики;

-физика, математика, информатика;

История, литература, иностранный язык.

7. Медицинскими противопоказаниями являются:

-заболевания сердечно-сосудистой системы;

-аллергические заболевания;

-заболевания внутренних органов.

8.В работе провизора необходимы такие качества личности:

-творческая фантазия;

-решительность, быстрота реакций, сообразительность;

-внимательность, аккуратность, высокая культура общения.

8.Подведение итогов урока.

9.Фрагмент видеофильм «Химия вокруг нас»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.