12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексей261

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 31»





Рассмотренно                                                                      Согласовано

на заседании МО                                                                 Заместитель директора по УВР

трудового обучения

_______________К.К. Чернышева.                                    ______________М.В. Димитрова




Рабочая программа

по предмету

«Художественная обработка древесины»

10 - 11 А классы.














Автор-составитель:

Карачёв А.А.

учитель трудового обучения









2022 г.



Пояснительная записка

Художественная обработка древесины – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа. Подлинных памятников древнерусского искусства относящихся к IX–XVI вв. сохранилось очень мало, но по литературным источникам, а также по изображениям в живописи и миниатюре, известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Из древесины строили жилье, изготовляли мебель и бытовую утварь, которую украшали выжиганием, росписью и резьбой.

Самый простой способ украсить изделие из древесины -выжигание (пирография) – искусство, пришедшее к нам из глубины веков. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа.

   Первые предметы быта, украшенные выжженным узором датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу. В средние века в Европе  выжигание стало уже не только формой народного творчества, но и действительно искусством. Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрант, Пикассо, Гюго.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Изготовление точеных изделий на Руси относят к XII веку. В это время токарный станок на территории Новгорода и Поволжья был уже известен. На станке вытачивали деревянную посуду. В современных условиях с помощью токарного станка изготавливают около 100 наименований точеных изделий (балясина, булава, игрушки, катушки, молоток кухонный, ножки для мебели и др.).

Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.

Искусство художественной обработки древесины, имеющее в нашей стране глубокие традиции, широко развивается в Архангельской области. На весь мир известны шедевры северной деревянной архитектуры с её неизменным вниманием к домовой резьбе, уникальные образцы северной росписи и внимательное отношение взрослых к обучению детей народным промыслам.

Изучение курса художественной обработки древесины позволяет ученикам приобрести общетрудовые и частично специальные знания, а также обеспечит им интеллектуальное и эстетическое развитие.

Рабочая программа по художественной обработке для 10 -11 класса специальной коррекционной школы составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 - П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В. В. Воронковой и учебного плана Образовательного учреждения.

3. Клещин И.Г. Технология. Технический труд: программа для учащихся 5-11 классов

«Художественная обработка дерева на основе народных художественных промыслов Российской Федерации». Архангельск: АО ИППК РО, 2007.



В процессе занятий по программе «Художественная обработка древесины» у школьников с на­рушением интеллекта формируются представления о месте и роли декоративно­-прикладного творчества в жизни человека, в создании материальной среды, развивается пространственно-образное мышление, зрительная память, творческие способности и эсте­тический вкус, расширяется кругозор. Дети приобретают трудовые умения и навыки, кото­рые могут стать основой для будущего профессионального самоопределения.

Целью программы является овладение учащимися специальной (коррекционной) об­щеобразовательной школы  теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками художественной обработки древесины

    Обучение по программе «Художественная обработка древесины»   в специальной (коррекционной) школе направлено на решение следующих задач:

- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);

-уважение к людям труда;

- формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в кабинет, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

    Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию  умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

      Реализация целей и задач данной программы возможна при использовании следующих образовательных технологий:

- технологии индивидуально-ориентированного, дифференцированного  обучения;

- информационно-компьютерные технологии;

- технология формирования поэтапного формирования умственных действий;

- технология сотрудничества.

Методы обучения: практические, наглядные, словесные.

Формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Формы организации занятия: коллективная, индивидуальная, групповая.

- Средства обучения: образцы изделий, технологические карты, столярные, разметочные, измерительные инструменты, резцы, лакокрасочные материалы, средства ИКТ (презентации). Для художественной отделки изделий используются заготовки, выполненные учениками в школьной мастерской – разделочные доски, декоративные тарелки и т.д.

      Межпредметные связи:  

- профессионально-трудовое  обучение (столярное дело) – технологии изготовления столярных изделий;

-   рисование, черчение – создание  орнаментов;

- математика – выполнение измерений, расчётов;

-   естествознание – знание пород деревьев;

- история – знание основ северного деревянного зодчества;

-  русский язык,  чтение  - обогащение словарного запаса, формирование связных высказываний, формулирование вопросов, самостоятельное описание проделанной работы, анализ образца, изделия.

  Формы подведения итогов реализации программы: участие выставках и выставках – продажах

Ожидаемые результаты.

    Учащиеся должны знать:

 - общие сведения о народных ремеслах;

- основы графической грамоты;

 -   общие сведения о   композиции;

-  основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке;

 -  особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (морение, восщение, лакирование, полировка);

-  виды резьбы по дереву (контурная, прорезная, скобчатая, геометрическая, плоскорельефная, скульптурная, домовая);

 -   инструменты и материалы для художественной обработки древесины;

    Учащиеся должны уметь:

-    выбирать и  разрабатывать с помощью учителя рисунки для художественной обработки изделия;

- производить графическую разметку;

 -  подготавливать поверхность изделия для художественной обработки;

-  осуществлять художественную отделку поверхности.

Программа рассчитана на 544 часа – 16 часов в неделю.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Количества часов

1 четверть. 144 часа. 9 недель.

1

Вводное занятие Первичный инструктаж по охране труда.

2

2

Элементы графической грамоты.

6

3

Материаловедение.

4

4

Технология резьбы по дереву.

80

5

Отделка изделия.

4

6

Практическое повторение.

38

7

Самостоятельная работа.

10

2 четверть 112 часов. 7 недель.

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

2

2

Элементы графической грамоты.

6

3

Материаловедение.

4

4

Технология выжигания.

50

5

Отделка изделия.

4

6

Практическое повторение.

36

7

Самостоятельная работа.

10

3 четверть 160 часов. 10 недель.

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

2

2

Элементы графической грамоты.

6

3

Материаловедение.

4

4

Технология росписи по дереву.

92

5

Отделка изделия.

4

6

Практическое повторение.

42

7

Самостоятельная работа.

10

4 четверть 128 часов. 8 недель.

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

2

2

Элементы графической грамоты.

6

3

Материаловедение.

4

4

Технология точения древесины.

60

5

Отделка изделия.

4

6

Практическое повторение.

42

7

Самостоятельная работа.

10

Итого: 544 часа.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Количество уроков одной темы

Дата

Тема урока

Содержание урока

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ (144 часа)

Вводное занятие (2 часа)



1-2

2


Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда.

Мастерская, ее назначения и оборудование. Распределение учащихся по рабочим местам. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в мастерской. Инструкции по Охране труда (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места.



Элементы графической грамоты. (6 часов)



3-4

2


Технология составления чертежа.

Способы изображения предмета на плоскости: рисунок, фотография, чертеж. Инструменты для составления чертежа.

5-6

2


Технология составления эскиза.

Отличие эскиза от чертежа.

7-8

2


Технология составления технического рисунка.

Особенности составления технического рисунка.


Материаловедение (4 часа)

9-10

2


Древесина. Её свойства.

Древесные породы, их свойства.

11-12

2


Пороки древесины.

Представление о видах пороков древесины – трещины, сучки, засмолок, гниль, наклон волокон.

Технология резьбы по дереву (80 часов)

13-14

2


История резьбы по дереву. Виды резьбы.

История резьбы по дереву на примере северной архитектуры и северных народных промыслов. Контурная, прорезная, геометрическая, прорезная, скобчатая, плоско-рельефная и объемная резьба.


15-16

2


Контурная резьба.

Рабочее место резчика. Инструменты для резьбы. Техника безопасности при выполнении резьбы.

17-18

2


Знакомство с техническими приёмами резьбы.


Резьба поперек и вдоль волокон. Резьба под наклоном.

19-25

6


Контурная резьба по светлому и тонированному тону.

Контурная резьба по светлому и тонированному тону.

26-27

2


Способы разметки для контурной резьбы.

Разметка по шаблону, с помощью копировальной бумаги, с помощью разметочных инструментов.

28-37

10


Выполнение изделия в технике контурной резьбы.

Изготовление подставки под горячее с применением контурной резьбы.

38-39

2


Геометрическая резьба.

Инструменты для резьбы. Нож «косячок». Техника безопасности при выполнении резьбы.

40-45

6


Знакомство с техническими приёмами резьбы.

Резьба поперек и вдоль волокон. Резьба под наклоном.

46-49

4


Резьба трехгранных выемок.

Резьба трехгранных выемок.

50-51

2


Резьба «сколышков».

Резьба «сколышков».

52-57

6


Азбука геометрической резьбы: ромбики, треугольники, витейка, змейка, цепочка, звездочка.

Резьба простого ленточного орнамента из «азбучных» элементов.

58-61

4


Азбука геометрической резьбы: луч, звезда, розетка, сияние.

Резьба более сложных элементов «азбуки».

62-65

4


Разметка разделочной доски для геометрической резьбы.

Разметка орнамента на разделочной доске.

66-93

28


Выполнение изделия в технике геометрической резьбы.

Резьба орнамента.

Отделка изделия (4 часа)

94-95

2


Виды отделки древесины.

Шлифование, тонирование, лакирование, окрашивание древесины.

96-97

2


Лакирование готового изделия.

Покрытие изделия лаком. Техника безопасности при лакировании.

Практическое повторение (38 часов)

98-135

38


Изготовление салфетницы с использованием геометрической резьбы.

Последовательное изготовление салфетницы.

Самостоятельная работа (10 часов)

135-144

10


Изготовление изделия по выбору учителя.

Последовательное выполнение технологических операций при изготовлении изделия.

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ (112 часов)



Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. (2 часа)

145-146

2


Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в мастерской. Требования к организации рабочего места.

Элементы графической грамоты (6 часов)

147-148

2


Линии чертежа. Линия видимого контура.

Составление чертежей с использованием сплошной основной линии.

149-150

2


Линии чертежа. Линия невидимого контура.

Составление чертежей с использованием штриховой линии.

151-152

2


Способы указания размеров на чертеже.

Выносные и разметочная линии.

Материаловедение (4 часа)

153-154

2


Плитные древесные материалы.

Фанера, ДСП, ДВП, ОСП.

155-156

2


Технология изготовления фанеры.

Шпон. Виды шпона. Использование фанеры.

Технология выжигания (50 часов)

157-158

2


История выжигания по дереву.

Пирография. Примеры из истории.

159-160

2


Устройство электрического выжигателя.

Части выжигателя. Техника безопасности при выжигании.

161-162

2


Разметка заготовки для выжигания.

Разметка с помощью копировальной бумаги.

163-168

6


Основные приемы выжигания.

Выполнение тренировочных упражнений по выжиганию.

Выжигание сплошной линией, точками, тонирование выжигателем.

169-206

38


Изготовление панно с использованием техники выжигания.

Изготовление панно с использованием техники выжигания.

Отделка изделия (4 часа)

207-208

2


Способы устранения дефектов изделия.

Шлифование, циклевание.

209-210

2


Лакирование изделия.

Покрытие изделия лаком. Техника безопасности при лакировании.

Практическое повторение (36 часов)

211-246

36


Изготовление картины с использованием техники выжигания.

Последовательное изготовление картины.

Самостоятельная работа (10 часов)

247-256

10


Изготовление изделия по выбору учителя.

Последовательное выполнение технологических операций при изготовлении изделия.

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ (160 часов)



Вводное занятие (2 часа)

257-258

2


Вводное занятие. Повторный инструктаж по охране труда.

Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в мастерской. Требования к организации рабочего места.

Элементы графической грамоты (6 часов)

259-260

2


Линии чертежа. Линия разрыва.

Составление чертежа с использованием линии разрыва.

261-264

4


Масштаб.

Способы изображения деталей с использованием масштаба.

Материаловедение (4 часа)

265-266

2


Виды лакокрасочных материалов.

Лак, краска, эмаль, шпаклевка, грунтовка, воск.

267-268

2


Разновидности красок. Их особенности.

Акварельные, масляные, акриловые краски, гуашь.

Технология росписи по дереву (92 часа)

269-272

4


История росписи по дереву. Виды северной росписи.

Мезенская, ракульская, пермогорская, борецкая, пучугская, онежская росписи.

273-274

2


Способы разметки изделия для росписи.

Разметка с помощью копировальной бумаги, с помощью чертежных инструментов в альбоме.

275-284

10


Роспись ленточного геометрического орнамента.

Выполнение росписи в альбоме акварельными красками.

285-294

10


Разметка элементов мезенской росписи.

Разметка элементов мезенской росписи в альбоме.

295-308

14


Роспись мезенского орнамента.

Роспись мезенского орнамента в альбоме.

308-360

52


Изготовление декоративной тарелки с использованием мезенской росписи.

Изготовление декоративной тарелки с использованием мезенской росписи.

Отделка изделия (4 часа)

361-364

4


Лакирование изделия в 2 слоя.

Покрытие изделия лаком. Техника безопасности при лакировании.

Практическое повторение (42 часа)

365-406

42


Изготовление набора из двух разделочных досок с использованием мезенской росписи.

Последовательное выполнение технологических операций при изготовлении набора из двух разделочных досок.

Самостоятельная работа (10 часов)

407-416

10


Изготовление изделия по выбору учителя.

Последовательное выполнение технологических операций при изготовлении изделия.

ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ (128 часов)



Вводное занятие (2часа)

417-418

2


Вводное занятие.

Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в мастерской. Требования к организации рабочего места.

Элементы графической грамоты (6 часов)

419-420

2


Линии чертежа. Осевая линия.

Составление чертежа с использованием штрихпунктирной линии.

421-424

4


Графическое изображение деталей вращения.

Составление чертежей и эскизов да примере деталей вращения.

Материаловедение (4 часа)

425-426

2


Устройство СТД-120.

Основные узлы и механизмы токарного станка. Техника безопасности при работе на станке.

427-428

2


Инструменты для токарных работ.

Виды токарных резцов.

Технология точения древесины (60 часов)

429-430

2


История точения древесины.

Лучковое приспособление для точения. Станок Нартова. Современные станки.

431-432

2


Выбор материала для точения.

Древесные породы, подходящие для точения. Требования к качеству заготовки.

433-434

2


Подготовка материала для точения.

Запиливание торцов заготовки, сострагивание ребер заготовки.

435-438

4


Точение цилиндра заданного диаметра.

Точение цилиндра.

439-442

4


Точение детали конической формы.

Точение детали конической формы.

443-448

6


Точение детали с фасонной поверхностью

Точение детали с фасонной поверхностью.

449-454

6


Точение заготовки на планшайбе.

Точение заготовки на планшайбе.

455-456

2


Способы обработки детали на токарном станке.

Шлифование, выжигание, полировка.

457-488

32


Изготовление декоративного подсвечника.

Изготовление декоративного подсвечника.

Отделка изделия (4 часа)

489-490

2


Способы отделки готового изделия.

Лакирование, окрашивание, тонирование, браширование.

491-492

2


Вощение готового изделия.

Вощение готового изделия. Техника безопасности при вощении.

Практическое повторение (42 часа)

493-534

42


Изготовление декоративной вазы из точеных деталей.

Последовательное выполнения технологических операций при изготовлении декоративной вазы из точеных деталей.

Самостоятельная работа (10 часов)

535-544

10


Изготовление изделия по выбору учителя.

Последовательное выполнение технологических операций при изготовлении изделия.

















Литература:

Афанасьев А.Ф. Домовая резьба. – М.: Белый город, 2007.

Величко Н. К. Русская роспись. Энциклопедия. - М.: Хоббитека, 2018.

Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках. – М.: «Народное творчество», 1999.

Дорофеева Л.П. Русские северные росписи .- Котлас, 2015.

Матвеев Т.А. Мозаика и резьба по дереву. – М.: «Высшая школа», 1985.

Ращупкина С. Выжигание по дереву. – М.: Рипол-Классик, 2014.

Узоры Северной Двины. Комплект для творчества.- Мозаика-Синтез, 2013.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.