Материал к уроку литературы: «И жизнь, и слёзы, и любовь...» Любовная лирика А.К. Толстого
«И жизнь, и слезы, и любовь…» Любовная лирика А.К. Толстого
Любовь – это неведомая страна. И мы все плывём туда, каждый на своём корабле капитан и ведёт корабль своим собственным путём. М.М.Пришвин
Я верю в чистую любовь и душ соединенье. А.К.Толстой
Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II
Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем искала случая забыться и рассеяться. В светской толпе он почему-то сразу обратил внимание на нее.
Софья Андреевна была незаурядной женщиной, умной и великолепно образованной. Она знала полтора десятка языков. Прекрасно пела, обладала решительным, сильным и стойким характером. Обожала, как и Алексей, охоту и скачки на коне во весь опор.
Софья Андреевна Миллер Если бы у меня был Бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, всё это не стоило бы четверти часа – быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твоё милое, доброе лицо! А.К.Толстой
Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились первые строки этого стихотворения: Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты…
В 1878 году, через три года после смерти А.К. Толстого, Петр Ильич Чайковский написал музыку к стихам «Средь шумного бала…», музыку столь же чистую, нежную и целомудренную, как стихи.
.
, Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид; А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я. усталый, прилечь — Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю... Люблю ли тебя — я не знаю, Но кажется мне, что люблю!
1-е Послание к Коринфянам апостола Павла Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Что бы любовью не дышало…
Минула страсть, и пыл её тревожный Уже не мучит сердца моего, Но разлюбить тебя мне невозможно! Всё, что не ты, - так суетно и ложно, Всё, что не ты, - бесцветно и мертво…
Сочинение-клише Это и неизбывная (… ), и глубокая человечность, и (… ) чувства. Поэтическая сила и обаяние лирики Толстого прежде всего в (… ) чувства, (… ) тона, в умении раскрыть «диалектику души». В его стихах ярко выраженное соседствует со смутными (… , … и … ). Концепция любви у поэта раздвигает узкие рамки чувственной любви и включает в неё (… ) любовь как принцип бытия, положенного Творцом в основание мироздания. Сохранена сильная (… ) традиция в лирике поэта. Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к (… и … ). Любимая изображена как предмет (… и … ), как высокий (… ). Чувство Толстого высокое, поэтическое, но почти не меняющееся.