Игра как важное средство воспитания младших школьников с ОВЗ Подготовила : Симагова елена юрьевна г. Магнитогорск 2021 год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4» города Магнитогорска
Игра – один из основных видов воспитания младших школьников с овз. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи: ● Развитие познавательной деятельности ребёнка ; ● Развитие эмоционально- волевой сферы; ● Обогащение представлений об окружающем мире; ● Формирование коммуникативных навыков; ● Формирование культурного поведения; ● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики; ● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Для решения поставленных целей и задач во внеурочное время с детьми с ОВЗ используются следующие игры: а) – дидактические; б) – сюжетные; в) – ролевые; г) – театрализованные; д) – подвижные; е) – конструктивные.
Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям: 1). Игра должна содействовать сплочению коллектива. 2). Иметь познавательное значение. 3). Активизировать общественную деятельность учащихся. 4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры. 5). Создавать условия для детского творчества. 6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».
При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если это подвижные игры), выполнить которые нелегко. Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.
Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли.
Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья («Победила дружба»). Он должен быть ярким, эмоциональным, содержательным.
В играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. Игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов как внимание и память.
Также При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника с ОВЗ. Необходимо также помнить о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей с ОВЗ, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, помогать ребенку овладевать процессами анализа, сравнения, абстракции, обобщения.
В игре дети с ОВЗ должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнований, что повышает активность детей.
в процессе игры реализуются и здоровьесберегающие технологии. Постоянная смена деятельности (формы работы) способствуют снятию как физической, так и моральной нагрузки, ребенок с ОВЗ больше двигается, чаще переключает внимание, что также способствует снятию напряжения.
Чтобы заинтересовать и привлечь внимание учащихся с Овз (на организационном этапе), можно использовать следующие приёмы: - красочное объявление; - плакаты; - пригласительный билет; - приглашение-письмо, открытку, визитку и т.д.
В заключении , я могу сказать, что использование игр как средства воспитания необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников с овз к внеурочной деятельности.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как средство воспитания и передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
Наталья