Рабочая программа по предмету «Художественная обработка древесины» (10-11 классы)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31»
Рассмотренно Согласовано
на заседании МО Заместитель директора по УВР
трудового обучения
_______________К.К. Чернышева. ______________М.В. Димитрова
Рабочая программа
по предмету
«Художественная обработка древесины»
10 - 11 А классы.
Автор-составитель:
Карачёв А.А.
учитель трудового обучения
2022 г.
Пояснительная записка
Художественная обработка древесины – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа. Подлинных памятников древнерусского искусства относящихся к IX–XVI вв. сохранилось очень мало, но по литературным источникам, а также по изображениям в живописи и миниатюре, известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Из древесины строили жилье, изготовляли мебель и бытовую утварь, которую украшали выжиганием, росписью и резьбой.
Самый простой способ украсить изделие из древесины -выжигание (пирография) – искусство, пришедшее к нам из глубины веков. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа.
Первые предметы быта, украшенные выжженным узором датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу. В средние века в Европе выжигание стало уже не только формой народного творчества, но и действительно искусством. Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрант, Пикассо, Гюго.
Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.
Изготовление точеных изделий на Руси относят к XII веку. В это время токарный станок на территории Новгорода и Поволжья был уже известен. На станке вытачивали деревянную посуду. В современных условиях с помощью токарного станка изготавливают около 100 наименований точеных изделий (балясина, булава, игрушки, катушки, молоток кухонный, ножки для мебели и др.).
Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.
Искусство художественной обработки древесины, имеющее в нашей стране глубокие традиции, широко развивается в Архангельской области. На весь мир известны шедевры северной деревянной архитектуры с её неизменным вниманием к домовой резьбе, уникальные образцы северной росписи и внимательное отношение взрослых к обучению детей народным промыслам.
Изучение курса художественной обработки древесины позволяет ученикам приобрести общетрудовые и частично специальные знания, а также обеспечит им интеллектуальное и эстетическое развитие.
Рабочая программа по художественной обработке для 10 -11 класса специальной коррекционной школы составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 - П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В. В. Воронковой и учебного плана Образовательного учреждения.
3. Клещин И.Г. Технология. Технический труд: программа для учащихся 5-11 классов
«Художественная обработка дерева на основе народных художественных промыслов Российской Федерации». Архангельск: АО ИППК РО, 2007.
В процессе занятий по программе «Художественная обработка древесины» у школьников с нарушением интеллекта формируются представления о месте и роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека, в создании материальной среды, развивается пространственно-образное мышление, зрительная память, творческие способности и эстетический вкус, расширяется кругозор. Дети приобретают трудовые умения и навыки, которые могут стать основой для будущего профессионального самоопределения.
Целью программы является овладение учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками художественной обработки древесины
Обучение по программе «Художественная обработка древесины» в специальной (коррекционной) школе направлено на решение следующих задач:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
-уважение к людям труда;
- формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в кабинет, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Реализация целей и задач данной программы возможна при использовании следующих образовательных технологий:
- технологии индивидуально-ориентированного, дифференцированного обучения;
- информационно-компьютерные технологии;
- технология формирования поэтапного формирования умственных действий;
- технология сотрудничества.
- Методы обучения: практические, наглядные, словесные.
- Формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные.
- Формы организации занятия: коллективная, индивидуальная, групповая.
- Средства обучения: образцы изделий, технологические карты, столярные, разметочные, измерительные инструменты, резцы, лакокрасочные материалы, средства ИКТ (презентации). Для художественной отделки изделий используются заготовки, выполненные учениками в школьной мастерской – разделочные доски, декоративные тарелки и т.д.
Межпредметные связи:
- профессионально-трудовое обучение (столярное дело) – технологии изготовления столярных изделий;
- рисование, черчение – создание орнаментов;
- математика – выполнение измерений, расчётов;
- естествознание – знание пород деревьев;
- история – знание основ северного деревянного зодчества;
- русский язык, чтение - обогащение словарного запаса, формирование связных высказываний, формулирование вопросов, самостоятельное описание проделанной работы, анализ образца, изделия.
Формы подведения итогов реализации программы: участие выставках и выставках – продажах
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- общие сведения о народных ремеслах;
- основы графической грамоты;
- общие сведения о композиции;
- основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке;
- особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (морение, восщение, лакирование, полировка);
- виды резьбы по дереву (контурная, прорезная, скобчатая, геометрическая, плоскорельефная, скульптурная, домовая);
- инструменты и материалы для художественной обработки древесины;
Учащиеся должны уметь:
- выбирать и разрабатывать с помощью учителя рисунки для художественной обработки изделия;
- производить графическую разметку;
- подготавливать поверхность изделия для художественной обработки;
- осуществлять художественную отделку поверхности.
Программа рассчитана на 544 часа – 16 часов в неделю.
Учебно-тематический план
№п/п | Название раздела | Количества часов |
1 четверть. 144 часа. 9 недель. | ||
1 | Вводное занятие Первичный инструктаж по охране труда. | 2 |
2 | Элементы графической грамоты. | 6 |
3 | Материаловедение. | 4 |
4 | Технология резьбы по дереву. | 80 |
5 | Отделка изделия. | 4 |
6 | Практическое повторение. | 38 |
7 | Самостоятельная работа. | 10 |
2 четверть 112 часов. 7 недель. | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 2 |
2 | Элементы графической грамоты. | 6 |
3 | Материаловедение. | 4 |
4 | Технология выжигания. | 50 |
5 | Отделка изделия. | 4 |
6 | Практическое повторение. | 36 |
7 | Самостоятельная работа. | 10 |
3 четверть 160 часов. 10 недель. | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 2 |
2 | Элементы графической грамоты. | 6 |
3 | Материаловедение. | 4 |
4 | Технология росписи по дереву. | 92 |
5 | Отделка изделия. | 4 |
6 | Практическое повторение. | 42 |
7 | Самостоятельная работа. | 10 |
4 четверть 128 часов. 8 недель. | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 2 |
2 | Элементы графической грамоты. | 6 |
3 | Материаловедение. | 4 |
4 | Технология точения древесины. | 60 |
5 | Отделка изделия. | 4 |
6 | Практическое повторение. | 42 |
7 | Самостоятельная работа. | 10 |
Итого: 544 часа.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Количество уроков одной темы | Дата | Тема урока | Содержание урока |
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ (144 часа) | ||||
Вводное занятие (2 часа) |
1-2 | 2 | | Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда. | Мастерская, ее назначения и оборудование. Распределение учащихся по рабочим местам. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в мастерской. Инструкции по Охране труда (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. |
Элементы графической грамоты. (6 часов) |
3-4 | 2 | | Технология составления чертежа. | Способы изображения предмета на плоскости: рисунок, фотография, чертеж. Инструменты для составления чертежа. | |
5-6 | 2 | | Технология составления эскиза. | Отличие эскиза от чертежа. | |
7-8 | 2 | | Технология составления технического рисунка. | Особенности составления технического рисунка. | |
Материаловедение (4 часа) | |||||
9-10 | 2 | | Древесина. Её свойства. | Древесные породы, их свойства. | |
11-12 | 2 | | Пороки древесины. | Представление о видах пороков древесины – трещины, сучки, засмолок, гниль, наклон волокон. | |
Технология резьбы по дереву (80 часов) | |||||
13-14 | 2 | | История резьбы по дереву. Виды резьбы. | История резьбы по дереву на примере северной архитектуры и северных народных промыслов. Контурная, прорезная, геометрическая, прорезная, скобчатая, плоско-рельефная и объемная резьба. | |
15-16 | 2 | | Контурная резьба. | Рабочее место резчика. Инструменты для резьбы. Техника безопасности при выполнении резьбы. | |
17-18 | 2 | | Знакомство с техническими приёмами резьбы. | Резьба поперек и вдоль волокон. Резьба под наклоном. | |
19-25 | 6 | | Контурная резьба по светлому и тонированному тону. | Контурная резьба по светлому и тонированному тону. | |
26-27 | 2 | | Способы разметки для контурной резьбы. | Разметка по шаблону, с помощью копировальной бумаги, с помощью разметочных инструментов. | |
28-37 | 10 | | Выполнение изделия в технике контурной резьбы. | Изготовление подставки под горячее с применением контурной резьбы. | |
38-39 | 2 | | Геометрическая резьба. | Инструменты для резьбы. Нож «косячок». Техника безопасности при выполнении резьбы. | |
40-45 | 6 | | Знакомство с техническими приёмами резьбы. | Резьба поперек и вдоль волокон. Резьба под наклоном. | |
46-49 | 4 | | Резьба трехгранных выемок. | Резьба трехгранных выемок. | |
50-51 | 2 | | Резьба «сколышков». | Резьба «сколышков». | |
52-57 | 6 | | Азбука геометрической резьбы: ромбики, треугольники, витейка, змейка, цепочка, звездочка. | Резьба простого ленточного орнамента из «азбучных» элементов. | |
58-61 | 4 | | Азбука геометрической резьбы: луч, звезда, розетка, сияние. | Резьба более сложных элементов «азбуки». | |
62-65 | 4 | | Разметка разделочной доски для геометрической резьбы. | Разметка орнамента на разделочной доске. | |
66-93 | 28 | | Выполнение изделия в технике геометрической резьбы. | Резьба орнамента. | |
Отделка изделия (4 часа) | |||||
94-95 | 2 | | Виды отделки древесины. | Шлифование, тонирование, лакирование, окрашивание древесины. | |
96-97 | 2 | | Лакирование готового изделия. | Покрытие изделия лаком. Техника безопасности при лакировании. | |
Практическое повторение (38 часов) | |||||
98-135 | 38 | | Изготовление салфетницы с использованием геометрической резьбы. | Последовательное изготовление салфетницы. | |
Самостоятельная работа (10 часов) | |||||
135-144 | 10 | | Изготовление изделия по выбору учителя. | Последовательное выполнение технологических операций при изготовлении изделия. | |
| |||||
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. (2 часа) | |||||
145-146 | 2 | | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в мастерской. Требования к организации рабочего места. | |
Элементы графической грамоты (6 часов) | |||||
147-148 | 2 | | Линии чертежа. Линия видимого контура. | Составление чертежей с использованием сплошной основной линии. | |
149-150 | 2 | | Линии чертежа. Линия невидимого контура. | Составление чертежей с использованием штриховой линии. | |
151-152 | 2 | | Способы указания размеров на чертеже. | Выносные и разметочная линии. | |
Материаловедение (4 часа) | |||||
153-154 | 2 | | Плитные древесные материалы. | Фанера, ДСП, ДВП, ОСП. | |
155-156 | 2 | | Технология изготовления фанеры. | Шпон. Виды шпона. Использование фанеры. | |
Технология выжигания (50 часов) | |||||
157-158 | 2 | | История выжигания по дереву. | Пирография. Примеры из истории. | |
159-160 | 2 | | Устройство электрического выжигателя. | Части выжигателя. Техника безопасности при выжигании. | |
161-162 | 2 | | Разметка заготовки для выжигания. | Разметка с помощью копировальной бумаги. | |
163-168 | 6 | | Основные приемы выжигания. | Выполнение тренировочных упражнений по выжиганию. Выжигание сплошной линией, точками, тонирование выжигателем. | |
169-206 | 38 | | Изготовление панно с использованием техники выжигания. | Изготовление панно с использованием техники выжигания. | |
Отделка изделия (4 часа) | |||||
207-208 | 2 | | Способы устранения дефектов изделия. | Шлифование, циклевание. | |
209-210 | 2 | | Лакирование изделия. | Покрытие изделия лаком. Техника безопасности при лакировании. | |
Практическое повторение (36 часов) | |||||
211-246 | 36 | | Изготовление картины с использованием техники выжигания. | Последовательное изготовление картины. | |
Самостоятельная работа (10 часов) | |||||
247-256 | 10 | | Изготовление изделия по выбору учителя. | Последовательное выполнение технологических операций при изготовлении изделия. | |
| |||||
Вводное занятие (2 часа) | |||||
257-258 | 2 | | Вводное занятие. Повторный инструктаж по охране труда. | Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в мастерской. Требования к организации рабочего места. | |
Элементы графической грамоты (6 часов) | |||||
259-260 | 2 | | Линии чертежа. Линия разрыва. | Составление чертежа с использованием линии разрыва. | |
261-264 | 4 | | Масштаб. | Способы изображения деталей с использованием масштаба. | |
Материаловедение (4 часа) | |||||
265-266 | 2 | | Виды лакокрасочных материалов. | Лак, краска, эмаль, шпаклевка, грунтовка, воск. | |
267-268 | 2 | | Разновидности красок. Их особенности. | Акварельные, масляные, акриловые краски, гуашь. | |
Технология росписи по дереву (92 часа) | |||||
269-272 | 4 | | История росписи по дереву. Виды северной росписи. | Мезенская, ракульская, пермогорская, борецкая, пучугская, онежская росписи. | |
273-274 | 2 | | Способы разметки изделия для росписи. | Разметка с помощью копировальной бумаги, с помощью чертежных инструментов в альбоме. | |
275-284 | 10 | | Роспись ленточного геометрического орнамента. | Выполнение росписи в альбоме акварельными красками. | |
285-294 | 10 | | Разметка элементов мезенской росписи. | Разметка элементов мезенской росписи в альбоме. | |
295-308 | 14 | | Роспись мезенского орнамента. | Роспись мезенского орнамента в альбоме. | |
308-360 | 52 | | Изготовление декоративной тарелки с использованием мезенской росписи. | Изготовление декоративной тарелки с использованием мезенской росписи. | |
Отделка изделия (4 часа) | |||||
361-364 | 4 | | Лакирование изделия в 2 слоя. | Покрытие изделия лаком. Техника безопасности при лакировании. | |
Практическое повторение (42 часа) | |||||
365-406 | 42 | | Изготовление набора из двух разделочных досок с использованием мезенской росписи. | Последовательное выполнение технологических операций при изготовлении набора из двух разделочных досок. | |
Самостоятельная работа (10 часов) | |||||
407-416 | 10 | | Изготовление изделия по выбору учителя. | Последовательное выполнение технологических операций при изготовлении изделия. | |
| |||||
Вводное занятие (2часа) | |||||
417-418 | 2 | | Вводное занятие. | Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в мастерской. Требования к организации рабочего места. | |
Элементы графической грамоты (6 часов) | |||||
419-420 | 2 | | Линии чертежа. Осевая линия. | Составление чертежа с использованием штрихпунктирной линии. | |
421-424 | 4 | | Графическое изображение деталей вращения. | Составление чертежей и эскизов да примере деталей вращения. | |
Материаловедение (4 часа) | |||||
425-426 | 2 | | Устройство СТД-120. | Основные узлы и механизмы токарного станка. Техника безопасности при работе на станке. | |
427-428 | 2 | | Инструменты для токарных работ. | Виды токарных резцов. | |
Технология точения древесины (60 часов) | |||||
429-430 | 2 | | История точения древесины. | Лучковое приспособление для точения. Станок Нартова. Современные станки. | |
431-432 | 2 | | Выбор материала для точения. | Древесные породы, подходящие для точения. Требования к качеству заготовки. | |
433-434 | 2 | | Подготовка материала для точения. | Запиливание торцов заготовки, сострагивание ребер заготовки. | |
435-438 | 4 | | Точение цилиндра заданного диаметра. | Точение цилиндра. | |
439-442 | 4 | | Точение детали конической формы. | Точение детали конической формы. | |
443-448 | 6 | | Точение детали с фасонной поверхностью | Точение детали с фасонной поверхностью. | |
449-454 | 6 | | Точение заготовки на планшайбе. | Точение заготовки на планшайбе. | |
455-456 | 2 | | Способы обработки детали на токарном станке. | Шлифование, выжигание, полировка. | |
457-488 | 32 | | Изготовление декоративного подсвечника. | Изготовление декоративного подсвечника. | |
Отделка изделия (4 часа) | |||||
489-490 | 2 | | Способы отделки готового изделия. | Лакирование, окрашивание, тонирование, браширование. | |
491-492 | 2 | | Вощение готового изделия. | Вощение готового изделия. Техника безопасности при вощении. | |
Практическое повторение (42 часа) | |||||
493-534 | 42 | | Изготовление декоративной вазы из точеных деталей. | Последовательное выполнения технологических операций при изготовлении декоративной вазы из точеных деталей. | |
Самостоятельная работа (10 часов) | |||||
535-544 | 10 | | Изготовление изделия по выбору учителя. | Последовательное выполнение технологических операций при изготовлении изделия. |
Литература:
Афанасьев А.Ф. Домовая резьба. – М.: Белый город, 2007.
Величко Н. К. Русская роспись. Энциклопедия. - М.: Хоббитека, 2018.
Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках. – М.: «Народное творчество», 1999.
Дорофеева Л.П. Русские северные росписи .- Котлас, 2015.
Матвеев Т.А. Мозаика и резьба по дереву. – М.: «Высшая школа», 1985.
Ращупкина С. Выжигание по дереву. – М.: Рипол-Классик, 2014.
Узоры Северной Двины. Комплект для творчества.- Мозаика-Синтез, 2013.