12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Васильев Алексей Фёдорович158
Россия, Башкирская респ., Давлеканово
Материал размещён в группе «Учителя технологии, трудов, где Вы?»
6

Художественная обработка металла Мозаика из металлического контура, филигрань. Технология 7 класс.



​​​​​​​

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
предмет технология 7 класс урок 1-й из 3-х


Тема: Художественная обработка металла Мозаика из металлического контура, филигрань

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Оборудование и инструменты: образцы работ, копировальная бумага, шаблонные рисунки, проволока, плоско­губцы, круглогубцы, клей-титан, ДВП 150×150 мм.

Объект работы: декоративное панно.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: Проявление интереса к новым знаниям. Стремление к совершенствованию своих умений.

Регулятивные действия: Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные действия: Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные действия: Планирование учебного сотрудничества, умение договариваться, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Ход урока


Организационный момент (2 минуты)


Взаимное приветствие - Здравствуйте ребята!

Проверка отсутствующих

Проверка готовности к уроку (наличие рабочих тетрадей и письменных принадлежностей)

Назначение дежурных


Актуализация знаний (2-3 минуты)


- Задавались ли вы когда – ни будь вопросом, как изготовляют проволоку? (предполагаемый ответ)

- Давайте заглянем вглубь истории и подумаем, где использовалась проволока в жизни людей? (украшение, цепочки, кольчуги)

- А как вы думаете, как в древние времена делали проволоку? (ковали)



Мотивация учебной деятельности (2-3 минут)


Действительно! Издавна значительное место в жизни людей занимают из­делия из проволоки: подвески, кольца, кольчуги, цепочки, пер­стни, браслеты. В самых древних изделиях применялась кованая проволока, процесс изготовления которой был настолько трудоемким, что изделия из обычной меди ценились так же высоко, как изделия из золота

- А как вы думаете, что же изменилось с тех пор и для чего делают проволоку сейчас? (предполагаемый ответ…..)


Постановка учебной задачи (2-3 минут)


- Значительная часть изделий из проволоки вам знакома!

- Я покажу вам ещё несколько изделий, что делают из проволоки. (слайды или изделия из проволоки)

- Как вы думаете, что мы сегодня с вами будем изучать? (предполагаемый ответ - работы выполненные из проволоки)

Все верно! Сегодняшний урок будет посвящен художественной обработки проволоки. Один из видов ее обработки называют филигранью.

Под запись - Тема урока «Художественная обработка проволоки Филигрань»



Открытие нового знания (7-8 минут)


Как мы отметили ранее, проволоку делали ковкой, начиная с 12 века кованую проволоку вытеснила проволо­ка, выполненная способом волочения. Когда кованные заготовки протаскивали через конические отверстия. При этом заготовка уменьшалась по толщине, удлинялась и одновременно приобретала правильную цилиндрическую фор­му. После прохождения через следующее отверстие с меньшим диаметром проволока становилась еще тоньше и длиннее.

t1640432733aa.jpg

Искусством плетения различных декоративных работ (це­почек, кольчуг) славились бронные мастера подмосковного села Броничи (сейчас город Бронницы). Здесь из золотой, серебряной и медной проволоки плели красивые цепочки, а из стальной — прочные кольчуги. В наше время на Бронницкой ювелирной фабрике создают различные украшения, часто сочетая прово­лочное плетение с вставками из цветных камней. Простые цепочки выполняются на станках-автоматах, а фигурные — вручную.

Сегодня проволока занимает важное место в декоративно-прикладном искусстве, как особый вид художественной обработки металла - Филигрань.

В зависимости от технологических особенностей изготовления филигранных изделий различают большое разнообразие видов и разновидностей филиграни:

t1640432733ab.gif

Под запись – Виды филиграни: 1 - Напайная филигрань — когда узор из проволоки (гладкой или сученой), напаивают непосредственно на листовой металл (слайд или работа).

t1640432733ac.gif

Под запись – Виды филиграни: 2 - Ажурная филигрань — обработка, при которой узор, состоящий из элементов, выполненных из проволоки, спаивают только между собой, без фона, образуя как бы кружево из металла (слайд или работа).

t1640432733ad.gif

Под запись – Виды филиграни: 3 - Объемная филигрань. К ней относятся объемные предметы: вазы, ларцы, коробки, объемные изображения зверей, птиц (слайд или работа).


Под запись – Виды филиграни: 4 - Накладная филигрань это наиболее простой вид контурного декорирования.


По способу крепления он может быть:

Расплющенная проволока вбивается в контур рисунка, где в качестве фона используют древесину.


t1640432733ae.gift1640432733af.gif








Другой способ получения контура – это закрепление накладной филиграни проволочными скобами

t1640432733ag.jpg


Металлические контуры можно крепить не только с помощью тонких металлических скоб, но и при­клеиванием по контуру клеем.


Первичное закрепление (4-5 минут)


Сегодня на уроке мы побудем мастерами филигранного искусства. (показываю работу)

- Скажите, это какой вид Филиграни? (накладная)

- А по способу крепления? (приклеивание клеем)

- Что, нам понадобится для того чтобы сделать подобную работу? (проволока, клей, основа, инструмент - какой?)

- Как вы думаете, почему я в этой работе выбрал светлый фон? (чтобы проволока лучше выделялась)

- А если взять темный фон? (то проволока должна быть светлой)

Показываю примеры работ, выполненные учениками прошлых лет.


Инструктаж работы с проволокой и клеем (2-3 минут)


Не разрешается держать проволоку на уровне глаз.

Помнить и соблюдать осторожность, что при откусывании куски проволоки разлетаются в стороны.

Следить за тем, чтобы не пораниться об острые концы проволоки.

Работать только исправным инструментом.

Следить за тем, чтобы клей не попадал на кожу.


Собираю подписи по инструктажу работы с проволокой!


Самостоятельная работа под контролем учителя. (12 – 15 минут)

Для освоения техники филиграни мы выполним простую работу и сегодняшний урок это только один из первых. Мы воспользуемся наиболее простым видом контурного декорирования приклеивание вдвое скрученных проволочек по контуру. На последующих уроках мы завершим работу.

Дежурные раздают материал (проволоку, ДВП 150×150 мм, клей, рисунок на выбор, копировальную бумагу).

Изображение на рисунке для первой работы может быть простым – бабочка, грибы, цветок.


Инструктаж по практической работе.

Перевести выбранный рисунок

Начать набор филиграни следует с изготовления контурной обвязки, а затем элементов рисунка из проволоки. Изгибайте проволоку щипцами, постоянно прикладывая к рисунку на бумаге, сверяя точность изгиба. Лишние куски откусывайте бокорезами.

Готовый проволочный элемент наложите поверх рисунка и двумя-тремя каплями клея в разных местах приклейте к фону.


Текущий инструктаж – индивидуальная работа.


Рефлексия деятельности. (2-3 минуты)


Что вам понравилось на уроке?

Что узнали нового?

Что показалось трудным?


Итог урока (2 минуты)


Выставление оценок за активное участие в беседе.

Домашние задание - Повторить тему урока.


















t1640432733ah.jpgt1640432733ai.jpgt1640432733aj.pngt1640432733ak.pngt1640432733al.jpgt1640432733am.jpg

Опубликовано в группе «Учителя технологии, трудов, где Вы?»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 25.12.21 в 15:25 0Ответить Пожаловаться
Благодарю! Очень ценный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.