12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дементьева Оксана Андреевна220


Название учебной дисциплины

Литература



Класс

7



Раздел проектируемого урока

Литература XX века



Тема проектируемого урока

«Идейно-художественное своеобразие поэзии В.В. Маяковского»



Тип урока

Урок общеметодологической направленности



Цель урока:

создать условия для понимания идейно-художественного своеобразия поэзии В.В. Маяковского; организовать деятельности учащихся по анализу стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»; создать условия для развития морально-нравственных качеств учеников.









Планируемые результаты урока:

Личностные результаты:

- формирование неравнодушного отношения к людям и животным, развитие способности к эмпатии;



- формирование уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам и учителям в ходе совместной работы;

- сформированность у обучающихся мотивации к познанию.









Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- умение определять цель предстоящей деятельности;
- сформированность навыка прогнозировать последовательность действий и адекватно оценивать достигнутые результаты;
- умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.










Познавательные УУД:


- умение находить в тексте требуемую информацию;
- способность критически мыслить, анализировать полученную информацию;
- способность к структуризации полученного знания;
- развитие умения перехода от частного к общему и наоборот.









Коммуникативные УУД:

- умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
- способность аргументированно доказывать свою точку зрения;
- умение работать в группе.





Предметные результаты:

- сформированность представления о творческой биографии Маяковского, об особенностях его поэзии;

- умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов;
- способность отличать стихотворения Маяковского от стихотворений других поэтов на основе знания художественных особенностей поэзии Маяковского;
- развитие умения анализировать поэтический текст;

- понимание проблемы и гуманистического пафоса стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».















Ход урока


Этап

Учебные задания

Планируемые результаты

Организационный

момент

1 минута

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Садитесь. Проверьте, чтобы перед каждым из вас лежал рабочий буклет. И на столе у каждой группы один большой конверт. Они будут нужны вам для работы.

Учащиеся разделены на три рабочие группы.


Стадия вызова



3 минуты

Начнём мы сегодняшний урок с двух цитат. Первая принадлежит Н.А. Бердяеву, русскому философу ХХ века. Вторая – Максиму Горькому, русскому писателю того же периода.

Давайте зачитаем их.

«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс (расцвет, возрождение) духовной культуры. <…> Это был расцвет русской поэзии. <…> Люди этого слоя стояли вполне на высоте европейской культуры».

«Это было время полного своеволия безответственной мысли, полной «свободы творчества» русских литераторов. В общем, это время заслуживает имени самого позорного и бесстыдного в истории русской интеллигенции».

Что вы можете сказать о мнениях, представленных в этих цитатах?
Действительно, в цитатах представлены противоположные точки зрения, но тем не менее речь идёт об одном и том же периоде.

Как вы думаете, о каком именно?



Да, речь идёт о периоде конца 19 – начала 20 века, который впоследствии был назван Серебряным веком. Чаще всего данный термин употребляют по отношению к литературе, но к другим видам искусства он тоже относится. Искусство это, как и цитаты, представленные выше, было достаточно противоречиво. Еще бы! Ведь перед творцами стояла очень сложная задача: им надо было превзойти гениев Золотого века! Создать нечто новое, запомниться и войти в историю! Понимая это, многие пытались удивлять, шокировать и даже эпатировать публику.

Чтобы вы поняли, о чём идет речь, посмотрите на экран. На слайдах вы увидите разные виды искусства: от живописи до литературы. В первой колонке Золотой век, во второй – Серебряный (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Какие ассоциации вызывает искусство Золотого века? (Теперь все элементы из первой колонки показаны на одном слайде; учитель записывает ассоциации на доске).

А Серебряного? (Например: шок, вызов, яркость, эпатаж, недоумение, смелость, свобода и т.д. Ответы фиксируются на доске).

Личностные: сформированность у обучающихся мотивации к познанию.

Коммуникативные: умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные:
-
способность критически мыслить, анализировать полученную информацию.

Формулирование темы урока.

Целеполагание

3 минуты

Да, действительно, период этот был очень яркий, необычный и даже эпатажный. И именно в этот период начинает свой творческий путь Владимир Маяковский, главный герой нашего сегодняшнего урока (на экране портрет писателя). Маяковский — это одна из величайших фигур Серебряного века. Он известен не только как поэт, лицо нового времени, но и как художник, сценарист, актер театра и кино (на экране его картины, кадры из фильмов). Велик был не только талант, но и сама личность писателя. Большой, громогласный, дерзкий, он не признавал чужих авторитетов и пытался создать абсолютно новое искусство.



Скажите, как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока, используя ваши ассоциации, связанные с Серебряным веком? (Ученики озвучивают свои варианты, самый удачный записывают в буклет)

Цели. Формулируют дети.

На следующей странице буклета вы можете видеть заголовок ЧЕК-ЛИСТ. Что это такое?

Давайте сейчас каждый из вас запишет те цели, которые хотел бы достичь по окончании урока.


Цели. Формулирует учитель.
Сегодня вам предстоит выявить художественные особенности поэзии Маяковского, проанализировать его стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» и научиться узнавать его стихи практически с первого взгляда!

Кроме того, вы узнаете, почему некоторые исследователи называют Маяковского «первым русским рэпером».

Регулятивные:
- умение определять цель предстоящей деятельности;
- сформированность навыка прогнозировать последовательность действий
.

Актуализация знаний.

4 минуты

Дома вы должны были изучить статью, посвящённую Владимиру Маяковскому. Давайте вспомним основные вехи его творческой биографии (в ответе должны прозвучать такие термины, как футуризм, «Окна РОСТА». Но в 7-м классе с данными понятиями учащиеся знакомятся лишь обзорно).

Предметные:
- сформированность представления о творческой биографии Маяковского.

Познавательные:

- умение извлекать из текста нужную информацию.



Коммуникативные:

- умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Проблемный вопрос

Спасибо за ваши ответы.
Давайте наконец обратимся к творчеству писателя. И к концу урока, познакомившись со стихотворениями Маяковского, вернёмся к начальным цитатам, и каждый из вас должен будет решить:
творчество Маяковского – это символ упадка или расцвета русской литературы?


Стадия осмысления





5 минут

1912 год стал одним из самых важных в творчестве писателя. Именно в этом году Маяковский вместе с единомышленниками, стремившимися создать новое искусство, выпустил первый сборник «Пощёчина общественному вкусу». Довольно дерзкое название, не правда ли? К сборнику прилагался не менее дерзкий манифест, отражавший взгляды футуристов на литературу. Кто знает, что такое манифест?



Сейчас мы познакомимся с основными положениями этого манифеста (выходят несколько заранее подготовленных учеников и громко, с соответствующей интонацией зачитывают отдельные тезисы из манифеста).

Если сформулировать в более сдержанных тонах, то каково же было отношение футуристов к классической литературе? Запишите, пожалуйста, в свои буклеты несколько тезисов. (Записывают тезисы в соответствующий раздел, затем озвучивают свои записи).





Предметные:

- сформированность представления об особенностях творчества Маяковского.

Познавательные:

- способность критически мыслить, анализировать полученную информацию;
- способность к структуризации полученного знания.

15 минут

Итак, Маяковскому было тесно в рамках классического искусства. Сегодня на основе стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» мы с вами рассмотрим, что же нового привнес он в поэзию.

Выразительное чтение стихотворения (подготовка выразительного чтения и составление словарика с лексическим и историко-культурным комментарием к непонятным словам были заданы на дом. Слова для анализа: гриб, круп, зевака, Кузнецкий мост, сгрудились, плеща, клешить, плоше, пошлА, стойло).

Работа над анализом стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».
Вопросы, направленные на осмысление текста.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Как вам кажется, какая проблема поднимается в нём? (Проблема равнодушия, человеческой жестокости, проблема одиночества, «поэт и толпа»).

- Как эта проблема раскрывается в тексте?

- Почему смеялся Кузнецкий, а лирический герой испытывал «звериную тоску»?

- Почему герой обратил внимание на «глаза лошадиные», решил поддержать лошадь?

- А как вы понимаете строки:

Может быть –

старая –

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя

казалась пошла… ?

- Чем закончилась история с лошадью?

- Как вы думаете, в каких строчках может заключаться основная мысль стихотворения?

- Скажите, актуально ли это стихотворение в наше время?





ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте теперь посмотрим, каково художественное своеобразие этого стихотворения. Рассмотрим его структуру, ритм, язык и кратко запишем характерные черты. На какие особенности вы сразу обратили внимание?





В результате после обсуждения в раздел «Художественное своеобразие поэзии Владимира Маяковского» должны быть кратко записаны следующие черты:
*учитель дополняет примерами из других стихотворений Маяковского*

1. Акцентный стих (в строках не совпадает количество слогов, нет закономерности в чередовании ударных и безударных слогов. Акцентный стих опирается на равное количество ЛОГИЧЕСКИХ ударений).

2. «Лесенка» (разбивка предложения на отдельные отрезки, чтобы подсказать читателю интонацию, ритм).

3. Необычные способы рифмовки (Маяковский рифмует не только концы строк, но и середины, середины и конец. Составная рифма).

*По этому же принципу строится рэп-поэзия*.

4. Создание неологизмов; активность по отношению к слову (если существующее слово казалось не очень выразительным, Маяковский придавал ему необычную форму).

5. Наличие сюжета (+ часто в лирическом герое угадывается сам Маяковский).

6. Яркие метафоры, сравнения, гиперболы и т.д.

7. Звукопись


Предметные:

- сформированность представления об особенностях поэзии Маяковского;

- умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов;
- развитие умения анализировать поэтический текст;

- понимание проблемы и гуманистического пафоса стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Личностные:

- формирование неравнодушного отношения к людям и животным, развитие способности к эмпатии;



- формирование уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам и учителям в ходе совместной работы.



Познавательные:
- умение находить в тексте требуемую информацию;
- способность критически мыслить, анализировать полученную информацию.

Стадия закрепления, ответ на проблемный вопрос



7 минут


Хорошо. А мы с вами двигаемся дальше!
На столе у каждой группы лежат конверты. Откройте их. Перед вами отрывки из стихотворений, у каждой группы свой отрывок (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Ваша задача – определить, принадлежат ли эти строки В.В. Маяковскому.
- Как вы будете это определять? (Верно, опираясь на те художественные особенности, которые мы сформулировали в ходе работы над стихотворением).

Работа в группах. Выразительное чтение отрывков. Представление результатов работы.

Отрывок из поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»

Стихотворение О. Мандельштама «Мне холодно. Прозрачная весна…»

Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Лиличке!»

По поводу третьего отрывка могут возникнуть сомнения.
Казалось бы, такое строение стихотворения, такие чувства не совсем характерны дерзкому творчеству поэта. Но всё же оно принадлежит герою нашего сегодняшнего урока. О чем это говорит? (Настоящее искусство не терпит рамок, талант писателя гораздо шире, чем требования манифеста. Творческий порыв не должен быть ограничен программными установками).


ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

Давайте теперь вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале урока. По вашему мнению, творчество Маяковского является символом упадка или расцвета русской литературы?



Предметные: - способность отличать стихотворения Маяковского от стихотворений других поэтов на основе знания художественных особенностей поэзии Маяковского.



Коммуникативные:
- умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
- способность аргументированно доказывать свою точку зрения;
- умение работать в группе.





Познавательные:

- развитие умения перехода от частного к общему и наоборот;
- способность критически мыслить, анализировать полученную информацию.

Стадия рефлексии

5 минут

Итак, наш урок подходит к концу, а значит, пришло время обобщить всё, что вы сегодня узнали. И сделаем мы это при помощи синквейна. Давайте вспомним структуру синквейна (выводится на экран).
Кстати, его строение ничего вам не напоминает?
Действительно, его структура чем-то похожа на
«лесенку» Маяковского. Поэтому, если
вдруг кто-то чувствует в себе вдохновение и силы, можно добавить рифму, и тогда получатся строки в стиле писателя.

Составляют синквейн (в качестве первого слова – фамилия писателя), записывают в буклет. Озвучивают несколько работ.


Давайте теперь вернемся к вашим чек-листам. Каждый из вас формулировал для себя цели, которых хотел бы достичь по окончании занятия. Поставьте галочки напротив тех пунктов, которые удалось достичь. Со всем вам удалось справиться?


Если времени останется мало, можно ограничиться работой с чек-листом, а синквейн задать на дом.

Выставление и комментирование оценок.

Регулятивные: умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Личностные: сформированность у обучающихся мотивации к познанию.

Познавательные: способность к структуризации полученного знания

Домашнее задание

2 минуты

А хотелось бы вам узнать что-то еще о Маяковском или в целом о литературе Серебряного века? Или, может быть, у вас остались какие-то вопросы? Предлагаю вам поделиться планами на будущее и просто мыслями по теме на платформе padlet.
Ссылка: https://padlet.com/oksanochka19951002/ssl10a80ys0agkg3

Домашнее задание

Оставить комментарий на платформе padlet.

Выучить любое понравившееся стихотворение Владимира Маяковского (предварительно согласовать выбор с учителем).



* Подготовить презентацию на одну из тем: «Художник Владимир Маяковский», «Актёр Владимир Маяковский».





* По желанию




Личностные: сформированность у обучающихся мотивации к познанию.












































t1641845897aa.pngПt1641845897ab.jpg
риложение 1

t1641845897ac.jpg
t1641845897ad.png


Приложение 2

И вот,

громадный,

горблюсь в окне,

плавлю лбом стекло окошечное.

Будет любовь или нет?

Какая —

большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

должно быть, маленький,

смирный любёночек.

Она шарахается автомобильных гудков.

Любит звоночки коночек.



Отрывок из поэмы Маяковского "Облако в штанах"


Мне холодно. Прозрачная весна

В зеленый пух Петрополь одевает,

Но, как медуза, невская волна

Мне отвращенье легкое внушает.

По набережной северной реки

Автомобилей мчатся светляки,

Летят стрекозы и жуки стальные,

Мерцают звезд булавки золотые,

Но никакие звезды не убьют

Морской воды тяжелый изумруд.





Осип Мандельштам

Мне холодно. Прозрачная весна…

Если б так поэта измучила, он

Любимую на деньги б и славу выменял,

А мне ни один не радостен звон,

Кроме звона твоего любимого имени.



И в пролет не брошусь, и не выпью яда,

И курок не смогу над виском нажать.

Надо мною, кроме твоего взгляда,

Не властно лезвие ни одного ножа.









Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Лиличке!»


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.