Приём «погружения в пространство абсурда»

15
0
Материал опубликован 20 February 2017 в группе

Макеевская общеобразовательная школа № 22

І – ІІІ ступеней

имени Маршала Сергеева

 

И ЕЩЕ О «ПРИЁМЕ ПОГРУЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВО АБСУРДА»

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ


 

Авторская работа


 


 

Автор: Иванова Людмила Игоревна,

учитель русского языка

и литературы

г. Макеевка

2016-2017


 

Иванова Людмила Игоревна, учитель МОШ№ 22 г.Макеевки
 

И ЕЩЕ О «ПРИЁМЕ ПОГРУЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВО АБСУРДА»

Приёму «погружения в пространство абсурда» посвящены две мои работы, опубликованные ранее : «Памятники. Фантазии на школьные темы» и «Фрагмент педсовета, посвященного теме творческих поисков, личностно-ориентированному обучению и неповторимому индивидуальному почерку педагогов». В этих работах я описала практическое применение приёма при решении разных методических задач.

Теперь я предлагаю другие варианты его применения.

Повторяю, что «приём погружения в пространство абсурда» можно применять как «полномасштабное пространство», в котором разрабатывается вся избранная тема, а можно использовать как небольшой фрагмент на уроке.

 

Из заметок учителя Ивановой Л.И.

«… Люблю я разнообразные забавно-шутливые творческие работы! Особенно на уроках развития речи. Причем и на уроках литературы, и на уроках языка.

Мне нравятся разные задания, которые либо в самой формулировке вопроса содержат некий гротеск, «несовмещение» (а значит – элементы абсурда), либо обращены к гротескному тексту, а потому «серьёзное» задание тоже создаёт впечатление «несовмещения». Так создаётся «пространство абсурда», в котором дети охотно работают, играя и похохатывая, осваивают довольно сложные компетентности.

Какие же это задания? – Самые разнообразные! Это могут быть:

а) какие-то вполне серьёзные задания, ориентированные на некий «гротескный по определению» материал и требующие анализа:

- Объяснить роль коротких побудительных предложений в сборнике Козьмы Пруткова «Плоды раздумья. Мысли и афоризмы». Прокомментируйте ценностную программу, предложенную юношеству автором.

- Попробуйте определить, чем отличается «галантерейный язык» от «макаронического», а потом создайте диалог между двумя надменными персонажами, из которых один использует язык «макаронический», а второй – «галантерейный».

- Объясните природу компьютерного сленга, который уродует «обычный вид» слов. По вашему мнению, в основе этого явления лежит больше игра или отсутствие знаний? А на чем строится такая «игра»: на борьбе с чем-то – с чем именно? – или на демонстрации иронического отношения к каким-то процессам? Почему это нравится молодежи? Докажите, что такая «игра» не угрожает национальной грамотности.

б) проблемные вопросы (для письменного ответа):

- Какой предстаёт женщина в стихотворениях Данила Братковского «Из чего сотворена женщина», «Совет», «Покорная жена», «Лучше со львом в пуще», «О богатой женщине», «Что есть женщина?» и др.? Почему изображение женщины в образе «желудка» воспринимается, как самое поэтическое сравнение в контексте этих стихов?

- Почему юная актриса, героиня рассказа Тэффи «Раскаявшаяся судьба», так слезно просила писательницу, автора пьесы, в которой актриса была занята, изменить судьбу некоторых героев? Дайте определение понятию «наивный читатель». Каким же именно стало лицо писательницы в конце пьесы (актриса: «Милая! Давайте целоваться! Знаете, у вас даже лицо совсем другое стало. Честное слово!)? Почему?

- Что случилось, что воротник разрушил жизнь кроткой Олечки Розовой из рассказа Тэффи «Жизнь и воротник»? Почему такое могло произойти?

- Почему «радость» Мити Кулдарова из рассказа А.П.Чехова «Радость» читателю кажется странной? А его родные тоже были рады? Как история с публикацией характеризует Митю?

- Можно ли считать использованием «бродячих сюжетов» на учебные темы выкачивание готовых рефератов из Интернета? Назовите признаки «бродячего сюжета» в подобных работах.

в) сочинения-рассуждения на темы с неожиданным философским смыслом:

- О чем же, собственно, сказка «Колобок»?

- Почему погиб Колобок? (написать свои соображения в каком-то литературном жанре: заметка, некролог, письмо, басня, мораль к сказке, исповедь – проч.)

- Как так случилось, что свистнувший рак в рассказе Тэффи «Когда рак свистнул» фактически уничтожил полмира? Что мы можем сказать о нравственных доминантах этого (и нашего) мира?

- Ужель необходимо быть мужественной даме? Спасибо вам, спасибо: каков приоритет!

- Существует ли связь между жвачкой и общей деградацией человечества?

- Зри в корень!

г) сочинения-миниатюры, этюды с нравственно-этическим подтекстом, в основе которых лежит гротескная картинка из жизни детей:

- Глаголы СМОТРЮ и ВИЖУ.

- Почему я такой пышущий после урока физкультуры?

- Как убирать класс так, чтобы он не становился чистым? (Рекомендации)

- Как совесть мешает жить «досхочу» и «в удовольствие»?

- Монолог Несчастного, вынужденного ежедневно ни свет ни заря вставать в школу

- Составьте советы для выживания ленивому ученику.

- Составьте вредные советы для ученика

- Составьте вредные советы для учителя

- Ода Лености

- Перекрестки искушений на правильных дорогах школьной жизни

- Тяжкая доля учащегося

д) уже описанный проект «Памятники» (или подобный другой проект).

е) мини-сочинения на темы (в т.ч. и серьёзные), в которых снижена (или удалена) ирония, присутствует лирическое или философское начало, но которые могут предоставить пространство для улыбки:

- Наличие зла – это ошибка мироустройства или свидетельство гармонии бытия?

- Во многой мудрости много печали…

- Стоит ли скальпелем вскрывать прекрасную розу? (о смысле литературного анализа)

- Нужны ли людям теплые дожди?

- Тайны вечерних окон.

- Монолог современного блудного сына

- Почему так весело звенел трамвай?

- Прогулка в сказочном кабриолете

- Вариации на тему «ШЛЯПЫ и ШЛЯПКИ» - и т.д.

Выполняя подобные задания, дети обычно сначала смеются, а потом начинают придумывать сюжет, строить систему аргументов – и задумываются над темой, над жизнью, над собственным поведением. А потом, когда вырастут, они весело вспомнят, что нашли все же аргументы, например, к вопросу «Почему я такой пышущий после урока физкультуры?» (это трудный вопрос, потому что ответ требовался остроумный). И вспоминают ведь мои выпускники через много лет такие уроки с восторгом, говорят, что именно подобные упражнения научили вообще не бояться сочинений или составления любых текстов.

Подобные работы развивают воображение, остроумие, владение речью – и жизнерадостное отношение к самому существованию в этом мире, что, в свою очередь, учит оптимизму.

А оптимизм, радость, любовь, милосердие, способность к сочувствию – это основа той светлой духовности, которая удерживает наш мир и которая настраивает отдельную личность на позитив, жизнеспособность, творчество. Поэтому я стараюсь, чтобы на моих уроках нашлось место и теплым слезам (от растроганности и сочувствия) – и веселому смеху, ибо вместе они целительными потоками омывают души, делают их открытыми, чистыми – и одновременно способными сопротивляться всему, что принесло в этот мир ЗЛО, всему, что может дискредитировать Человека…»


 

PS: Примеры мини-сочинений

Обе работы написаны Олей Новиковой.

КАК СОВЕСТЬ МЕШАЕТ ЖИТЬ «ДОСХОЧУ» И «В УДОВОЛЬСТВИЕ»

С утра настроение почти каждого ученика опускается до низких температур. Есть неудержимое желание бросить все дела и ринуться в бесконечный океан сна и мечтаний, или же, извините, удрать с уроков и совершить нечто сумасшедшее. И вот тут начинается: на левое плечо садится твоя хорошая половина – ангел; а на правое, по закону жанра, бес-искуситель. Когда крики и споры между ними заглушат все остальные звуки, в воображении медленно вырисовывается величественное и мрачное сооружение сумасшедшего дома. Внимательно присмотревшись к нему, начинаешь всесторонне рассматривать предложение беса: «А не прогулять ли несколько уроков при помощи медпункта?». Совесть-ангел, хотя и старается привлечь к себе внимание, скуля о вредности таких поступков, все же оказывается побежденным, ибо бес удачно прикинулся моей же совестью: «Но я же так плохо себя чувствую!» Отбросив сомнения, с ощущением исполненного долга, с чистой душой иду в медпункт. На плечах, свесив ноги, сидять поникший ангел и радостный бес: сегодня я делаю то, что может мне оказать такую специфическую помощь, а значит – мой путь несколько сворачивает в сторону, облюбованную бесом… Но это только сегодня! Завтра я исправлюсь! Че слово…

ШЛЯПЫ И ШЛЯПКИ

Старая улица в Николаеве, серая и незаметная вывеска «Ретро», в помещении полутьма, вещам, размещенным повсюду, более 30-50ти лет. Внимание привлекают большие настенные часы и тяжелый железный канделябр… А в самом дальнем уголочке незаметно лежат две шляпки. Кажется, что они еще помнят женщин, своих хозяек, сохраняя аромат их волос и рисуя в нашем воображении их образ. Вот эта, большая, атласная, с широкими полями и вуалью, вероятно, принадлежала молодой кокетке-аристократке, у которой был легкомысленный вид и очень развитая фантазия, т.к. на шляпке ярким пятном выделяется искусственный цветок. Этот изящный женский головной убор, несмотря на «старость», не утратил былого очарования.

А рядом лежала маленькая и обычная соломенная шляпка с длинной лентой в лирокую полоску. Эта шляпка была без претензий, но говорила о хорошем вкусе своей хозяйки. Нею, вероятно, была девушка-труженица, которая не могла себе позволить лишнего.

Такие разные, эти шляпки дружили, потому что уже много лет лежали вместе в углу, забытые. Они спасались от одиночества, вдвоем мечтая о новой жизни, о новых хозяйках, которые возьмут их нежными руками и украсят если не свою прическу, то хотя бы какой-то ретро-уголок в уютной комнате…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.