12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коваленко Ольга Сергеевна56

И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года

Цель: Расширение представлений о творчестве баснописца И.А.Крылова; Развитие представлений о басне, её морали, аллегории. Познакомится с исторической основой басни «Обоз»; проанализировать басню, определить ее мораль

Планируемые результаты: стр. 34 Беляева «Уроки литературы 8 класс»

Ход урока:

I. Мотивация у.д

II. Актуализация знаний. Разбор домашнего сочинения

III. Самоопределение к деятельности Портрет И.А. Крылова ----Назвать писателя, его произведения----Тема ----Цели

1. Краткий рассказ о писателе
Рассказ учителя о Крылове с показом иллюстративных материалов и включением сообщений учащихся.
2. Чтение статьи учебника «Иван Андреевич Крылов» и составление её тезисов

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Иван Андреевич Крылов»



Вопрос

Тезис


Какую роль в жизни Крылова сыграло самообразование?

         


Почему в молодом Крылове современники видели преемника Фонвизина?

         


С каким историческим периодом в жизни России совпал дебют Крылова-баснописца?

    


Какова историческая основа басни «Обоз»?

    


Как складывались отношения Фонвизина с графом Н. И. Паниным и императрицей Екатериной II?

    


Что изменилось в общественных и литературных взглядах Крылова в начале XIX в.?

    


Каковы были взгляды Крылова на историческое развитие общества?

    

3 Выразительное чтение учителем и обсуждение басни «Обоз».
4. Анализ басни1.
Прокомментируйте следующие слова и выражения: на крестце; лепится, как рак; понатужа; напроказишь.
-Выберите из текста басни устаревшие словоформы и выражения. Подберите к ним соответствия из современного языка,
надобно, оставя, то-то диво, гляди-тко нас, не бойсь, напроказишь
-Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
-Какой иносказательный смысл имеют в басне образы коня, молодой лошади, крутой горы, обоза?
-Прочитайте выразительно «монолог» молодой лошади. Какую роль играют в нём многочисленные восклицательные конструкции?
-Какими способами (поэтическая лексика и синтаксис, фразеологизмы, разностопность, стихотворные переносы, несобственно прямая речь, неожиданность и др.) передаётся динамика картин в финале басни (последние 6 строк перед моралью)?
-Прокомментируйте мораль басни.
2. Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года
-Прочитайте 
статью учебника «О басне “Обоз”»
-Прокомментируйте
историко-культурные реалии и охарактеризуйте исторических деятелей: Отечественная война 1812 года, Александр I, сдача Москвы Наполеону, принц Вюртембергский, Аустерлицкое сражение.
-Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Рассмотрите иллюстрацию художника А. Лаптева к басне «Обоз».
Сравните её с 
иллюстрацией художника А. К. Жаба 
В чём сходство и различие иллюстраций?
Какие слова басни могли бы стать подписями к этим иллюстрациям?

5.
Практическая работа. Составление плана басни, в том числе цитатного.
Анализ различных форм выражения авторской позиции. Заполнение аналитической таблицы:


ТАБЛИЦА
«Основные правила классицизма в драме»

Пункты плана

Цитатный план

Формы выражения авторской позиции»

1. Спуск первого воза с горы

«Хозяин стал сводить легонько первый воз»

Эпитет: конь добрый

2. Обличительный «монолог» молодой лошади

«А лошадь сверху, молодая,/ругает бедного коня за каждый шаг»

Авторская ирония по отношению к молодой лошади, экспрессивные восклицательные интонации

3. Спуск с возом молодой лошадки

«Пустился конь со всех четырёх ног/На славу/ По камням, рытвинам»

Несобственно прямая речь, риторические восклицания, иронические обращения

4. Мораль

«А примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже»

Отождествление образов животных и людских пороков, раскрытие аллегории автором

О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:
Что нового о жанре басни вы узнали, изучая басню «Обоз»?
Дайте краткую характеристику жанру басни.
Как использован в басне «Обоз» приём аллегории?
*Найдите в «Словаре литературоведческих терминов» понятия 
олицетворение, овеществление, персонификация. Найдите эти приёмы в басне «Обоз».
Как понять мораль басни? Почему в ней автор смеётся над царями?

IV. И т о г о в ы е   в о п р о с ы: Какие пороки осуждает Крылов в басне «Обоз»?
*Как проявились в басне «Обоз» философские взгляды Крылова на общественное развитие? Д.з.стр.










Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 г. Отец его, Андрей Прохорович, бедный армейский офицер, не имел своих поместий, не обладал влиятельными связями: ему пришлось тринадцать лет провести в солдатах, прежде чем получить первый офицерский чин. Жизнь в столице была ему не по средствам, и он перевелся в провинцию; восстание Пугачева застало его в Яицком городке в рядах усмирителей. "Пугачев скрежетал, – говорит Пушкин в "Истории Пугачева", – он клялся повесить не только Симонова и Крылова, но и все семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом, обречен был смерти и четырехлетний ребенок, впоследствии славный Крылов".

Однако по окончании войны А. П. Крылова забыли, не представили к награде и обошли чином; А. П. Крылов подал в отставку и переехал в Тверь, где поступил в гражданскую службу. Там он и умер в 1778 г., оставив семью в суровой бедности.

Будущему баснописцу шел в то время девятый год. Мальчик-Крылов должен был думать о заработке. Он был "записан" в службу – подканцеляристом в Калязинский нижний земский суд. Через два-три года он уже занял свое место за канцелярским столом.

Отец Крылова не имел образования, хотя и был любителем чтения, мать была почти неграмотной. В наследство сыну остался сундук с книгами – это была первая школа молодого Крылова. Он рано пристрастился к чтению, отвлекаясь за книгой от повседневных забот. Крылов был вхож в дом видного тверского чиновника Львова и даже занимался некоторое время французским языком вместе с его детьми у приглашенного учителя; здесь он получил начатки знания, развитые затем самостоятельным изучением.

Провинциальная чиновничья среда должна была удручающе действовать на развитого не по летам подростка. Он ищет других впечатлений, близко знакомится с жизнью народа и жадно присматривается к ней. Сохранился рассказ о том, что Крылов в годы своего пребывания в Твери с особенным удовольствием посещал народные сборища, торговые площади, кулачные бои, по целым часам сиживал на берегу Волги, прислушиваясь к разговорам прачек, присматриваясь к народу, схватывая и впитывая живое русское слово. Он любил затем передавать товарищам запоминавшиеся ему поговорки, случаи, анекдоты. В сущности, по своему сословному положению Крылов был гораздо ближе именно к этой среде "простолюдинов", чем к кругу тверского дворянского общества. Дворянство считалось ему по чину отца, оно было выслуженным, а не родовым.

В тверских канцеляриях Крылову рано пришлось увидеть бюрократическую систему в ее неприглядной наготе. Мысли о социальном неравенстве также давно должны были его тревожить.

В 1782 г. четырнадцатилетний Крылов, вместе с матерью и младшим братом Львом, переезжает в Петербург, где в сентябре 1783 г. поступает на службу в Казенную палату. К тому же 1783 г. относится и литературный дебют Крылова – его комическая опера "Кофейница". Сатира в пьесах Крылова была настолько резка, что они не могли появиться на сцене и застревали в цензуре. В печати они появились в 1793 и 1794 гг. – уже после смерти Княжнина ("Российский феатр", XXXIX, XL и XLI).

В личной жизни Крылов ведет себя также смело и вызывающе. За первые годы петербургской жизни Крылов входит в литературно-театральную среду, сближается с И. А. Дмитревским, выполняет ряд поручений театральной дирекции (например переводит оперу "L’infante de Zamora"), отдает для постановки свою оперу "Американцы". Выдвижение Крылова в театре проводил вначале директор его, П. А. Соймонов, руководивший одновременно и Горной экспедицией. В эту экспедицию поступил на службу в мае 1787 г. Крылов, полугодом ранее оставивший свое место в Казенной палате.

Однако через год он расходится с Соймоновым, прекращает с ним всякие отношения и пишет письмо-памфлет на Соймонова с крайне резкими и недвусмысленными выпадами против знатного вельможи. Этот конфликт окончательно закрывает Крылову дорогу в театр. Убедившись в этом, Крылов оставляет драматургию. С 1788 по 1801 г. он нигде не служит и переходит на положение профессионального литератора, издателя журналов и совладельца типографии.

Сотрудничать в журналах Крылов начал в 1786 г., когда он поместил в довольно бесцветном издании Ф. Туманского "Лекарство от скуки и забот" несколько своих стихотворений и эпиграмм. В 1788–1789 гг. Крылов принимал участие в журнале И. Г. Рахманинова "Утренние часы", где за полной подписью поместил оду "Утро"; там же появились его первые басни. Сближение с Рахманиновым имело для Крылова большое значение. Завзятый поклонник Вольтера, переводчик его произведений на русский язык, Рахманинов был человеком радикальных и смелых взглядов. Жизненный опыт, незаурядные знания, литературные вкусы (Вольтер, Мерсье) делали его заметной фигурой в литературных кругах. Закончив издание "Утренних часов", Рахманинов помог Крылову в начатом им издании журнала "Почта духов".

Журнал "Почта духов" выходил помесячно в течение 1789 г. и не собрал большого числа подписчиков – всего их было 80. В конце концов Крылову, вероятно, дали понять, что чересчур резкий и злой тон его нападок может вызвать ответную реакцию со стороны правительства. Этим можно объяснить появление в последних номерах на ряду с разоблачительным материалом более или менее "благонамеренных" мотивов. Но, видимо, этого было уже недостаточно. По окончании года Крылов не возобновил более журнала, прервав его на последнем месяце и не доведя до конца начатых линий повествования.

Политическая обстановка в самом деле не благоприятствовала продолжению журнальной деятельности. Последние годы царствования Екатерины проходили под знаком усиливающейся реакции. Из Франции шли вести о новых этапах революции; вести эти служили грозным предупреждением русской монархии и заставляли ее принимать предупредительные меры. Вольные типографии были закрыты, цензура свирепствовала. Крылов уходит из литературы на несколько лет, и эти годы остаются неясным моментом его биографии. Что он делал в это время, мы точно не знаем. Сохранились отрывочные сведения о том, что Крылов скитался по России, вел большую карточную игру. В 1797 г. он появляется в доме кн. С. Ф. Голицына и вскоре становится его личным секретарем. Вместе с опальным вельможей Крылов живет в его поместьях, дает детям уроки русского языка.

В 1800 г., живя в имении Голицына Казацком, Крылов написал «шутотрагедию» "Подщипа", которая ставилась тогда же любительской домашней труппой, но впервые напечатана была лишь в 1859 г. в заграничном бесцензурном издании. В пьесе видели – и вполне основательно – сатирическое изображение павловского царствования, что и делало ее запретным произведением. Но "Подщипа" была широко известна в рукописи и пользовалась большой популярностью.

В 1805 г. Крылов появляется в Москве, а в следующем году переезжает в Петербург и вновь входит в литературно-театральный мир. Он пишет басни, много работает для театра. Крылов вновь возвращается к темам дворянской галломании и мотовства, столь часто появлявшимся на страницах его журналов. Новую силу и резонанс придает его нападкам атмосфера патриотического подъема в годы войны с Наполеоном. В комедии "Модная лавка" (1806) Крылов выводит на сцену провинциальную помещицу Сумбурову, увлеченную французскими модами, и мужа ее, сохраняющего верность всему русскому. Торговцы-французы представлены опасными обманщиками. Крылов не избегает шаржа, но значительно смягчает его по сравнению с ранними пьесами. Комический талант Крылова сделал многие сцены истинно смешными, придал комедии легкость и живость, но сатирическое содержание здесь значительно ослаблено по сравнению с той же темой в "Почте духов", где «модные лавки» изображались как дома свиданий, что было, как видно из текста письма, бытовым явлением. В комедии все гораздо невиннее; больше всего осмеяна щеголиха и модница Сумбурова. Современники с неудовольствием отмечали, что "порок" в комедии не наказан, но в комедии нет в сущности и порока. Комедия имела в общем шумный успех, которому способствовала отличная игра актеров петербургской сцены. "Модная лавка" надолго закрепилась в репертуаре.

В начале литературной деятельности, вместе с первой серией комедий, Крылов пишет свои первые басни и анонимно печатает их в "Утренних часах" Рахманинова (1788). Это были басни "Стыдливый игрок", "Судьба игроков", "Павлин и соловей", "Недовольный гостьми стихотворец"; в собрания своих басен Крылов их не включал. Затем – перерыв в 17 лет до 1805 г., когда Крылов переводит из Лафонтена басни "Дуб и трость", "Разборчивая невеста", "Трое молодых"; в 1806 г. они печатаются в журнале Шаликова "Московский зритель"; в 1807 г. написаны "Ворона и Лисица", "Ларчик" и ряд других басен, напечатанных в 1808 г. в журнале Шаховского и Д. Языкова "Драматический вестник". В это же время, в 1806–1807 гг., написаны комедии "Модная лавка" и "Урок дочкам" (а также опера "Илья Богатырь"). Но это были последние попытки закрепиться на драматургическом пути. В 1809 г. вышел первый сборник басен. Крылов сосредоточивается на басне, как на основном для него и в известном смысле универсальном жанре.


Биография


Источник: История русской литературы: В 10 томах/ Том пятый: Литература первой половины XIX века./ Часть первая: Сатира, басня, бытовая проза, комедия/ И. Крылов. АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941–1956, стр. 235-265



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.