И.А. Бунин. Философская лирика в творчестве поэта

18
19
Материал опубликован 13 July

И.А. Бунин. Лирика. Философская лирика поэта. Урок №2 11 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Иван Алексеевич Бунин — знаменитый писатель, поэт, обладатель двух Пушкинских премий, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук

Условно говоря, стихотворения Ивана Алексеевича Бунина можно разделить на три большие части – пейзажная, философская и любовная. Он касался и других тем в своем творчестве, но именно эти три преобладают в лирике Ивана Бунина Основные темы Лирики И. Бунина Пейзажная Философская Любовная

Философия – в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять принципы бытия. Философов называли любомудрами. Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья смысле жизни, о вечных человеческих ценностях. Философскую лирику создавали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Б.Л. Пастернак, И.А. Бунин и многие другие...

С 900 - х годов пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской. Тогда поэт увлекался Кораном, читал Библию, это не могло не отразиться на его произведениях. Философская лирика Бунина говорит о жизни и смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном: добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем.

Бунина интересует как отечественная история с ее легендами, сказками, преданиями, так и истоки исчезнувших цивилизаций, древний Восток, античная Греция, раннее христианство. Все это находит свое воплощение в поэзии и в прозе. Философская лирика проникает в пейзажную: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души

Философская лирика Бунина отличается особой атмосферой – абсолютной тишиной. Когда читаешь стихотворения этой тематики, кажется, что даже воздух перестает колебаться. В переживания лирического героя (здесь он присутствует) погружаешься полностью, им отдаешься, как своим собственным. Такая тишина, по Бунину, нужна, чтобы иметь возможность слышать Бога, который является носителем Света, Истины и Любви. О Боге и библейских мотивах написано немало стихотворений автора

Особенности философской лирики И. Бунина Превосходство бытия Мотивы смерти, скорби, одиночества Быстротечность жизни, времени Атмосфера тишины Вечность, гармония, красота, Бог Тема Родины, русской природы

Говоря о лирике Ивана Алексеевича, сложно четко определить различные тематические грани. Сюда входят стихотворения о жизни, о ее радости, о детстве и юности, о тоске, об одиночестве. То есть Бунин писал в целом о человеке, о том, что его трогает, о смысле жизни. А это и есть философия жизни. Наиболее ярко это проявляется в стихотворениях: «Детство», «Ночь», «Вечер», «Раскрылось небо», «Осыпаются астры в саду», «Одиночество»…

Автор глубоко привязан к природе, наполняющей его счастьем. Главная мысль этого стихотворения – «счастьем дорожить умейте». Умейте видеть, понимать, чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Могучие сосны – символ жизни, вечности, мудрости. Эта красота естественна. Она – источник культуры многих поколений. - Прочитайте стихотворение. О чем оно? Почему оно называется «Детство»? Ведь ясно, что написано оно взрослым человеком. Он даже не вспоминает о детстве. «И чувствую: мне только десять лет» - это нынешнее его ощущение.

"Вечер" – стихотворение, написанное в форме сонета. В нем воспеты мир природы и мир человека. Бунин писал, что люди не всегда способны смотреть на привычные вещи необычным взглядом. Часто мы не замечаем их, и счастье ускользает от нас. А ведь эти простые вещи и приносят счастье. Формула его выражена в последней строке этого произведения: "Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне"

Осыпаются астры в садах, Стройный клён под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нём Показалися всюду просветы, И красив он в уборе своём, Золотистой листвою одетый. Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука... Осень веет тоской, Осень веет разлукой!.. Стихотворение «Осыпаются астры в садах» было написано Буниным в 1888 году.  В это время Бунин жил в имении родителей на хуторе Бутырки Елецкого уезда. Здесь прошло детство писателя. Природа, описанная в стихотворении, с ранних лет была знакома Бунину. Он точно передал осеннюю природу средней полосы России и настроение лирического героя. Пейзажная зарисовка плавно переходит в философское русло. Осень в природе навевает грустные мысли о конце всего сущего. Былого не вернуть, и осень — время тихой грусти по ушедшему

Бунин считал, что наша жизнь на земле - это только отрезок вечного существования Вселенной. Отсюда появляются мотивы судьбы и одиночества. Одним из лучших стихотворений в русской философской лирике является стихотворение «Одиночество». Перед нами тоскующий образ лирического героя – художника. Ощущение тоски создает череда картин природы: мгла, ветер, дождик, «холодная пустыня воды», «предвечерняя серая тьма», ненастный день, серая тьма, тучи – гряда за грядой. Расставанье происходит не до весны, а навсегда. Мотив легкости, с которой женщина может разлюбить и сделаться совершенно равнодушной постоянен у Бунина. Конец стихотворения афористичен: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/Хорошо бы собаку купить». Строй предложений прост, выразителен. Гнетущую атмосферу создает метонимия («и ветер, и дождик, и мгла»). 

Вопросы для анализа стихотворения «Одиночество». 1. Каким настроением проникнуто стихотворение? 2. Какую картину Вы представили, когда читали это произведение? 3. Назовите тему и идею стихотворения «Одиночество». 4. Найдите кульминационные строки. Как они отражают основную идею стихотворения? 5. Проведите параллель между природой и героем и определите характер взаимосвязи между ними. 6. Какие художественные средства изобразительности использует автор? 8Докажите, что жанр стихотворения – элегия.

Настанет день - исчезну я, А в этой комнате пустой Всё то же будет: стол, скамья Да образ, древний и простой. И так же будет залетать Цветная бабочка в шелку, Порхать, шуршать и трепетать По голубому потолку. И так же будет неба дно Смотреть в открытое окно И море ровной синевой Манить в простор пустынный свой. «Настанет день…»

Стихотворение И.А. Бунина «Настанет день - исчезну я» принадлежит к разряду философской лирики. Оно раскрывает тему смерти, об этом заявлено в первой строке. Пессимистическое настроение здесь не является доминирующим. Автор философски переосмысливает тему смерти, выражая идею продолжения жизни и после его ухода. Эта мысль подтверждается вторым, более значимым рядом ключевых слов - повтором слова «будет». Вынесенное в центр трех строк, оно настойчиво заявляет о незыблемости мира, его полноте и красоте. - Каковы тема и идея стихотворения? - Каким настроением пропитаны строчки стихотворения?  - Определите роль образа бабочки в данном стихотворении. Бабочка — символ души, её бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации.

Вопросы для анализа стихотворения «Исчезну я…» 1. К разряду какой лирики отнесете это стихотворение? Аргументируйте. 2. Определите жанр стихотворения. 3. Как заявлена Буниным тема смерти? 4. Можно ли утверждать, что пессимистическое настроение в стихотворении является доминирующим? Как эта мысль выражается? 5. Какие выразительные средства языка «работают» на создание оптимистического настроения?

1.В чём заключается, по Бунину, человеческое счастье? 2.Был ли счастлив лирический герой в «жизни земной?» 3.Какие строчки стихотворения подтверждают чувства благодарности лирического героя Творцу? И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной… Срок настанет — господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?" И забуду я все — вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав - И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. И цветы, и шмели, и трава, и колосья… (1918)

Обострённое чувство жизни у Бунина вызывало страх перед смертью. В дневнике он писал: «А у меня всё одно в глубине души: тысячу лет вот так же будут сиять эти звёзды, а меня не будет». По воспоминаниям друзей и близких, он не верил в то, что исчезнет навсегда… Бунин не мог смириться с необходимостью ухода из жизни, приговоренности каждого человека к смерти. Он ощущал непрерывность бытия, вечность материи

Основными мотивами философской лирики И. А. Бунина являются «вечные темы»: природа, Родина, любовь, смысл бытия, счастье. Поэт всю жизнь был близок к природе, дворянским усадьбам, деревенской жизни. Темы природы и Родины в его стихотворениях тесно переплетены. - Определите тему и идею стихотворения. У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...» — стихотворение написано в 1922 году в эмиграции. В нем писатель вспоминает, «как горько было сердцу молодому», когда он девятнадцатилетним юношей расстался с родительским домом. А спустя три десятилетия Бунин был вынужден навсегда покинуть «огромный дом наш» — Россию. Сюжет стихотворения основан на евангельском тексте. В Евангелии от Луки читаем: «Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Лк. 9; 58). В произведении звучит тема одиночества, бездомности, чужбины и тоски по Родине. Воспоминания о родном доме, отцовском дворе, и окружает лирического героя всё чужое: чужая страна, чужие люди, чужой дом. 

Ни один человек не приходит в этот мир без цели, живя среди людей, каждый оставляет свой след. В лирическом творчестве Бунин приходит к мысли об ответственности человека перед прошлым, настоящим и будущим. Таким образом, философская лирика занимает центральное место в творчестве И.А. Бунина. Он по-новому, глубоко раскрывает вечные вопросы, всегда волновавшие человечество. Одиночество, неприкаянность человека во времени и пространстве лирический герой преодолевает счастливыми воспоминаниями о детстве, искренней любви, которая и связывает нас с вечностью

Бунин считал, что жить стоит только для созидания, любви и красоты. Поэт, объездив почти весь мир и прочитав тысячи книг в поисках ответов на «вечные» вопросы бытия, не верил в сверхъестественные чудеса, а верил в разум и волю человека, способного изменить мир к лучшему.

Приложение!!!Дополнительные вопросы к анализу стихотворения «Исчезну я…» - К разряду какой лирики отнесете это стихотворение? Аргументируйте. (Философской, т.к. в нем поднимаются проблемы бытия, раскрывается тема смерти.) - Определите жанр стихотворения. (Это элегия, т.к. стихотворение проникнуто грустными размышлениями о скоротечности жизни.) - Как заявлена Буниным тема смерти? (Категорично первой строкой «настанет день - исчезну я», а также ключевыми словами «пустой» и «пустынный».) - Можно ли утверждать, что пессимистическое настроение в стихотворении является доминирующим? (Нет, автор переосмысливает тему смерти, подводя к мысли о продолжении жизни и после ухода лирического героя.) - Как эта мысль выражается? (Вторым рядом ключевых слов, лексическим повтором слова «будет».) - Какие выразительные средства языка «работают» на создание оптимистического настроения? (Цветовые эпитеты: «цветная» (бабочка), «голубой» (потолок); метафоры: «бабочка в шелку», «неба дно»; анафора «и так же будет…» - все они говорят о вечном круговороте жизни, бесконечности мироздания.)

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Благодарю за отличную работу,Ирина Владимировна!

13 July

Марина Юрьевна, очень благодарна вам за отзыв!

13 July

Качественная по оформлению образовательная презентация! С удовольствием погрузилась в содержание ресурса! Понравилось! Спасибо за работу, Ирина Владимировна!

13 July

Елена Владимировна, спасибо вам за внимание к моим работам. Ценю вашу поддержку

13 July

Отличная работа, Ирина Владимировна! Очень интересная и содержательная! Я думаю, что вашим ученикам повезло с преподавателем! Зачиталась! Получила огромное удовольствие! Спасибо за прекрасную презентацию!

13 July

Людмила Николаевна, спасибо за отзыв, очень приятна ваша оценка!

13 July

Спасибо, Ирина Владимировна, за новую качественную и полезную работу! Как всегда, на высоком уровне!

13 July

Елена Владимировна, большое спасибо за отзыв, очень приятно!

13 July

Благодарю за работу, Ирина Владимировна!

13 July

Вера Сергеевна, спасибо за поддержку!

13 July

Ирина Владимировна, спасибо за очередную прекрасную работу!::smile31::

13 July

Галина Владимировна, благодарна вам за поддержку, внимание к моим работам!

13 July

С огромным интересом и удовольствием ознакомилась с разработкой. Тонко, грамотно, содержательно. Большое спасибо, Ирина Владимировна!

13 July

Спасибо, Ирина Владимировна, за новую качественную разработку в курсе литературы 11 класса!

13 July

Людмила Юрьевна, благодарна за отзыв, буду рада, если пригодится в работе

13 July

Спасибо за работу, Ирина Владимировна!

14 July

Людмила Павловна, спасибо за поддержку, внимание к моим работам!

14 July

Большое спасибо Вам, Ирина Владимировна, за качественную помощь коллегам!

14 July

Юлия Васильевна, спасибо за поддержку, внимание к моим работам

15 July