«дейно-художественное своеобразие поэзии В.В. Маяковского
Название учебной дисциплины
Литература |
Класс
7 |
Раздел проектируемого урока
Литература XX века |
Тема проектируемого урока
«Идейно-художественное своеобразие поэзии В.В. Маяковского» |
Тип урока
Урок общеметодологической направленности |
Цель урока:
Планируемые результаты урока:
Личностные результаты:
- формирование неравнодушного отношения к людям и животным, развитие способности к эмпатии; - формирование уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам и учителям в ходе совместной работы; - сформированность у обучающихся мотивации к познанию. |
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; |
Познавательные УУД:
|
Коммуникативные УУД:
- умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; |
Предметные результаты:
- сформированность представления о творческой биографии Маяковского, об особенностях его поэзии; - умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов; - понимание проблемы и гуманистического пафоса стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». |
| | |
Этап | Учебные задания | Планируемые результаты |
Организационный момент 1 минута | Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Садитесь. Проверьте, чтобы перед каждым из вас лежал рабочий буклет. И на столе у каждой группы один большой конверт. Они будут нужны вам для работы. Учащиеся разделены на три рабочие группы. | |
Стадия вызова 3 минуты | Начнём мы сегодняшний урок с двух цитат. Первая принадлежит Н.А. Бердяеву, русскому философу ХХ века. Вторая – Максиму Горькому, русскому писателю того же периода. Давайте зачитаем их. «В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс (расцвет, возрождение) духовной культуры. <…> Это был расцвет русской поэзии. <…> Люди этого слоя стояли вполне на высоте европейской культуры». «Это было время полного своеволия безответственной мысли, полной «свободы творчества» русских литераторов. В общем, это время заслуживает имени самого позорного и бесстыдного в истории русской интеллигенции». Что вы можете сказать о мнениях, представленных в этих цитатах? Как вы думаете, о каком именно? Да, речь идёт о периоде конца 19 – начала 20 века, который впоследствии был назван Серебряным веком. Чаще всего данный термин употребляют по отношению к литературе, но к другим видам искусства он тоже относится. Искусство это, как и цитаты, представленные выше, было достаточно противоречиво. Еще бы! Ведь перед творцами стояла очень сложная задача: им надо было превзойти гениев Золотого века! Создать нечто новое, запомниться и войти в историю! Понимая это, многие пытались удивлять, шокировать и даже эпатировать публику. Чтобы вы поняли, о чём идет речь, посмотрите на экран. На слайдах вы увидите разные виды искусства: от живописи до литературы. В первой колонке Золотой век, во второй – Серебряный (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Какие ассоциации вызывает искусство Золотого века? (Теперь все элементы из первой колонки показаны на одном слайде; учитель записывает ассоциации на доске). А Серебряного? (Например: шок, вызов, яркость, эпатаж, недоумение, смелость, свобода и т.д. Ответы фиксируются на доске).
| Личностные: сформированность у обучающихся мотивации к познанию. Коммуникативные: умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Познавательные: |
Формулирование темы урока. Целеполагание 3 минуты |
Да, действительно, период этот был очень яркий, необычный и даже эпатажный. И именно в этот период начинает свой творческий путь Владимир Маяковский, главный герой нашего сегодняшнего урока (на экране портрет писателя). Маяковский — это одна из величайших фигур Серебряного века. Он известен не только как поэт, лицо нового времени, но и как художник, сценарист, актер театра и кино (на экране его картины, кадры из фильмов). Велик был не только талант, но и сама личность писателя. Большой, громогласный, дерзкий, он не признавал чужих авторитетов и пытался создать абсолютно новое искусство. Скажите, как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока, используя ваши ассоциации, связанные с Серебряным веком? (Ученики озвучивают свои варианты, самый удачный записывают в буклет) На следующей странице буклета вы можете видеть заголовок ЧЕК-ЛИСТ. Что это такое? Давайте сейчас каждый из вас запишет те цели, которые хотел бы достичь по окончании урока.
Кроме того, вы узнаете, почему некоторые исследователи называют Маяковского «первым русским рэпером». | Регулятивные: |
Актуализация знаний. 4 минуты | Дома вы должны были изучить статью, посвящённую Владимиру Маяковскому. Давайте вспомним основные вехи его творческой биографии (в ответе должны прозвучать такие термины, как футуризм, «Окна РОСТА». Но в 7-м классе с данными понятиями учащиеся знакомятся лишь обзорно). | Предметные: Познавательные: - умение извлекать из текста нужную информацию. Коммуникативные: - умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. |
Проблемный вопрос | Спасибо за ваши ответы. | |
Стадия осмысления 5 минут | 1912 год стал одним из самых важных в творчестве писателя. Именно в этом году Маяковский вместе с единомышленниками, стремившимися создать новое искусство, выпустил первый сборник «Пощёчина общественному вкусу». Довольно дерзкое название, не правда ли? К сборнику прилагался не менее дерзкий манифест, отражавший взгляды футуристов на литературу. Кто знает, что такое манифест? Сейчас мы познакомимся с основными положениями этого манифеста (выходят несколько заранее подготовленных учеников и громко, с соответствующей интонацией зачитывают отдельные тезисы из манифеста).
Если сформулировать в более сдержанных тонах, то каково же было отношение футуристов к классической литературе? Запишите, пожалуйста, в свои буклеты несколько тезисов. (Записывают тезисы в соответствующий раздел, затем озвучивают свои записи). | Предметные: - сформированность представления об особенностях творчества Маяковского. Познавательные: - способность критически мыслить, анализировать полученную информацию; |
15 минут | Итак, Маяковскому было тесно в рамках классического искусства. Сегодня на основе стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» мы с вами рассмотрим, что же нового привнес он в поэзию. Выразительное чтение стихотворения (подготовка выразительного чтения и составление словарика с лексическим и историко-культурным комментарием к непонятным словам были заданы на дом. Слова для анализа: гриб, круп, зевака, Кузнецкий мост, сгрудились, плеща, клешить, плоше, пошлА, стойло). Работа над анализом стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? - Как вам кажется, какая проблема поднимается в нём? (Проблема равнодушия, человеческой жестокости, проблема одиночества, «поэт и толпа»). - Как эта проблема раскрывается в тексте? - Почему смеялся Кузнецкий, а лирический герой испытывал «звериную тоску»? - Почему герой обратил внимание на «глаза лошадиные», решил поддержать лошадь? - А как вы понимаете строки: Может быть – старая – и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла… ? - Чем закончилась история с лошадью? - Как вы думаете, в каких строчках может заключаться основная мысль стихотворения? - Скажите, актуально ли это стихотворение в наше время? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Давайте теперь посмотрим, каково художественное своеобразие этого стихотворения. Рассмотрим его структуру, ритм, язык и кратко запишем характерные черты. На какие особенности вы сразу обратили внимание? В результате после обсуждения в раздел «Художественное своеобразие поэзии Владимира Маяковского» должны быть кратко записаны следующие черты: 1. Акцентный стих (в строках не совпадает количество слогов, нет закономерности в чередовании ударных и безударных слогов. Акцентный стих опирается на равное количество ЛОГИЧЕСКИХ ударений). 2. «Лесенка» (разбивка предложения на отдельные отрезки, чтобы подсказать читателю интонацию, ритм). 3. Необычные способы рифмовки (Маяковский рифмует не только концы строк, но и середины, середины и конец. Составная рифма). *По этому же принципу строится рэп-поэзия*. 4. Создание неологизмов; активность по отношению к слову (если существующее слово казалось не очень выразительным, Маяковский придавал ему необычную форму). 5. Наличие сюжета (+ часто в лирическом герое угадывается сам Маяковский). 6. Яркие метафоры, сравнения, гиперболы и т.д. 7. Звукопись | Предметные: - сформированность представления об особенностях поэзии Маяковского; - умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов; - понимание проблемы и гуманистического пафоса стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Личностные: - формирование неравнодушного отношения к людям и животным, развитие способности к эмпатии; - формирование уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам и учителям в ходе совместной работы. Познавательные: |
Стадия закрепления, ответ на проблемный вопрос 7 минут | Работа в группах. Выразительное чтение отрывков. Представление результатов работы. Отрывок из поэмы В. Маяковского «Облако в штанах» Стихотворение О. Мандельштама «Мне холодно. Прозрачная весна…» Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Лиличке!» По поводу третьего отрывка могут возникнуть сомнения.
Давайте теперь вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале урока. По вашему мнению, творчество Маяковского является символом упадка или расцвета русской литературы? | Предметные: - способность отличать стихотворения Маяковского от стихотворений других поэтов на основе знания художественных особенностей поэзии Маяковского. Коммуникативные: Познавательные: - развитие умения перехода от частного к общему и наоборот; |
Стадия рефлексии 5 минут | Итак, наш урок подходит к концу, а значит, пришло время обобщить всё, что вы сегодня узнали. И сделаем мы это при помощи синквейна. Давайте вспомним структуру синквейна (выводится на экран). Составляют синквейн (в качестве первого слова – фамилия писателя), записывают в буклет. Озвучивают несколько работ. Давайте теперь вернемся к вашим чек-листам. Каждый из вас формулировал для себя цели, которых хотел бы достичь по окончании занятия. Поставьте галочки напротив тех пунктов, которые удалось достичь. Со всем вам удалось справиться? Если времени останется мало, можно ограничиться работой с чек-листом, а синквейн задать на дом. Выставление и комментирование оценок. | Регулятивные: умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные: сформированность у обучающихся мотивации к познанию. Познавательные: способность к структуризации полученного знания |
Домашнее задание 2 минуты | А хотелось бы вам узнать что-то еще о Маяковском или в целом о литературе Серебряного века? Или, может быть, у вас остались какие-то вопросы? Предлагаю вам поделиться планами на будущее и просто мыслями по теме на платформе padlet. Домашнее задание Оставить комментарий на платформе padlet. Выучить любое понравившееся стихотворение Владимира Маяковского (предварительно согласовать выбор с учителем). * Подготовить презентацию на одну из тем: «Художник Владимир Маяковский», «Актёр Владимир Маяковский». * По желанию
| Личностные: сформированность у обучающихся мотивации к познанию. |
П
риложение 1
Приложение 2
И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная? Откуда большая у тела такого: должно быть, маленький, смирный любёночек. Она шарахается автомобильных гудков. Любит звоночки коночек. Отрывок из поэмы Маяковского "Облако в штанах" | В зеленый пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звезд булавки золотые, Но никакие звезды не убьют Морской воды тяжелый изумруд. Осип Мандельштам Мне холодно. Прозрачная весна… | Если б так поэта измучила, он Любимую на деньги б и славу выменял, А мне ни один не радостен звон, Кроме звона твоего любимого имени. И в пролет не брошусь, и не выпью яда, И курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, Не властно лезвие ни одного ножа. Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Лиличке!» |