Статья на тему «Сказка как форма погружения в образовательное пространство»

6
1
Материал опубликован 4 November 2021 в группе


«Сказка как форма погружения в образовательное пространство».

Д. М. Капов

Педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»


Знаешь, как появились сказки? Никто не хочет верить в реальность.


Говоря о главной проблеме современного образования, как базового, так и дополнительного, можно выделить - вовлечение учащихся в образовательный процесс и активизация их творческого потенциала.

Приоритетной задачей образования является расширение кругозора участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала, обучение способам и механизмам воплощения собственных ресурсов.

Одним из вспомогательных инструментов вовлечения учащихся в образовательный процесс является сказка.

Сказка, как одна из наиболее динамичных форм развития воображения, являет собой уникальное пространство, которое позволяет в игровой форме вовлечь учащихся в процесс получения и освоения знаний.

Сказка, характеризует себя как механизм (не претендующий на научность и историчность, а наоборот, за счет открытой вымышленности событийного ряда), активного воспитательного и педагогического воздействия и взаимодействия, а также, усвоения информации.

Особенно действенным метод использования сказок является в начальной школе, когда учащиеся еще не совсем отстранены от фантазийного мира, но не менее действенным является и в старшей школе, когда сказка может быть использована в качестве антуражного элемента.

Использование метода сказок позволяет педагогу активизировать активных учащихся, и развивать творческий потенциал всех участников образовательного процесса.

Рассмотрим такой пример, как дидактическая сказка.

Дидактическая (обучающая) сказка – это вид сказки, направленный на образное представление и передачу ученику учебного материала, а также развития у него необходимых практических умений и навыков, формирование мировоззрения и творческого мышления. (Свободная энциклопедия Wikipedia).

Данный вид сказок создан для формирования положительной мотивации к обучению, через трансляцию знаний с помощью доступной метафорической формы.

В дидактической сказке учебная задача прямым образом ставится перед обучающимися, и поэтому восприятие учебного материала происходит непроизвольно, на уровне образов и сюжетов, что в свою очередь стимулирует и повышает уровень овладения конкретными знаниями.

Использование метода дидактической сказки позволяет включать участников образовательного процесса в активную творческо-познавательную коммуникацию, что оказывает влияние на социализацию детей, формирование их позиции в коллективе, а также, обучает применять полученные знания для достижения поставленной задачи.


Дидактическая сказка может стать вспомогательным элементом любого занятия, позволяя повысить интерес детей к процессу получения знаний и активизировать их деятельность.

Дидактическая сказка – это своего рода особое повествование, которое в доступной для ребенка форме погружает его в мир понятий и терминов, становится примером восприятия и отражения событий реальности, обогащает словарный запас, и несет функцию самостоятельного взаимодействия.


В работе (с разными возрастными группами учащихся) могут быть использованы различные виды сказок, такие как:

Дидактическая сказка;

Метафорическая сказка;

Арт сказка;

Несуществующая сказка.

Построение образовательной деятельности с применением сказки, в которой взрослый показывает различные способы взаимодействия с информационным материалом, и стимулирует учащегося к самостоятельному поиску информации через реализацию творческого потенциала, ведет (безусловно) к развитию его познавательной активности.

Сказка, в которой есть разграничение понятий, взглядов, определений, понимания мира, служит источником эмоций и вдохновения, закладывая в душе каждого ребенка понятия ценности и смысловых ориентиров, учит сопереживанию и взаимопомощи, воспитывает гармонию, и дает возможность каждому почувствовать себя частью большой окружающей реальности.



 Вспомогательная литература:

Выгодский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2010;

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПБ.: Речь, 2018;

Короткова Л. Д. Сказкотерапия в школе. – СПБ.: Питер, 2018;

Николаева Л. Н. Здесь рождаются легенды . Методическое пособие для вожатых. – СПБ.: ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2019 г.

Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. – СПБ.: Речь, 2010.

 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересную статью!

7 November 2021

Похожие публикации