Материал к уроку литературы: «И жизнь, и слёзы, и любовь...» Любовная лирика А.К. Толстого
Пояснительная записка к презентации
«И жизнь, и слёзы, и любовь…»
Любовная лирика А.К.Толстого
Цель: показать красоту человеческих отношений, способствовать нравственному развитию учащихся через размышления о любви на примере стихотворений А.К.Толстого.
Задачи:
Образовательные: познакомить с личной жизнью Толстого и её отображением в поэзии, раскрыть учащимся сложность человеческих чувств, концепцию любви в лирике поэта, расширять их кругозор, учить отстаивать свою точку зрения.
Развивающие: развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, аналитического чтения текста, творческое воображение, ассоциативное мышление, связную монологическую речь, умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой, активизировать познавательную деятельность.
Воспитательные: обогащать духовный мир учащихся, формировать их эстетический вкус и нравственные ориентиры, побудить быть внимательнее к своим переживаниям, бережнее к чувствам других, воспитывать мыслящего человека-творца, способного развивать себя.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: эмпатический диалог.
Приёмы: слово учителя, подготовка восприятия, актуализация знаний, коллаж, составление ассоциативного ряда, сообщения учащихся, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрацией, с музыкальным фрагментом, сочинение-клише.
Технология: технология духовной культуры и эмоционального стимулирования.
Оборудование: презентация, проектор, экран, запись романса на стихи поэта, иллюстрации учащихся, тексты со стихами Толстого, опорные листы.
Сценарий урока
Любовь – это неведомая страна.
И мы все плывём туда, каждый на своём корабле капитан
и ведёт корабль своим собственным путём.
М.М.Пришвин
1. Звучит классическая музыка. Подготовка восприятия.
Добрый день! Сегодня нам предстоит непростой урок. Урок, на котором должны зазвучать не только наши голоса, но и наши души. Урок, который потребует от нас внимания и чуткости, мудрости и умения вслушиваться в слово. Мы будем говорить о любви. Да-да, о той любви, что движет солнце и светила, о любви, что сильнее смерти и страха смерти; о любви, формулу которой пытались разгадать многие философы и мудрецы, но которая так и осталась величайшей тайной в мире.
М.М.Пришвин сказал (чтение эпиграфа).
О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями. Давайте вспомним некоторые из них. Слово учащимся, выполнявшим коллаж «Любовь в лирике».
2. Защита коллажа.
Это чувство неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, её новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьётся его сердце.
- А какие ассоциации рождает это слово в вашей душе?
3. Составление ассоциативного круга.
1 вариант. Любовь (что?), используя существительные.
(Чудо, счастье, страсть, радость, блаженство, восторг, мучение, гармония)
2 вариант. Любовь (какая?), используя прилагательные.
(Добрая, обоюдная, роковая, мучительная, созидательная, прекрасная, возвышенная)
- Интересно, совпадут ли наши ассоциации с представлениями поэта?
Задание: попробуйте в течение урока заметить и записать другие определения, дополнив ряды, чтобы в конце урока сделать вывод.
Алексей Константинович Толстой ещё в пятнадцать лет сказал: «Я верю в чистую любовь и в душ соединенье». Но талант «любящего сердца» надо лелеять, воспитывать, развивать, ведь мы в ответе за тех, кого любим, и только от нас зависит, чем станет наша любовь.
4. Постановка задач урока:
Итак, наш урок посвящён исповеди Толстого о любви и исследованию этого чувства в его поэзии. Как вы считаете, какие перед нами стоят задачи?
Понаблюдать, как раскрывается в стихах поэта сложность человеческих чувств.
Подумать, какова концепция любви у поэта.
Проанализировать образ любимой поэта, представленной читателю.
Прочувствовать красоту человеческих отношений.
Осознать, что делает лирику поэта значимым явлением нашей национальной культуры.
Расцвет Толстого-лирика приходится на 1850-е годы, когда было написано подавляющее большинство его лирических стихотворений. Значительное место среди них занимает цикл стихотворений о любви, адресованных Софье Миллер, в которых можно прочесть связное повествование об отношениях двух любящих.
5. Сообщение заранее подготовленного учащегося «Толстой и Миллер».
Зимой 1851 года Алексей Толстой по долгу придворной службы сопровождал наследника на бале-маскараде в Большом театре. В тот незабываемый вечер навсегда перевернулась его жизнь… Граф встретил незнакомку под маской, даму с прекрасной фигурой, красивым, "проникающим в душу голосом ангела" и пышными волосами. Она почему-то отказалась снять маску, но взяла визитную карточку Толстого, пообещав дать о себе знать.
Незнакомка оказалась умной, образованной женщиной, прекрасно разбиравшейся в искусстве, литературе, философии, знавшей четырнадцать, а по некоторым сведениям, шестнадцать языков. Она переписывалась с И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, с начинающими авторами, чьи имена появлялись на страницах журналов. Легко цитировала Гёте, Шекспира.
Алексей Толстой влюбился без памяти. Любовь его не осталась без ответа, но соединиться они не могли. Многое и многие были против их союза, в том числе и мать Алексея графиня Анна Алексеевна. Да и у самих влюблённых в первое время отношения складывались не просто. Софья сомневалась в долговечности их чувств, да и его порой одолевали сомнения. Толстой не хочет обманывать ни её, ни себя: предстоит борьба за счастье. Побеждает истинная – долготерпеливая и всё покрывающая Любовь! Спустя 12 лет они смогли наконец-то пожениться, и брак их оказался счастливым. Толстой постоянно молился за жену и благодарил Бога за дарованное счастье: «Если бы у меня был Бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа — быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо!»
А в тот памятный вечер он написал одно из самых знаменитых своих стихотворений «Средь шумного бала…». В 1878 году Петр Ильич Чайковский напишет музыку к этим стихам, и романс войдет в репертуар многих великих исполнителей мира. "Какое русское сердце не дрогнет, не встрепенётся, слушая романс Чайковского "Средь шумного бала"?" – вопрошал в конце XIX века темпераментный музыкальный критик Владимир Стасов.
Надеюсь, что ваша душа тоже откликнется на это замечательное произведение.
6. Грамзапись романса.
7. Эмпатический диалог.
- Обратимся к тексту. Какова композиция этого стихотворения?
Композиция достаточно проста. Здесь легко можно обнаружить две части. Первые три строфы - воспоминание о первой встрече с любимой, её описание. Последние две строфы воссоздают внутренний мир лирического героя. Между этими композиционными частями существует незримая, но очень тесная смысловая связь.
- Какую картину вы представляете себе после прочтения стихотворения?
Великолепная картина бала. Всё кругом шумит, звучит, движется. Необыкновенное оживление, веселье, смех. Аллитерация помогает услышать шорох платьев, шум шагов вальсирующих. Но даже в этой суете герой сумел увидеть её, единственную, любимую.
- Что дорого в ней поэту?
Всё мило и дорого: печально глядящие очи, дивно звучащий голос, звонкий смех.
- Но поэту важно другое. Что же?
Подсказка содержится в слове «тайна». Что это за тайна? Как её разгадать?
Заповедная тайна – душа незнакомки. Он считает, что внешний облик любимой должен обязательно озаряться светом её души. Он желает знать её настроение, заветные думы, надежды.
- Таинственность образа героини поддерживается рядом контрастов, противопоставлений. Приведите примеры.
Шумный бал и тихие часы ночи, многолюдство толпы и одиночество героя, весёлая речь и печальные очи, грустный и звонкий смех.
Так за обычной светской внешностью возникает скрытая ото всех внутренняя жизнь
- Во второй части стихотворения автор изображает чувства героя в переломный момент жизни. Что мы ощущаем?
Одиночество поэта. Образ далёкой любимой стоит у него перед глазами. Может быть, это любовь? Во всяком случае, поэту так кажется. Так возникает ещё один образ – возвышенной романтической любви, порождённый стремлением оказаться в таинственном мире загадочного, нежным вниманием и сочувствием к чужому «я».
С этого стихотворения начинается любовная лирика Алексея Константиновича Толстого, опирающаяся на жизненную драму двух любящих сердец и словно берущая силы в знаменитых словах 1-го Послания к Коринфянам апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
- Скажите, как можно назвать такую любовь?
Это идеальная, неземная любовь, и очень редкий человек может так любить.
- Послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, что же обрёл поэт в этой любви?
«Меня во мраке и пыли…» (1851) (чтение наизусть подготовленного учащегося):
Меня во мраке и пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
… И вещим сердцем понял я,
Что всё, рождённое от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова.
…И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало…
В этой любви Алексей Константинович обрёл новые силы, появился смысл жизни. Пришло ощущение великой наполненности бытия, света, гармонии. Любовь для Толстого стала высшим прозрением, которое дало ему радость постигать единство всего сущего, сотворённого Богом и дарованного людям!
Особенно отчётливо эти мысли звучат в стихотворении «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…» (1858)
Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их всех, как солнце озарила,
И лишь на землю к нам её светила
Нисходят порознь редкие лучи.
И порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струёю хладной
И говорят, качаяся, цветы.
- Что поэт считает проявлениями идеальной красоты мира?
Природу, любовь, искусство
- В чём поэт видит несовершенство мира?
В разобщённости этих проявлений красоты.
- К чему призывает поэт?
Слиться «в одну любовь»
- В чём смысл этого призыва?
Любовь вырывается из плена низкой действительности, преображает всё его существо и открывает во всей вселенной одно высшее начало – божественной любви.
По замечанию Владимира Соловьёва, «только идеальная сторона любви выражена в его стихотворениях на эту тему». Даже когда речь идёт о размолвках, у Толстого всё разрешается в «торжественном аккорде» («Не верь мне, друг, когда в избытке горя…»1856):
Не верь мне, друг, когда, в избытке горя,
Я говорю, что разлюбил тебя,
В отлива час не верь измене моря,
Оно к земле воротится, любя.
Уж я тоскую, прежней страсти полный,
Мою свободу вновь тебе отдам,
И уж бегут с обратным шумом волны
Издалека к любимым берегам!
- Какое звучание имеют стихи Толстого о любви?
Они торжественны и романтически-возвышенны, имеют мажорное звучание
- Что же пытается запечатлеть в них поэт?
Выразительное чтение наизусть «Звонче жаворонка пенье» (1858).
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землёй.
Он пытается запечатлеть миг душевного подъёма, причём в высшей его точке и тяготеет к весенним пейзажам.
- На что способна любовь, по мнению Толстого?
Любовь способна возвысить душу человека, очистить его сердце от жизненной суеты.
Чуткость к природной жизни сливается с чуткостью любви, и одно усиливает другое в стихотворении "То было раннею весной":
Выразительное чтение наизусть «То было раннею весной» (1871).
То было раннею весной,
Трава едва всходила,
Ручьи текли, не парил зной,
И зелень рощ сквозила;
Труба пастушья поутру
Ещё не пела звонко,
И в завитках ещё в бору
Был папоротник тонкий.
То было раннею весной,
В тени берёз то было,
Когда с улыбкой предо мной
Ты очи опустила.
То на любовь мою в ответ
Ты опустила вежды –
О жизнь! О лес! О солнца свет!
О юность! О надежды!
И плакал я перед тобой,
На лик твой глядя милый,-
То было раннею весной,
В тени берёз то было!
То было в утро наших лет –
О счастие! О слёзы!
О лес! О жизнь! О солнца свет!
О свежий дух берёзы!
- Какие чувства переполняют лирического героя?
Счастье, радость, восторг, любовь, грусть
8. Работа с иллюстрацией.
-Удалось ли вашей однокласснице эти эмоции передать в рисунке? Каким образом?
Цветовая гамма, подбор образов
9. Слово учителя.
С годами любовь в сердце Алексея Константиновича не угасала. Да, ее пламень стал спокойнее и ровнее, но не меньше, чем после первой встречи с незнакомкой, навсегда вошедшей в его жизнь.
Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно!
Все, что не ты, – так суетно и ложно,
Все, что не ты, – бесцветно и мертво….
После смерти мужа Софья Андреевна жила только воспоминаниями о своей любви; в комнате, забитой портретами Алексея Константиновича, вещами, связанными с ним, все перечитывала его письма и плакала. Она пережила А.К.Толстого на двадцать лет. Останки с ее телом поставили в склепе рядом с гробом поэта – такова была обоюдная воля обоих.
Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной
Единое звено,
И выше восходить в сиянье правды вечной
Нам врозь не суждено.
10. Обобщение.
Живёт бессмертная поэзия Толстого, живёт и торжествует любовь, полная весны, тепла, надежды и вдохновения.
- Какой же мы увидели её в стихах Толстого?
Сочинение-клише.
Это и неизбывная (… ), и глубокая человечность, и (… ) чувства. Поэтическая сила и обаяние лирики Толстого прежде всего в (… ) чувства, (… ) тона, в умении раскрыть «диалектику души». В его стихах ярко выраженное соседствует со смутными (… , … и … ). Концепция любви у поэта раздвигает узкие рамки чувственной любви и включает в неё (… ) любовь как принцип бытия, положенного Творцом в основание мироздания. Сохранена сильная (… ) традиция в лирике поэта. Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к (… и … ). Любимая изображена как предмет (… и … ), как высокий (… ). Чувство Толстого высокое, поэтическое, но почти не меняющееся.
Учащиеся зачитывают 1-2 ответа, остальные сдаются учителю на проверку.
Примерный вариант ответа.
Это и неизбывная (грусть), и глубокая человечность, и (окрылённость) чувства. Поэтическая сила и обаяние лирики Толстого прежде всего в (непосредственности) чувства, (задушевности) тона, в умении раскрыть «диалектику души». В его стихах ярко выраженное соседствует со смутными (переживаниями, полутонами и намёками). Концепция любви у поэта раздвигает узкие рамки чувственной любви и включает в неё (всечеловеческую) любовь как принцип бытия, положенного Творцом в основание мироздания. Сохранена сильная (романтическая) традиция в лирике поэта. Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к (возвышенному и идеальному). Любимая изображена как предмет (восторга и поклонения, как высокий идеал). Чувство Толстого высокое, поэтическое, но почти не меняющееся.
11. Слово учителя.
Всё это делает лирику поэта значимым явлением нашей национальной культуры, лучшие создания Толстого выдержали испытание времени и вошли в золотой фонд русской литературы.
Сегодня я попыталась раскрыть ваше сердце для восприятия духовного наследия поэта. И если ваша рука потянется к томику Толстого, чтобы перечитать понравившиеся строки или открыть для себя что-то новое, значит, я, как учитель, выполнила свою миссию.
12. Домашнее задание.
Размышление на выбор: 1. Какое стихотворение Толстого на любовную тему меня особенно трогает и почему? 2. Чем поэзия А.Толстого привлекает современных читателей?
Толстой А.К. презентация
PPTX / 3.14 Мб
Муслим Магомаев романс
MP3 / 3.08 Мб