Конспект занятия по дополнительному образованию «Хлеб — всему голова»
/data/files/x1665825813.jpg/data/files/x1665825813.jpg
Конспект занятия по дополнительному образованию (кружок «Моя семья»)
Тема: «Хлеб – всему голова» (встреча с хлеборобом)
Программные задачи.
Дать детям представление о ценности хлеба.
Раскрыть понятие «Ставрополье – хлебный край».
Пояснить сложность труда хлебороба.
Воспитывать гордость за малую родину, уважительное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Оборудование. Презентация «Хлеб всему голова», аудиозапись «Русский хоровод», платья и кокошники для девочек, русские костюмы воспитателям.
Предварительная работа. Беседа о труде хлебороба, рассматривание иллюстраций «Как растят хлеб»
Словарная работа. Зерно, зерновые культуры, колос, земледелец, хлебороб, хлебные продукты, пшеница озимая, пшеница яровая.
Ход.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости. К нам пришли супруги Сашковы – прадедушка и прабабушка нашей Амины Б. Алексей Андреевич всю свою жизнь посвятил выращиванию хлеба. С малых лет он трудится в поле. Родился он в 1940 году, отец ушёл на войну и пропал без вести. Мама растила пятерых детей сама. Сначала Алексей Андреевич помогал старшему брату, а потом и сам стал механизатором. 57 лет все заботы и радости разделяла со своим супругом его жена – Любовь Стефановна. Её знаменитые караваи известны за пределами нашего села.
Сегодня мы поговорим о том, как выращивают хлеб. А дедушка и бабушка подскажут на, если мы чего-то ещё не знаем. Ведь кто, как не они знают больше об этом.
Воспитатель. Дети, послушайте внимательно отрывок из стихотворения.
Путь его довольно долгий.
Вот он в булочной на полке.
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки!
Вырастай богатырём!
О чём это стихотворение?
Дети. О хлебе.
Воспитатель. Верно. Хлеб – это богатство Ставропольского края, в том числе и Александровского района. На полях нашего района выращивают много зерновых культур, особое внимание при этом уделяют выращиванию пшеницы. Вы знаете, как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети. Хлеборобами.
Воспитатель. Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами. Сейчас мы с вами поговорим о том, что нужно сделать, чтобы вырастить зерно. Как подготавливают почву под будущий урожай?
Дети. Сначала нужно вспахать землю.
Воспитатель. Землю пашут тракторами, гусеничными и колёсными, сзади которых прикреплены плуги. Кто управляет тракторами?
Дети. Трактористы.
Воспитатель. Обратите внимание на слайд. Вот на таких тракторах без кабины работали сначала механизаторы. Когда возвращались они с поля, видны были лишь глаза и зубы. А вот такие трактора работают в поле сегодня. Они оборудованы навигаторами, кондиционерами, у них удобная герметичная кабина, мощные моторы, усовершенствованные агрегаты.
Воспитатель. А в какое время сеют пшеницу?
Дети. Весной и осенью.
Воспитатель. Как называют пшеницу, которую засевают весной?
Дети. Пшеницу, которую сеют весной, называют яровой.
Воспитатель. Как называют пшеницу, которую засевают осенью?
Дети. Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой.
Дети. К тракторам прикрепляют сеялки, за сеялки – бороны. В сеялки насыпают зерно вместе с удобрением. В маленькие отверстия зёрнышки выпадают прямо в землю. А борона сверху присыпает их землёй.
Воспитатель. Подумайте и скажите: как хлебороб узнаёт, что пора собирать урожай?
Дети. Когда поле станет жёлтым, колосья полны зёрен и они тугие и сухие.
Воспитатель. Представьте себе огромное поле спелой пшеницы... Поле бескрайнее, золотое, красивое. Можно ли его сравнить с морем?
Дети. Да, оно колышется, как море. Жёлтые волны ходят по полю.
Воспитатель. Раньше, когда не было таких машин, пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко с поясом через плечо, чтобы легче было носить, насыпал в лукошко зерно, шёл по вспаханному полю и вручную разбрасывал зёрна в стороны. Это была трудоёмкая, медленная и тяжёлая работа (показ воспитателем: надевает на шею лукошко, показывает действия сеятеля)
Сеял сеятель старинный из лукошка-решета. Нынче сеялка машина этим делом занята. Роет борозды проворно, в них укладывает зёрна. –Уж ты, семечко, зерно, ляжешь в борозду на дно. Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно! К свету, солнцу из земли Ты росток скорей пошли! |
Воспитатель предлагает детям рассмотреть колоски.
Воспитатель.
Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит он ходуном на столбе золотом.
Дети выполняют упражнение «Уборка урожая».
Гремит, грохочет не пальба. Гремит, грохочет молотьба. | Выполняют круговые движения согнутыми руками перед собой. |
Гора зерна растёт до неба Ты видишь, сколько будет хлеба? | Потягиваются вверх, становятся на носочки. Плавно опускают руки вниз. |
Шумят, гремят грузовики, | Держа руки на поясе, притопывают ногами с незначительным продвижением вперёд. |
Стучат на мельнице валки. Гора муки растёт до неба. | Потягиваются вверх, становятся на носочки. |
Ты видишь, сколько будет хлеба? | Плавно отводят руки в стороны, затем вниз. |
Мне говорят, что спать пора. Но не усну я до утра.
| Приседают, голову наклоняют набок, руки складывают под головой. |
Мне поглядеть бы хоть немножко, | Потягиваются вверх, становятся на носочки. Смотрят в одну, затем в другую сторону. |
Как мама будет печь лепёшки. | Имитируют лепку лепёшек. |
.
Воспитатель. Дети, а где хранят зерно?
Дети. Зерно хранят на элеваторе.
Воспитатель. Скажите, какие продукты получают из зерна.
Дети. Муку, крупы (пшеничную, манную, перловую, ячневую), спирт, крахмал, отруби.
Воспитатель. Что можно приготовить из муки?
Дети отвечают.
Воспитатель. Видите, сколько труда нужно затратить, чтобы к нам на стол пожаловал хлеб с хрустящей корочкой? Как мы должны относиться к хлебу?
Дети. Бережно, с уважением.
Воспитатель. Надо брать столько хлеба, сколько можешь съесть. А если после обеда остались кусочки хлеба, как следует поступить?
Дети. Их можно отдать кошке, собачке, птицам, а можно посушить в духовке, и получатся вкусные сухарики.
Воспитатель. Дети, а как в нашем селе поощряют труд хлеборобов?
Дети. Их награждают медалями, грамотами, премиями, подарками.
Воспитатель. Чаще всего награждение происходит после уборки урожая, в День работников сельского хозяйства, который празднуют в октябре. В этот день поздравляют всех, кто причастен к выращиванию богатого урожая зерна, подсолнечника, свеклы, овощей, фруктов. Вы видите на слайде награждение ученической бригады нашей школы. Их поощрили поездкой на море. Победители жатвы получают путёвки в Волгоград, по Золотому кольцу России и даже за рубеж. Труд земледельцев в почёте в нашем Александровском районе! А кто из ваших родственников, знакомых трудится на полях района? Что они рассказывают о своём труде?
Дети отвечают.
Воспитатель. Продолжу рассказ о наших гостях. Алексей Андреевич с Любовью Стефановной построили дом. Вырастили трёх сыновей. Старший стал авиадиспетчером. Средний (дедушка нашей Амины) - пошёл по стопам отца. Ещё в школе он единственный из класса получил права механизатора третьего класса. Награждён медалями «За доблестный труд II и III степени, является заслуженным работником сельского хозяйства. Младший – занимается овощеводством. Уже который год его картофель в селе самый крупный.
Любовь Стефановна – увлечённый цветовод. Каких только растений нет в её саду! А её за караваем к семейному торжеству приезжают даже из соседних сёл.
Воспитатель. Подводя итог занятия, ещё раз хочется подчеркнуть значимость труда людей, которые принимают активное участие в посеве и уборке зерновых культур. Я надеюсь, что когда вы, ребята, вырастете, то среди вас обязательно будут именитые хлеборобы. Как говорится «Где родился, там и пригодился». Очень хочется верить, что село Северное не исчезнет и будет процветать, как в былые времена и славится своим хлебом.